Курсовая работа: Египет в ближневосточной политике США (1952-1981 гг.)
Курсовая работа: Египет в ближневосточной политике США (1952-1981 гг.)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра международных отношений
ЕГИПЕТ В БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ США (1952-1981 ГГ.)
Курсовая работа
Одеса - 2004
Содержание:
Введение………………………………………………………………………..3
Раздел 1.Формирование египетского направления в
ближневосточной политике США (1952-1955)……………………………7
Раздел 2.Роль советского фактора в американо-египетских
отношениях (1956-1970 гг)…………………………………………………….
Раздел 3.Эволюция американо-египетских отношений в период президентства А. Садата (1971-1981)…………………………………………
Заключение........
Список использованных источников…………………………………………………
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению египетского фактора в Ближневосточной политике США в 1952-1981 гг.
Актуальность темы заключается в том, что в украинской научной литературе и международной публицистике содержится несколько публикаций на эту тему, в основном принадлежащих представителям одесской школы международников. Автор считает целесообразным рассмотреть некоторые аспекты американо-египетских отношений в указанный период с учетом геополитических изменений, которые произошли в мире за последние 15 лет.
Политика США в отношении Египта в 1950-70–е годы оказывала глубокое воздействие на ближневосточную политику в целом. Стратегические цели США в отношении Египта на протяжении рассматриваемого периода были неизменными: воспрепятствовать углублению египетской антимонархической революции 1952 г., подчинить Египет своему политическому и экономическому влиянию, сохранить и укрепить в этой стране американские позиции, превратить ее в союзника США, изолировать от Советского Союза. Арабо-израильская война 1967 г., изменила стратегию США не только в регионе, но и по отношению к Египту.
Соединенные Штаты Америки активно использовали начавшуюся внутри- и внешнеполитическую переориентацию, начавшуюся после смерти президента Египта Г. А. Насера в 1970 году для закрепления отхода АРЕ от социалистической ориентации и для реставрации там капитализма. США своей политикой добились изоляции Египта от других арабских государств, укрепление американских позиций, привели Египет на путь сепаратных сделок с Израилем, односторонних уступок Телль-Авиву в ущерб Египта и всех арабов. Закономерным итогом капитулянского курса египетского руководства стало подписание кэмп-дэвидских соглашений и сепаратного «мирного договора» с Израилем.
В этой связи предметом исследования данной работы являются международные отношения на Ближнем Востоке. Под объектом понимается египетское направление в ближневосточной политике США.
Цель курсовой работы - рассмотреть механизм формирования политики США по отношению Египта с учетом интересов США и СССР в Ближневосточном регионе.
При этом решались следующие задачи:
1.Рассмотреть проблему формирования египетского направления и места Египта в ближневосточной политике США.
2.Определить уровень советско-американского противостояния в регионе и его влияния не американо-египетские отношения.
3.Раскрыть причины изменения внешней политики Египта и показать его составляющие в постнасеровский период.
Источниковая база в данном исследовании представлена документами и материалами- договорами, соглашениями и протокольными записями переговоров, опубликованными, в основном, в специализированных журналах и средствах массовой информации а также мемуарами глав государств.
Историография по изучению поставленной проблемы представлена трудами советского периода, российскими, отечественными и зарубежными ученными, политологами и дипломатами.
В монографии В.И. Нагайчука исследуется политика США в отношении Египта в 1952-1967гг.,т. е. период важный в плане эволюции ближневосточной тактики США, когда она приобрела ярко выраженный неоколониалистский характер и в ней наметились и утвердились новые направления, получившие развитие в 70-е годы. В работе предпринимается попытка проследить эволюцию тактической линии США в отношении Египта и выявить основные факторы, определившие ее. При этом особое внимание уделяется рассмотрению сотрудничества между Египтом и Советским Союзом, которое оказало существенное воздействие на политику США в отношении этой арабской страны. Достаточно систематизировано проанализированы основные направления политической, торгово-экономической и идеологической экспансии США в арабских странах в 1945-1960гг., относятся монография О.Э. Тугановой, вышедшая в 1960г., и коллективный труд ученых Института востоковедения АН СССР « Политика США на Арабском Востоке» (М., 1961), в одном из разделов которого обстоятельно исследуется американская политика в отношении Египта.
В 60—70-е годы советская историография ближневосточной политики США пополнилась новыми исследованиями. В числе работ, имеющих непосредственное отношение к теме данной монографии, можно назвать в первую очередь исследования И. П. Беляева, А. К. Кислова, Л. И. Медведко, А., Е.М. Примакова и О. Э. Тугановой, в которых наряду с анализом неоколониалистской стратегии и политики США на Ближнем Востоке в 50—70-е годы рассматриваются конкретные аспекты политики Вашингтона в отношении Египта[1]. Особо необходимо отметить монографию академика Е. М. Примакова «Анатомия ближневосточного конфликта», в которой важное место отводится анализу основных этапов политики США в отношении Египта в указанное время. Ценный фактический материал содержится в ряде документально-публицистических работ И. П. Беляева, Т. Колесниченко, Е. М. Примакова и П. Е. Демченко, в которых вскрывается подоплека «шестидневной войны» 1967 г., разоблачается истинная роль Соединенных Штатов в организации и подготовке. В работах В. А. Кременюка и Е. М. Примакова анализируется военно-политическая и дипломатическая деятельность США на Ближнем Востоке в периоды кризисов[2].
Хронологические рамки работы охватывают период с 1952 г., с до 1981- гибели А. Садата.
Структура работы состоит из «введения», трех разделов и «заключения». В первом разделе было показано формирование египетского направления в ближневосточной политике США. Во втором разделе было В третьем разделе было показана эволюция американо-египетских отношений в период президенства А. Садата(1971-1981).
Раздел 1.
Формирование египетского направления в ближневосточной политике США (1952-1955).
В ночь с 22 на 23 июля 1952 года части египетской армии выступили против режима короля Фарука и захватили власть в стране. Восстание было поднято тайной организацией «Свободные офицеры». Номинально лидером египетской революции 1952 года был генерал Мухаммед Нагиб, однако подлинным ее руководителем стал полковник Гамаль Абдель Насер, который в апреле 1954 года занимал должность премьер-министра, а несколько месяцев спустя сместил Нагиба и занял пост президента новой республики.
Патриотическому режиму, созданному «Свободными офицерами» в результате июльских событий 1952 года, досталось тяжелое наследие. Дореволюционный Египет хотя и считался формально независимым государством, но входил в сферу влияния английского империализма. В результате многолетнего господства колонизаторов и местных реакционных классов Египет представлял собой крайне отсталую страну с примитивным сельским хозяйством и неразвитой промышленностью, страну нищенского уровня жизни подавляющего большинства населения и резких социальных контрастов.
Еще до начала революции подполковник Насер отдавал себе отчет в том, что выступить против британского владычества без сильной поддержки — значит обречь себя на неминуемую гибель и политическую, и даже физическую. Поэтому вполне логичным было его негласное обращение к американцам незадолго до переворота 23 июля 1952 года с просьбой о поддержке возглавляемой им организации «Свободные офицеры», когда та возьмет власть в Египте. Посол США в Каире Джефферсон Кэффери ходатайствовал о помощи Насеру перед Вашингтоном. Ну а за реализацию задачи взялось ЦРУ. Для США это был шанс укрепить свое влияние на Ближнем Востоке, т. к. еще после второй мировой войны этот регион занял одно из ключевых мест в глобальной стратегии США. В апреле 1946 г. тогдашний президент США Г. Трумэн назвал его регионом, имеющим «важное экономическое и стратегическое значение». В 1951 г. генерал Д. Эйзенхауэр в своем выступлении перед сенатом США заявил, что «нет в мире стратегически более важного района, чем Ближний Восток». Вашингтон всегда придавал особое значение тому обстоятельству, что Ближний Восток находится в непосредственной близости от южных границ Советского Союза и восточноевропейских социалистических государств. Оценивая стратегическую важность Ближнего Востока, американские, геополитики неизменно учитывали также фактор ближневосточной нефти, значение которого для Соединенных Штатов в послевоенный период непрерывно возрастало. В 1949 г. запасы нефти на Ближнем и Среднем Востоке составляли 41 % всех разведанных нефтересурсов капиталистического мира. Особое место в стратегических планах США (включая экономическую экспансию) на Ближнем Востоке в послевоенный период отводилось Египту как самой большой по численности населения и наиболее развитой в промышленном отношении стране арабского мира, занимающей к тому же исключительно важное стратегическое положение на стыке Арабского Востока и Африки. Президент США Д. Эйзенхауэр особо отметил «центральное место» Египта в международной политике на Ближнем Востоке, назвав проходящий по его территории Суэцкий канал «жизненно важным путем Западной Европы на Восток». И если пентагоновских генералов Египет привлекал своим выгодным стратегическим положением, то американские монополии он манил к себе богатыми природными ресурсами, емким рынком сбыта, обилием дешевой рабочей силы.
Место и роль Египта в ближневосточной политике США в значительной степени определялись также тем, что в послевоенный период эта страна превратилась в один из главных очагов антиимпериалистического движения на Ближнем Востоке, и Соединенные Штаты прилагали все усилия к тому, чтобы потушить этот очаг. Поэтому «блоковая» политика США, направленная на создание в ближневосточном регионе проимпериалистических военно-политических группировок и имевшая ярко выраженную антисоветскую направленность, неизменно строилась вокруг Египта. По оценке многих западных авторов, внешнеполитическое руководство США довольно благожелательно отнеслось к июльскому перевороту 1952 г. и склонно было считать, что в лице нового режима оно приобрело надежного союзника. Оптимизм официального Вашингтона в отношении своих перспектив в Египте еще более усилился после того, как генерал М. Нагиб был объявлен верховным главнокомандующим египетской армии и вождем революции, а премьер-министром Египта был назначен А. Махир. Оба они были известны своими антианглийскими и проамериканскими настроениями. Не случайно выступая на пресс-конференции 4 сентября 1952 г., государственный секретарь США Д. Ачесон заявил, что американо-египетские отношения «вступают в новую эру», поскольку «связи между Египтом и США становятся более дружественными и прочными»[3].
Позиция, занятая М. Нагибом в вопросах внешней политики, внушала Вашингтону определенные надежды на то, что новое египетское руководство будет способствовать вовлечению Египта в прозападные военные группировки, усилению политического влияния и экономических позиций США в этой стране. В первые же месяцы после прихода к власти генерал Нагиб предпринял ряд шагов, которые были расценены как проамериканские. В интервью иностранным корреспондентам в августе 1952 г. он заявил, что Египет придает большое значение организации военного пакта в районе Ближнего Востока и намерен обратиться за военной помощью к США. Несколько позже египетское правительство действительно запросило у США военную помощь и приняло решение об увеличении египетской военной миссии в США. 19 сентября 1952 г. генерал Нагиб принял участие в торжественной церемонии по случаю открытия американского информационного центра в Александрии и выступил там с хвалебными словами в адрес американской политики в отношении Египта[4].
Всё это было одобрительно воспринято в Вашингтоне. «Политические цели и практические шаги нового египетского режима таковы, что они заслуживают нашего полного одобрения. Мы считаем, что этот режим заслуживает поддержки западных держав»,— такова была официальная оценка политики египетского правительства госдепартаментом США. Также весьма благосклонно правящие круги США отнеслись к первому наиболее важному и прогрессивному мероприятию революционной власти- аграрной реформе. Закон был принят 9 сентября 1952 года. Он учитывал максимум частного землевладения в 200 федданов (84 гектара) излишки подлежали реквизиции за выкуп и продаже среди малоземельных крестьян. Подрыв политических и экономических мощи феодалов и сторонников монархии отвечал интересам США, поскольку эта категория населения была социальной опорой Англии. В Вашингтоне рассчитывали, что реформа позволит египетскому правительству укрепить свое положение и более свободно осуществить проамериканский внешнеполитический курс .
30 июля 1952 года был принят закон об акционерных пошлинах, согласно которому иностранцам разрешалось владеть 51 % их капитала вместо 49%. Затем в апреле 1953 и сентябре 1954 гг. египетское правительство предприняло еще более льготные условия для вложения иностранного капитала в различные отрасли экономики Египта. Эти шаги успешно поддерживались правящими кругами США. Хотя создание благоприятного инвестиционного «климата» тем не менее не вызвало ожидаемого притока иностранного капитала (из-за нестабильности внутреннего положения в Египте). За 5 лет С 1952 по 1956гг. американские частные инвестиции в Египте увеличились с 46 млд. До 72 млд. долларов[5].
С приходом к власти в начале 1953 г. республиканской администрации Д. Эйзенхауэра политика США в отношении Египта заметно активизировалась. Эйзенхауэр придавал большое значение укреплению позиций США в Египте. При этом преследовались конкретные цели: обеспечить эволюцию египетского руководства в желательном для Вашингтона направлении, выработать тактику « нейтрализации» Г.А. Насера на случай возникновения конфликтной ситуации.
В период своеобразного «двоевластия» в Египте в 1952-1954 гг ( когда власть делили между собой М Нагиб и Г.А, Насер) контакты между Вашингтоном и Каиром по свидетельству М. Коулленда, осуществлялись по двум каналам: официальному- с М. Нагибом через американского посла в Египте ДЖ. Кэффери, и неофициальному- с Г.А. Насером через сотрудника посольства США в Каире У. Лэйкленда. Однако все наиболее важные вопросы двусторонних отношений решались по неофициальному каналу, т.е. с Г.А. Насером[6].
В мае 1953 г. Каир посетил госсекретарь США Дж. Ф. Далесс, который совершал поездку по странам Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Визиту Дж. Ф. Далесса предшествовала «зондирующая» поездка в Каир некого С. Мида, пользовавшегося репутацией одного из ведущих в военной разведке США «специалистов» по осуществлению подрывных акций в афро-азиатских странах. В мае 1953 г. столицу Египта посетил специальный посланник Д. Эйзенхауэра по экономическим вопросам Кельбертон, а в июле переговоры с М. Нагибом вел другой специальный посланник президента – Э. Джонсон[7].
Интенсивные политические и экономические контакты между Вашингтоном и Каиром сопровождались активным идеологическим проникновением США в Египет. В этот период американские специалисты оказывали консультативную «помощь» египетскому Министерству национальой ориентации и органам массовой информации в вопросах организации и техники пропаганды. В 1953-1954 гг. эксперты из США принимали участие в подготовке и проведении опросов общественного мнения в Египте. Между тем резидент ЦРУ, по свидетельству того же М. Коулиэнда, осуществил собственные « опросы общественного мнения»: с помощью широкой сети осведомителей он собирал свединия о взглядах и настроениях местного населения. Цель таких исследований определить степень восприимчивости египтян к советскому коммунизму.