Курсовая работа: Диссертация как вид научного произведения
2. Композицию-упорядочение вопросов, составляющих проблему. Поставленные вопросы, раскрывающие сущность проблемы, должны рассматриваться в такой последовательности, чтобы каждый предыдущий вопрос создавал основу для последующего, который в свою очередь как бы органично вытекал из предыдущего. Таким образом, композиция проблемы представляет собой ряд рубрикаций: тема (формулировка, выражающая сущность проблемы); основные вопросы проблемы (главы) рассматриваемой темы, которые могут подразделяться на вопросы, более детально раскрывающие содержание проблемы.
3. Определение границ исследования, т.е. установление таких рамок, которые бы позволили целесообразно сосредоточить усилия диссертанта и, не уходя от главной идеи, дали бы возможность раскрыть целевые установки и основные вопросы работы. При установлении границ исследования необходимо максимально избегать повторения известного.
Оценка проблемы содержит следующее.
1. Выявление всех условий для решения проблемы: выбор методов, способов, приемов, методик и средств исследования, а также возможностей проведения эксперимента. Это позволит диссертанту определить его научный потенциал и спланировать распределение времени, сил и средств.
2. Выявление наличных возможностей и предпосылок решения проблемы. Этим предполагается установление порядка исследования, т.е. что рассматривать в первую очередь, во вторую и последующие.
Отсутствие возможности решить по каким-либо причинам очередной вопрос не должно тормозить процесс исследования. В этом случае, используя наличные возможности, целесообразно перейти к последующим исследованиям, пока не создадутся условия для решения оставшегося вопроса.
3. Когнификацию - выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для разрешения проблемы. Необходимо тщательно проверить степень разработки материалов по данной проблеме и наличие источников информации по вопросам предстоящих изысканий.
4. Квалификацию проблемы, т.е. отнесение ее к тому или иному типу: неразработанная, слабо разработанная, требующая до-исследования. Диссертанту целесообразно соизмерить свои возможности в соответствии с принадлежностью проблемы к определенному типу.
5. Возможность замены любого вопроса другим и поиски альтернативных вопросов.
Обоснование проблемы предполагает следующее.
1. Установление содержательных связей данной проблемы с другими. Это означает, что необходимо точно выявить степень связи проблемы со смежными областями исследований.
2. Актуализацию - приведение доводов в пользу реальности проблемы, необходимости ее постановки и важности решения. Обоснование актуальности проблемы предполагает доказательства, вытекающие из потребностей теории и практики.
3. Выдвижение возражений против проблемы, т.е. постановка таких вопросов, которые по своему значению будут противоположными данной проблеме.
4. Экспликацию, или определение понятия проблемы. Уже в начальной стадии исследования целесообразно уточнить и ввести в обращение определенные понятия, термины, выражения, сокращения как общепринятого в науке порядка, так и относящиеся к данной области исследования. Все это необходимо согласовать с официальными документами: справочниками, ГОСТ и др. Такая установка исключает возможные недоразумения и облегчает работу исследователя.
5. Перекодировку, т.е. перевод содержания проблемы на предметно-научный язык, доступный для всех, кому предназначаются результаты исследований. Зачастую при изысканиях диссертантам приходится сталкиваться с работами, язык которых предназначен для специалистов узкой принадлежности, но их положения необходимы для обоснования избранной проблемы.
При рассмотрении содержательных признаков проблем очень важно не упустить из виду, что последние могут быть мнимые и реальные. Мнимые проблемы рассматриваются как:
1) «уже не проблемы»;
2) «еще не проблемы»;
3) «вообще не проблемы».
«Уже не проблемы» - это проблемы, решенные, но считающиеся еще нерешенными.
«Еще не проблемы» - проблемы, возникающие задолго до того, как созревают условия (предпосылки) для их решения.
«Вообще не проблемы» - это такие мнимые проблемы, проблемы-фикции, для которых не существует решений.
Квалифицированно отличить реальные проблемы от мнимых помогают три группы критериев:
1) объективные критерии;
2) критерии соответствия;
3) формально-логические критерии.
Объективные критерии:
• критерий существования требует определить, является ли реальной проблема, которая исследуется;
• критерий отношения помогает различать проблему по тому, верно ли задается ею связь между реальными объектами, предназначающимися для исследования;
• критерий субординации определяет истинность проблемы по тому, верно или неверно выявлено соподчинение содержания ее вопросов;
• критерий адекватности предполагает установить, соответствует ли заключение о наличии в проблеме исследования неизвестного действительному состоянию знаний в этой области;
• критерий необходимости устанавливает наличие реального или прогнозируемого противоречия, заключенного в предполагаемой для исследования проблеме.
Критерии соответствия:
• критерий предпосылок предполагает наличие в основе проблемы таких реальных возможностей (предпосылок) , которые послужили бы базой для ее решения;
• критерий преемственности требует, чтобы проблема была поставлена и реализована во взаимосвязи с ранее накопленными в этой области знаниями. Накопленные знания - ее фундамент.
Формально-логические критерии:
• критерий проверяемости предписывает различать те вопросы, которые являются составляющими элементами проблемы. На основе этого критерия выявляются осмысленные, целесообразные вопросы и ненужные;
в критерий истинности требует проверки вопросов по тому, истинно ли суждение, которое является основой данного вопроса проблемы. В соответствии с этим критерием определяется правильность постановки тех или иных вопросов в проблеме. Использование описанных выше критериев способствует целесообразности построения работы исследователей в стадии оценки избранных проблем, избежание ошибок при этом. Кроме того, большие возможности распознавания мнимых проблем заключены в коллективной форме принятия решения о необходимости изучения определенных проблем. В обсуждении предстоящих для исследования проблем принимают участие все научные подразделения. На основе результатов такого обсуждения может издаваться перечень-справочник перспективных проблем вуза, НИУ, нуждающихся в исследовании в планируемом периоде.
Но даже в этом случае могут быть допущены ошибки в оценке проблем, что можно было бы избежать, если бы действовала специально назначенная и постоянно действующая группа при научно-исследовательском отделе вуза (учреждении). Главными ее обязанностями могли бы быть разработка, оценка и прогнозирование этих проблем, определение возможностей их решения и ожидаемых результатов исследования и др.
Перспективна система защиты самой проблемы (темы), выбранной исследователем. В этом случае было бы целесообразно специальным оппонентам делать опровержение тезисов аргументов, вопросов исследования, выдвигаемых диссертантом, защищающим проблему. На данном этапе функция, в некотором роде аналогичная рассматриваемой, выполняется советом вуза, НИУ при утверждении тем в качестве кандидатских и докторских диссертаций. Таким образом, ознакомление с предлагаемым комплексом вопросов, связанных с постановкой и оценкой проблем, а также изучение их определительно-содержательных признаков вытекают из потребностей науки и практики и являются объективной необходимостью деятельности исследователей.
Следующим базовым понятием, необходимым для организации диссертационных исследований, является понятие «цели». При этом важно прояснить сходство и различие в употреблении понятий ценности и цели - эти две категории часто упоминаются вместе. Цель (от гр. «телос» - результат, завершение) - осознанное предвосхищение результата деятельности. В общем виде цель можно определить как «то, ради чего». Высокая значимость-ценность какого-то объекта в глазах данного человека может побудить его стремиться к обладанию им. Таким образом, ценность как переживаемое отношение и цель как предвосхищенный результат деятельности могут замыкаться на одних и тех же объектах, но располагаются в различных плоскостях рассмотрения.
В теории управления считается необсуждаемым постулатом наличие у любой системы определенной цели, ведь только при этом условии можно строить стратегию и тактику деятельности. Однако только для искусственной системы деятельность полностью определяется заранее известной целью, заданной извне, как, например, для самолета или радиоприемника. Человек может ставить себе цели и порой делает это, но по отношению к ценностям личности его цели имеют второстепенное значение, как в свою очередь средства по отношению к целям.
Личность скорее ощущает свои ценности, чем сознает свои цели. В процессе развития она вырабатывает ценности, нормы и идеалы, которые и определяют ее путь. Некоторые философские школ вообще отвергают категорию цели. В частности, прагматизм не считает человеческое поведение целенаправленным. Экзистенциализм отрицает не вообще цель и не целеполагание как таковое, он отрицает объективную обусловленность цели человеческого поведения в этом абсурдном мире и отдает целеполагание самому субъекту [б].
Некоторые насущные ценности, составляющие повседневное условие существования личности, сводятся ею в представление о норме. Со стороны представляется, что вероятность осуществления нормы оценивается человеком как высокая. Идеал же - это некоторая конструкция, состоящая из горячо желаемых ценностей, вероятность обладания которыми невелика. Такая конструкция может быть намечена лишь схематично, поскольку она является результатом заострения в воображении черт подлинной реальности.
Работа идеализации происходит постоянно и бессознательно относительно различных черт, сторон, аспектов жизнедеятельности, в частности, и способа существования в целом. Человек обычно отдает себе отчет в том, что вероятность достижения идеала мала, но желание достичь его настолько велико, что стремление к нему, сознательное или бессознательное, происходит постоянно. Иногда приходится обманываться, принимая за воплощение идеала нечто, сходное с ним лишь по несущественным внешним признакам.
Ценности принадлежат не одному только сознанию, но всей целостности личности, в них много бессознательного. Обычно они только смутно ощущаются. В понятии цели, напротив, существен аспект осознанности: человек может задавать цели себе самому, другим людям или искусственным устройствам; приписывать цели реальным людям, сообществам, природным или даже вымышленным объектам. В вероятностной среде цели могут изменяться в процессе взаимодействия личности с ее окружением, так как они (в норме) постоянно поверяются ценностями.
Глубина диалектико-материалистической трактовки понятия цели раскрывается в теории познания, в которой показывается взаимосвязь понятий цели, оценки, средства, целостности (и ее «самодвижения»). Изучение взаимосвязи этих понятий показывает, что в принципе поведение одной и той же системы может быть описано и в терминах цели или целевых функционалов, связывающих цели со средствами их достижения (такое представление называют аксиологическим), и без упоминания понятия цели, в терминах непосредственного влияния одних элементов или описывающих их параметров на другие, в терминах «пространства состояний» (или каузально). Поэтому одна и та же ситуация в зависимости от склонности и предшествующего опыта исследователя может быть представлена тем или иным способом. В большинстве практических ситуаций лучше понять и описать состояние системы, и ее будущее позволяет сочетание этих представлений.
Анализ определений цели и связанных с ней понятий показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа, в понятие «цель» вкладывают различные оттенки - от идеальных устремлений до конкретных целей конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени, формулируемых иногда даже в терминах конечного продукта деятельности. В некоторых определениях цель как бы трансформируется, принимая различные оттенки в пределах условной «шкалы» - от идеальных устремлений к материальному воплощению, конечному результату деятельности. Противоречие, заключенное в понятии «цель», необходимость быть побуждением к действию, «опережающей идеей» и одновременно материальным воплощением этой идеи, т.е. быть достижимой, - проявлялось с момента возникновения этого понятия: так, древнеиндийское «артха» означало одновременно «мотив», «причину», «желание», «цель» и даже - «способ». В русском языке вообще не было термина «цель». Этот термин заимствован из немецкого и имеет значение, близкое к понятию «мишень», «финиш», «точка попадания».
В реальных ситуациях необходимо оговаривать, в каком смысле на данном этапе рассмотрения системы используется понятие «цель», что в большей степени должно быть отражено в ее формулировке - идеальные устремления, которые помогут коллективу, принимающему решение, увидеть перспективы или ре-Йпьные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к желаемому будущему. Таким образом, в общенаучном плане цель - это качественная категория, представляющая собой идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Данное определение детализируется в различных подходах. В кибернетическом аспекте цель - это некий будущий результат деятельности кибернетической системы, достигаемый с помощью принципа обратной связи. На этой основе предложен ряд определений понятия цели: например, «цель -желаемый результат деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени». Таким образом, можно заключить, что цель представляет собой сложную функцию желаемого результата деятельности, удовлетворяющую следующим требованиям:
• комплексность - описание желаемого результата должно охватывать наибольшее число проблемных ситуаций;
• согласованность - непротиворечивость компонент, входящих в функцию цели;
• реальность - возможность ее практической реализации, в противном случае она не должна учитываться в процессе принятия решения;
• системность - увязка со всеми другими задачами данной проблемной ситуации.
При этом учитывая, что наиболее распространенным способом представления целей в системах организационного управления являются древовидные иерархические структуры («деревья целей»), рассмотрим основные рекомендации по их формированию.
1. Приемы, применяющиеся при формировании древовидных иерархий целей, можно свести к двум подходам: а) формирование структур «сверху» - методы структуризации, декомпозиции, целевой или целенаправленный подход; б) формирование структур целей «снизу» - морфологический, лингвистический, тезаурусный, терминальный подход; на практике обычно эти подходы сочетаются.
2. Цели нижележащего уровня иерархии можно рассматривать как средства для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они же являются целями для уровня нижележащего по отношению к ним; поэтому в реальных условиях одновременно с использованием философских понятий «цель», «подцель», удобно разным уровням иерархической структуры присваивать различные названия, типа «направления», «программы», «задания», «задачи» и т. п.
3. В иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как бы смещение «шкалы» от цели-направления (цели-идеала, цели-мечты) к конкретным целям и функциям, которые на нижних уровнях структуры могут выражаться в виде ожидаемых результатов конкретной работы с указанием критериев оценки ее выполнения, в то время как на верхних уровнях иерархии указание критериев может быть либо выражено в общих требованиях (например, «повысить эффективность»), либо вообще не приводится в формулировке цели.
4. Для того чтобы структура целей была удобной для анализа и организации управления, к ней рекомендуется предъявлять некоторые требования: разбиение на каждом уровне должно быть соразмерным, а выделенные части логически независимыми; признаки декомпозиции (структуризации) в пределах одного уровня должны быть едиными; число уровней иерархии и число компонентов в каждом узле должно быть (в силу гипотезы Миллера или числа Колмогорова) К = 7 ± 2. Эти требования не всегда совместимы, и на практике необходимо искать компромиссы.