скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Ценовая политика государства

Регулируемые цены в свою очередь могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).

Регулированию подлежат цены:

1) на продукцию предприятий-монополистов;

2) базовых ресурсов: топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, полезные ископаемые и т.д. Перечень ресурсов, цены на которые регулируются, строго специфичен для каждой страны и должен утверждаться законодательно;

3) имеющие большое социальное значение: потребительские товары первой необходимости, общественный транспорт, квартплата и т.д.

Фиксированные цены устанавливаются государством или существующими органами ценообразования. Никто – ни производители, ни покупатели не имеет права их нарушать. Такие цены обычно устанавливаются в плановом хозяйстве, однако они имеют место и в рыночной системе.

Договорные цены – это те же рыночные свободные цены, но в первой степени ограничения их свободы. Первой степенью ограничения называются определенные условия ценообразования, выработанные самими субъектами рынка и утвержденные предварительно – до совершения обмена, а затем закрепленные в договоре, соглашении или контракте. В документе фиксируются заранее оговоренный уровень цен на данный продукт, возможный верхний и нижний пределы цен, возможность возникновения форс-мажорных обстоятельств. 4 Конечно, соглашение о договорных ценах заключается на определенный срок, в течение которого обстоятельства и конъюнктура рынка принципиально не меняются, То есть они более или менее стабильны.

Если анализировать цены с точки зрения сферы хозяйственной деятельности, где они применяются, то можно выделить следующие их виды:

1) оптовые цены цены, по которым продукция реализуется промышленниками крупным торговым организациям – торговым капиталистам, а те, в свою очередь, - другим, более мелким оптовым организациям. Оптовая торговля есть торговля крупными партиями, размер которой определяется для каждого товара индивидуально. Обычно указывается «минимальная партия» в оптовой торговле. Цена такой партии и называется оптовой ценой. Как правило, она ниже розничной;

2) розничные цены это цены, по которым товар продается индивидуальным покупателям. Естественно, розничная цена выше оптовой на величину издержек обращения предприятий розничной торговли;

3) тарифы представляют собой цены на услуги, где учитывается время потребления, качество услуги и объем работы. Тарифы устанавливаются на такие виды услуг, как пользование телефоном, радио, телевидением, за коммунальные и бытовые услуги, почтовую связь, и относятся к ценам, которые регулируются государством;

4) закупочные цены это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельским товаропроизводителями: совхозами, госхозами, фермерскими хозяйствами и населением (продукция личных подсобных хозяйств) государственным и коммерческим организациям для потребления и переработки;

5) мировые цены устанавливаются в международной торговле как результат, во-первых, международного разделения труда и международной специализации производства и, во-вторых, конкуренции отдельных предприятий и даже стран на мировом рынке. Мировые цены складываются под воздействием многих ценообразующих факторов мирового рынка: колебаний валютных курсов, инфляции, изменений соотношения сил на мировом рынке, военных и экономических столкновений, неурожаев, катастроф, конъюнктуры рынка с учетом спроса и предложения.

В зависимости от территории действия различают единые, или поясные, и региональные, или зональные, цены.

Единые, или поясные, цены могут устанавливаться и регулироваться Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти на такие виды товаров и услуг, как газ, нефть и нефтепродукты, электроэнергия и тепло энергия, перевозки пассажиров, услуги почтовой и электрической связи и другая продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления и коммунальные услуги.

Региональные, или зональные, цены включают издержки производства, обращения и реализации, характерные для конкретного региона. Они могут регулироваться органами исполнительной власти субъектов РФ на определенную продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, например на электро- и тепло энергию, газ сжиженный и природный, реализуемый населению, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перевозки пассажиров, оплату жилья и коммунальных услуг населения.

В зависимости от вида рынка различают:

Биржевые цены (биржевые котировки) используются при продаже товаров через биржи. Это цены специально организованного в отличие от аукционов, постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок, шерсть, пиломатериалы и т.д.), цветные и драгоценные металлы и пр.

Цены торгов применяются при особой форме торговли, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный. Отличительной чертой такой формы торговли является наличие нескольких продавцов и одного покупателя. Так как на торгах складывается высокий уровень конкуренции среди продавцов, цены в этих условиях на сопоставимые виды товаров и услуг, как правило ниже чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным коммерческим контрактам.

          Цены товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависят от мастерства лица, проводящего аукцион.

По времени действия цены классифицируют следующим образом.

Постоянные цены не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту или договору.

Текущие цены применяются при поставке продукции в данный период времени. Они могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка.

Скользящие цены устанавливаются при торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления. Они учитывают изменения в издержках производства, происходящих в период создания изделия. То есть это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции (например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.).

В договоре, контракте скольжение цены может быть предусмотрено не на весь срок действия договора (контракта), а на более короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора), так как в течении этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполнения заказа.

Сезонные цены действуют в течение определенного периода времени.

Ступенчатые цены отражают последовательное снижение цен продукции по предварительно принятой шкале.

Классификация цен, используемых в статистике и учете, имеет важное практическое значение, поскольку с помощью информации о ценах можно сопоставлять результаты, аналитические исследования, показатели статистического наблюдения, изучать сложные явления ценообразования и функционирования цен. К ценам, используемым в учете и статистике, относят индексы цен (индексы потребительских цен), действующие (текущие), средние, сопоставимые и неизменные цены. Они позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять изменения физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий (компаний, ассоциаций, организаций, объединений, фирм).

Существуют и иные критерии классификации цен (Схема 2).


ВСЕ ЦЕНЫ

 
СХЕМА 2


Для сырья

 

Для производственно-технических товаров

 

Для товаров народного потребления

 
-


3. ПОКАЗАТЕЛИ АБСОЛЮТНОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО РОСТА ЦЕН И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ УРОВЕНЬ

Важным этапом при статистическом анализе применяемых цен является оценка уровня цен.

Уровень цен – это обобщающий показатель, характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров (продукции, работ и услуг), отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени на конкретной территории и конкретном предприятии.5 Уровень цен может определяться прямым сопоставлением цен данного (текущего) и какого-либо базисного периода по одинаковой или сходной продукции (то есть по близким потребительским свойствам товаров) с применением соответствующих корректирующих коэффициентов. Таким образом, осуществляется прямое измерение динамики цен по изменениям их уровня.

От уровня цен непосредственно зависят размеры: выручки хозяйствующих субъектов от продаж продукции (работ, услуг), расходов населения на приобретение потребительских товаров и услуг, инвестиций предприятий, затрат в текущем производстве на приобретение материальных ценностей и оплаты услуг производственного характера.

Для анализа уровня цен в практике ценообразования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам, которые показывают их обобщенные характеристики. Средняя цена будет являться абсолютным показателем уровня цен.

Простая средняя арифметическая цена рассчитывается по следующей формуле:

                     S Цi

Цср.арифм. = ,

                     S Оi


где Цi – цена товара; Оi – его объем.

Однако данная формула применяется редко, поскольку в ней не учитываются различия в составе товара.

Для анализа уровня цен наиболее широко применяют среднюю хронологическую, среднюю хронологическую взвешенную, среднюю арифметически взвешенную, среднюю гармонически взвешенную цены.

Средняя хронологическая цена рассчитывается по следующей формуле:

                      (Ц1/2 + Ц2 + Ц3 + Ц4 + … + Цt/2)

Цср.хрон. = ,

                               t – 1

где Ц1, Ц2, Ц3, …, Цt цены определенного периода (на начало (или конец) каждого месяца); t – число месяцев в определенном периоде.

Эта формула может применяться в случаях, когда периоды регистрации цен равнозначно отдалены друг от друга, то есть, средняя хронологическая цена формируется из цен, наблюдаемых последовательно во времени. Как правило, указанная формула используется в основном при расчете средней цены в целом за год (или полугодие). Средняя хронологическая цена может применяться при наблюдении цен на рынках, в уличной торговле, у поездов дальнего следования и т. д.

Средняя хронологическая взвешенная цена применяется в основном в случаях, если даты регистрации цен расположены неравномерно. Она определяется по следующей формуле:

                    S (Цcpi х ti)

Цср.хрон.взв. = ,

                         S ti

где Цcpi – средняя цена за конкретный период; ti – число месяцев в определенном периоде.

Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если регистрируются среднемесячная (среднеквартальная) цена и объем проданных товаров за этот период (или процентные соотношения объемов проданных товаров):

                               S (Ц х О)

Цср.арифм.взв. = ,

                               S О

где Ц – среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара; О – объем проданных товаров в натуральных единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, метрах и др.).

средняя гармоничная взвешенная цена применяется в случаях, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (рублях), соответствующие разным уровням их цен, то есть в качестве весов применяется стоимостный показатель (можно использовать, например, и число дней торговли). Эта средняя цена рассчитывается по следующей формуле:

                       S (Ц х О)

Цср.гарм.взв. = ,

                     S (Ц х О / Ц)

где Ц х О – товарооборот в рублях (цена единицы товара, умноженная на объем его продаж).

Важно подчеркнуть, что помимо изменения номинальных цен, на динамику средних цен значительно влияют неценовые факторы (изменения удельных весов и качества товаров, входящих в данную их группу, ассортимента, географической территории продаж и др.).

С помощью оценки уровня цен кроме определения состояния цен, дифференциации их уровня изучают и закономерности поведения рыночных цен, и взаимное влияние уровней цен различных товаров, соотношения цен.

Широко используется также и расчет общих индексов цен по промышленным и продовольственным товарам, также являющийся основным инструментом анализа уровней цен.

Индексовые оценки применяются для неоднородных товарных групп и отражают относительное измерение, как уже отмечалось, уровня цен товаров во времени или по территориальному признаку, то есть, они являются относительными показателями

Индекс – это экономический и статистический показатель, характеризующий в относительном виде изменение экономических параметров во времени за определенный период и равный отношению конечной величины к исходной. Индекс исчисляется по отношению к базисной величине, соответствующей определенному году (кварталу, месяцу, дню), принятому в качестве точки отсчета.

Наиболее распространены индексы цен промышленного производства, индексы оптовых, розничных, потребительских цен, являющиеся показателями динамики стоимости корзины потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, промышленных и бытовых товаров массового потребления, электроэнергии, топлива и т.д.), индексы стоимости жизни, уровня жизни, темпов инфляции, цен товаров и другие, характеризующие состояние рынка ценных бумаг и покупательной способности единицы национальной валюты.

Для вычисления индивидуального индекса цен какого-либо конкретного товара важно вначале определить его цену за отчетный (текущий) период, а затем за базисный. Индивидуальный индекс цен определяется по следующей формуле:

Ip = Pi1 / Pi0 ,


где Pi0 – цена товара в базисном периоде,

Pi1 – цена товара в отчетном периоде.

В экономической литературе считается, что первый индекс цен был построен итальянским экономистом Карли в 1764 г. Этот индекс был построен по среднеарифметической формуле без применения какой либо системы взвешивания. В 19 веке при построении индексов цен, в основном по агрегатной или соответствующей ей среднеарифметической формуле, статистики начинают использовать систему взвешивания. Возникли две формулы: Ласпейреса (1871г) и Пааше (1874г.). Более широкое практическое применение находят две другие их формы: в формуле Ласпейреса средняя арифметическая форма, в формуле Пааше – средняя гармоническая. Таким образом, в настоящее время в отечественной и зарубежной экономической статистике различают агрегатную, среднеарифметическую и гармоническую формы индексов цен.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.