скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Ценовая политика государства

Курсовая работа: Ценовая политика государства

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.    Трактовка цен в трудовой теории стоимости и теории предельной полезности

1.1 Функции цен

2. Основные виды цен и взаимоотношения между ними

3.    Показатели абсолютного и относительного роста цен и факторы, влияющие на их уровень

4.    Динамика цен в России 1990-2000 гг. и ее анализ. Причины и

механизм роста цен

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях цены и ценообразование становятся одним из основных элементов развития рыночной экономики. Важнейшим условием всех дальнейших экономических преобразований в нашей стране является, прежде всего, целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования. Именно от того, как будет осуществляться механизм ценообразования, зависит целый ряд факторов: разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, реальный переход предприятий с различными формами собственности на самоокупаемость, самофинансирование всего хозяйственного механизма и усиление его воздействия на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений, концернов, ассоциаций, фирм, компаний, организаций).

На основе цен осуществляется оборот общественного продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности, а также производится перераспределение национального дохода путем формирования системы налогообложения

Цены, устанавливаемые на все виды товаров народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, служат, с одной стороны, нормативом производственных затрат и рентабельности, а также прибыльности общественного производства, а с другой – нормативом, активно формирующим потребительский спрос населения на необходимые товары и услуги. В связи с этим цены являются основным экономическим инструментом, отражающим процессы, происходящие в сфере производства, обращения, обмена, распределения, потребления и накопления. Таким образом, цена занимает центральное место в рыночных отношениях, гармонизируя разные экономические интересы производителя (продавца) и потребителя (покупателя), приводя в соответствие спрос и предложение.

Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товара служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор. Покупатели и продавцы используют информацию, получаемую на рынке, чтобы решить, что именно и сколько купить и продать. Цены действуют как сигналы покупателям и продавцам, сообщая информацию о дефиците товаров, услуг, производственных ресурсов.

В цене товара фокусируются материальные интересы продавцов и покупателей, отдельных работников, предприятий, групп предприятий, отраслей общества, государства, региональные и федеральные, национальные и интернациональные интересы.

Ключевая роль цены проявляется прежде всего в том, что она устанавливается собственником товара субъектом хозяйствования и проходит проверку рынком, где и определяется ее окончательный уровень под воздействием рыночных факторов, в отличии от планово директивной экономики, в которой цены устанавливались в централизованном порядке.

Историческое развитие ценообразования в России свидетельствует о постоянном внимании к ценам со стороны государства в связи с тем, что по ряду причин они постоянно росли. Особенно неудержимый рост цен наблюдался в России в связи с переходом функций управления ценообразованием к Правительству. Постоянно проводились реформы цен, разрабатывались научные методы их формирования. И в настоящее время, в условиях рыночных отношений используются принципиально новые подходы к установлению цен, новые методы ценообразования.

Цена в рыночных условиях выступает важнейшим фактором при формировании затрат на производство продукции и ее реализацию. Она также существенно влияет на выручку, рентабельность, прибыль (доход). На цены же в свою очередь влияют сложившиеся уровни системы цен, цены мирового рынка и многие другие факторы.

Через систему цен выражается меновая стоимость продукции предприятий, при этом формирование цены происходит в тесной взаимосвязи с качеством товара, его количеством на рынке, выручкой, налогами, кредитами, страхованием, прибылью и т.д.

Правильно выбранная ценовая политика, профессиональная тактика ценообразования, экономически выверенные методы ценообразования, составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от его организационно – правовой формы. Знание системы и видов цен, реально применяемых на внутреннем и внешнем рынках, умение рассчитать их структуру, позволяют обеспечить максимально возможную прибыль.

Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, рентабельность производства или его убыточность и в конечном счете уровень жизни общества.

Основной целью данной работы является раскрытие понятия цены в различных аспектах, ее экономической сущности, проявляющейся в ее функциях, рассмотрение отдельных видов цен, исследование факторов, влияющих на рост и снижение цен, а также анализ уровня и динамики цен в России.


1. ТРАКТОВКА ЦЕН В ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ И ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

         

Цены являются одной из важнейших экономических категорий как на уровне общества, так и на уровне предприятий и фирм и в особенности на уровне индивидуального потребления. Цены представляют собой единый фундамент обмена – покупки и продажи на всех этапах и фазах общественного воспроизводства. Это очень тонкий и гибкий инструмент управления экономикой.

Цена аккумулирует в себе ряд понятий, составляющих сущность цен и формирующих фундамент товарного рынка как явления. Вот некоторые из этих понятий:

- нужда – это чувство, ощущаемое человеком при нехватке чего-либо. Именно человеческие нужды лежат в основе рыночной деятельности;

- потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем общества и личностью человека. По мере развития общества потребности людей растут количественно и качественно. Изучив нужды и потребности человека (групп или слоев населения) предприниматель (например, производитель определенной продукции) осуществляет целенаправленные действия по выпуску продукции, которая удовлетворяла бы нужды и потребности.

- запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены.

Таким образом, именно в цене на товар выражается нужда в нем, потребность, запрос, целесообразность обмена и т.д.

С точки зрения продавца, цена представляет собой сумму денег, которую он хотел бы получить за товар, и в этом смысле цены на товары тяготеют к объективной экономической категории издержкам производства. С точки зрения покупателя, цена выражает собой сумму денег, которую он вынужден отдавать за товар, представляющий для него определенную ценность, полезность, и в этом смысле цены тяготеют к субъективной экономической категории – полезности. Таким образом, смысл и содержание цены, ее величина тесно переплетаются с двумя глобальными ценообразующими факторами: стоимостью (себестоимостью) и полезностью. Следовательно, можно различить два подхода в методологии ценообразования: классической политической экономии – стоимостный, или затратный (издержки производства) подход, и маржинализма – полезностный подход.

Первый подход производственный, формируется как бы от лица производителей, по большому счету от «предложения». Второй подход – потребительский, формируется со стороны покупателей, следовательно, здесь на цены действует фактор «спроса». Поскольку предложение и спрос формируются под влиянием противостоящих факторов рынка, то и подходы к ценообразованию разные, но и в целом объективные.

Производственный, или затратный, метод опирается на трудовую теорию стоимости. Сторонником данного подхода является А.Смит (1723-1790 гг.) – выдающийся английский экономист, который, разрабатывая экономическую теорию в целом и, беря за основу трудовую теорию стоимости, определил, что цена определяется совокупностью затрат на производство товаров, или издержками производства. Более конкретно: издержки производства плюс определенная, чаще всего средняя, прибыль.

Другим представителем производственного подхода является английский экономист Д. Рикардо (1972-1823 гг.), который очистил экономическую науку от многих заблуждений предшественников и освободил трудовую теорию стоимости от внутренних противоречий. Кроме того, он впервые охарактеризовал понятие общественно необходимых затрат труда и обосновал, что стоимость определяется именно ими.

Величина стоимости измеряется количеством труда, заключенного в продаваемом товаре, при этом разные товаропроизводители на один и тот же товар расходуют разное количество труда. Однако величина стоимости не может измеряться фактическими затратами труда каждого товаропроизводителя, поэтому одинаковые товары имеют равные стоимости на рынке. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем каждого отдельного товаропроизводителя, а теми затратами труда, которые общественно необходимы для производства данного товара.

Под общественно необходимыми затратами труда понимаются затраты, которые требуются для производства данного товара при средних общественных условиях производства данной отрасли (уровне технологии, организации производства и его интенсивности, степени квалификации и профессионального мастерства производителей).

Таким образом стоимость это овеществленный в товарах общественный продукт, вложенный в их производство. Стоимость составляет сущностную основу цены.

Стоимость товара измеряется общественно необходимым рабочим временем, расходуемым на его изготовление на предприятиях при таких условиях производства, при которых выпускается основная масса данного товара. При этом решающее значение для определения стоимости товара имеет рынок, с помощью которого выявляется действительная общественная рыночная стоимость товара.

Рынок показывает, в каком соотношении находятся индивидуальные и общественно необходимые затраты труда. Производители продукции, которые имеют индивидуальные издержки на производство ее единицы меньше, чем общественно необходимые, продавая товар по рыночной стоимости, экономически оказываются в выгодном положении и получают повышенную прибыль; и наоборот, производители, имеющие индивидуальные издержки на производство единицы продукции выше общественно необходимых, не смогут даже возместить свои действительные затраты, так как рыночная стоимость продукции оказывается ниже последних.

Именно через конкуренцию продукции (товаров, услуг) на рынке выявляется ее истинная рыночная стоимость. При этом рынок сводит индивидуальные затраты труда, овеществленные в товаре, к общественно необходимым, показывая их реальную общественную рыночную стоимость.

К. Маркс в своей работе « К критике политической экономии» доводит трудовую теорию стоимости до совершенства: он открывает двойственный характер труда, создающего товар, и двойственность самого товара, историю появления и сущность денег, их роль в товарном хозяйстве; в ней показана необходимость превращения товара в деньги вследствие того, что общественный характер труда, воплощенного в товаре, может проявляться только в обмене.

Теорию стоимости К. Маркс разрабатывает далее в «Капитале». Здесь он разрешает противоречие между определением стоимости товара рабочим временем и реально складывающимися в капиталистическом хозяйстве ценами. Принципиальный сдвиг в ценообразовании связан с переходом от простого товарного производства к капиталистическому. К. Маркс анализирует конкуренцию и открывает два ее вида: внутриотраслевую и межотраслевую. «Конкуренция, капиталистическое производство являются причиной того, что средние условия производства определяют рыночную цену и, таким образом, поднимают ту цену продукта, которая стоит ниже этого среднего уровня, выше цены данного продукта и даже выше его стоимости, а, это, стало быть, не закон природы, а общественный закон»1. Межотраслевая конкуренция приводит к формированию «цены издержек», которая становится центром колебания рыночных цен. К. Маркс формулирует закон движения рыночной стоимости и закон средней прибыли и цены производства. Теория средней прибыли и «цены издержек» представляет собой развитие теории стоимости на более конкретном уровне исследования.

Однако подход к ценообразованию на основе трудовой теории стоимости испытывает значительные трудности в определении цены товаров и услуг, не имеющих трудового происхождения (например, цены земли, природных ресурсов в целом), являющихся простым и понятным всем естественным фактором.

Правда К. Маркс в своей экономической теории объяснял формы земельной ренты и решил задачу, до него никем не решенную – он объяснил механизм производства и расчета величины абсолютной ренты, а вместе с ним и природу «цены» земли..

Трудности возникают и в определении цены товаров и услуг, которые хотя и являются продуктом труда, но возникли благодаря большей или меньшей доле творчества, таланта: музыка, ваяние, живопись, искусство в целом.

При определении сущности цены необходимо также остановится на таких понятиях как цена производства и цена спроса.

Цена производства – часть цены товара, обусловленная издержками производства, равная сумме затрат производства и прибыли производителя (без включения издержек обращения). На цену влияет соотношение спроса и предложения, под воздействием которого она может отклоняться от стоимости в любую сторону. Если спрос значительно превышает предложение, то цена становится больше стоимости, а если предложение намного выше спроса, то цена может быть и ниже стоимости. Таким образом, проявляется тесная взаимосвязь между действием двух законов рыночной экономики – закона стоимости и закона спроса и предложения.

Цена спроса – цена, по которой покупатели товара на данном рынке готовы покупать товар, она зависит от объема спроса, денежных возможностей покупателя и ряда других факторов.

На масштабы спроса влияет ряд факторов, но в первую очередь цена на какой-либо товар. Потребители станут покупать больше товара, если он станет дешевле. Такую связь можно изобразить графически в виде кривой спроса, фиксирующей цену товара и отображающей величину спроса . Каждая точка на этой кривой показывает количество товара, которое потребители хотят купить за соответствующую цену. Если кривая направлена вниз, то это означает, что спрос потребителей на данный товар растет, а цена снижается.

Аналогично можно проанализировать, что происходит на рынке с предложением. Производитель может увеличить выпуск какого-либо товара в том случае, если цена на него будет возрастать. Графически также можно построить кривую предложения. Каждая точка на этой кривой показывает количество товара, которое производители согласны изготовить за соответствующую цену. Если кривая предложения направлена вверх, то это означает, что предложение производителей растет, а цена при этом повышается. Следовательно, более высокая цена побуждает производителей изготавливать больше товаров.

Полезностный подход к ценообразованию опирается на теорию предельной полезности, основателями которой являются Е.Бем-Баверк, Ф. Фон Визер, К.Менгер. Они пытались использовать свою теорию в разработке законов рынка в целом, а также, в частности, ее влияние на спрос, предложение и т.д. Чтобы понять суть данной теории нужно обозначить ее основные предпосылки:

1) как правило, высокая цена на товар препятствует приобретению его покупателем, а низкая цена стимулирует покупку;

2) при одних и тех же размерах дохода потребителя низкие цены создают эффект роста дохода. Реальные доходы потребителя действительно возрастают, а само это явление роста называется эффектом дохода;

3) при потреблении сопряженных товаров снижение цены на один из них будет стимулировать рост его потребления. Он будет замещать собою другие, более дорогие, товары в структуре потребления покупателя, становясь привлекательнее из-за относительной дешевизны. Например, относительная дешевизна говядины ограничивает потребление свинины, баранины, но увеличивает ее собственное потребление. Это явление называется эффектом замещения;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.