скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Ценообразование в учреждениях общественного питания

Курсовая работа: Ценообразование в учреждениях общественного питания

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение среднего специального образования Кооперативный Техникум Тамбовского облпотребсоюза

Курсовая работа

по дисциплине

Экономика отрасли

тема: «Ценообразование в рыночной экономике» (на материалах Сосновского райпо)

Выполнил студент Шуртин М.В.

группа А-40 специальность 230103

«Автоматизированные системы обработки информации и управления»

Форма обучения очная

Руководитель Рукина Т.А.

Тамбов 2009


План

Введение

Глава 1. Ценообразование в рыночной экономике

1.1 Роль цены в рыночной экономике

1.2 Виды цен

1.3 Система ценообразования

1.4 Методы ценообразования

Глава 2. Ценообразование в общественном питании

2.1 Экономическая характеристика (Сосновского райпо)

2.2 Анализ калькуляции столовой Сосновского райпо

Список используемой литературы


Введение

Исторически сложилось, что цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Основой любой рыночной системы является механизм ценообразования. В период переходной экономики это действительно отдельная задача, поскольку за 70 дет планового ценообразования российские экономисты, и, прежде всего экономисты предприятий, потеряли ту культуру хозяйственной деятельности в условиях рынка, которой обладали в полной мере наши коллеги в дореволюционной России и элементом которой является и коммерческое ценообразование. Поэтому, предложив экономистам предприятий в 1992 г.: «А теперь устанавливайте цены сами -- как хотите!», государство не вправе было ожидать от них использования иных методов ценообразования, кроме наиболее им известного и привычного -- затратного. К тому же именно на этот путь их подталкивала инфляция, которую сами предприятия и подстегивали своей политикой цен, и которая затем формировала уже их собственные ценовые ожидания.

Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:

1) рассмотреть стратегию ценообразования.

2) проанализировать возможные стратегии ценовой политики предприятия в условиях как развитой рыночной, так и переходной экономики;

3) исследовать реальную практику политики ценообразования на примере предприятия Сосновский райпо»


Глава 1. Ценообразование в рыночной экономике

1.1 Роль цены в рыночной экономике

Цена это денежное выражение стоимости единицы товара. Стоимость товара измеряется общественно необходимыми затратами, которые требуются для его производства и реализации. При этом исходят из средних условий деятельности большинства предприятий отрасли: уровень организации технологического процесса, производительности труда и т. п. Окончательная цена формируется на рынке.

В условиях конкуренции на рынке выявляется конкретная стоимость товара. Если затраты предприятия на выпуск единицы продукции были ниже общественно необходимых, то оно не только покрывает расходы, но и получает прибыль. В противном случае предприятию не выгодно заниматься производством этой продукции.

Цена важнейший элемент рынка, выявляет соотношения между спросом и предложением товара. Если спрос превышает предложение, то цена повышается, и наоборот. В свою очередь цена формирует спрос: в зависимости от цены спрос может повышаться или понижаться. Она отражает рыночную конъюнктуру, определяет поведение на рынке продавцов и покупателей товаров. Так, повышение цены стимулирует рост выпуска изделии, и наоборот. От уровня цены зависит финансовый результат деятельности предприятий, с одной стороны, и материальное благосостояние населения, с другой. Следовательно, она являлась одним из механизмов регулирования экономических процессов (объем, ассортимент и качество производимой продукции, состав покупателей, распределение ресурсов и капитала и т. п.).

Сущность и роль цены в рыночной экономике раскрываются, выполняемых функциях.

Учетно-измерительная функция цены отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции. На основе цены устанавливается сумма выручки от реализации товаров и денежный оборот.

С помощью цен определяются показатели валового внутреннего продукта, объема выпускаемой продукции, оборота розничной и оптовой торговли, финансовые результаты и финансовое состояние предприятий и т. п.

Посредством цен происходит перераспределение национального дохода (вновь созданной стоимости) между различными экономическими субъектами: отраслями, регионами, предприятиями, производителями и потребителями.

Распределительная функция проявляется в государственном регулировании цен на макро- и микроэкономическом уровнях.

Регулирующая функция цены выражается в балансировании спроса и предложения, в осуществлении связи между производством и потреблением. Посредством цены происходит увеличение выпуска одних изделий и уменьшение других, определяется ассортимент товаров и т. п.

Стимулирующая функция заключается в том, что с помощью механизма цен стимулируются внедрение научно-технических достижений, повышение качества выпускаемой продукции, производство конкурентоспособных товаров, позитивные изменения структуры спроса и предложения, экономия затрат и др.

Ценовая политика государства нацелена на повышение Сериального благосостояния людей, социальной защиты отельных групп граждан.

Социальная функция проявляется в том, что на основе цены происходит перераспределение национального дохода между Личными социальными группами населения.

Уровень цен на отдельные товары и услуги оказывает реющее влияние на социальное положение различных слоев населения, в особенности на малообеспеченных граждан.

Все перечисленные функции цены тесно связаны между собой, дополняют друг друга. Так, на базе распределительной функции решаются социальные задачи. Стимулирующая функция цены служит регулятором рыночных отношений, объем потребления различных товаров и услуг.

Цена сложная экономическая категория. Так, функции цены не всегда действуют в одном направлении. Например, ночная цена товара отклоняется от стоимости: она бывает выше или ниже фактических затрат. Функции цены проявляются в системе ценообразования.

Итак, цены играют важную роль в экономической Жизни страны, в социально-экономическом развитии регионов, отдельных хозяйствующих субъектов, в повышении благосостояния народа.

Система цен — это совокупность различных цен, используемых отраслями и сферами экономики. К ним относятся промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт, здравоохранение и др. Эти цены связаны между собой и образуют единую систему. Так, цены на продукты питания зависят от цен на сельскохозяйственную продукцию.

1.2 Виды цен

В соответствии с определенными признаками и в зависимости от механизма формирования может быть произведена следующая классификация цен на потребительские товары:

1. По характеру обслуживания сферы обращения — оптовые, закупочные и розничные.

2. По времени действия — постоянные, текущие, сезонные, скользящие.

3. В зависимости от сферы регулирования — свободные, регулируемые, фиксированные.

4. По территории действия — единые, региональные.

5. В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов поставщиками товаров и торговыми организациями (условия франкировки).

6. Статистические цены, используемые в статистике: текущие, средние, сопоставимые.

Цена состоит из отдельных элементов. В зависимости от вида состав цены различается. Доля отбельных элементов представляет собой структуру цены.

Оптовые цены на продукцию промышленности — это цены, по которым предприятия реализуют произведенные изделия, как правило, крупными партиями оптовым организациям.

Различают оптовые цены предприятия (отпускные цены) и оптовые цены промышленности.

Состав оптовой (отпускной) цены предприятия по товарам народного потребления:

полная себестоимость продукции (издержки производства и реализации);

прибыль промышленного предприятия;

надбавки к цене для возмещения дополнительных расходов по выпуску продукции с особыми свойствами и условиями производства и реализации;

акцизы по подакцизным товарам;

налог на добавленную стоимость.

Акцизы устанавливаются на деликатесные и ювелирные изделия, предметы роскоши, алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, бензин. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются Правительством РФ в процентах или в абсолютной величине на каждую единицу товара. Они являются едиными на всей территории страны.

Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения товаров. Она представляет собой разность "между стоимостью реализованных товаров и суммой затрат, вязанных с производством и реализацией. Она может быть рассчитана и как сумма расходов на оплату труда работников "Полученной прибыли. Ставка этого налога установлена в размере 18%, а по отдельным продуктам питания и товарам для детей—10%.

По оптовым ценам производятся расчеты между производственными и оптовыми предприятиями.

Оптовые цены используются в процессе анализа и планирования многих показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (выручка от реализации продукции, производительность труда работников, фондоотдача, рентабельность продаж и др.).

Разновидностью этой цены является трансфертная цена, которая используется при движении продукции между подразделениями самого предприятия, например при отпуске полуфабрикатов, оказании информационных и других услуг.

Состав оптовой цены промышленности:

оптовая (отпускная) цена предприятия;

надбавка снабженческо-сбытовых или оптово-сбытовых организаций для возмещения их расходов по реализации продукции (комплектация, фасовка, транспортировка и т. п.) и получение прибыли от этой деятельности.

Один из видов этой цены — биржевая цена, которая используется для осуществления биржевой торговли. Она складывается из биржевых котировок и надбавок учетом качества товара, расстояния от места поставки.

Закупочные ценыэто цены, по которым сельскохозяйственные предприятия (фермерские, крестьянские и иные хозяйства, владельцы личных подсобных хозяйств, садов и огородов реализуют свою продукцию различным производственным и торговым организациям для переработки или продажи населению.

По этим ценам производятся закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд (поставка армии, образование резервов и т. п.).

Уровень закупочных цен зависит от затрат производителей продукции, конъюнктуры рынка, сезонных особенностей и других условий производства и реализации продукции. Эти цены оказывают непосредственное влияние на цены переработанной продукции и реализуемое через торговую сеть продовольствие.

Себестоимость сельскохозяйственной продукции во многом зависит от оптовых цен на оборудование, удобрения и другой промышленной продукции, тарифов на услуги, оказываемые сельскому хозяйству (энергетические, транспортные и т. п.).

Для стимулирования развития сельскохозяйственного производства и регулирования закупочных цен государство оказывает этим предприятиям поддержку (льготное кредитование, дотации и др.).

Розничные цены — это цены, по которым товары продаются непосредственно населению через розничную торговую сеть и предприятия питания.

Состав этой цены:

оптовая цена промышленности или закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию;

налог на добавленную стоимость, создаваемую в сфере обращения;

торговые надбавки (наценки) предприятий торговли (оптовой и розничной) и питания.

Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения прибыли от реализации товаров.

За счет наценок предприятия питания возмещают издержки производства и обращения, образуется необходимая прибыль о? этой деятельности.

Следовательно, розничная цена формируется на завершав щей стадии движения товаров. В результате реализации товаров конечному потребителю по розничным ценам происходит возмещение расходов и получение прибыли всех участников процесса выпуска продукции и обращения товаров. Покупая товары по розничной цене, население участвует в формировании бюджетов страны в виде косвенных налогов (НДС и акцизы).

Постоянные цены предусматриваются при заключении контрактов на поставку товаров и не подлежат изменению в течение его действия.

Текущие цены могут меняться в процессе выполнения договора в зависимости от конъюнктуры рынка.

Скользящие цены устанавливаются, как правило, на изделия с длительным сроком выпуска. Они зависят от изменения затрат предприятия в процессе производства продукции.

Сезонные цены действуют в пределах определенного периода. Они широко используются в розничной торговле продуктами питания (картофель, овощи, фрукты и т. п.), которые производятся и закупаются в соответствии с природно-климатическими условиями в определенные периоды. По мере роста расходов по хранению и уменьшения предложения этих продуктов на рынке увеличиваются закупочные и розничные цены.

В рыночной экономике преобладают свободные цены. Они устанавливаются производителями продукции и торговыми предприятиями в процессе купли-продажи на основе экономических законов стоимости и спроса, и предложения. Значительное влияние на эти цены оказывает рыночная конкуренция.

Регулируемые цены складываются под воздействием го дарственных органов на основе осуществления ценовой по тики. Они могут быть едиными (поясными) или региональными.

Состав оптовой цены зависит от системы франкировки. Этот термин используется для того, чтобы указать, какие расходы по доставке товаров не оплачиваются торговыми организациями (свободны от уплаты). "Франко" показывает, до какого места продвижения товара транспортные расходы несут поставщики и включены в оптовую цену, а покупатель свободен от этих расходов. Условия франкировки отражаются в контрактах на поставку товаров, заключаемых между поставщиками и покупателями (оптовыми и розничными предприятиями).

В зависимости от порядка включения расходов по доставке в цену могут быть следующие виды франкировки:

1 Цена франко-склад поставщикавсе транспортные и погрузочно-разгрузочные расходы несет покупатель.

2. Цена франко-станция (пристань) отправлениярасходы по доставке товаров до станции (пристани) отправления включены в оптовую цену, а все остальные расходы несет покупатель.

3. Цена франко-вагон (баржа), станция (пристань) отпраления — расходы по доставке и погрузке в вагон (баржу) несет поставщик товара, а все остальные — покупатель.

4. Цена франко-вагон (баржа), станция (пристань) назначения — расходы по доставке вагона (баржи) до пункта назначения включены в цену, а покупатель возмещает расходы по выгрузке товаров и их доставке до места назначения (склад, магазин и т. п.).

5. Цена франко-станция назначенияпоставщик несет все транспортные и погрузочно-разгрузочные расходы по доставке Уваров до пункта назначения, а остальные расходы несет покупатель.

6. Цена франко-склад покупателя — все транспортные расходы включены в цену и несет их поставщик товара. Торговые организации свободны от этих расходов.

Экономическая выгодность каждого вида франкировки зависит от конкретных местных условий, удаленности торговой от поставщиков товаров, используемых погрузочно-разгрузочных и транспортных средств (железнодорожный, водный, автомобильный), объема поставки и др.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.