скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Ассоциации экономического взаимодействия регионов, как эффективная форма реализации их экономических интересов

Советы ассоциаций вырабатывают стратегию и тактику деятельности организаций. К их исключительной компетенции, помимо структурно-организационных вопросов, относятся вопросы утверждения программных и итоговых документов ассоциации, внесение в федеральные органы государственной власти предложений по вопросам, входящим в предмет деятельности ассоциации, утверждение проектов и программ по вопросам экономического развития субъектов Российской Федерации, образующих ассоциацию, представление интересов членов ассоциации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Во всех ассоциациях незыблемым является принцип: решение Совета, против которого проголосовал кто-либо из членов ассоциации, не распространяется на его территорию и финансы. Это положение ясно подчеркивает то, что ассоциации нельзя рассматривать как принудительный механизм. Объединения действуют для тех, кто нуждается в координации своих действий с соседями и заинтересован в привлечении их к решению ряда проблем.

В период между заседаниями Совета деятельность ассоциации организует и контролирует ее Председатель Совета/Президент (таб.2). Он может избираться Советом из числа полномочных представителей членов ассоциации квалифицированным большинством голосов на определенный срок, а может назначаться сроком на один год на основании ротации в алфавитном порядке названия региона – участника ассоциации (как в ассоциации «Северный Кавказ»).

Таблица 2 Руководители межрегиональных ассоциаций на начало 2009 г.

Ассоциация

Председатель Совета ассоциации/Президент

Должность

1.            «Сибирское соглашение» В.А. Толоконский губернатор Новосибирской области
2.            «Северо-Запад» И.Ф.Михальчук глава администрации Архангельской области, член Президиума Госсовета РФ
3.            «Большой Урал» Э.Россель Губернатор Свердловской области
4.            «Большая Волга» В.К. Бочкарев Губернатор Пензенской области, президент ассоциации
5.            «Северный Кавказ» Батдыев Мустафа Азрет-Алиевич Президент Карачаево-Черкесской Республики
6.            «Центрально-Черноземная» Г. Ф. Федоров* Председатель исполкома ассоциации
7.            «Дальний Восток и Забайкалье» В.И. Ишаев Полномочный представитель Президента РФ в ДФО

*более точной информации нет на официальном сайте ассоциации, ранее Совет ассоциации возглавлял Е.Строев, экс-губернатор Орловской области

Второй уровень структурной организации образуют непосредственно исполнительные органы территориальных союзов. Главным является Исполнительный Комитет во главе с Председателем. В структуру Комитета, как правило, входят профильные комитеты или координационные советы по различным направлениям деятельности, в состав которых входят руководители соответствующих департаментов администраций и правительств регионов. Исполнительный комитет проводит в жизнь решения Совета ассоциации, решает вопросы текущей деятельности альянса.

На основании анализа структуры координирующих органов ассоциаций можно сделать вывод, что она носит как отраслевую, так и проблемную направленность. Это, в первую очередь, связано со спецификой их деятельности. В задачу координационных комитетов входит не только решать проблемы внутри отдельно взятых отраслей, но и оперативно реагировать на вопросы, включающие в себя элементы из различных сфер экономики и социальной сферы.

В то же время, структура ассоциаций четко отражает доминирование экономических причин их создания. Ассоциации являются реальным механизмом претворения в жизнь экономической региональной политики, а также способом осуществления обратной связи с центром по поводу жизнеспособности федеральных программ, которые предлагаются субъектам федерации.


ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ

3.1 Приоритетные направления деятельности ассоциаций

Целевой и организационной базой реализации основных задач ассоциации являются проекты и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ассоциации, а также различных отраслей промышленности.

Ассоциациями проделана большая работа по выработке экономической политики в регионах, по проведению реформ, структурной перестройке, разделению полномочий и предметов ведения между центральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приватизации, организации самоуправления территориями, обеспечения управляемости процессами стабилизации и дальнейшего социально-экономического и духовного развития субъектов Российской Федерации.

На заседаниях Советов ассоциаций утверждаются основные приоритетные направления деятельности. Как правило, по каждому из этих направлений работают Координационные комитеты или советы. Рассматривая данные исполнительные органы на примере «Центрально-Черноземной» МАЭВ, можно увидеть какие направления развития субъектов РФ, входящих в ассоциацию, выбраны как приоритетные:

·          Координационный Совет по здравоохранению

·          Координационный Совет по топливно-энергетическому комплексу

·          Координационный Совет по реформированию АПК

·          Координационный Совет по экономическим вопросам

·          Координационный Совет по Программе "Дороги"

·          Координационный Совет по социальной политике

·          Координационный Совет по делам военнослужащих

·          Координационный Совет по культуре

·          Координационный Совет по бюджету, финансам и налоговой политике

·          Координационный Совет по обновлению содержания подготовки, переподготовки государственных и муниципальных служащих ("Большая кафедра") в субъектах РФ и городов, входящих в ЦФО

·          Координационный Совет по внешнеэкономической деятельности

·          Координационный Совет по инвестиционной политике

·          Координационный Совет по проблемам местного самоуправления

·          Координационный Совет по поддержке и развитию малого предпринимательства

·          Координационный Совет по страховой и инвестиционной деятельности

·          Координационный Совет по разработке и реализации программы стабилизации и развития городского наземного пассажирского транспорта

·          Координационный Совет по делам молодежи

·          Координационный Совет по модернизации и развитию образования в субъектах РФ ЦФО и другие.[6]

Ассоциация «Сибирское соглашение» также вместе с федеральными структурами разрабатывает новые методы управления экономикой России и Сибири в условиях ее децентрализации и рыночных отношений, вносит свой вклад в работу по преодолению социально-экономического кризиса, решает важнейшие вопросы экономической политики. Приоритетными направлениями её деятельности являются инвестиционная политика, экологическое использование природных ресурсов, научная и технологическая политика, сельхозмашиностроение, промышленность и строительство, развитие транспорта, жилищно-коммунальный комплекс, обеспечение энергетической, продовольственной, экологической безопасности Сибири, сохранение здоровья ее многонационального населения, единого социокультурного и образовательного пространства[7].

Большое внимание в работе ассоциаций уделяется разработке и реализации программ социально-экономического развития субъектов-участников ассоциаций. Это, как и программы федерального уровня, так и внутрирегиональные программы.

Например, ассоциацией «Северный Кавказ» совместно с учеными Северного Кавказа разработаны и реализуются такие программы, как:

1.         Федеральная целевая программа «Юг России» на период 2002-2006 годы.

2.         Федеральная целевая программа «Юг России» на период 2008-2012 годы.

3.         «Развитие транспортного комплекса Северного Кавказа».

4.         «Основные направления развития энергетики Северного Кавказа на период до 2010 года» (на базе альтернативных источников энергии).

5.         «Выбор и обоснование перспективных площадок для организации особых экономических зон (ОЭЗ) курортно-рекреационного типа».

6.         «Показатели эффективности управления ресурсами республик, краев и областей».

7.         «Концепция обеспечения безопасности городов Северного Кавказа». (На основании этой Концепции реализуется программа «Безопасный город», в т.ч. в г.Ростове-на-Дону и других городах субъектов ЮФО РФ)

В соответствии с принятой концепцией развития инфраструктуры экономики и бизнеса в регионах, входящих в состав ассоциации «Центрально-Черноземная», там реализуется ряд программ:

·          Программа "Сахар ЦЧР";

·          Программа развития газификации Центрально-Черноземного региона РФ;

·          Программа возрождения областей Центральной России;

·          Программа "Плодородие";

·          Программа "Кадры";

·          Программа "Дороги";

·          Программа духовного возрождения Черноземного края;

·          Программа охраны здоровья населения;

·          Программа "Народный телефон";

·          Программа развития атомной энергетики;

·          Комплексная программа развития систем связи;

·          Программа стабилизации и развития городского наземного пассажирского транспорта;

·          Программа энергосбережения;

·          Программа "Индустрия образования";

·          Программа по социальной политике и организации адресной социальной помощи населению

·          и др.

Принятые программы и постоянный контроль над ходом их реализации позволяют максимально сконцентрировать усилия исполнительных и законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов на мобилизацию внутренних сил и изыскание дополнительных источников финансирования для выполнения целевых программ, направленных на улучшение качества жизни человека.

Ассоциации взаимодействуют с Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания, Правительством Российской Федерации, с Аппаратом полномочного представителя Президента России в ДФО, с международными организациями и зарубежными представительствами. Участвуют в организации международных и межрегиональных форумов, конференций, семинаров и выставок.

Ассоциации постоянно направляют в адрес Президента, Правительства, Федерального Собрания, Министерств и ведомств Российской Федерации обращения, письма, аналитические записки, предложения по вопросам структурной перестройки экономики, приватизации, формированию инфраструктуры экономики, лицензионной деятельности, обеспечения взаимодействия между Центральными органами власти и субъектами Российской Федерации, налогообложения, ценообразования, АПК, ТЭК, формированию отечественного продовольственного рынка и др., которые используются при разработке соответствующих программ, законов, документов и других нормативных актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Ассоциации активно содействуют установлению и развитию новых внешнеэкономических отношений в торговле и предпринимательстве; активно работают с посольствами стран дальнего и ближнего зарубежья, представительствами компаний и международных экономических организаций. Так ассоциация «Сибирское соглашение» является одним из учредителей и активным участником Российского национального комитета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС), членом СТЕС. Ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» является координатором деятельности таких органов, как: Российско-Американское Тихоокеанское партнерство (РАТОП); Российско-Китайский Координационный совет по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству; Постоянная смешанная комиссия «Дальний Восток России-Хоккайдо» (ПСК); Российско-Японская инициативная рабочая группа по региональному сотрудничеству.[8]

В своей деятельности ассоциации особое внимание уделяют укреплению культурных связей, межнациональных и межконфессиональных отношений в республиках, краях и областях Российской Федерации.

3.2 Проблемы развития межрегиональных ассоциаций

Следует отметить, что идея создания межрегиональных ассоциаций – как организационно-связующего звена между интересами субъектов РФ и интересами федеральных министерств и ведомств в условиях формирования единого российского внутреннего рынка была весьма своевременной, доказала свою реальность и перспективность. И она имеет в себе несомненный потенциал для развития.

Однако государственные структуры управления (как представительные, так и исполнительные) не сумели развить их интеграционные возможности, не использовали богатый опыт, накопленный при решении и реализации крупных региональных программ. Понимая преимущества этой организационной формы взаимодействия субъектов Федерации, правительство в конце 90х годов попыталось вовлечь в свои программные решения руководителей ассоциаций. С осени 1998 г. они стали входить в состав Президиума Правительства РФ с правом совещательного голоса. Это создало условия для нового, качественно более высокого уровня взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и ассоциаций. Появилась возможность влиять на решения федерального правительства непосредственно в период их подготовки и принятия. Новый статус руководителей ассоциаций потребовал перестройки аппарата, укрепления его аналитического и организационного звена, способного давать оценку проектам правительственных решений с учетом интересов регионов и отдельных групп населения. Для правительства взаимоотношение с регионами через ассоциации также более удобно с точки зрения эффективности и оперативности. Практика показала, что ассоциации экономического взаимодействия являются для исполнительных органов власти надежным партнером в регионах, откуда можно получать аналитическую информацию, сверять правильность принимаемых решений, конструктивно работать над сложными экономическими проблемами.

Исполнительные органы управления МАЭВ рассчитывали на дальнейшее развитие этой организационной формы взаимодействия субъектов Федерации и федеральных структур власти. По мнению руководителей МАЭВ, следующим логическим шагом могло бы быть решение правительства по наделению ассоциации некоторыми контрольными и координирующими функциями. В частности, исполнительная дирекция ассоциации могла бы следить за выполнением постановлений Правительства РФ, координировать деятельность территориальных органов федеральных министерств и ведомств, руководить выполнением федеральных программ, реализуемых на территориях нескольких субъектов Федерации. Одно из предложений по совершенствованию работы ассоциаций в качестве эксперимента состояло в том, чтобы наделить их функциями некоторых министерств (экономики, экологии и охраны окружающей среды, региональной политики и др.). Разумно было бы также дать право ассоциации использовать в определенной пропорции просроченную задолженность предприятий федеральному бюджету для финансирования федеральных целевых программ активизации жилищного строительства, выполнения социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Несмотря на очевидные преимущества в деятельности МАЭВ, эта организационная форма территориального управления ни в правовом, ни в экономическом, ни в интеграционном отношении развития не получила.

2000 год стал серьезным испытанием для существующих с начала 90-х годов ассоциаций. Учреждение Президентом В.В. Путиным федеральных округов, назначение новых полномочных представителей Президента и формирование при них окружных советов, реформа Совета Федерации вынесли на повестку дня ряд вопросов. Нужны ли вообще межрегиональные ассоциации? Допустимо ли рассматривать окружные структуры как альтернативу ассоциациям? Какой может быть роль ассоциаций в обновлении Совета Федерации?

Оглядываясь на путь, пройденный ассоциациями, нельзя не признать ту объединительную роль, которую они сыграли в новейшей истории России. Уже в течение полутора десятков лет они вносят свою лепту в сохранение и укрепление единства Российского государства. И совершенно очевидно, что федеральные округа не смогут поглотить ассоциации. Во-первых, границы межрегиональных объединений и округов между собой не совпадают. Во-вторых, Конституция закрепляет за субъектами Федерации сферу их собственного ведения, куда не вправе вторгаться никакие федеральные органы и должностные лица, в том числе и полпреды. Соответственно вопросы координации в пределах собственного ведения регионов это дело только самих регионов и образованных ими ассоциаций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия показала, что они явились хорошей организационно-экономической основой для территориальной интеграции интересов субъектов Федерации.

Позитивными моментами деятельности ассоциаций, на взгляд автора, являются следующие:

- осуществление постоянно действующего социально-экономического мониторинга в регионе на основе статистических данных территорий, выявление динамики экономических региональных процессов, их оценка и прогноз;

- совместное формирование концепций, стратегий регионального экономического развития, общих методологических подходов; согласование экономической политики территорий по отраслевым, функциональным направлениям; ориентация на реализацию политики импортозамещения по ряду видов товарной продукции;

- организация разработки и реализации программ по решению наиболее важных, общих для территории региональных проблем; формирование стратегии совместных территориальных государственных заказов;

- выработка предложений по рациональному размещению производительных сил в регионе, установлению кооперированных связей между предприятиями; создание совместных межрегиональных производственных, рыночных структур;

- обмен опытом территорий по общим вопросам социально-экономического развития, территориального управления, конкретным направлениям отраслевого, межотраслевого и функционального характера;

- объединение интеллектуальных возможностей для решения общих для территорий экономических, научно-технических, социальных проблем; проведение совместных научных исследований: организация общерегиональных научно-практических конференций, семинаров;

- организация информационного обеспечения территорий и их субъектов коммерческо-производственной, научно-технической, сводной статистической информацией;

- подготовка предложений в федеральные органы власти по общей корректировке курса экономического развития страны, по отдельным экономическим проблемам, имеющим федеральное и региональное значение;

- формирование на основе взаимных экономических интересов соглашений с другими регионами, областями и республиками, межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия; совместное решение с ними общих социально-экономических проблем.

Особо стоит подчеркнуть позитивную роль межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия в устранении негативных последствий излишней региональной суверенизации. Региональная суверенизация субъектов Федерации остро проявилась в вопросах государственного федеративного строительства. Число субъектов Федерации и их конфигурация часто менялись. Каждый из них неоправданно стремился к самостоятельности: принимались местные законы, которые нередко не соответствовали или даже противоречили Конституции РФ. В результате наблюдалась ощутимая потеря экономических преимуществ от дробления экономического и организационного потенциала крупного региона.

Вместе с тем наиболее активные ассоциации, например, «Сибирское соглашение», «Большая Волга», «Центральное Черноземье», внесли существенный вклад в организацию комплексного развития регионов, входящих в ассоциацию, что проявилось в последовательной реализации межрегиональных целевых программ.

Как представляется, следующим шагом в развитии территориальных форм управления, в частности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, является использование их опыта в процессе совершенствования деятельности крупных территориально-хозяйственных комплексов на примере федеральных округов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Гражданский кодекс РФ. – СПС «Гарант».

2.         Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации / Ф.З.Р.Ф. от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ. – СПС «Гарант».

3.         Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024-95 Утв. постановлением Госстандарта РФ от 27 декабря 1995 г. N 640. – СПС «Гарант»

4.         Распоряжение председателя Верховного Совета РСФСР 10 июня 1991 года № 1378-1. - http://www.bigvolga.org/default.aspx

5.         Распоряжение председателя Верховного Совета РСФСР «Об образовании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР» 9 июня 1991 г. // Российская газета. 16 июня 1991 г.

6.         Материалы Петербургского экономического форума-98 // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 14 (81). - стр. 81-84 - http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf81-14/vestniksf81-14150.htm

7.         Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Большая Волга". - http://www.bigvolga.org/default.aspx.

8.         Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Сибирское соглашение". - http://www.sibacc.ru/

9.         Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации “Северо-Запад”. - http://www.n-west.ru/

10.      Устав ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного Федерального округа «Северный Кавказ». - http://askregion.ru/

11.      Устав Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона (“Большой Урал”). - http://bigural.ru/

12.      Устав Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья. - http://www.assoc.fareast.ru/

13.      Извлечение из Положения об Исполнительном Комитете Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга» (в ред. решения Совета АБВ от 23 октября 2008 года № 12) http://www.bigvolga.org/default.aspx.

14.      Алехин Э.В. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие / Э.В. Алехин. – Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2007. – 170 с.

15.      Ассоциации социально-экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации // Дипломатический Вестник. – 2000. - № 4.

16.      Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление / А.И. Гаврилов. – http://www.polbu.ru.

17.      Климанов В. Межрегиональное сотрудничество // Регионы России в 1998 году: Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России».

18.      Попаренко Я. Развитие межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия // Государственная служба. – 2004. - 2 (28). - http://www.rags.ru/akadem/all/28-2004/28-2004Content.html

19.      Региональная экономика. / Под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В. - М.: ИНФРА-М, 2007. — 666 с.

20.      Сотник В. Долго ли жить "Большому Уралу"? // Независимая газета. - 2001. – 09 октября. - http://www.ng.ru/regions/2001-10-09/6_ural.html

21.      Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов / Д.А. Сумской. – М.: ЗАО "Юстицинформ", 2006 г.

22.      Усс А.В. Будущее межрегиональных ассоциаций в контексте федеральных реформ // Известия. – 2001. – от 12.01.

23.      Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.

24.      Фельдман М.А. Торопов В.В. Межрегиональная ассоциация «Большой Урал»: история становления // Чиновник. – 2006. – № 4.

Интернет-источники

1.         http://www.politika.su/reg/regass.html

2.         http://www.chernozem.ru/

3.         http://www.assoc.fareast.ru/

4.         http://bigural.ru/

5.         http://www.comregion.ru/

6.         http://www.n-west.ru/

7.         http://askregion.ru/

8.         http://www.bigvolga.org/

9.         http://www.sibacc.ru/


[1] Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов / Д.А. Сумской. – М.: ЗАО "Юстицинформ", 2006 г.

[2] п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ. – СПС «Гарант».

[3] ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ. – СПС «Гарант».

[4] Российская газета. 16 июня 1991 г.

[5] По данным официальных сайтов ассоциаций

[6] http://www.chernozem.ru/

[7] http://www.sibacc.ru/

[8] http://www.assoc.fareast.ru/


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.