скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Анализ развития советско-турецких культурных отношений

Курсовая работа: Анализ развития советско-турецких культурных отношений

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Анализ советско-турецких культурных отношений в первой половине XX века

1.1 Советско-турецкие отношения в 20-30-е годы XX века

1.2 Российско-турецкое культурно-гуманитарное сотрудничество

1.3 Российско-турецкое сотрудничество в области культуры

ГЛАВА 2. Российско-турецкие отношения в области культуры и туризма

2.1 Россия и Турция: диалог культур

2.2 Развитие отношений в области туризма между Россией и Турцией

2.3 Россия и Турция: от соперничества к сотрудничеству

Перспективы развития российско-турецких отношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования диктуется отмечающейся в последние годы значительной активизацией политических, экономических, культурных и торговых связей России с Турцией, которая занимает все более заметное место среди российских деловых партнеров. Турция исключительно важное значение всегда придавала внешнеэкономическим связям, на которые приходилась основная нагрузка в обеспечении развития ее экономики. При этом на всех этапах, за исключением военного и послевоенного периодов, одним из основных деловых партнеров Турции оставались Советская Россия, СССР и Российская Федерация. В этой связи представляется весьма актуальным проследить процесс развития двусторонних политических, торгово-экономических и культурных отношений и проанализировать их роль в политике, экономике и культуре обеих стран и значение для сближения народов России и Турции.

За последние годы в турецко-российских отношениях произошло много нового, и нынешние тенденции в их развитии нуждаются в научном осмыслении. Распад Советского Союза, возникновение новых геополитических реалий, расширение взаимной торговли, в том числе поставок энергоресурсов из России в Турцию, переход российской стороны к использованию принципиально иной, чем в советское время, системы внешнеэкономических связей, изменение их условий, создание новых органов и институтов в этой сфере - таков далеко не полный перечень перемен, определяющих развитие двусторонних связей и рассмотренных в данном исследование. Отношения между Турцией и Россией имеют долгую историю. Оба государства сложились как евразийские державы, воспринимавшие культурные и политические традиции как Европы, так и Азии. Если успех создателям Османской империи принесла политика завоеваний, направленная преимущественно на запад, против христианских правителей Юго-Восточной и Центральной Европы, то складывание Российской империи началось благодаря экспансии, обращенной на восток, к землям ханств, образовавшихся после распада Золотой Орды. Как утверждают историки, официальные дипломатические контакты Турции и России начались в 1492 году. С момента их установления в конце XV века и до начала XX века отношения между двумя странами характеризовались во многом острым соперничеством на Черном море, Кавказе и Балканах, нередко приводившем к военным конфликтам. Истории взаимоотношений турок и русских по большей части был присущ дух соперничества. Османская империя возникла в южной части того географического пространства, где сходятся европейский и азиатский континенты. Позже она стала расширяться как на север, так и в других направлениях. Российская империя складывалась на севере Евразии. Она тоже была не прочь расширить свои владения на юг. Оба этих мощных государства отстаивали свои права на соответствующие географические ареалы, что послужило причиной многочисленных войн между ними. Обе державы претендовали не только на политическое, но и духовное главенство. Как Османская империя, так и Россия, располагая значительными людскими и материальными ресурсами, выступали как самодостаточные образования, способные существовать независимо от внешнего мира. По мере того как пространство, разделявшее два государства, сокращалось, а их границы оказывались в опасной близости, ответная реакция одной стороны на те или иные акции другой становилась все более жесткой. Интенсивное развитие официальных и неофициальных контактов, казалось, должно было способствовать более объективному подходу и более взвешенной политике, однако развитие турецко-российских отношений шло весьма драматично и противоречиво. В основе противоборства лежали не столько территориальные претензии, сколько стремление каждой из сторон утвердить свою ведущую роль в судьбах православного христианства или мусульманского мира. Вместе с тем обострение внутриполитической ситуации из-за предпринимавшихся и недостаточно последовательно осуществлявшихся модернизаторских реформ подталкивало правящие круги обеих империй на поиск внешнего врага, борьба с которым позволила бы снять накапливавшееся в обществе недовольство.

Россия и Турция являются экономически и политически самыми влиятельными государствами на Балканах, в регионе Большого Кавказа и в бассейне Черного моря. Другие государства, находящиеся в этих регионах, прямо или косвенно ощущают долгосрочное воздействие отношений между этими двумя странами. Результаты соперничества или сотрудничества между двумя странами непосредственным образом отражаются на развитии соседних стран и территорий, влияет на динамику развития коммерции, экономики, трансферта технологий, ускоряет процессы интеграции или же замедляет их, оказывает влияние на выработку контртеррористической политики и развитие ситуации безопасности в соответствующих регионах.

Объектом исследования в курсовой работе являются советско-турецкие культурные отношения.

Основным предметом исследования являются политические проблемы, торгово-экономическое сотрудничество и культурные связи в турецко-российских отношениях. Объектом исследования являются взаимоотношения между Турецкой Республикой и Российской Федерацией ХХ на рубеже XXI века.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы попытаться проанализировать турецко-российские культурные отношения.

Достижение поставленной в исследовании цели предполагает решение следующих задач:

- определить, есть ли у элиты (экономической, политической, духовной) России и Турции осознанное намерение, стремление к сближению в экономике, политике, культуре, духовной жизни. Насколько возможны экономическая, культурная, духовная интеграция, что мешает этому - экономическая конкуренция, политика, идеология.

- выявить корни сегодняшнего достаточно высокого развития турецко-российских отношений.

- выявить эволюцию турецко-российских политических, экономических, культурных отношений в период после распада СССР и до 2005 г.

- выделить основные политические и экономические проблемы и трудности в турецко-российских взаимоотношениях после распада СССР.

- показать установление и развитие многосторонних связей между Турецкой Республикой и субъектами РФ в новой политической обстановке.

- выделить основные этапы и направления турецко-российского торгово-экономического сотрудничества.

- исследовать развитие культурных связей между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.

- рассмотреть российско-турецкое культурно-гуманитарное сотрудничество.


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИХ КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

1.1 Советско-турецкие отношения в 20-30-е годы XX века

20 – 30 – ые годы прошлого столетия являются уникальным периодом в истории российско-турецких отношений. Наши страны, оказавшись в невероятно сложных условиях, под угрозой прямой вооруженной интервенции протянули друг другу руку дружбы. Не следует идеализировать наше прошлое: страны, несмотря на отдельные попытки с обеих сторон, так и не стали союзниками. Однако поддерживавшиеся длительное время прочные и отличавшиеся особой атмосферой добрососедские отношения, несомненно, отвечали интересам народом двух стран. Достигнутый в те годы уровень взаимопонимания, взаимодействия и сотрудничества во многих областях надолго останутся своеобразным эталоном, к которому вновь и вновь будут стремится новые поколения политиков, общественных деятелей и простых людей. 26 апреля 1920 г., уже через три дня после открытия Великого Национального Собрания Турции, Мустафа Кемаль от имени сформированного правительства обратился с официальным письмом к Советскому правительству, содержащим просьбу об установлении дипломатических отношений и об оказании Турции помощи. «Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, имеющими целью борьбу с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетенных».[1]

В связи со сложным положением на Северном Кавказе и в бассейне Черного моря, оккупированных и контролировавшихся государствами Антанты, письмо шло в Москву более месяца и было доставлено только 1 июня 1920 г. Уже 2 июня 1920 г. народный комиссар иностранных дел Г.В. Чичерин с турецкими офицерами связи Ибрагим-беем и Хулуси-беем отправил ответное послание национальному лидеру Турции. В целях установления прочных дружественных отношений с Турцией Советское правительство предложило немедленно создать в обеих странах дипломатические и консульские представительства и согласилось принять на себя обязанности посредника при определении границ между Турцией, Арменией и Ираном. «Советское правительство с живейшим интересом следит за героической борьбой, которую ведет турецкий народ за свою независимость и суверенитет, и в эти дни, тяжелые для Турции, оно счастливо заложить прочный фундамент дружбы, которая должна объединить турецкий и русский народы». Фактически письмо означало признание правительства ВНСТ и было встречено в Турции с огромным воодушевлением. Его текст был опубликован в анатолийских газетах и доведен до сведения городских и сельских комитетов Общества защиты прав Анатолии и Фракии. 2 июня 1920 г. считается официальной датой установления дипломатических отношений между нашими странами. Правительства обеих государств выразили согласие незамедлительно приступить к переговорам по подготовке правовой базы двустороннего сотрудничества. Первые контакты между РСФСР и Турцией состоялись уже 19 июля 1920 г., когда в Москву прибыла турецкая правительственная делегация во главе с министром иностранных дел Бекиром Сами. Представители ВНСТ были приняты В.И. Лениным (14 августа 1920 г.), наркоминдел Г.В. Чичериным и его заместителем Л.М. Караханом.

В октябре 1920 г. в Анкару прибыла российская дипломатическая миссия, выехавшая из Москвы 2 июля 1920 г. Полномочным представителем правительства РСФСР в Турции был назначен Шалва Элиава, который, однако, по состоянию здоровья не смог выехать в Анкару (и, судя по всему, оставался в Баку). Его временно заменил советник посольства Я.Я.Упмал-Ангарский. Вечером, в день прибытия делегации, посольство посетил Кемаль Ататюрк. В ноябре1920 г. состоялось торжественная церемония открытия советского посольства единственного в то время иностранного дипломатического представительства в новой Турции. 19 февраля 1921 года Москву посетила турецкая делегация во главе с министром экономики правительства ВНСТ Ю.Кемалем Тенгиршенком. Вместе с ней в Советскую Россию прибыл состав первого постоянного турецкого посольства, которое возглавил генерал Али Фуат Джебесой. Образцы турецких верительных грамот: 16 марта 1921 г. в торжественной обстановке был подписан Договор о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией. Согласно этому документу Советское правительство уступало Турции районы Карса, Ардагана и Артвина, а Турция отказалась в пользу Грузии от суверенитета над Батуми. Одновременно была достигнута договоренность об оказании со стороны Советской России помощи Турции деньгами ( в сумме 10 млн. зол. рублей) и военными материалами. 13 октября 1921 г. при участии РСФСР в Карсе был заключен договор о дружбе между Турцией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией и Грузией – с другой. В подготовке и подписании важного документа, установившего незыблемость северо-восточных границ Турции, сыграл важную роль российский полпред С.П.Нацаренус (май 1921 - январь 1922 г.), бывший военный комиссар Северного флота.[2] В августе 1921 г. правительство УССР по соглашению с правительством РСФСР назначило чрезвычайным послом в Турции М.Ф. Фрунзе, который находился в Турции с декабря 1921 по январь 1922 г. В период пребывания Фрунзе в Анкаре Турция, в связи с напряженным положением на фронте и финансовым кризисом в стране, переживала тяжелые дни. Фрунзе настойчиво предлагал, чтобы Советское правительство изыскало дополнительные средства для оказания помощи Турции. После поездки Фрунзе в Турцию Москва усилила дипломатическую, военную и денежную помощь турецкому правительству.

5 января 1922 г. полпредом РСФСР в Турции был назначен С.И.Аралов. Перед отъездом в Анкару, как писал в мемуарах Аралов, в своей напутственной речи В.И. Ленин сказал: «Турки дерутся за свое национальное освобождение. Поэтому ЦК посылает вас туда, как знающего военное дело».

В период подготовки к генеральному наступлению турецких войск против оккупантов, в марте-апреле 1922 г. по приглашению Мустафы Кемаля С.И. Аралов, военный атташе К.К. Звонарев и первый посол Азербайджана в Турции Ибрагим Абилов посетили части действующей национально-освободительной армии. Гости побывали в пехотных, кавалерийских дивизиях, посетили штабы двух армий, двух корпусов, осмотрели в г.Конье тыловые армейские учреждения и присутствовали на празднике годовщины национальной армии. Представители российского полпредства раздавали после митингов солдатам небольшие подарки с надписью на турецком языке: «Турецкому солдату от Красной Армии Советской России». По советским официальным данным, во исполнение договоренности 1920 г. и в соответствии с договором от 16 марта 1921 г. через Новороссийск, Туапсе и Батуми в Турцию в течение 1920-22 гг. было поставлено 39 тысяч винтовок, 327 пулеметов, 54 орудия, 63 млн. патронов, 147 тысяч снарядов и т.п. С восточных границ было переброшено военное оборудование, оставленное русской армией в 1918 г. В 1921 г. переданы два морских истребителя «Живой» и «Жуткий». В Анкаре советское правительство помогло со строительством двух пороховых фабрик, одновременно поставив в Турцию оборудование для патронного завода и сырье для производства патронов. Кроме того, советская дипломатическая миссия во главе с советником Я.Я.Упмал-Ангарским в 1920 г. передала представителям ВНСТ 200,6 кг золота в слитках, обещанного советским правительством на переговорах в Москве. М.В.Фрунзе в Трабзоне предоставил турецким властям 100 тысяч руб. золотом для организации приюта для детей, потерявших родителей на фронте.[3] С.И.Аралов в апреле 1922 г. передал в дар турецкой армии 20 тысяч лир на приобретение походных типографий и киноустановок. Помимо этого, в начале 1922 года Турции было передано несколько партий оружия. 3 мая 1922 г. полпред РСФСР в Анкаре С.И.Аралов передал турецкому правительству 3,5 млн. зол. рублей – последний взнос из 10 млн. руб., обещанных при подписании договора 1921 г. Сближению между странами в дальнейшем способствовали дипломатические усилия делегаций двух стран в ходе Лозаннской конференции 1922-23 гг. СССР поддерживал Турцию и защищал тезис об обязательном турецком суверенитете над Проливами. После заключения Лозаннского договора Турция обрела государственную независимость, иностранные войска были выведены с турецкой территории и 29 октября 1923 года Великое Национальное Собрание провозгласило Турцию республикой. Президентом был избран Мустафа Кемаль. В телеграмме Председателя ЦИК СССР М.И.Калинина от 31 октября 1923 г. говорилось: «Горячо приветствую от имени народов Союза Советских Социалистических Республики и Союзного правительства братский турецкий народ и дружественное правительство Турции по случаю окончательного провозглашения Турецкой Республики, навсегда положившего конец деспотическому монархическому режиму. Поздравляю Вас, маршал Гази Мустафа Кемаль – паша, по случаю вашего избрания президентом Турецкой Республики, приветствуя в Вашем лице выдающегося руководителя героической борьбы турецкого народа против нашествия иностранных поработителей и избранного им главу дружественного турецкого правительства. Выражаю твердую уверенность, что неразрывные узы дружбы между народами и правительствами Турции и СССР будут становиться все более тесными и содействовать процветанию обоих государств».[4] 7 февраля 1924 г. в развитие добрососедских отношений в Анкаре состоялся обмен нотами между правительствами СССР и Турции о консульских учреждениях. Согласно данным документам учреждались консульства СССР в Стамбуле и Измире, продолжали действовать консульства в Карсе, Артвине, Эрзруме и Трабзоне и упразднялись консульские учреждения в Мерсине и Самсуне. Турецкое правительство, соответственно, преобразовало в консульства свои представительства в Тифлисе, Баку и Ереване, и заявило о продолжении функционирования консульств в Батуме и Новороссийске. В феврале 1924 г. верительные грамоты М.К. Ататюрку вручил полпред СССР в Турции Я.З. Суриц, сыгравший весьма важную роль в развитии двусторонних отношений. 1 ноября 1925 г. на открытии очередной сессии ВНСТ М.К. Ататюрк отмечал, что «отношения с другом и соседом Турции– Советской Россией – имеют искренний характер. Наша линия поведения – взаимное доверие». В ходе состоявшейся в Париже 17 декабря 1925 г. встречи народного комиссара иностранных дел Г.В.Чичерина с министром иностранных дел Турции Тевфиком Рюштю Арасом был подписан советско-турецкий Договор о нейтралитете и ненападении сроком на три года. По обоюдному замыслу обязательство о ненападении и нейтралитете вступало бы в силу только в случае какого-либо военного выступления против одной из договаривающихся сторон. Одновременно, страны договорились не участвовать во враждебных другой стороне союзах и соглашениях. 18 февраля 1926 г. полпред СССР в Анкаре Я.З. Суриц устроил в Посольстве вечер по личной просьбе Мустафы Кемаля. Были также приглашены глава правительства Исмет Иненю, Председатель ВНСТ Кязым–паша, а также личные друзья президента. Во время двухчасовой беседы Мустафа Кемаль изложил программу действий, которую он намеревался придерживаться в отношениях с Советским Союзом.[5] В речи на открытии ВНСТ 1 ноября 1926 г. Мустафа Кемаль-паша подчеркивал «наши отношения с Россией являются искренними, дружественными и соответствуют принципам представленного ВНСТ на ратификацию договора о нейтралитете и ненападении». В апреле 1926 г. начались советско-турецкие торговые переговоры, в результате которых 11 марта 1927 г. был подписан Договор о торговле и мореплавании между СССР и Турцией, придавший импульс развитию торгово-экономического сотрудничества. Дружественность советско-турецких отношений была продемонстрирована во время пребывания в Турции заместителя наркома иностранных дел Л.М.Карахана 12-24 декабря 1929 г. На банкете в честь Л.М.Карахана турецкий министр Т.Р.Арас подчеркнул, что отношения между двумя странами «покоятся на очень прочной основе, на искреннем и лояльном понимании взаимных интересов». В беседах советского гостя с Мустафой Кемалем, Исметом Иненю и Тевфиком Рюштю Арасом турецкой стороной отмечалась «неизменность дружбы с СССР».[6] Указывая на большое значение визита Карахана и считая, что советско-турецкие отношения «подняты на исключительную высоту», полпред СССР в Турции Суриц писал в НКИД 27 декабря 1929 года, что этим визитом «мы сильно ангажировались перед турецким общественным мнением» и что « без подведения под наши взаимоотношения более прочного и более надежного экономического фундамента удержать наше политическое влияние в Турции нам будет нелегко». В целях дальнейшего укрепления дружбы между двумя странами с 24 сентября по 3 октября 1930 г. в Москве находился с визитом министр иностранных дел Турции Тевфик Рюштю Арас. В октябре 1931 г. Турцию посетил М.М.Литвинов. 26 октября в интервью представителям турецкой печати он заявил: «советско-турецкая дружба датируется с первых дней существования СССР и новой Турции. Эта дружба существует свыше 10 лет. Что касается Союза, то я могу заверить турецкую прессу, а через нее турецкий народ, что его политика дружественных отношений с Турцией глубоко заложена в его основах и вытекает из существа его внешней политики. Отсюда – неизменность и искренность его отношений к Турции».

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.