скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Анализ результатов эксперимента в области дистанционного образования

Окончательный выбор еще не сделан, дальнейшие пути развития информационных технологий в вузах еще не определены. Однако, несомненно то, что без внедрения таких технологий невозможно развитие дистанционных методов обучения, и перед теми вузами, которые еще не освоили информационные технологии обслуживания учебных процессов, стоит задача по их освоению.

6. Структура образовательного контента

Обеспечение качества подготовки специалистов во многом зависит от объема образовательного контента (содержания), доступного студентам. В ходе эксперимента почти каждый вуз выбрал для себя наиболее подходящий для применяемых им технологий образовательный контент (по структуре и содержанию). Рассмотрим состав индивидуального учебно-методического комплекта обучаемого, являющегося важнейшим элементом образовательного контента, используемого в дистанционном обучении разными вузами-участниками эксперимента, применяющими дистанционные технологии, значительно отличающиеся по способу и средствам обеспечения контакта с обучаемыми.

Так в МЭСИ и ММИЭИФП большая роль отводится электронным учебным материалам, которые возможно передавать в неограниченных объемах через телекоммуникационные каналы в учебные центры вузов.

Сетевой электронный курс можно определить как дидактический, программный и технический интерактивный комплекс для обучения преимущественно в среде Интернет/интранет. С помощью сетевых электронных курсов можно реализовать весь дидактический цикл изучения дисциплины, включающий в себя виртуальные лекции, семинары, практические занятия и иные формы организации учебного процесса.

В структуру сетевого электронного учебного курса входят следующие элементы:

1.         Учебные и учебно – методические материалы:

a.             Руководство по изучению дисциплины (study-guide)

b.             Основной учебный материал (учебник, учебное пособие, курс лекций)

c.             Дополнительные учебные материалы (дайджест, хрестоматия, тематические сборники статей, альтернативные учебники или учебные пособия и др.)

2.         Програмное обеспечение (ПО)

a.             ПО для имитационного моделирования содержания предметной области дисциплины

b.             ПО для моделирования условий будущей профессиональной деятлеьности выпускников

c.             ПО, используемое в практической деятельности предприятий и организаций потенциальных работодателей

d.             Инновационное (перспективное) ПО

3.         Банк тестовых заданий

4.         Средства коммуникации

a.             Электронная почта

b.             Доска объявлений

c.             Форум

d.             Чат.

Важнейшим элементом образовательного контента гибридных («смешанных») технологий на основе «кейс-стади» в сочетании со специально организованными видами очных занятий и мультимедийной поддержкой, успешно развиваемых, например, Международным институтом менеджмента ЛИНК является «кейс студента», включающий следующие учебно-методические материалы на различных видах носителей:

·           план прохождения курса по разделам с рекомендациями по использованию соответствующих материалов,

·           специально разработанные интерактивные учебники по разделам курса,

·           методические рекомендации по курсу,

·           буклет заданий (комплексных творческих контрольных работ),

·           хрестоматии,

·           мультимедийный комплект учебных материалов по курсу (CDROM, аудио- и видеоматериалы).

·           руководство по проведению воскресной школы,

·           руководство по подготовке к экзамену,

Этот индивидуальный учебно-методический комплект дополняется материалами, направляемыми обучаемому по интернету и доступными ему через специально организованные консультационные порталы. Таким образом, используемые в этой технологии учебные материалы обладают следующими особенностями:

·           представляют собой целостный системно организованный комплекс различных по типу и назначению материалов,

·           адаптированы к потребностям студентов и организуют их индивидуальную деятельность,

·           по своей сути являются интерактивными,

·           воздействуют на различные каналы восприятия,

·           разработаны на основе современных информационных технологий,

·           пребывают в состоянии постоянного совершенствования и развития.

Организация дистанционного обучения и подходы к формированию индивидуального учебно-методического комплекта дистанционно обучаемого в МГИУ позволяют отнести реализуемый учебный процесс к гибридной технологии на основе «кейс-стади», дополняемый очными установочными и консультационными занятиями при проведении еженедельных школ выходного дня, мультимедийными материалами, аудио- и видео-лекциями, элементами корреспондентского обучения с использованием, в том числе, современных средств телекоммуникации.

Формирование образовательного контента определяется Государственными образовательными стандартами, особенностями и спецификой научных направлений университета и региональными потребностями в подготовке квалифицированных специалистов определенного образовательного уровня и направленности профессиональной деятельности. Разработка учебных планов подготовки осуществляется на основе безусловного выполнения требований ГОС с учетом структурно-логических схем подготовки специалиста соответствующего уровня и профиля. Это позволяет оптимальным образом сочетать требования ГОС различного уровня образования и определить наиболее важные дисциплины и дидактические модули, формирующие профессионально-значимые качества специалиста, проходящего интегрированную многоступенчатую подготовку. Разработанные и утвержденые учебные планы, как правило, носят многоспупенчатый характер и определяют содержание семестровых рабочих планов каждого обучаемого. Образовательный контент дисциплин, входящих в семестровые рабочие планы обучаемых определяют профилирующие кафедры университета совместно с экстерриториальными межрегиональными кафедрами Института дистанционного образования МГИУ, которые учитывают специфику реализуемых технологий обучения и региональные потребности, в том числе в области специализации обучаемого.

Типовой набор учебно-методического комплекта дистанционного студента включает:

·        рабочий семестровый план обучаемого;

·        семестровое расписание проведения очных установочных и консультационных занятий, организуемых еженедельно в рамках школ выходного дня;

·        рабочие программы дисциплин и курсов, включенных в конкретный семестровый план обучаемого;

·        учебные пособия для подготовки по каждой дисциплине семестрового плана обучаемого;

·        методические рекомендации по изучению каждого курса, самостоятельной подготовке к промежуточным формам контроля и аттестационным испытаниям по дисциплинам;

·        семестровый компонент мультимедийной поддержки изучения (аудио-, видеоматериалы, электронные библиотеки коллективного пользования на лазерных дисках);

·        дополнительные учебные и методические материалы;

·        аналоговые «кейс-лаборатории» коллективного пользования на базе комплекта «L-микро» для организации и проведения лабораторных практикумов по циклу естественно-научных и технических дисциплин.

Компоненты учебно-методического комплекта обучаемого, которые относятся к разряду «коллективного пользования», поставляются в региональные центры и используются в кабинетах коллективного пользования для оказания учебно-лаботаторной поддержки при освоении обучаемыми соответствующих разделов дисциплин и выполнении ими практичеких работ.

Кроме того, каждый обучаемый имеет возможность обращения к электронной библиотеке, размещенной на сайте головного вуза, используя возможности выхода в интернет с домашнего персонального компьютера или из класса коллективного пользования, созданного на базе регионального центра. Эти же технические возможности информатизации учебного процесса позволяют обучаемым проводить интерактивные консультации по изучаемым дисциплинам с ведущим профессорско-преподавательским составом головного вуза, используя электронную почту.

В СГИ структура образовательного контента построена с учетом эффективного использования современной видео-, аудио-, телевизионной, и компьютерной техники, что дает возможность рационально использовать учебное время студента. Поэтому введены и применяются стандартные разрабатываемые специалистами (образовательными технологами) наборы занятий (различных видов) для определенных учебных дисциплин (или модулей).

Такие сочетания различных форм обучения (видов занятий) разрабатываются в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по количеству аудиторных часов и методическими рекомендациями специалистов СГИ, они названы «нормокомплектами учебных занятий».

По каждому модулю прохождение всех занятий, входящих в нормокомплект модуля (юниты) является обязательным. Студент не допускается к модульному тестированию, если он не выполнил нормокомплект занятий по данному модулю.

Каждое аудиторное занятие обеспечено необходимым учебным продуктом.

·           Вводная лекция

·           Модульная лекция

·           Курсовая и телекурсовая работа

·           Телетьюторинг по подготовке к экзамену

·           Телетьюторинг по выполнению курсовой работы

·           Глоссарное обучение

·           Тренинг умений по модулю

·           Выполнение домашней работы

·           Индивидуальный компьютерный тренинг по модулю

·           IP – хелпинг

·           Работа в компьютерном читальном зале

·           Коллективный тренинг по модулю

·           Профессиональное лабораторное занятие

·           Модульное тестирование

·           Экзаменационное тестирование

·           Изучение рабочего учебника

·           Прослушивание аудиолекции по модулю

·           Глоссарный тренинг по модулю

·           Алгоритмическое усвоение умений

·           Контроль домашней работы по модулю

·           Работа в библиотеке с бумажными носителями

·           Телевизионная курсовая работа по дисциплине

7. Контроль за усвоением знаний

Необходимым условием реализации дистанционных технологий обучения является наличие включенного контроля за усвоением знаний и контроль за проведением обучаемым самостоятельной работы. Основные формы проведения контроля:

тестирование, как вариант экзаменов;

выполнение рефератов, контрольных работ, курсовых работ и проектов по индивидуальным заданиям;

выполнение творческих контрольных работ, предлагающих обзорные ситуации, требующие активного применения проверяемых знаний в контексте реальной профессиональной деятельности обучаемых;

очные формы контроля в виде специфических комплексных занятий, сочетающих традиционные формы контроля с тренингами и ролевыми (игровыми) методами (тьюториалы, воскресные школы, консультационные мероприятия школ выходного дня)

экзаменация письменная;

экзаменация экстерриториальная.

Тестирование может быть включено на различных этапах обучения в форме открытого и закрытого тестирования. Осуществление контроля за самостоятельной работой студентов по изучаемым дисциплинам предполагает разработку специальных руководств по изучению курса и учебно-методических материалов, а также значительного количества индивидуализированных заданий для выполнения контрольных мероприятий студентами. Экзаменация письменная проводится на местах в учебном центре, а затем экзаменационные листы пересылаются в базовый вуз для проверки преподавателями. Экстерриториальная или удаленная экзаменация возможна при наличии у вуза телекоммуникационных каналов связи с пропускной способностью, достаточной для трансляции в режиме реального времени.

В таб. 10 приведены данные по наличию системы контроля за усвоением знаний у вузов, участвующих в эксперименте. Данные, отмеченные звездочкой, получены косвенным путем из отчетов вузов.

Для анализа данных таб. 10 выделены следующие критерии:

-   обеспечение промежуточного контроля дистанционных студентов;

обеспечение итогового контроля дистанционных студентов.

Промежуточный контроль усвоения знаний применяется во всех вузах, участвующих в эксперименте в разных масштабах.

Итоговый контроль знаний дистанционных студентов представлен в двух видах:

-   выездные комиссии;

-   экстерриториальные комиссии.

Практика организации выездных комиссий для защиты итоговых выпускных работ студентов применяется во всех вузах, участвующих в эксперименте. Экстерриториальная защита выпускных работ возможна только в тех вузах, которые располагают телекоммуникациями, пропускная способность которых достаточно велика для организации двухстороннего телевещания в прямом эфире. Экстерриториальную защиту выпускных работ студентов используют только два вуза:

-   Московский государственный индустриальный университет;

-   Современный гуманитарный университет (институт), г.Москва.

Экстерриториальная защита позволяет производить запись процедуры государственных итоговых аттестационных испытаний на электронных носителях для их архивирования и, при необходимости, в последующем проведения контроля качества проведенных выпускных аттестационных мероприятий. Это является достаточно важным элементом в любой системе обеспечения качества образовательной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.