скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг

В результате такого предельно детализированного факторного анализа выясняется, какие наименования ассортимента наиболее (или наименее) способствуют получению предприятием прибыли от продаж, какими факторами это обусловлено и как эти факторы влияют на совокупное изменение прибыли от продаж. Детализированный факторный анализ позволяет определить степень эффективности с точки зрения влияния на прибыль от продаж ассортимента реализуемых предприятием товаров, продукции, работ, услуг и принять управленческие решения о корректировке ассортимента (удаление из него малоприбыльных или убыточных наименований) или величин элементов затрат в плановом периоде.[12]

Факторный анализ прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

Схема формирования показателей прибыли характеризует основные факторы различных показателей прибыли.

1.         Расчет прибыли до налогообложения (Pб):

(5.3)

  Pб  = Pр   + Pоп  + Pвн         или

                                                                                                       (5.4)

       Pб  = N   - S р  - Sком  -  Sупр  (+ / -) P оп  (+ / -) P вн     ,

где  Pр     - прибыль (убыток) от продаж (реализации);

                    S р  - себестоимость продаж;

  Sком  - коммерческие расходы;

   Sупр _ управленческие расходы;

   P оп  - сальдо операционных доходов и расходов;

            P вн   -  сальдо внереализационных доходов и расходов;

Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения (∆Pб) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим производится по формулам:

                                                                                                       (5.5)

∆ Pб  = ∆ Pр   + ∆ Pоп  + ∆ Pвн     

или с учетом знаков изменений

                                                                                               (5.6)

∆Pб  = ∆N   - ∆S р  - ∆Sком  -  ∆Sупр  (+ / -) ∆P оп  (+ / -) ∆P вн

Расчет чистой прибыли (Pч):

                                                                                                       (5.7)

 Pч  = N   - S р  - Sком  -  Sупр  (+ / -) P оп  (+ / -) P вн   - G

Где G – текущий налог на прибыль, скорректированный на отложенные налоговые активы (-) и обязательства (+)

Расчет чистой прибыли (Pч)

                                                                                                       (5.8)

Pч =  Pб - G

         Чистая прибыль (или убыток отчетного периода) является итоговым показателем ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль является основным источником пополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышения его финансовой устойчивости.

Для расчета чистой прибыли можно использовать еще одну формулу, ясно показывающую основные факторы ее формирования

                                                                                               (5.9)

                            Pч  = Pр   + Pоп  + Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных аналогичн. обязательн. платежей)

где Pвн  (скорректир.) – сальдо внереализационных доходов и расходов (с учетом налога на прибыль и иных аналогичных обязательн. платежей)

         Факторный анализ изменения чистой прибыли (∆ Pч ) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным периодом предыдущего года) проводится по формулам алгебраической суммы (с учетом знаков и изменений):

         [13]                                                                                            (5.10)

       ∆Pч  = ∆N   - ∆S р  - ∆Sком  -  ∆Sупр  +  ∆P оп  + ∆P вн + ∆G

                                                                                                       (5.11)

∆ Pч  = ∆ Pр   + ∆ Pоп  + ∆ Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных обязательн. платежей)

Факторный анализ на основе формулы 5.11 дает наиболее обобщенную картину влияния финансовых результатов различных видов деятельности предприятия (обычных видов деятельности и видов деятельности, связанных с формированием операционных, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов) на его конечный финансовый результат. При необходимости следует из внереализационных доходов и расходов выделить отдельно расходы, связанные с налогообложением и аналогичными платежами.

        

Расчет и факторный анализ рентабельности продаж и затрат

Методику анализа рентабельности можно рассматривать на примере общей рентабельности организации, рассчитанной как отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой первоначальной (восстановительной) стоимости основных производственных средств (к которым приравниваются нематериальные активы) и материальных оборотных средств (запасов). По этой методике можно анализировать и другие показатели рентабельности.

 Влияние факторов, воздействующих на показатель рентабельности организации, изучается в динамике (в сравнении с данными плана или за предыдущий год). К числу таких факторов относятся рентабельность реализованной продукции, коэффициент фондоемкости продукции и коэффициент закрепления оборотных средств. По данных планов и годовых отчетов составляется таблица, на основе которой производится анализ.[14]

Есть еще одна проблема, связанная с показателями прибыли в качестве критериев эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Приращение прибыли может быть связано как с интенсивным, так и с экстенсивным использованием производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручки от продаж.

В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают:

1)         рентабельность продаж по прибыли от продаж

(6.1)

  k1p   = P p  / N

 где  P p  - прибыль от продаж;

             N  - выручка от продаж в отпускных ценах-нетто (стор. 010 ф. № 2 отчета о прибылях и убытках);

2) рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли k2p

                                                                                              (6.2)            

k2p = P б  / N

где P б   - бухгалтерская прибыль (стр. 140 ф. 2)

3)         рентабельность продаж по чистой прибыли (k3p):

(6.3)

k3p = P ч  / N

где P ч  - чистая (нераспределенная) прибыль (стр.  190 ф. № 2).

В управленческом учете и анализе используется показатель рентабельности продаж как отношение  прибыли от продаж к себестоимости (полной или производственной) продаж продукции (ksp)

                                                                                              (6.4)

ksp =   P p / S p     

где S p  - себестоимость реализованной продукции.

Эта формула рентабельности продаж используется для ценообразования на монопольных предприятиях – отпускная цена предприятия устанавливается в определенном проценте к полной себестоимости монопольной продукции в зависимости от отраслевой принадлежности (от 20% до 50%).

Расчеты коэффициентов рентабельности продаж можно проиллюстрировать по данным отчетности, взятым для примера:

1. Прибыль от продаж продукции на 1руб. продаж (оборота)

   Прибыль от продаж продукции  х 100 % = 709  100 %  = 20,25%

            Продукция (оборот)                             3502

2. Бухгалтерская прибыль на 1 руб. оборота:

   Бухгалтерская прибыль  х 100 % = 707  100 % = 20,19%

     Продукция (оборот)                      3502

3.   Чистая прибыль на 1 руб. оборота:

      Чистая прибыль_    х 100 % = 480  100 % = 13,70%

     Продукция (оборот)                 3502

Различие всех показателей, как уже было замечено, в числителях формул, т.е. в финансовых результатах, отражающих определенную сторону хозяйственной деятельности. Формулы показателей взаимосвязаны между собой, что видно из следующего моделирования рентабельности продаж по чистой прибыли:

                                                                                                       (6.5)

 

Pч  = Pб  -    G  = Pp  + P oп  + Pвн  -  G

N     N      N     N      N       N      N

где  G  - доля налога на прибыль и иных аналогичных платежей в выручке от

       N     продаж;

P oп

 N  - доля сальдо прибылей или убытков от финансовой (операционной деятельности) в выручке от продаж;

Pвн 

N   -  доля сальдо внереализационных доходов и расходов в выручке от продаж.

В наиболее чистом виде с точки зрения экономической теории рентабельность продаж характеризует показатель прибыли от продаж по отношению к выручке от продаж. Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого коэффициента затрат на 1 руб. продукции (S / N) , а значит, от показателей трудоемкости (оплатоемкости) продукции (U / N), материалоемкости продукции (М / N) и амортизаиеемкости (А / N), т.е. от показателей интенсификации. [15]

 

                                                                                              (6.6)

kp    = Pр  =   N  - S  =  1 – (S )  = 1 – (U    +   M   +  А )

         N          N                N              N       N        N


Модель рентабельности (kp) для базового и отчетного года:

                                                                                              (6.7)

k0p   = P0      ;        k1p   = P1  ,

         N0                   N1        

или

k0p   = N0 – S0       ;        k1p   = N1 – S1 ,

             N0                        N1        

                            ∆k  =  k1  -  k0,

где             P1 , P0  - прибыль от продаж отчетного и базисного периодов;

N1 , N0  - продажа продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

S1 , S0  -  себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

∆k – изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяются расчетом (по методу цепных подстановок)

        

∆ks   = N1 – S0     -  N 0S0 ,

             N1           N0        

Соответственно, влияние изменения себестоимости составит:

∆ks   = N1 – S1     -  N 1S0 ,

              N1           N1        

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

                                               ∆k  =  kN  -  kS .

Проиллюстрируем анализ влияния факторов интенсификации использования производственных ресурсов на изменение рентабельности продаж методом цепных подстановок, применив данные, взятые для примера. 

                   Расчет показателей по предприятию А за два года

Показатели

Первый (базовый)

Год (0)

Второй (отчетный)

год (1)

Отклонение, %

Продукция (продажа в отпускных ценах без косвен. налогов), тыс. руб. 79700 83610 104,9
Оплата труда с начислениями, тыс. руб. 11628 11900 102,3
Материальные затраты, тыс. руб. 50228 52428 104,4
Амортизация, тыс. руб. 8311 8726 105,0

 

k0p = P0 /  N0 = 9533 / 79700 = 1 – (11626 / 79700 + 50228 / 79700 + 8311 / 79700) = 0,1196 = 1 – (0,1459 + 0,6302 + 0,1043)

Расчет факторов рентабельности продаж второго (отчетного) года

K1p = P1 /  N1 = 10556 / 83610 = 1 – (11900 / 83610 + 52428 / 83610 + 8726 / 83610) = 0,1263 = 1 – (0,1423 + 0,6270 + 0,1044)

Составим сводку влияния факторов на изменение рентабельности продаж:


Показатели В коэффициентах В %
Оплатоемкость (трудоемкость) 0,1459 – 0,1423 +0,36
Материалоемкость 0,6302 – 0,6270 +0,32
Амортизациеемкость 0,1043 – 0,1044 -0,01
Общее изменение рентабельности продаж 0,1263 – 0,1196 +0,67

Следует подчеркнуть, что снижение затрат по каждому фактору на 1 руб. продаж влияет на рентабельность 1 руб. продаж с обратным знаком, а влияние, выраженное в процентах, равнозначно влиянию на рентабельность 1 руб. продаж в копейках.

Одним из направлений детализации факторного анализа прибыли от продаж является выяснение структуры расходов по обычным видам деятельности в разрезе разделения расходов на переменные и постоянные в  зависимости от изменений объема продаж.

Заметим, что переменные расходы будут переменными по отношению ко всему объему продаж, но для каждой единицы изделия они будут постоянными, так как, по существу, представляют технологическую себестоимость, которая, как правило, является нормативным расходом и не может меняться без ущерба для качества изделия. [16]

Вместе с тем постоянные расходы являются постоянными для всей массы продаж, но для каждого изделия они являются переменными. Каждое последующее изделие будет иметь меньшую себестоимость за счет уменьшения доли постоянных расходов, приходящейся на это изделие. Поэтому снижение себестоимости продукции практически не зависит от переменных затрат, а обуславливается постоянными расходами.

Показатель рентабельности продаж часто называют коэффициентом эффективности управления. Этот показатель полностью зависит от затрат на 1 руб. продукции, т.е. от себестоимости продукции: снижение себестоимости продукции прежде всего свидетельствует об эффективности управления.

Исходя из схемы формирования основных экономических показателей, рентабельность продаж один из факторов рентабельности активов предприятия, самого обобщающего показателя эффективности хозяйственной деятельности. Вторым фактором рентабельности активов является капиталоотдача, характеризующая оборачиваемость активов; коэффициент капиталоотдачи называют коэффициентом деловой активности. Двухфакторная модель рентабельности активов (P/K) имеет следующее выражение:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.