скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Западная культура XIX века

Бельгиец по происхождению, Сезар Франк (1882 – 1890) еще мальчиком приехал во Францию, где начал путь пианиста. Он стремился к сочинению симфонической и камерной музыки. Став церковным органистом, Франк прославился как непревзойденный импровизатор.

Свои лучшие произведения Франк создал в последние 15 лет жизни. Он застал только зарю своей будущей славы. Первым сочинением, встретившим горячий прием, была соната для скрипки и фортепиано (1886), посвященная знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Жизнерадостная музыка сонаты, словно напоенная солнцем, полна романтических порывов, тонкого лиризма.

Позже стали известны симфония (1888) и программные симфонические поэмы Франка. Их сюжеты заимствованы из литературы, из легенд и мифов («Проклятый охотник», «Психея» и др.). «Симфонические вариации» (1885)для фортепиано с оркестром – это своеобразный концерт, в котором, как полагают, претворен античный миф об Орфее, укрощающем силы ада своим искусством.

Музыка Франка может быть задушевной, мягкой, а порой волнует слушателей драматизмом, страстностью. Некоторые черты роднят ее с величественной музыкой Баха: глубина, серьезность, склонность к размышлениям.

Критический реализм в литературе и искусстве Франции, Англии, США

1.   Реализм – направление в искусстве, ставящее своей задачей правдивое отражение действительности в ее типических чертах.

2.   Реализм – художественный метод, основанный на правдивом изображении наиболее характерных явлений жизни.

3.   Реализм – метод правдивого изображения объективной действительности.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Термин реализм в применении к художественному творчеству вошел в обиход только в XIX в. Именно тогда в ряде европейских стран впервые появляется стремление объективно и правдиво изображать действительность. Начало реалистическому направлению во Франции положила пейзажная живопись художников так называемой барбизонской школы. В начале 1830-х годов группа художников-пейзажистов поселилась в деревушке Барбизон в 60 км от Парижа. Они рисовали сельские пейзажи. «Обыкновенная природа является неисчерпаемым материалом для искусства», - утверждал глава барбизонской школы Теодор Руссо (1812-1867).

Руссо требовал глубокого изучения природы. Он делал точные эскизы с натуры, перенося их потом в свои картины. Барбизонцы находили поэзию во всем: в хмуром дне, в предгрозовом затишье, в темном силуэте пахаря на фоне вечернего неба.

Жюль Дюпре (1811-1889) писал главным образом несложные по мотиву пейзажи, но его часто увлекали стихийные явления природы. Излюбленными мотивами Диаса де ла Пенья (1807-1876) были лесные чащи с лужайками, а Тройон (1810-1865) предпочитал сельские виды со стадами животных. Шарль Добиньи (1817-1878) подолгу работал, путешествуя в лодке по Сене и Уазе. Ему особенно удавалась спокойная гладь воды, поля и селения, раскинувшиеся по берегам рек.

Близок к барбизонцам был и один из крупнейших пейзажистов XIX в. Камиль Коро (1796-1875). Его интересовал тот или иной пейзаж в целом, настроение, которое он создает. Тонкое понимание красоты окружающего мира пронизывает все творчество пейзажиста. Коро не ограничивался пейзажами, он писал фигуры на фоне интерьера, а также портреты.

Самым близким другом Теодора Руссо, работавшим с ним в Барбизоне, был Жан Франсуа Милле (1814-1875). Тема его творчества значительна и важна – это изображение тяжелого сельского труда. Милле сам вышел из крестьянской среды и долго жил в деревне, поэтому он хорошо знал жизнь своих скромных героев. В картине «Собирательницы колосьев» (1857) бедные женщины подбирают оставшиеся на поле колоски; их склоненные фигуры, тяжело ступающие по земле, олицетворяют трудолюбие и покорность судьбе. Высокое мастерство и монументальность образов делают искусство Милле одной из вершин французского реализма прошлого века.

Критика социальной несправедливости и протест против нее нашли свое выражение в искусстве замечательного французского графика и живописца Оноре Домье (1808-1879).

Как график, Домье работал в технике литографии и был мастером политической карикатуры. Произведения художника, появлявшиеся в сатирических журналах, имели огромный общественный резонанс в 30 -60-х годах XIX в.

Главой реалистического направления во французской живописи середины XIX в. был Гюстав Курбе (1819-1877). Демократическое искусство Курбе вызывало нападки со стороны представителей буржуазных кругов. Вкусам буржуазных завсегдатаев салонов (официальных выставок в Париже) Курбе противопоставлял искусство, которое передавало нравы, идеи и облик эпохи. Он писал жанровые сцены, портреты, пейзажи, натюрморты, умея оттенками красок и характером мазков передать силу и крепость человеческой фигуры, разнообразную поверхность земли, пенящийся гребень морской волны.

Курбе справедливо утверждал, что «реализм есть по существу искусство демократическое». Верный своим прогрессивным убеждениям, он в 1871 г. без колебаний встал на сторону восставшего пролетариата и активно участвовал в деятельности Парижской коммуны.

В Германии самым значительным художником-реалистом XIX в. был Адольф Менцель (1815-1905). Отточенное мастерство Менцеля проявилось не только в живописи, но и в различных областях графики – рисунке карандашом, акварелью, гуашью, в гравюрах на дереве. В картине «Железопрокатный завод» (1875) он одним из первых обратился к теме труда промышленных рабочих.

ЛИТЕРАТУРА

Реализм XIX в. называют критическим. Энгельс отметил главные его черты: верность деталей, типичность характеров, типичность обстоятельств.

Реалисты XIX в. с почти научной точностью исследуют связь человека с окружающей средой. Вкусы человека, его интересы и стремления, его взгляды на мир обусловлены особенностями среды, в которой он вырос и живет.

Реалисты XIX в.: Диккенс, Теккерей, Стендаль, Бальзак – раскрыли социальный смысл зла: они поняли, что зло не существует вообще, оно в буржуазном образе жизни, в материальной зависимости человека.

Реалисты XIX в. трезвее, беспощаднее и точнее изображали жизнь. Там, где просветители видели борьбу разума и невежества, писатели XIX в. обнаруживали классовую борьбу. Человек предстал во всей сложности и противоречивости своего душевного мира.

ПИСАТЕЛИ АНГЛИИ

Чарлз Диккенс (1812-1870)

В романах Чарлза Диккенса широко показана жизнь Англии XIX в. с ее конфликтами и противоречиями. Писатель-реалист мечтал о том, что его творчество поможет искоренить социальные язвы и сделает жизнь людей счастливее и лучше.

Первая книга Диккенса – «Посмертные записки Пикквикского клуба» (1836-1837). Его наивные герои – мистер Пикквик, Снодграс, Тапммен и Уинкль – то и дело попадают в комические положения из-за своего непонимания реальной жизни. Некоторые эпизоды романа приоткрывают и темные стороны действительности: пикквикисты встречались иной раз с корыстью, им пришлось столкнуться с фальшью избирательной системы. Мистер Пикквик познал несправедливость английского суда и ужасы английских тюрем. Героями многих его романов стали дети: сирота Оливер Твист, воспитанник приюта при работном доме («Приключения Оливера Твиста», 1839), нежная и мужественная девочка Нелл Трент, единственная опора своего старого деда («Лавка Древностей», 1840), Флоренс и Поль Домби, дети надменного коммерсанта («Домби и сын», 1848), Давид Копперфилд, чья судьба во многом повторила юные годы Чарлза Диккенса («Давид Копперфилд», 1850). Гневно рассказывает автор о школах, которые содержались невежественными людьми, где истязали маленьких воспитанников («Жизнь и приключения Николаса Никклби», 1839). Диккенс обвинял общество, допустившее гибель уличного оборвыша Джо («Холодный дом», 1853), создал острые сатирические портреты тех, кого считал виновным в страданиях народа. Писатель разоблачал преступность дел и помыслов темного дельца Ральфа Никклби, лицемера Пекснифа, отцеубийцы Джонаса Чезлвита («Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», 1844). Он осудил бездушие и высокомерие мистера Домби, оттолкнувшего дочь и погубившего маленького Поля.

Но Диккенс еще и друг бедняков, простых тружеников («Рождественская песнь», «Колокола»). Он был убежден, что человек от природы добр и великодушен, и подарил читателю чудесные образы таких героинь, как самоотверженная Флоренс Домби, как деятельная в своей любви к людям Крошка Доррит.

Диккенс не стал сторонником революционных переворотов, не мечтал о создании нового общества. Но он верил в народ, был его защитником и поборником его прав.

Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863)

«Ярмарка тщеславия» (1848) – так называется самое значительное произведение великого английского сатирика-реалиста Уильяма Мейкписа Теккерея. Герой этого романа буржуазно-аристократическое общество Англии. Писатель уподобил его ярмарке, на которой все продается и покупается: честь, совесть, доброе имя, родственные отношения, любовь и дружба.

Герои «Ярмарки тщеславия» - яркие создания сатирического таланта писателя. Он обнажает нравственное уродство «столпов общества» - деспотичных, развратных, невежественных и спесивых аристократов. Не щадит Теккерей и представителей торговой буржуазии – лондонских купцов. А аристократы и буржуа преклоняются перед богатыми, даже если они ничтожны и глупы. К бедняку же, умному, талантливому и доброму, относятся с презрением. Такое отношение к жизни и людям Теккерей называл снобизмом и беспощадно обличал этот порок.

«Ярмарка тщеславия» - гневная книга. Таковы и другие книги Теккерея. Пишет ли он об Англии своего времени (романы «Пенденнис», 1848-1850; «Ньюкомы», 1855), заглядывает ли в прошлое (роман «Генри Эсмонд», 1855), он всюду подмечает торжествующую власть денег, нравственную испорченность представителей буржуазного общества.

Томас Гарди (1840-1928)

Томаса Гарди по праву можно назвать наследником реалистических достижений Диккенса и Теккерея.

Корысть, эгоизм, грубые материальные расчеты определяли отношения между людьми, разрушали древние, поэтичные устои патриархального фермерского быта. Это рождало у писателя ощущение трагичности жизни. Его романы окрашивались в пессимистические тона. В несчастьях героев, которых он находил среди народа, Гарди винил не только общество, но и некий мистический рок. Гибель Тэсс («Тэсс из рода д’Эрбервиллей», 1891), дочери бедного фермера, предопределена ханжеской моралью общества, жестокостью его законов. Трагична и судьба Джуда Незаметного, героя одноименного романа (1895).

Творчество Гарди, и больше всего его романы о Тэсс и Джуде Незаметном, - это страстное обличение английского буржуазного общества, которое объявило Гарди безнравственным писателем.

ПИСАТЕЛИ ФРАНЦИИ

Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие французские романисты Стендаль и Бальзак.

Фредерик Стендаль (1783 – 1842)

Фредерик Стендаль (псевдоним Мари Анри Бейля) с армией Наполеона побывал в Италии, германии и Австрии. В 1812 г. с главными силами французской армии он прошел путь до Москвы.

Реставрация Бурбонов застала Стендаля в Италии. Горячая дружба связала его с итальянскими карбонариями – членами тайной революционной организации. В рассказе «Ванина Ванини» (1829) перед читателем возникает романтически привлекательный образ республиканца Пьетро Миссирилли, отважного и гордого итальянского патриота.

Два героя Стендаля вошли в мировую литературу как олицетворение непокорной, свободолюбивой юности. Один из них – Жюльен Сорель, сын плотника из французской провинции («Красное и черное»), другой – итальянский аристократ Фабрицио дель Донго («Пармская обитель»).

В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX в. В его душе борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическое чувство.

В романе «Красное и черное» Стендаль со всеми тончайшими оттенками анализирует мысли и поступки человека, его противоречивые порывы. Как художник-психолог, Стендаль открыл новые пути в искусстве XIX в.

Оноре де Бальзак (1799-1850)

Главой реалистической школы 30-40-х гг. был Оноре де Бальзак.

С 30-х гг. XIX в. и до конца жизни Бальзак трудился над созданием большого цикла произведений, романов и повестей, которые впоследствии объединил под общим названием «Человеческая комедия». Писатель предполагал сделать «Человеческую комедию» энциклопедией современной жизни.

Европейскую славу принесли Бальзаку романы: «Шагреневая кожа» (1830), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834), «Утраченные иллюзии» (1837-1843); повести и рассказы: «Гобсек», «Неведомый шедевр», «Полковник Шабер», «Дело об опеке» и др.

Бальзак насытил свои произведения подробностями, бытовыми деталями. Более других художников 30-х гг. он настаивал на изображении обыденной жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды.

Нравственное падение людей, их корыстные интересы в условиях капиталистического общества Франции нашли отображение во всех произведениях Бальзака. Писателю часто не хватало одного романа, чтобы рассказать, как сложилась судьба какого-то человека, поэтому своих героев он переносил из одного произведения в другое.

Гениальность Бальзака проявлялась также в том, что он создавал необычайно живые, человеческие характеры, остро чувствуя индивидуальность каждого из своих героев и особый, свойственный каждому из них строй речи.

Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в.

1.         Импрессионизм - движение в живописи, возникшее во Франции в 1860-х гг. и доминировавшее в живописи Европы и Северной Америки до конца XIX в. Импрессионисты хотели отображать реальную жизнь, писать непосредственно природу, запечатлеть изменчивые эффекты света. Термин впервые применен в отрицательном смысле при критической оценке работы Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872 (украдена в 1993 г. из музея Мармоттан, Париж); импрессионистами были также Ренуар и Сислей, позже присоединились Сезанн, Мане, Дега и другие.

2.         Импрессионизм - течение в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления, изображая мир в его подвижности и изменчивости.

3.         Постимпрессионизм различные стили живописи, последовавшие за импрессионизмом в 1880-х и 1890-х гг. Термин был впервые использован английским критиком Роджером Фраем в 1911 г. для описания работ Поля Сезанна, Винсента Ван-Гога и Поля Гогена. Эти художники ушли от спонтанности импрессионизма, пытаясь придать своим работам более серьезное значение.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Импрессионизм (от французского слова impression – впечатление) сложился к началу 1870-х годов. Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении – солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили своей задачей сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения (в первую очередь пейзажи) целиком на открытом воздухе, а не в мастерской. Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда недостаточна освещенность предметов, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, они писали картины мелким подвижным мазком.

Импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни. Однако, сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и односторонности своего искусства, к сужению его идейной значимости и целеустремленности. Тем не менее, искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а чисто живописные завоевания этих художников были настолько значительными, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства.

Весь путь развития импрессионизма неразрывно связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840-1926). Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными мазками, он создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Он мог запечатлеть и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.