скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Западная культура XIX века

С большим мастерством передает Вальтер Скотт исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов. В «Уэверли» (1814), «Роб-Рое» (1818), «Эдинбургской темнице» (1818), как живая, встает родина писателя – Шотландия, ее суровая и величественная природа. Свои симпатии к народу писатель выразил в романе «Айвенго» в образах свинопаса Гурта, шута Вамбы, легендарного Робина Гуда, названного в романе вольным стрелком Локсли.

Роберт Льюис Стивенсон (1850 – 1894)

Роберт Льюис Стивенсон избрал жанр приключенческого романа. Он изобретал интересные, запутанные сюжеты, насыщенные тайнами. Необычайные приключения героев Стивенсон противопоставляет реальности буржуазного общества, которое он ненавидит. Эти особенности творчества позволяют назвать Стивенсона представителем неоромантизма. Самый известный его роман – «Остров сокровищ» (1833) – об экспедиции, которая отправилась на корабле разыскивать сокровище.

Действие романов Стивенсона «Похищенный» (1886) и «Катриона» (1893) происходит в XVIII в., но писателя не интересуют исторические события. В основе сюжета этих романов – полная приключений жизнь молодого шотландца Дэвида Бельфура.

Благородные, мужественные, решительные и находчивые герои Стивенсона всегда одерживают победу над злом, с которым их сталкивает жизнь.

В творчестве писателя выражены его любовь к людям, уважение к народам, какой бы расы они не были. Противник расизма, он выступал в защиту народа островов Самоа, доказывая его право на независимость.

Стивенсон был также и поэтом. В сборнике «Цветник стихов для детей» он воспроизвел радостный мир детства.

Редьярд Киплинг (1865 – 1936)

Книги Редьярда Джозефа Киплинга, подобно книгам Стивенсона и Конрада, тоже уносят читателей в экзотические страны. Однако, идейная направленность творчества Киплинга совершенно иная.

Действие многих его произведений происходит в Индии, нравы, обычаи, культуру которой он хорошо знал, так как родился в Бомбее.

Герои Киплинга обыкновенные люди: английские офицеры, чиновники, моряки, врачи и т.п. они самоотверженно выполняют служебный долг, стоически переносят одиночество, оторванность от семьи, скуку однообразных будней. Есть у Киплинга еще один герой – простой солдат, чье имя – Томми Аткинс – стало нарицательным (сборники стихов «Ведомственные песни», 1886; «Казарменные баллады», 1892). Киплинг сочувствует ему, уважает его. Он и от других требует такого же уважения к солдату: ведь руками и кровью Томми Аткинсов добывается и охраняется могущество Англии. Англосаксов Киплинг считает высшей расой. Он симпатизирует только тем индийским мужчинам и женщинам, которые покорно, как должное, принимают власть англичан. Но он никогда не приукрашивает действительность колониальных будней, и поэтому в его произведениях встречается много правдивых описаний жестокости и высокомерия английских колонизаторов, а также бедственной жизни коренного населения Индии (рассказы «Лиспет», «На голоде» и др.).

Есть у Киплинга произведения, в которых его реакционность совсем отходит на второй план. К лучшим произведениям писателя относятся две «Книги джунглей» (1894 и 1895), рассказывающие историю человеческого детеныша Маугли, которого нашла и выкормила волчица.

К наиболее привлекательным и поэтичным произведениям Киплинга принадлежат и его «Сказки просто так» (1902).

ПИСАТЕЛИ ГЕРМАНИИ

НОВАЛИС (1772 – 1801)

Новалис псевдоним Фридриха фон Харденберга, недолгая жизнь которого окружена легендой. «Поэт голубого цветка», отрешенный от всего земного, устремленный к высшим сферам.

Новалис жил не в отрыве от действительности, а в очень энергичном контакте с ней, хотя действительность эта была ему по понятным причинам тесна.

В творчестве поэта трудно отделить философию от поэзии, собственно художественное от теоретического. «Ученики в Саисе» (1797) – фрагмент незавершенного романа, - скорее трактат о природе, о взаимоотношениях человека с ней и о способах ее познания

Для Новалиса всякий созидательный труд (ремесленника, к примеру) уже есть поэзия, отсюда уверенность, что «каждый может стать поэтом» и представление о будущем как о «царстве поэзии».

Он был лириком, сильным, непосредственным, подлинно философским. Поэтический цикл «Гимны к ночи» (1797-1799) – это расставание с верой в непогрешимость разума, со скучной ясностью его мышления.

Символисты считали Новалиса своим предтечей: в художественной организации его поэзии и прозы заложена символическая многозначность. В меньшей степени это чувствуется в «Духовных песнях» (1799-1800). Где сильнее влияние литературной и религиозной традиции. «Генрих фон Офтердинген» - роман, вошедший в историю, как энциклопедия идейных и художественных исканий раннего романтизма.

Якоб Гримм (1785 – 1863), Вильгельм Гримм (1786 – 1858)

Собиратели, составители и редакторы знаменитого собрания немецких народных сказок, крупнейшие ученые филологи, посвятившие жизнь изучению немецкой культуры. Их научная деятельность была очень разнообразна. Они разработали сравнительно-исторический метод исследования германских языков; Якобу Гриму принадлежат фундаментальные лингвистические труды «Немецкая грамматика» и «История немецкого языка». Братья Гримм – составители первого исторического словаря немецкого языка (1852), ими изданы первый памятник немецкой поэзии «песнь о Хильдебранте и Хадубранте» и произведения средневекового писателя Гартмана фон Ауэ. Особенно широкую известность завоевали их «Детские и семейные сказки» - плод многолетнего и пристального изучения немецкого фольклора. В «сказках», вышедших в 1812 г., с тех пор, неоднократно переиздававшихся и переводимых на многие языки, братья Гримм сохранили их народную основу, демократичность, образность, фантастику, сочный и меткий язык. «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик» и многие другие сказки братьев Гримм, знакомые каждому с детства, вошли в сокровищницу мировой детской литературы.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822)

Крупнейший мастер немецкого романтизма XIX в., жил и творил в пору реакции, когда многие писатели пытались укрыться от мрачной современности в царстве романтики и мечты. Но в его творчестве фантастика переплетается с реалистическим и сатирическим изображением окружающего мира. «Гофман со своими фантастическими карикатурами всегда и неизменно держится земной реальности», - писал о нем Гейне. Причудливая фантастика Гофмана порой несет на себе печать мрачных и болезненных настроений, которые впоследствии были подхвачены писателями-декадентами. Но Гофман выступает как острый сатирик-реалист, сатира которого направлена против феодальной реакции мещанской ограниченности, тупости и самодовольства немецкой буржуазии. Именно это качество сатирика высоко ценили в его творчестве Маркс, Гейне, Белинский. Герои Гофмана – скромные и бедные труженики, чаще всего интеллигенты-разночинцы, страдающие от тупости, невежества и жестокости окружения.

Наиболее известные произведения: «Золотой горшок», (1815); «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», (1819); «Серапионовы братья», (1819-1821) «Записки кота Мурра», (1820-1822).

Генрих Гейне (1797-1856)

Великий немецкий поэт, сочетавший в своем даровании глубокий и тонкий лирический талант с публицистической страстностью. В 1818 г. появились первые стихи поэта.

Политические и социальные завоевания Великой французской революции стали впечатлениями ранней юности поэта и поддерживали его оппозиционные настроения и в период Реставрации. С начала 1820-х гг. Гейне выступает в печати. В Берлине начинается систематическая литературная деятельность поэта; в издательстве Маурера издается книга «Стихотворения Гейне», вошедшая затем в «Книгу песен». В 1823-1824 гг. он много путешествует по Германии и Италии, предпринимает путешествие по Гарцу. Впечатления, наблюдения, исторические реминисценции путешествия стали образами его книги. «Путевые картины». Второй этап творческого пути Гейне начинается с 1830-х гг. Проявивший в юности живейший интерес к революционным событиям эпохи, Гейне откликнулся на события Июльской революции 1830 г. самым непосредственным образом - отправился в Париж, чтобы принять в ней участие.

С конца 30-х гг. намечается перелом в эволюции творчества Гейне. Его публицистическая проза («Людвиг Берне», «Лютеция») отмечена глубоким анализом общественной обстановки в Европе, в поэзии преобладает политическая тема («Современные стихотворения», «Германия, Зимняя сказка»).

Гейне глубже других немецких писателей осознал закономерность заката романтизма и стал одним из зачинателей критического реализма в немецкой литературе. На протяжении всего творческого пути реализм и романтизм тесно переплетались в его поэтике. Великий лирик, пламенный публицист, беспощадный сатирик, он вписал новую главу в историю мировой поэзии XIX в.

ПИСАТЕЛИ ФРАНЦИИ

В XIX в. во Франции литература вступила в новый период развития. Активность народных масс и значительный прогресс в просвещении привели к тому, что произведения передовых художников зазвучали как «звонкое эхо» эпохи, по выражению Гюго.

Виктор Гюго (1802 – 1885)

Национальный поэт Франции, один из любимейших писателей французского народа – посвятил свою жизнь художника и общественного деятеля борьбе против реакции, за торжество принципов гуманизма и демократии. Гюго в юности прошел через увлечение монархическими идеями, что отразилось в его ранних стихотворениях. Однако очень скоро он отошел от роялизма и стал во главе прогрессивно-романтического течения во французской литературе, представители которого боролись с эпигонами классицизма, сторонниками Реставрации. Его «Предисловие» к драме «Кромвель» (1827) стало манифестом романтической драматургии. Премьера драмы Гюго «Эрнани» явилась ареной битвы с классиками, завершившейся победой новой школы. Реформатор французского стиха, создатель романтической драмы, замечательный прозаик, Гюго в лучших своих произведениях говорит о глубочайшем сочувствии униженным и оскорбленным, о ненависти к тирании и социальной несправедливости. Романы Гюго, поражающие богатством творческого воображения, построены обычно на острых контрастах, их сюжеты запутаны и сложны, развязки эффектны, чувства героев сильны и трагичны. В период буржуазной революции 1848 г. Гюго встал в ряды защитников Республики. После ее поражения он был вынужден уехать в изгнание, где провел девятнадцать лет. На события франко-прусской войны и Парижской коммуны Гюго отозвался сборником стихов «Грозный год» (1872). В дни кровавой расправы с коммунарами он протестовал против действий версальских палачей.

Наиболее известные произведения: «Собор Парижской богоматери» (1831), «Король забавляется» (1832), «Рюи Блас» (1836), «Возмездие» (1853),

«Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «человек, который смеется» (1869), «93-й год» (1874).

Жорж Санд (1804 – 1876)

Жорж Санд псевдоним Авроры Дюпен-Дюдеван. Дочь дворянина и белошвейки, Ж. Санд получила воспитание в имении бабушки-аристократки и в католическом монастыре, рано была выдана замуж. Порвав с мужем, она переехала в Париж.

Начав с романов в защиту прав женщины в буржуазной семье, Ж. Санд в конце 1830-х и в 1840-х предреволюционных годах стала журналисткой, видной общественной деятельницей, разделявшей левореспубликанские взгляды, автором ряда социальных романов. Ее увлекли идеи утопического социализма. Ж. Санд приняла участие в революции 1848 г. В последние годы писательница отдалилась от общественной жизни. Носители идеи – положительные герои у Ж. Санд часто идеализированы, конфликты разрешаются иной раз искусственно, планы преобразования общества оказываются утопичными. Несмотря на это, ее творчество всегда пользовалось широкой популярностью у читателей мира; большой интерес к книгам Жорж Санд проявляла в XIX в. и русская демократическая общественность.

Произведения: «Индиана» (1832), «Орас» (1841), «Консуэло» (1843),


Александр Дюма (1803 -1870)

Популярнейший и необычайно плодовитый романист, завоевал мировую известность приключенческими историческими романами.

Переехав в Париж, Дюма сблизился с писателями французской романтической школы, возглавляемой В. Гюго; первый литературный успех Дюма был связан с романтической драмой «Генрих III и его двор» (1829). Его драмы «Антонии» (1831) и «Кин» (1839) были значительным явлением в истории романтического театра. Творческий расцвет Дюма относится к 40-м гг., когда вышли «Три мушкетера» с продолжениями, «Граф Монте-Кристо» и другие романы. Опираясь в своих книгах на большой исторический материал и обнаруживая незаурядное живое и богатое воображение, Дюма в увлекательной и динамичной форме воспроизводит быт, нравы, костюмы эпохи, характеры исторических личностей. Однако его романы не отличаются глубиной исторического и психологического анализа. Важнейшие исторические события он часто объясняет случайным стечением обстоятельств, создавая эффектные ситуации, запутанные интриги. Его жизнерадостные и энергичные, смелые удачливые герои неизменно преодолевают любые трудности. Литературное наследие Дюма огромно: кроме романов и пьес, им написаны воспоминания, путевые очерки (в том числе описание путешествия в Россию) и произведения самых различных жанров.

Проспер Мериме (1803-1870)

Выдающийся мастер новеллы. В период, предшествующий революции 1830 г., Мериме, оппозиционно настроенный по отношению к режиму Реставрации, написал ряд произведений, в которых выступил против католической церкви и феодальной реакции. Мериме широко пользовался приемами литературной мистификации. Его «Театр Клары Газуль» (1825) – сборник пьес, приписанный перу выдуманной испанской актрисы, а следующая книга, сборник иллирийских народных песен «Гузла» (1827), является мастерским подражанием сербскому фольклору. Мериме обращался к историческому прошлому Франции в драматической хронике «Жакерия» (1828) – о крестьянском восстании XIV в. и в романе «Хроника царствования Карла IX» (1829). В 30-е гг. писатель начал разрабатывать жанр новеллы.

Творческая манера Мериме, хотя автор исследовал, как правило, мир больших человеческих страстей, внешне суховата, спокойна, строго объективна. Его проза проста и изящна, характеристики точны и лаконичны. Большой знаток и популяризатор русской литературы во Франции, Мериме перевел на французский язык ряд произведений Пушкина и Тургенева.

МУЗЫКА

XIX в. в музыке начался как век романтизма. Все светлое для композиторов этого времени сосредоточилось в красоте природы, в поэзии чувств человека, в образах народной фантазии. Творчество первого романтика – австрийского композитора Шуберта еще дышит трогательной наивностью и непосредственностью, отражая психологию простого человека. Его традиции продолжали композиторы Шуман, Мендельсон, Вольф. Искусство их поражает изысканностью и разнообразием настроений: здесь и нежная мечтательность, и острая ирония, и мрачный сарказм, и отчаяние трагического одиночества. Шуберт и Шуман разрабатывали новые музыкальные жанры песни и фортепианные миниатюры.

Немецкий композитор-романтик Вагнер посвятил свое творчество опере. Он стремился к синтезу различных искусств, т.е. к сочетанию в одном произведении элементов театра, живописи и музыки.

В последние десятилетия XIX в. во Франции серьезная инструментальная музыка начинает постепенно оттеснять оперу, камерные и симфонические жанры выдвигаются на первый план.

Из наиболее значительных композиторов этого периода двое – Сен-Санс и Франк – относятся еще к романтической ветви искусства XIX в., как бы завершают ее развитие.

Камиль Сен-Санс (1835-1921) уже в десятилетнем возрасте выступал как пианист-виртуоз, а затем и дирижер. В 1871 году по инициативе Сен-Санса было создано Национальное общество музыки для пропаганды творчества молодых французских композиторов.

Сочинения Сен-Санса, виртуозные, блестящие, отличающиеся чисто французским изяществом, быстро завоевали признание во всей Европе. Иногда произведения Сен-Санса близки классическим традициям Баха, Моцарта, но чаще всего в них преобладают романтические черты. Сен-Санс охотно использует в музыке восточные мелодии, услышанные им в путешествиях по Арабскому Востоку.

В «Карнавале животных» (1886) – сюите для двух фортепиано и оркестра – много юмора, звучание различных инструментов напоминает голоса зверей и птиц, рисует их повадки. В сюиту входит и знаменитый «Лебедь» - мечтательная напевная песня для солирующей виолончели. На основе этой чудесной музыки выдающиеся балерины создали шедевр балетного искусства – танец «Умирающий лебедь».

Самая известная опера Сен-Санса - «Самсон и Далила» (1868), написанная на библейский сюжет, долгое время шла на сценах русских театров.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.