скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Теоретические основы реализации концепции устойчивого развития

Так, В. Мунтиян, исследующий проблемы безопасности основательно и всесторонне, делает это с позиций информациогенной парадигмы. Он вообще отрицает правомерность разрешения проблем устойчивого развития с позиций теории информационного общества.

Начало науке информациологии положил академик РАН И. Юзвишин (1993). Она, как и теория информационного общества, основывается на информации. Однако в данном случае информация трактуется значительно глубже. В. Мунтиян, активно развивающий идеи информациологии, отмечает, что "...информациология - учение, теория, фундаментальная наука об информации как универсальном явлении Вселенной". И. Юзвишин подчеркивает, что с использованием основ информациологии будут решены все безотлагательные проблемы социально-экономического развития.

М. Кастельс пропагандирует концепцию "информациональной экономики", в которой - в отличие от информационной - ведущим является "влияние знания на самосознание как главный источник производительности".

Концепции информационного общества не находят единогласной поддержки ученых. В частности, ведутся дискуссии об определении его сущности и места в общественно-экономическом развитии. Одни определяют такое общество как новое общественное образование, другие доказывают, что оно является преемником предыдущих структур, только информационно усложненных, пронизанных информацией. А это означает, что определить информационное общество достаточно проблематично.

Главное начало формирования информационного общества и, соответственно, разрешения проблем устойчивого развития ученые усматривают в информационно-коммуникационных технологиях, называя их "двигателем социально-экономического развития". Но в то же время они подчеркивают, что эти технологии не могут считаться "универсальным средством прогресса" - в частности, из-за отсталости ряда стран, которым необходимо решать первоочередные проблемы выживания. Кроме того, речь идет о негативных последствиях от применения информационных технологий, вернее - не о негативных его последствиях, а об их реальной угрозе для существования человеческой цивилизации.

Известный ученый и предприниматель, один из основателей компании "Sun Microsystems", чьи работы привели к созданию "Всемирной Паутины", Б. Джой в статье, опубликованной в одном из номеров журнала "Wired", выступил с предостережением по поводу бесконтрольного развития и применения современных технологий. Он обращает внимание на особо опасные научные направления, по которым развитие и распространение знаний следует ограничить. Это - нанотехнологии (разработка микроскопических интеллектуальных роботов) и генная инженерия. "Высокие технологии ставят под угрозу существование человечества". Ученый предупреждает: последствия их применения могут быть намного страшнее тех проблем, с которыми столкнулось человечество с появлением ядерного оружия.

Развитие науки и технологии остановить невозможно. Может ли быть обеспечен контроль за их использованием? В литературе встречаем множество самых разных высказываний в этом отношении. Основной акцент ученые делают на необходимости решать проблемы "пагубного влияния" информационных технологий на все сферы жизнедеятельности на политическом уровне, а также включить "стратегию осознания", то есть сознательного бережливого отношения людей к природе. Но эти меры, заявляют они, слишком проблематичны.

Не случайно ученые, констатируя кризис современной экономической науки, пишут о необходимости его преодоления при помощи разработки новой научной парадигмы. Предлагаемые ими пути формирования такой парадигмы и ее ключевые признаки достаточно разнообразны. Речь идет, в частности, об индустриальной, постиндустриальной, информационной, эволюционной и информационной парадигмах. Однако все они основываются преимущественно на началах технологического детерминизма. Не случайно исследователи пишут, что "...в современных условиях научно-технический прогресс, техника и технология производства стали решающими факторами развития не только экономики, но и общества". Одновременно другие авторы отмечают, что "решение проблем, стоящих перед человечеством, невозможно осуществить сугубо техническими средствами, без участия самого человека". В силу этого большое значение приобретает перестройка человеческого сознания.

Новую парадигму мироздания, формирующуюся новой наукой "супсоника", предлагает В. Письмак.

Супсоника - "это наука о субъективном преобразовании среды человеком"м. Человеческая деятельность, подчеркивает ученый, - не экономическая, а СУПСОНИЧЕСКАЯ, то есть направленная на преобразование среды в соответствии с законами физики. Сущность процесса взаимодействия человека с природой он обозначает "как квантово-информационный, а точнее наоборот, информационно-квантовый". В работе "Начала отрицания экономики" автор трактует экономические процессы и категории с позиций физических законов. Он пишет о трансформации экономики в супсонику, где "Су" представляет слово "субъективность", "П" - "преобразования", "С" - "среда".

По мнению Н. Белопольского, спасти человеческую цивилизацию возможно лишь благодаря созданию "науки о развитии и совершенствовании общества и мира", которой должна стать энвироника. Она должна быть результатом коллективного творчества ученых "как единая научная теория развития мира". Вместе с тем автор подчеркивает, что при разрешении безотлагательных проблем, стоящих перед человечеством, "понадобятся не только фундаментальная наука и научная теория, но и единый координирующий центр, который мог бы руководить и реализовывать все программы". Таким центром, на его взгляд, должна стать ООН.

И опять-таки, если большинство исследователей заявляют о необходимости формирования новой парадигмы, то некоторые ученые такую необходимость отрицают. X. Вэриан пишет: "В наши дни широко распространено мнение о том, что для понимания процессов информационной экономики - "экономики битов" (economy of bits) - необходима новая экономическая теория. Автор скептически относится к этому". Он полагает, что существующая экономическая теория работает достаточно успешно.

В процессе формирования идеи о новой парадигме ученые высказывают важное мнение о необходимости соединения гуманитарных и естественных наук. Следует отметить, что эта идея не нова. Л. Мельник, анализируя категорию "развитие", выделяет научные вехи в ее формировании и называет имена исследователей, которые "предприняли попытку рассматривать социально-экономические структуры как формы физических систем, тем самым перебросив "мостик" между естественными и социальными науками". В числе этих имен - С. Подолинский и В. Вернадский.

Действительно, первым в мировой науке попытку "соединить физическое с экономическим" предпринял наш соотечественник С. Подолинский (1850-1891). В 1880 г. в журнале "Слово" он опубликовал статью "Труд человека и его отношение к распределению энергии", в которой изложил оригинальную энергетическую теорию. В течение 1880-1883 гг. варианты этой статьи были опубликованы в двух периодических французских, двух немецких и одном итальянском изданиях.

Замысел и цель своего исследования С. Подолинский изложил в письмах к К. Марксу. Так, в марте 1880 г. ученый информировал К. Маркса о том, что отправил ему "маленькую работу", к написанию которой первый толчок дал "Капитал". Из второго письма, от 8 апреля, понятно, что К. Маркс сразу ответил С. Подолинскому и интересовался его здоровьем. Благодаря за такую заботу, С. Подолинский вместе с тем просил К. Маркса как можно быстрее откликнуться на отправленную работу. "С особым нетерпением, - писал он, - ожидаю я Вашего мнения в отношении моей попытки согласовать прибавочный труд с господствующими физическими теориями".

На какие теории ссылается С. Подолинский? Это такие авторитеты, как Сэкки, Гюйгенс, Лейбниц, Лагранж, Лесаж, Тет, Карно, Клаузиус и др. Используя методы новой на то время науки - термодинамики, он заложил основы для нового подхода к анализу развития, связывая его с сохранением и накоплением энергии.

Именно с анализа энергии начинает ученый свое исследование. Он раскрывает сущность понятия "энергия", определяет разные ее виды, подчеркивает существование законов рассеивания (энтропии) и сохранения энергии, вместе с тем отрицая общий характер действия второго закона термодинамики (энтропии). Действие закона, подчеркиваете. Подолинский, тормозится такими процессами, как фотосинтез и человеческий труд.

Несоответствие закона энтропии закону сохранения энергии, на которое обратил внимание С. Подолинский, долгое время оставалось невыясненным, хотя многие выдающиеся физики пытались установить связь между этими законами. Лишь в конце второй половины XX в. учеными (в частности, бельгийцем русского происхождения, лауреатом Нобелевской премии 1972 г. И. Пригожиным) была сформулирована теорема для неравновесных процессов как четвертое начало термодинамики, противодействующее второму ее началу. "Но этот же научный результат, о котором пишет И. Пригожий, - замечает П. Кузнецов, - был получен С. Подолинским более ста лет назад".

Отмечая заслугу С. Подолинского в отрицании общего характера действия второго закона термодинамики, российские ученые пишут, что это был "своеобразный ответ на вызов "о неизбежной тепловой смерти Вселенной"".

С. Подолинский разработал новую научную парадигму, которая строится на основах энергетической теории, на единстве экономического, физического, социального, биологического и космического. Соответственно, через энергию он дает и определение труда: "Труд есть такое потребление механической и психической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превращаемой энергии на земной поверхности". Именно это дополнительное накопление солнечной энергии выступает прибавочным продуктом. Следовательно, дополнительная энергия Солнца, а не прибавочный труд и, соответственно, прибавочная стоимость, как полагал К. Маркс, является источником богатства.

С. Подолинский "впервые в мировой науке ввел в практику экономических расчетов учет потока солнечной энергии при определении величины прибавочного продукта в натуральном выражении". Он подчеркивал, что "человек не создает материю, не создает он и энергию", а человеческий труд лишь способствует большему накоплению солнечной энергии. Ученый сравнивает человека с термической машиной и делает вывод, что при своем потреблении труд сохраняет где-то в 10 раз больше энергии, чем содержит сам.

Соответственно, работа всего человечества ("рабочая человеческая машина") с экономическим эквивалентом, равным 1/10, имеет способность превращать в высшую форму, приемлемую для удовлетворения потребностей человека, количество энергии, в 10 раз превышающее ее собственную величину. Этот вывод российский ученый П. Кузнецов назвал "законом Подолинского", который доказал, что в природе существует "процесс, характеризующийся коэффициентом полезного действия свыше ста процентов. Таким процессом является человеческий труд".

Оценивая научные достижения С. Подолинского, можно сделать вывод, что он как основоположник украинской школы физической экономии разработал новую парадигму цивилизационного развития, связав прогресс человечества с сохранением и накоплением солнечной энергии и, соответственно, с увеличением энергетического бюджета каждого человека и человечества в целом. А это означает, что он, по мнению российских ученых, был одним из первых, кто дал "естественнонаучный ответ на вопрос "о движущей силе неубывающего роста возможностей человека"".

Это дает основания для вывода, что С. Подолинский, провозгласив идею соединения естественных и общественных наук, доказал, что человек, сохраняя и накапливая солнечную энергию, обеспечивает сбалансированное развитие природы и общества, и заложил тем самым основы концепции устойчивого развития.

Идеи С. Подолинского творчески развивал В. Вернадский, достойно оценивший его вклад в развитие вопросов энергетики жизни.

В. Вернадский писал, что эти идеи развивались многими мыслителями, но вместе с тем подчеркивает уникальность соответствующих теоретических разработок С. Подолинского. "Мы, - писал В. Вернадский, - находим сжатые, однако абсолютно четкие указания, мысли и факты в отношении энергетического отличия живого от мертвого - уже в трудах основоположников термодинамики - у Р. Майера, В. Томсона (лорда Кельвина), Г. Гельмгольца. Этих указаний не поняли и не оценили. Уже позже и самостоятельно рано умерший С. А. Подолинский понял все значение этих идей и пытался применить их к изучению экономических явлений".

Следовательно, идею соединения физического с экономическим В. Вернадский понял лучше, чем в свое время Ф. Энгельс, считавший ее ошибочной. Новаторским мыслям С. Подолинского созвучно учение В. Вернадского о биосфере и живом веществе как геологически вечном процессе, хотя отдельные частицы его смертны. Именно живое вещество является "трансформатором и накопителем космической энергии".

Проанализировав биофизические и биохимические процессы, происходящие в биосфере, а также влияние на биосферу человеческой деятельности, В. Вернадский раскрыл явления, связанные с социальным движением вещества, и сделал вывод о переходе биосферы в ноосферу - сферу разума. С таким переходом "перед человеком открывается большое будущее, если он поймет это и не будет использовать свой разум и свой труд на самоистребление".

Не случайно российские ученые в числе авторов, работы которых "стали теоретической и методологической базой предмета проектирования устойчивого развития", называют С. Подолинского и В. Вернадского.

На основах энергетической теории С. Подолинского и научных разработок В. Вернадского о биосфере и ноосфере появилась "Энергия прогресса" М. Руденко, где ученый развивает идеи физической экономии и, собственно, вводит в научный оборот и само ее название.

Мировоззренческая система М. Руденко построена на синтезе знаний, охватывающих философию, экономику, физику, математику, космологию и др. Именно на этой основе ученый развивает начала физической экономии, четко различая физическую и политическую экономию и подчеркивая кризис последней.

Политическая экономия, считает М. Руденко, построена на вере. Но "то, что построено на вере, не является истинной наукой".

У физической экономии другая природа. По мнению М. Руденко, "...она изучает человека в каналах движения, которые созданы самой природой, - как ядерные физики изучают движение элементарных частиц. И вот мы обнаруживаем что-то такое, что находится на грани всех известных наук - физики, химии, экономии". Речь идет о солнечной энергии и фотосинтезе. Однако "политическая экономия устранилась от проблем физических". М. Руденко подчеркивает: для преодоления кризиса, существующего в экономической теории, необходимо обобщить политическую и физическую экономию, обеспечить их синтез на основе подчинения политической экономии физической.

Физическая экономия, полагает ученый, "должна стать надежным мостом между науками общественными и естественными. И если мы не сумеем его навести, дорога в будущее будет засыпана мертвыми песками необозримых пустынь".

Основу стройной системы мироздания, созданной М. Руденко, составляет "энергетика общества, а не политические аспекты общественной жизни". Именно с этих позиций он определяет движущую силу цивилизационного развития, формулируя такую категорию, как "энергия прогресса", которую он связывает с абсолютной прибавочной стоимостью.

Новый уровень научных достижений М. Руденко продемонстрировал в работе "Гносис и современность", где выстроил Архитектуру Вселенной, а энергетическим источником, лежащим в основе фотосинтеза, он называет Мировую Монаду (Духоматерию).

Такой вывод исследователь научного наследия ученого В. Шевчук называет "парадигмальным для построения новейшей экономической теории".

М. Руденко обращает внимание и на угрозу, стоящую перед человечеством в связи с разрушением биосферы, и, в частности, полагает, что "экзаменом для нашей цивилизации окажутся ближайшие 30-50 лет". Однако ученый отбрасывает утверждение о безальтернативности угрозы разрушения цивилизации. Свои выводы он аргументирует ссылкой на идеи физической экономии. "Нет опасности, что когда-то прервется фотосинтез... Следовательно, ничто не мешает утверждению земного бессмертия, кроме нашего незнания".

На теоретических основах физической экономии формируется национальная модель устойчивого развития. Возможности ее создания и концептуальные основы, построенные на энергетической теории, предвидел М. Руденко.

М. Руденко отмечал, что ему "трудно разграничить в себе писателя и экономиста". Не считал себя ученый и физиком, хоть и называл экономику "особой областью физики, рассматривающей энергетические процессы общества".

А теперь исследователи пишут о гениальности открытий М. Руденко во многих научных сферах. "Книга "Гносис і сучасність" украинского поэта, писателя-романиста Николая Руденко, - отмечает В. Письмак, - вышла в свет в 2001 г. По глубине исследований и широте охвата научных проблем, представленных в книге, Н. Руденко предстает перед читателями не только как ученый-экономист, но и как выдающийся ученый в области космологии и теории физического вакуума.


Выводы

Субстанциональный подход Николая Руденко к созданию новой экономической теории вывел его на необходимость применения в экономике физических и космологических законов, что подтолкнуло его к собственным исследованиям в теории физического вакуума и в космологии, в результате чего он сделал в этих областях ряд важных открытий. В своей книге он изложил новую космологическую теорию - теорию монад, которая, в свою очередь, выступает в его исследованиях физико-математическим базисом физической экономики".

Означает ли все сказанное, что физическая экономия способна обеспечить разрешение всех проблем устойчивого развития? Безусловно, что нет. Однако она должна стать основополагающей, поскольку именно в ней органично соединяются гуманитарные и естественные знания.


Список источников

1.         Абалкин Л. Логика экономического роста. М., 2002, с. 122.

2.         Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М, 2000, с. 494.

3.         Иноземцев В. Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономическое следствие. М, "Экономика", 2003, с. 370.

4.         Чухно А. А., Юхименко П. І.,Леоненко П. М. Сучасні економічні теорії. Підручник. К., "Знання", 2007, с. 805-819.

5.         Кастельс М.,Химаыен П. Информационное общество и государство благоденствия. М, "Логос", 2002, с. 11.

6.         Афанасьев B.C. Первые системы политической экономии (Метод экономической двойственности). Учебное пособие. М, "ИНФРА - М", 2005, с. 5-6

7.         Мунтиян В. Информациогенная парадигма. К., 2006, с. 28.

8.         Вашекин Н. П., Пасхин Е. Н.,Урсул А. Д. Информатизация общества и устойчивое развитие. М., 2000, с. 3.

9.         Мельник Л. Г. Предпосылки формирования информационного общества. Сумы, "Университетская книга", 2005, с. 82.

10.      Шауэр Т. Информационные технологии и проблемы устойчивости развития. В кн.: Социально-экономические проблемы информационного общества. Сумы, "Университетская книга", 2005, с. 361.

11.      Дейлі Г. Поза зростанням. Економічна теорія сталого розвитку. К., "Інтелсфера", 2002, с. 50.

12.      Вэриан X. Р. Экономическая теория информационных технологий. В кн.: Социально-экономические проблемы информационного общества, с. 217.

13.      Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., "Логос", 2000, с. 209.

14.      Мельник Л. Г. Методология развития. Сумы, "Университетская книга", 2005, с. 474-483.

15.      ДятловС.А. Субстанционально-информационная парадигма развития общества. В кн.: Социально-экономические проблемы информационного общества, с. 200. 21Там же, с. 204.

16.      Юзвишин И. И. Основы информациологии. Учебник. М., "Информациоло-гия", "Высшая школа", 2000, с. 21.

17.      Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., "Аспект-Пресс", 2004, с. 30.

18.      Бун Э. Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении устойчивого развития. В кн.: Социально-экономический потенциал устойчивого развития. Учебник. Сумы, "Университетская книга", 2007, с. 769.

19.      Шауэр Т. Предпосылки поддержания устойчивого развития при переходе к информационному обществу. В кн.: Социально-экономический

20.      Белопольский Н. Г. Энвироника - наука о развитии и совершенствовании общества и мира. Донецк - Мариуполь, ИЭП НАН Украины, 1997.

21.      Белопольский Н. Г. К вопросу о развитии цивилизации как органического единства человечества и окружающего мира. "Журнал европейской экономики" Т. 5 (№ 1), март 2006, с. 13.

22.      Кузнецов О. Л.,Кузнецов П.Г.,Большаков Б. Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук. Дубна, 2001, с. 7

23.      Чесноков СВ. Забытый научный новатор. "Бюллетень Комиссии по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского" № 12, 1994, с. 51—52

24.      Кузнецов О. Л., Большаков Б. Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе "природа — общество — человек". Учебник XXI века. Санкт-Петербург - Москва — Дубна, 2002, с. 47.

25.      Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т. 35,с. 111.

26.      Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965, с. 327.

27.      Руденко М. Енергія прогресу. Нариси з фізичної економії. К., "Молодь", 1998, с. 223.

28.      Шевчук В. Архітектура Всесвіту за Миколою Руденком. В кн.: Руденко М. Гносис і сучасність (Архітектура Всесвіту). Тернополь, "Джура", 2001, с. 189.

29.      Шевчук В. Глобальна місія України і національна модель сталого розвитку. "Економіст" № 1, 2006, с. 62-65

30.      Шевчук В. Відкрити Миколу Руденка - економіста. "Схід" № 6,2006, с. 3-5

31.      КорнийчукЛ., Шевчук В. Устойчивое развитие и глобальная миссия Украины. "Экономика Украины" № 4-5, 2009.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.