скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Поведение затрат в зависимости от уровня деловой активности

Трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению.

К трансакционным издержкам относят:

Издержки поиска информации. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации. Поиск может вестись на обеих сторонах рынка — как продавцами, так и покупателями. Например, на рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят тестирование и отбор кандидатов и т.д. В свою очередь соискатели рабочих мест опрашивают друзей и родственников, становятся на учет в агентства занятости, рассылают резюме, обзванивают или посещают заинтересовавшие их фирмы. На товарных рынках производители затрачивают немалые средства на изучение потребительского спроса, маркетинг, рекламу, а потребители — на изучение рекламных проспектов, посещение магазинов, стояние в очередях.

Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений являются мощным источником этих издержек.

Издержки измерения. Любой продукт или услуга — это комплекс характеристик. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Оценка качеств товара или услуги может осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования желательно, чтобы измерение производилось однажды и чтобы его брал на себя тот, кто способен делать это с меньшими издержками. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д.

Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение требуется сначала зафиксировать, затем оценить его тяжесть, обеспечить поимку или явку нарушителя, наложить наказание. Все это обходится далеко не бесплатно.

Издержки «политизации». Этим общим термином обозначаются издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих. Но и при коллективном, и при централизованном принятии решений минимальная гарантия эффективности отсутствует. Большинство избирателей страны, большинство акционеров корпорации, большинство членов кооператива могут высказаться за решение, наносящее явный ущерб меньшинству. Руководитель может принять решение, крайне невыгодное для подчиненных, которых оно касается, без всякого согласования с ними.

Концепция транзакционных издержек является предметом повышенных интересов российских экономистов в последние годы. Однако учет их в управлении затратами в отечественных организациях чрезвычайно проблематичен:

- во-первых, из-за высокой доли подобных издержек, носящих нелегальный характер;

- во-вторых, из-за трудностей их выделения из совокупности легальных затрат, так как отечественными регулятивами бухгалтерского учета такое понятие, как трансакционные издержки, не предусмотрено.

Концепция ABC  формализует учет и анализ затрат  по видам деятельности (activity-based costing) в части распределения накладных расходов на конкретные товары, работы и услуги. Традиционные варианты распределения накладных расходов реализуются в бухгалтерском учете и основываются на показателях объема (натуральных или стоимостных), прямых затратах на оплату труда или машино-часах (при высокой степени механизации и автоматизации труда). В основе концепции ABC не столько рутинное бухгалтерское формирование затрат, сколько экономический расчет реальной себестоимости товаров, работ, услуг, не требующий обязательного отражения данных в рамках главной книги. Подобные расчеты не требуют ежемесячного мониторинга и не корректируются с закрытием бухгалтерских счетов в конце каждого месяца. Они выполняются вне бухгалтерских регистров и носят долгосрочный характер. Временной рамкой таких расчетов является полугодие или год.

Наиболее эффективно концепция ABC реализуется в тех случаях, когда из накладных расходов выделяются затраты стратегического характера (исследования и разработки, маркетинг и распространение) и затраты  рассматриваются в полном объеме в самом широком смысле слова, независимо от того, насколько точно они оценены в производственном сегменте текущей (сегодняшней) цепочки ценностей.

Концепция стратегического позиционирования заявлена в 90-х годах известными в США экспертами по стратегическому использованию информации о затратах Дж.Шанком и В.Говиндараджаном.

Ключевой идеей концепции является включение в сферу управленческого учета и анализа затрат подробной информации о стратегическом развитии компании, отрасли и экономики в целом.

Традиционно учет и анализ затрат рассматриваются с позиции оценки отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, осуществленных в результате альтернативных управленческих решений. Однако учет не является самоцелью, а служит средством для достижения успеха в бизнесе. Поэтому оценку принятым в компании системе и методологии учета следует давать с позиции их соответствия или несоответствия принятой стратегии развития.

Известно, что компания может выдерживать конкуренцию либо поддерживая низкие затраты (лидерство на основе затрат), либо предлагая превосходящую конкурентов продукцию (услуги)[10]. Эти две принципиально различающиеся стратегии  должны представлять интерес не только в рамках стратегического менеджмента, они предполагают различные перспективы анализа затрат и управления затратами. Информация об издержках в той или иной форме важна для всех компаний, но различные стратегии требуют различных взглядов на затраты. Различия в стратегии и обусловленные ими различия в управлении затратами приведены в табл. 1.

На наш взгляд, очевидна оправданность такого подхода к управлению затратами, однако его практическая реализация в отечественной сфере услуг требует более высокого уровня внутрифирменного финансового менеджмента.

Перечисленные концепции управления затратами, как видно, не однородны. Одни концепции (функциональные затратообразующие факторы, добавленная стоимость) основываются на учетных характеристиках затрат и затрагивают бухгалтерскую сторону управления затратами. Другие концепции (структурные затратообразующие факторы, цепочка ценностей, АВС, стратегическое позиционирование) рассматривают затраты как объект управления не столько в учетном, сколько в экономическом плане. Совокупность концепций управления затратами и затрагиваемые ими аспекты внутрифирменного менеджмента приведены в табл. 2.

Таблица 1

Подходы к управлению затратами, обусловленные стратегическим позиционированием

Акценты в управлении затратами

Основные стратегии

Лидерство на основе затрат

Дифференциация продукции (услуг)

Роль спланированных затрат при оценке показателей работы Очень важна Не очень важна
Значение гибкого бюджетирования для управления издержками От высокого до очень высокого От умеренного до низкого
Важность выполнения бюджета От высокой до очень высокой От умеренной до низкой
Анализ издержек сбыта Формально не выполняется Критично для успеха
Значение себестоимости в ценообразовании Высокое Низкое
Значение анализа цен конкурентов Низкое Высокое

Таблица 2

Аспекты рассмотрения затрат в базовых концепциях

Концепции управления затратами

Учетный аспект

Экономический аспект

Концепция затратообразующих факторов:
- функциональные (операционные) факторы +
- структурные факторы +
Концепция добавленной стоимости +
Концепция цепочки ценностей +
Концепция альтернативности затрат +

Концепция трансакционных издержек[13]

+
Концепция АВС +
Концепция стратегического позиционирования +

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной концепцией стратегических затратообразующих факторов является отход от точки зрения, что объем определяет затраты. В рамках стратегического управления затратами затраты вызваны, или определяются, многими взаимосвязанными факторами. Понимание поведения затрат означает понимание сложной игры этого набора затратообразующих факторов в реальной ситуации. Общий взгляд на такую стратегическую перспективу факторов, определяющих затраты выглядит так :

-  при стратегическом анализе связь с объемом, как правило, не является самым хорошим способом для объяснения динамики затрат;

-  более полезно в стратегическом смысле объяснять позицию по затратам на языке структурных альтернатив и исключительных навыков, которые формируют конкурентную позицию данной фирмы;

- не все стратегические затратообразующих факторы одинаково важны в любое время, но некоторые из них (более, чем один) являются, наиболее вероятно, очень важными в каждом конкретном случае;

- для каждого затратообразующего фактора существует конкретная система анализа затрат, которая необходима для понимания позиции фирмы.

Перечисленные концепции управления затратами являются действенными инструментами в исследовании затрат. Однако до последнего времени в экономической литературе наибольшее внимание уделяется концепциям, затрагивающим учетный аспект затратообразования. Это объясняется тем, что факторы, определяющие экономический аспект механизма формирования затрат, практически невозможно достоверно оценить по данным современной отечественной статистики. Экономическая аналитика этих данных приводит к абсурдным, взаимоисключающим друг друга выводам. Это обусловлено высоким удельным весом теневых операций в экономике и «усилиями» бухгалтеров по минимизации налогооблагаемых баз всеми доступными способами при составлении официальной отчетности. По мере совершенствования налогообложения и приведения его совокупного уровня в разумные рамки данная проблема будет решена, и это сделает возможной продуктивную работу с экономическим аспектом механизма формирования и управления затратами.


ЛИТЕРАТУРА

Нормативные акты

1.         Закон РФ Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

2.         Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (с изменениями от 30 декабря 1999 г.)

Информационно-правовые системы :

3.         «Гарант.ru», свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. 77-2137 от 3 декабря 1999 года., , г. Москва, Воробьевы горы, д.1, стр. 77

4.          «Консультант - Плюс» , свидетельство о регистрации средства массовой информации  Эл N 77-6731 от 8.01.2003, , г. Москва, ул. Шверника, д.4.

Литература :

5.          Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет.- М.: Андросов, 2000.-1024 с.

6.          Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.:Финансы, 1997.- 460 с.

7.          Бочаров В.В. «Финансовый анализ»: Учебное пособие . – СПб: Питер, 2003

8.          Друри К. «Введение в управленческий и производственный учет» Учебное пособие. – М.; Изд. «Аудит», 1998, с.774

9.          Курченков В.В. Трансакционный подход к анализу процесса формирования рыночных структур в российской экономике //  Экономика строительства. 1995. №2;

10.        Радаев В.В. Формирование новых рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика.  — М: Центр политических технологий, 1998.

11.        Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики : Учебное пособие для вузов. -М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996

12.        Самойлова Л.Б. «Практикум по экономике и планированию производственной фирмы» - Калининград.: Изд. КГУ,  2002, с.78

13.        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студентов  вузов, обуч. по  экон. спец. и направлениям.-2-е изд., перераб., доп. — М.: Минск: ИП "Экоперспектива", 1998. — 498 с.: ил.

14.        Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 624.

15.        Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами: Новые методы увеличения конкурентоспособности. — СПб.: Бизнес Микро, 1999. С. 27—29.

16.        Шаститко А.Е. Трансакционные издержки: содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации // Вопросы экономики. 1997;

17.        Шеховцова Л.С. «Стратегический менеджмент»- Калининград. : Изд. КГУ, 2001 г.,с.121

18.        Ульф Э. Ульсон, Р. Лёнквист. Калькуляция продукции и капиталовложений. пер. DidaktEcon AB, 1993, Uppsala, Sweden.

19.        Хабарова Л.И. Учетная политика коммерческой фирмы. - М.: АО "Интеллект-сервис”, 1994. - 355 с.

20.        Хотинская Г.И. Особенности механизма формирования затрат и пути их снижения на предприятиях бытового обслуживания населения (на примере непроизводственных видов услуг). — М.: МТИ Минбыта РСФСР, 1985.

21.        Эдвин Долан, «Микроэкономика».- С.-Петербург: 2002


[1] [3]        «Гарант.ru», свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. 77-2137 от 3 декабря 1999 года., , г. Москва, Воробьевы горы, д.1, стр. 77

[2] [5]        Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет.- М.: Андросов, 2000.-1024 с

[3] [10]      Радаев В.В. Формирование новых рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика.  — М: Центр политических технологий, 1998.

[4] [3]        «Гарант.ru», свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. 77-2137 от 3 декабря 1999 года., , г. Москва, Воробьевы горы, д.1, стр. 77

[5] [8].       Друри К. «Введение в управленческий и производственный учет» Учебное пособие. – М.; Изд. «Аудит», 1998, с.774

[6] Пример взят из [13]        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студентов  вузов, обуч. по  экон. спец. и направлениям.-2-е изд., перераб., доп. — М.: Минск: ИП "Экоперспектива", 1998. — 498 с.: ил.

[7] [14]      Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 624.

[8] [15]      Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами: Новые методы увеличения конкурентоспособности. — СПб.: Бизнес Микро, 1999. С. 27—29.

[9] [16].     Шаститко А.Е. Трансакционные издержки: содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации // Вопросы экономики. 1997;

[10] [17]     Шеховцова Л.С. «Стратегический менеджмент»- Калининград. : Изд. КГУ, 2001 г.,с.121


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.