скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Политология

57 Бухарин Сергей Николаевич, к. ф. - м. н. СНС ИПУ РАН Некоторые проблемы исторического образования

58Доля сектора услуг в ВВП Латвии составляет 70,6% (Этих выслать, а с этих - получить! , inosmi.ru со ссылкой на "Вести Сегодня")

Для нас высшее образование должно стать возможностью создавать сильные кадры, которые в будущем могли бы быть опорой нынешней власти.

В условиях когда высшее образование становится массовым и требования снижаются, разумеется качество становится хуже, как итог большое количество людей с дипломом, но без знаний и что самое печальное, без опыта работы.

5. Охарактеризуйте роль национализма и мультикультурализма в современной политике

Сначала немного теории. Существует огромное количество противоречивых концепций национализма и нации. Почему я рассматриваю эти два понятия вместе, потому что они неразрывны и связанны между собой. Итак что такое нация? На сегодняшний день в науке существует бесконечное множество полярно противоположных концепций ее понимания, из которых для меня особый интерес представляет следующая дихотомия: примордиализм и конструктивизм.

Примордиализм (от английского primordial - изначальный, исконный) настаивает на органичности происхождения наций, видя в современных нациях продолжение многовекового развития древних или средневековых этносов. Примордиалисты не едины: одни трактуют нацию как биологическую популяцию, другие - как территориально-экономический союз, третьи - как духовно-культурную общность, но все они согласны с тем, что в ее основе лежит некая объективная реальность - кровь, хозяйственные связи, язык, народный дух, Божий замысел, - которая в тех или иных формах реализуется на разных ступенях исторического процесса.59

Конструктивизм, характерное дитя постмодернистского сознания, появившееся на свет в середине 1960-х годов, тоже весьма разнообразен, но все его представители сходятся в том, что нации - не природные (или духовные) данности, а социальные конструкты, возникшие на рубеже XVIII-XIX веков и не являющиеся непосредственными наследниками древних или средневековых этносов.60

Первоначально концепция нации, предложенная в 1789 году либеральным аббатом Сийесом и взятая на вооружение буржуазной революцией, предполагала исключительно гражданское наполнение (нация - это третье сословие). Но очень скоро она получила вполне определенную этническую окраску. Именно в годы революции понятие национализм стало использоваться как эквивалент ксенофобии. Аббат Баррюэль, критикуя политику якобинцев, писал: " Национализм занял место всеобщей любви... Стало допустимым презирать, обманывать и оскорблять иностранцев." И все эти деяния возводились в ранг патриотизма. Якобинские вожди совершенно четко этнизировали своих противников: "Федерализм и предрассудок говорят на бретонском диалекте, эмиграция и ненависть к республике - на немецком, контрреволюция - по-итальянски, а сепаратизм - по-баскски".61

 

59Сергей Михайлович Сергеев Заведующий сектором научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Автор более тридцати научных и научно-популярных работ. Пришествие нации? полемические заметки

60 См. там же.

61 В.В. Коротеева "Теории национализма в зарубежных социальных науках" (М.: РГГУ, 1999).

С 1792 года, отмечает А.Е. Ревякин, "французский патриотизм приобрел ярко выраженные черты воинствующего шовинизма. Его признаками были и возведенное в ранг государственной политики недоверие к иностранцам, и страх перед враждебным окружением, и презрение к политически "отсталым" соседям, и откровенное стремление к аннексиям и другим формам внешней экспансии"62 Любопытным являются рассуждения П. Серно, он предложил рассмотреть французскую и немецкую модели национализма.

"Французская нация представляет собой политический проект (projet politique). Немецкая нация, наоборот, появилась сначала в трудах интеллектуалов-романтиков как вечный дар, основанный на общности языка и культуры. Для этих последних язык был сущностью нации, тогда как для французских революционеров он был средством достижения национального единства. Таким образом мы можем в общих чертах противопоставить два определения слова "нация", существовавшие в XIX веке. Во Франции под влиянием якобинской идеологии суверенный народ провозглашает существование единой и неделимой нации. Это государство, то есть политическая сущность, которая порождает нацию. По немецкой романтической концепции нация, напротив, предшествует государству. "Volk" (это следовало бы перевести как этническая группа) представляет собой природное единство, основанное на общности языка и культуры. В соответствии с немецкой концепцией сначала был язык и культура, тогда как во французской концепции язык - лишь средство политической унификации. Немецкая идея "культуры" связана с традиционными культурными обычаями, прежде всего деревенскими, тогда как французская идея "цивилизации" скорее связана с городскими "буржуазными" ценностями, которые должны распространяться на всю национальную территорию в ущерб сельской культуре (местным диалектам, традиционному образу жизни и т.п.).

Немецкая романтическая идея нации - это органическая система, в которой язык как носитель национальной культуры неразрывно связан с народом".

Это рассуждение кажется очень правдоподобным (так именно и было с истории), но вместе с тем оно ничего не объясняет. Если "проектом", "искусственным изобретением", "идеологией" была "французская" модель, то почему по всему свету, причем в один не очень большой промежуток времени, стала распространяться "немецкая", очевидно органично выросшая из немецкой культуры?

А если добавить, что и современный французский национализм во "французскую" модель не укладывается, а больше похож на "немецкую" модель, то картина и вовсе получается запутанной. Остается допустить следующее: во Франции национализм возник как социальный проект, то есть возникла сама мысль о возможности национализма как проекта. А содержание проекта было со временем, в процессе развития идей, скорректировано. В других странах национализм также осуществлялся как своего рода "политический проект", но в основании этого "проекта" лежали элементы заимствованные из немецкой системы.

 

62А.Е. Ревякин, "Европейские революции 1848 года. Принцип национальности" (М., 2001)

63П. Серно. Этнос и демос: дискурсивное построение этнической идентичности. Р.51 - 59. В кн.: Этничность. Национальные отношения. Социальная практика. СПб., ТОО ТАК КАК "Петрополис", 1995, (стр53)

Так и возникла "восточная" модель национализма. В противном случае идеология национализма не могла бы реализоваться ни в одной другой стране, кроме Франции (где были совершенно особые предпосылки) и не стала бы одной из наиболее значимых идеологических систем в мире.

Таким образом, мы получаем идеологическую конструкцию, имеющую мифологическое основание, которая якобы органичным образом возникает внутри культурной системы. Но если согласиться, что "мифология" выросла органичным образом в рамках одной конкретной культуры - немецкой, а идея формирования нации как осуществление политического проекта возникла во французской, что компоненты французской идеологии национализма были заменены на немецкую национальную мифологию, то мы имеем дело с политическим проектом сознательно основанном на мифологии и сконструированном искусственно.64

Отправной точкой в рассуждении данного вопроса я возьму период возникновения национализма, а именно время Великой Французской революции. С одной стороны это привело к тому, что французы сплотились как нация, в силу того что крайне гордились своей принадлежностью к данному обществу и стране. С другой стороны как писал историк Жюль Мишле " Ни одно социальное или интеллектуальное открытие не начнет приносить пользу Европе до тех пор, пока Франция не истолкует его, не переведет, не сообщит ему общедоступную форму... именно Франция возвещает миру мысли каждой из наций". Данное свидетельство говорит о том, какой характер отношений может возникнуть к определенной группе общественности, в данном случае к Франции…

Если говорить о сегодняшнем дне то, в современной политике мультикультурализм и национализм служат одним силам, а именно тем которые разрушают общество изнутри. Как известно сущность мкльтикультурализма направлена на сближение национальных культур народов и требует полного равенства для всех культурных, лингвистических, религиозных и иных меньшинств. Однако как показывает практика группы (меньшинства) предпочитают вести себя обособлено от других представителей данного региона или страны. Например религиозные секты, общины, субкультуры в рамках одного этноса. Что в свою очередь приводит к конфликтам и еще большему противостоянию масс. Национализм в свою очередь на первый взгляд связан с проблемой иного порядка. Признаться, я сам до начала рассмотрения этого вопроса не понимал истинного значения этого слова. А тайный смысл заложен в следующем, как известно патриотично настроенные индивидумы любят свое государство, гордятся своим происхождением, и идентифицируют себя с определенной нацией и даже готовы пойти на смерть за свою родину. Получается так, что при намеренной пропаганде можно настроить этих патриотичных граждан так, что вырастает тот самый страшный порок который делит лучших людей одной нации как внутри государства так и за его пределами.

 

64Светлана Лурье Монологи из "тюрьмы народов" Размышления над притчей о слоне

Кроме этого, при умелой пропаганде можно настроить массы разных национальностей, друг против друга. Например в Латвии распространено мнение что во всех несчастьях виноваты русские. Другой пример, если превозносить одну нацию, " мы американцы самые сильные, прогрессивные" это вызывает у самих американцев с одной стороны чувство гордости за то что они американцы, а с другой отношение к ним людей других наций, при это американцы всех не американцев считают людьми второго сорта. Негативное сходство мультикультурализма а национализма прослеживается в том, что определенная группа людей начинает себя противопоставлять другой группе людей, порой даже не понимая этого. В следствии этого происходит распад общества на маленькие группы, которые не в силах противостоять организованным силам и вместо того что бы государство стало сильным и целым, разъединяют его.

6. Охарактеризуйте языковую политику Латвии

Стандартное представление языка в каждой стране выступает содержательной основой языковой политики как формы участия государства в формировании национальной идеологии. Таким образом "культура для народа" не остается просто лозунгом или цепью бюрократических мероприятий, а становится результатом сознательной и целенаправленной работы, прежде всего, самих деятелей культуры. Наиболее интенсивные усилия европейских стран в языковой политике относятся к периодам, следующим за обеими мировыми войнами, когда распались сначала германская и австрийская (результат первой мировой войны), а затем британская и французская (после второй мировой войны) страна. Во всех случаях разгромленные или обескровленные в результате войны метрополии оказались не в силах удержать свои бывшие колонии и доминионы военной силой или экономическими средствами. Акцент на языковую политику, адресованную языковому сообществу, был результатом поиска ресурсов, которые дали бы возможность сохранить влияние бывших метрополий.65 В нашей стране при восстановлении независимости балтийских государств языки стали политическим инструментом, средством регулирования взаимоотношений в обществе. Начался процесс правового закрепления статуса латышского языка. Языковое законодательство отражает связь политики и идеологии, и в особенности - представления о национальной идентичности. Это - сплетение нескольких политических направлений, строительство нации, определение составляющих ее социальных, этнических и иных групп, управление языковым разнообразием. Формирование нового типа государства повлекло за собой изобретение идеологии, в которой история Латвии, по мнению Светланы Рыжаковой, предстала в мифологизированном виде, a-priori предполагающем извечное существование Латвии, латышей и латышской культуры.66 Частичная идеология, обладая всеми качествами идеологии, отражает особенности сознания разделяющих ее людей. Таких частей в любой "общности" (нации, государстве) может быть достаточно много, что само по себе никаких оценок не предполагает.

 

65Тотальная идеология против тоталитарного государства Л.М. Барботько, В.А. Войтов, Э.М. Мирский 66обзор статьи Светланы Рыжаковой "Латышский язык: исторические преобразования и социокультурные аспекты бытования"

Проблемы появляются при использовании идеологии в политической активности, то есть в борьбе за власть, когда каждая партия стремится представить свою идеологию как наиболее приспособленную к использованию в качестве тотальной. До тех пор пока борьба не выходит за рамки идеологической дискуссии, наличие частичных идеологий способствует развитию социальной системы в целом. Опасность возникает тогда, когда любая частичная партийная политическая идеология объявляется национальной (государственной), получая силовой (через власть) приоритет перед остальными.

В конце 1980-х - начале 90-х гг. на международных конференциях и симпозиумах (в Гонконге и Страсбурге в 1990 г., в Финляндии, Эстонии, Венгрии в 1991 г) появляется термин "языковые права", вырабатывается понятие "языковых меньшинств" Рядом балтийских стран были приняты международные документы по языковым правам (прежде всего, Всемирная декларация лингвистических прав (1996 г). По этой декларации, каждый человек имеет право в стране своего постоянного проживания использовать свой родной язык в качестве официального или неофициального в различных сферах жизнедеятельности.

Однако применение этих документов зависит от конкретной социокультурной ситуации в каждой из стран. Было определено, что языковое законодательство - часть языковой политики Латвии. С 1992 г. складываются государственные институты языковой политики. В марте 1992 г. в Латвии был создан Центр государственного языка - государственный институт, ответственный за надзор за выполнением Закона о государственном языке.

Работники - шесть специалистов, которые руководят работой Верховной комиссии владения языком (девять специалистов) и Группой инспекции государственного языка (восемнадцать специалистов).

Они могут посещать все учреждения, предприятия, организации, встречаться с должностными лицами и работниками, вызывать лиц, подлежащих аттестации, на проверку знания государственного языка, а также наказывать лиц, не выполняющих Закон, привлекая виновных к дисциплинарной или административной ответственности.

При этом Центре работают две постоянные комиссии: Комиссия государственного языка и Комиссия по топонимике.

При Институте латышского языка Латвийского университета были созданы Комиссия по терминологии и Консультационный центр государственного языка.67

Не отрицая того факта, что языки "по-прежнему остаются основным условием существования культур", Хобсбаум настаивает на том, что выдвижение языка в качестве символа национальной самостоятельности происходит не благодаря свойствам собственно языка, а в результате соответствующей политики, инструментализирующей язык в своих целях. Что в конечном итоге беспокоит Хобсбаума, так это "повсеместная балканизация", которая только усиливается в результате "языковой балканизации"68.

 

67Публикация Сергея Мазура "К вопросу о формировании языковой ситуации в Латвии" http://shh. neolain. lv/seminar23/alm9. publikasija. htm

68историк Эрик Хобсбаум со статьей "Все ли языки равны? Язык, культура и национальная идентичность" (стр.43)

Основной вывод: "пока язык не будет так же четко отделен от государства, как религия в Соединенных Штатах по американской конституции, он будет оставаться постоянным и, вообще говоря, искусственным источником междоусобиц"

На мой взгляд языковая проблема в Латвии является политической. А жители страны, в первую очередь латышское население принимает идеологию агрессивно настроенных политиков. Первое что на прямую не связанно я языком, но тем не менее всем русским вменяется как укор, это оккупация территории Латвии. Все помнят реформы образования, а точнее русских школ, когда проходили акции протеста, что бы дети могли получать образование на родном языке. На мой взгляд ключевая роль в этих мероприятиях, не дать возможности консолидации двух наций, с одной стороны, и намеренная провокация России с другой. Понятно, что эти и другие акции с "терновым венцом" в день победы (9мая), это провокация по "указке", но тем не менее, это очередной клин в русско-латышских отношениях. Лично я не против языковых реформ в нашем государстве, которые отражаются на русскоязычную часть населения. Только на мой взгляд все это должно носить культурный характер, а не массовую истерию, которую транслируют и печатают местные СМИ. При таком подходе к проблеме, подрастающие поколение как русских так и латышей будут и в будущем испытывать неприязнь к друг другу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.