скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Мотивирование персоналом

В психологии принят структурный подход к изучению лично­сти, хотя многие исследователи расходятся в трактовке элементов, составляющих эту структуру. Так, психологи С.Л.Рубинштейн и Б. Г.Ананьев выделяют три уровня в структуре личности:

1. Направленность личности, или статус личности в обществе. Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, до­минирующих мотивах деятельности и поведения, в мировоззрении.

2. Знания, умения, навыки. Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

3. Индивидуально-типологические особенности. Проявляются в темпераменте, характере, способностях.

В структуре личности как субъекта деятельности автор выделя­ет способности, талант, сознание, деятельность, знания, умения1.

Наиболее общепризнанной является структура личности, пред­ложенная психологом К. К. Платоновым. Он рассматривает лич­ность как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем, и выделяет четыре подструктуры личности:

1. Направленность. Объединяет социально обусловленные чер­ты личности: мировоззрение личности, индивидуальную картину мира, кругозор, отношения, влечения, желания, интересы, склон­ности, убеждения.

2. Социальный опыт. Включает знания, навыки, умения, привыч­ки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

3. Психологические формы отражения. Охватывают индивиду­альные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни, воспитания и образо­вания, но в некоторой мере детерминируются биологическими свой­ствами человека, в частности способностями.

4. Биологически обусловленные свойства личности. Объединяют индивидуальные свойства личности, психофизиологические особен­ности, обусловленные высшей нервной деятельностью (темпера­мент, половые, возрастные, индивидуальные психические процес­сы личности — память, эмоции, ощущения, восприятия, мышление, воля). Эта подструктура зависит во многом от биологических фак­торов ее развития.

Эти четыре подструктуры взаимосвязаны между собой и опре­деляют способности человека и его характер. Психологическую структуру личности можно изобразить на следующей схеме:

Если говорить о нравственных началах деятельности человека и условий их формирования, то наиболее важным и ценным явля­ется анализ социально-обусловленных черт (1-я подструктура). Направленность личности — система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающему: мировоззре­ние, убеждения, идеалы, интересы, ценностные ориентации, цели, мотивы, потребности.

Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем челове­ка, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.

Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, прин­ципы и идеалы, знания о природе и обществе, которые поняты, осмыслены, прочувствованы и пережиты, в которые человек верит и руководствуется ими в жизни.

Убежденность — особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Убежденность выражается в глубокой и обоснованной уверенности в истинности знаний, принципов и иде­алов, которыми руководствуется человек, составляет содержание мотивов деятельности, формирует установки личности. Она может выступать как глубокое понимание личностью социально-истори­ческих процессов и своего предназначения, но может носить и от­рицательный характер, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непре­рекаемость каких-либо принципов, чьего-либо авторитета.

Идеал — это образец, которому следует человек в деятельности и поведении.

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Ценностные ориентации — система отношений личности к со­циально-политическим и нравственным нормам общества.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на до­стижение которого направлено действие человека.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворе­нием определенной потребности.

Потребности — это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития лично­сти. Потребности, которые отражают нужды нашего организма, на­зывают органическими, или материальными; потребности, связан­ные с развитием личности, духовными. Духовные потребности помогают личности развить свой внутренний мир, получить удо­вольствие от работы собственной души. Это потребность в саморе­ализации, стремление к знаниям, творчеству, восприятию произве­дений искусства, потребность в общении, в признании другими людьми, в статусе (определенному положению в обществе), в без­опасности.

В психологии различают следующие виды направленности:

1) направленность на себя — формирует стремление к личному первенству и престижу, часто при безразличном отношении к кол­легам и своим обязанностям, а следовательно, возможно проявле­ние таких черт характера, как эгоизм, эгоцентризм, зазнайство, склонность к соперничеству, ориентация на прямое вознагражде­ние и удовлетворение своих потребностей, раздражительность, тре­вожность, интравертированность и др.;

2) направленность на общение — стремление при любых усло­виях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совмест­ную деятельность, ориентация на социальное одобрение, зависи­мость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Отсюда и развитие таких черт характера, как общительность, сопереживание, терпимость к недостаткам других людей, уважительность и др.;

3) направленность на дело — заинтересованность в решении де­ловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество;

4) направленность на карьеру, семью и т.п.

Конечно, все подструктуры личности можно выделять только в познании. В реальности все взаимосвязано и составляет единую цель­ную личность. Так, мировоззрение не только определяет общую на­правленность личности, ее целеустремленность, стойкость и твер­дость — оно сказывается на всем облике человека (в коллективе у него возникают психологические особенности, не свойственные че­ловеку вне коллектива). В то же время включенность человека в те или иные общественные отношения (те или иные коллективы, не­формальные или формальные, профессиональные группы) способ­на воздействовать на его направленность, формировать определен­ные убеждения, мотивы деятельности, мировоззрение. Формы пси­хического отражения действительности в познавательных процес­сах способны влиять на всю деятельность человека, побуждая его (в том числе и юриста в его профессиональной деятельности) со­вершенствовать свой профессионализм, развивая положительные наклонности и свойства, подавляя негативные. Даже психофизио­логические свойства (темперамент), которые изменить невозмож­но, могут быть использованы для необходимой коррекции своего поведения, своих профессиональных действий, в межличностных отношениях.

В современной философской, социологической и психологичес­кой литературе часто употребляются понятия: «развитая индивидуальность», «творческая личность», в которых подчеркивается гармоничность, многосторонность, целостность развития различных подструктур личности.

Развитие личности — постоянное расширение и обогащение человеческой личности, связанное с совершенствованием способностей, развитием потребностей, общественных отношений, техниче­ским и духовным прогрессом. Рассмотрим основные факторы ста­новления и развития личности.


Вопрос 36. Психологические особенности ведения деловых переговоров

Одной из распространенных форм делового общения яв­ляются переговоры. Они подчиняются своим законам. Если их знать и научиться использовать, то можно рассчиты­вать на успех.

Переговорный процесс включает в себя несколько эта­пов:

1) подготовка к переговорам;

2) ведение переговоров;

3) анализ результатов.

Компетентный менеджер понимает, что значительная часть времени уходит на подготовку переговоров. Подго­товка заключается не только в решении организационных вопросов (формирование делегации, определение места, времени, повестки переговоров), но и проработке таких воп­росов как:

• анализ проблемы, диагноз ситуации;

• формирование общего подхода к переговорам, опре­деление целей, задач и собственной позиции;

• определение возможных вариантов решения;

• подготовка предложений и их аргументация;

• составление необходимых документов и материалов.

I. Делайте различия между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами

1. Участник переговоров — прежде всего человек.

2. Каждый преследует двойной интерес: относительно су­щества дела и взаимоотношений партнёров.

3. Отношения обычно увязываются с проблемой.

4. При позиционном торге возникают противоречия меж­ду существом проблем и отношениями участников пе­реговоров.

5. Отделяйте отношения от существа дела.

6. Поставьте себя на место партнера.

7. Не делайте выводов о намерениях людей исходя из соб­ственных опасений.

8. Ваша проблема — не вина других.

9. Обсуждайте восприятие друг друга.

10. Ищите возможность для действий, неожиданных с точ­ки зрения другой стороны.

11. Предоставляйте возможность другой стороне сделать ставку на результат.

12. Позаботьтесь о сохранении «лица» партнера.

13. Осознавайте чувства партнера и свои.

14. Позвольте другой стороне «выпустить пар».

15. Не реагируйте на эмоциональные проявления. 16» Используйте символические жесты.

17. Внимательно слушайте и показывайте, что слышали то, что было сказано.

18. Говорите так, чтобы вас поняли.

19. Говорите о себе, а не о них.

20. Говорите ради достижения цели.

21. Предварительные действия облегчат работу.

22. Будьте готовы разбираться с проблемой, а не с людьми.

II. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях

1. Примеряйте интересы, а не позиции.

2. Интересы определяют проблему.

3. За противоположными позициями наряду с противоре­чиями находятся разделяемые и приемлемые интере­сы.

4. У каждой стороны множество интересов.

5. Помните об основных человеческих нуждах (сильней­ших интересах): безопасность, благосостояние, чувство принадлежности, признание, свобода.

6. Составьте иерархию своих интересов и интересов дру­гой стороны.

7. Объясните свои интересы, покажите их значимость.

8. Признайте интересы другой стороны частью проблемы.

9. Сформулируйте проблему, а затем предложите свое ре­шение.

10. Смотрите вперед, а не назад.

11. Будьте конкретны, но гибки.

12. Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.

III. Изобретайте взаимовыгодные варианты

1. Отделяйте изобретения от решения.

2. Используйте мозговую атаку.

3. Расширяйте свои подходы.

4. Ищите взаимную выгоду:

• определите общие интересы;

• согласуйте различные интересы;

• выясните предпочтение другой стороны.

5. Сделайте решение легким для другой стороны.

IV. Настаивайте на использовании объективных критериев:

• общих подходов, ценностей, моральных принципов;

• обычаев, традиций, уважаемых обеими сторонами;

• законов, правил, профессиональных норм;

• экспертных оценок;

• прецедентов;

• цен и пр.

Психологи дают полезные советы, которые помогут за­щититься от некорректных собеседников. Таких людей надо уметь вежливо и, не задевая их самолюбия, ставить «на место».

1. Техника дилетантов. Собеседник играет роль недовер­чивого человека. Как легко всех нас сбивает с толку, если оппонент несколько раз подряд заявляет: «Я этого не понимаю, не могли бы вы еще раз объяснить?» Совет: заговорите об этом еще раз позже. Сошлитесь на последующие высказывания.

2. Научная техника. Собеседник оперирует мнениями ве­ликих ученых и цитирует их. Еще опаснее, когда он на­меренно цитирует неправильно и спрашивает вас, заме­тили ли вы, что что-то не так. Совет: также цитировать. Хорошенько подготовьтесь заранее и утверждайте, что вы ожидали услышать именно эту цитату.

3. Техника прерывания. Ваш противник изводит вас по­стоянными репликами типа: «Вы повторяетесь», «И где вы это слышали?»

Совет: сделайте продолжительную паузу и спросите, можно ли вам продолжать свою мысль дальше.

4. Техника широкой натуры. Если мы обосновываем свое хорошо продуманное мнение при помощи точных циф­ровых данных, собеседник обвиняет вас в мелочности, в «поисках блох» или говорит: «Нужно все-таки думать об общих тенденциях, о генеральной линии, уважаемый коллега».

Совет: спросите его, может ли он что-либо противопо­ставить точным данным. Только на основании этих цифр отчетливо образуется общая линия.

5. Техника соблюдения точности. Это противоположная линия поведения. Если вы не снисходите до мелочей и деталей, а уделяете внимание только общей тенденции, то противник мгновенно задает вопрос по поводу имен­но этих мелочей: «Как известно, вся суть заключается именно в деталях?»

Совет: подтвердите, что вы тщательно изучили все де­тали, однако в данный момент хотите изложить только главное.

6. Техника «перехода на личность». Один из известней­ших способов некорректного ведения беседы — напа­дать на личность собеседника. Причем противник при­водит не серьезные аргументы, а задевает достоинства собеседника: «Цвет вашего пиджака (серый) соответству­ет вашему умственному уровню». Совет: спросите его, имеет ли он что-либо сказать по существу вопроса. Действуйте в зависимости от того, кто при этом присутствует, и от силы позиции. Дайте самый решительный отпор нападкам, ущемляющим ваше досто­инство.

7. Скрытые нападки на личность. Вместо конкретных воз­ражений по поводу ваших высказываний партнер начи­нает вспоминать прежние выступления, выискивать про­тиворечия, несмотря на то, что они имели место не­сколько лет назад. Как правило, такого некорректно ведущего себя партнера отличает бесхарактерность и нерешительность.

Совет: открыто заявите о беспочвенности его обвине­ний и отклоните их. Поинтересуйтесь, сколько еще он на­мерен использовать столь злонамеренную тактику. Спокой­но заметьте, что вы тем временем тоже не стояли на месте, пересмотрели свои взгляды и научились кое-чему новому.

8. Техника причисления. Противник причисляет вас к оп­ределенной группе и грубо обобщает: «У всех руково­дителей только одна цель...», «Все предприниматели одинаковы...»

Совет: задайте ему вопрос, а уместны ли эти обобще­ния?

9. Техника сведущего. Деловые правильные аргументы бо­лее молодых по возрасту партнеров по переговорам от­клоняют, ссылаясь на то, что их жизненный и профес­сиональный опыт еще слишком ограничен. Совет: спросите своего собеседника, что он конкретно может возразить против ваших аргументов. Так вы выну­дите его квалифицированно изложить свою точку зрения.

10. Техника иностранных слов. Противник использует тер­мины, которые вам не знакомы, чтобы показать уро­вень своих профессиональных знаний, или обрушивает на вас шквал иностранных слов.

Совет: попросите его вежливо, но твердо перевести на­званные иностранные слова. Это вызовет к вам симпатию присутствующих.

11. Техника отсрочек. Собеседник обещает высказать свое мнение по какому-либо вопросу спустя некоторое вре­мя или выигрывает время с помощью встречного воп­роса.

Совет: чтобы сохранить за собой инициативу в разго­воре, попытайтесь добиться немедленного ответа или выс­казывания точки зрения. Скажите ему, что это кажется вам особенно важным.

12. Техника умолчания. Собеседник внимательно слушает и уклоняется от любых высказываний или вдруг впадает в другую крайность: громко возражает, а затем вне­запно замолкает.

Совет: выразите удивление по поводу слишком темпе­раментного высказывания или, наоборот, молчания собе­седника. Неразговорчивого партнера можно разговорить при помощи удачно поставленных вопросов. С шумным парт­нером не надо соглашаться. Чаще всего он компрометиру­ет себя сам в глазах остальных служащих.

Анализ переговоров должен касаться следующего:

1. Достижение цели.

2. Причины достижения данных результатов, выводы на будущее.

3. Анализ подготовки переговоров:

• по содержанию;

• по составу;

• по методике;

• по организации.

4. Настрой на партнера.

5. Свобода действий в рамках переговоров.

6. Оценка предоставляемых полномочий.

7. Эффективность аргументации.

8. Новые аспекты.

9. Необходимость компромисса.

10. Анализ плана ведения переговоров.

11. Участие «команды».

12. Атмосфера переговоров.

13. Обеспечение успеха.

14. Недостатки.

15. Предложения.

В заключение отметим еще раз, что переговорный про­цесс — явление сложное, состоящее из ряда этапов. Каж­дый из этапов требует тщательной подготовки и аналити­ческой работы. Здесь экспромты недопустимы.


Ситуация 44

Решите задачу в соответствии с вашим опытом. Учтите, что при ее решении стандартные подходы не срабатывают. В процессе решения давайте подробные пояснения о ходе рассуждения. «Если в 12 ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?»

Ответ:

Если в 12 ночи идет дождь, то через 72 часа наверняка будет солнечная погода, т.к. 72 часа – это трое суток, а трое суток подряд дождь, как правило, идти не может, а если и может, то это очень редкий случай, поэтому скорее всего после дождя через 72 часа больше шансов ожидать хорошей солнечной погоды.


Ситуация № 59

«Довелось мне как начальнику отдела критиковать своего со­служивца по чисто производственным вопросам. После работы, как обычно, идем рядом к автобусу - живем по соседству И, кажется мне, служебные замечания сослуживец принял как лич­ную обиду. Позже он даже упрекнул меня в намерении то ли подсидеть, то ли дискредитировать его...».

Задание:

а) в чем состоит причина межличностного конфликта?

б) как можно преодолеть сложившуюся ситуацию?

в) подумайте над тем, как надо было критиковать сослуживца, не вызывая у него негативной реакции?

Ответ:

Межличностный конфликт — самый распространен­ный. Причины его разнообразны и могут иметь производ­ственную или организационную основу или быть чисто пси­хологическими. На производстве это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, рабочее время, одобрение проекта и т.д.

Этот вид конфликта также может проявляться как столк­новение личностей, когда люди с различными чертами ха­рактера, взглядами и ценностями не в состоянии ладить друг с другом. Такие люди совместно работают плохо, за­трачивают много времени на развитие этого конфликта и победу над «противником».

К конфликту между личностью и группой относят кон­фликты между руководителем и группой, членом группы и группой. Анализируя такой конфликт, необходимо учи­тывать специфику группы как противника в конфликте.

Примерами ситуаций, в которых возникает этот вид кон­фликта, могут быть следующие: руководитель приходит в подразделение со стороны или принимает руководство уже сложившимся коллективом. В этих случаях конфликт мо­жет возникнуть по разным причинам:

а) если коллектив достиг высокого уровня развития, а вновь назначенный руководитель данному уровню не соответствует;

б) если в коллективе есть неформальный авторитетный, уважаемый лидер, который, по общему мнению, должен быть формальным руководителем, а «сверху» вопреки мнению коллектива назначают другого че­ловека;

в) если стиль и методы управления нового руководите­ля резко отличаются от методов работы прежнего ру­ководителя.

Между отдельной личностью и группой может возник­нуть конфликт, если эта личность займет позицию, отли­чающуюся от позиции группы. Как известно, неформаль­ные группы осуществляют контроль за поведением своих членов и требуют соблюдения от них норм, правил, принятых в группе, нарушение этих правил может привести к конфликту.


Список используемой литературы

1.         Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М. 2003.

2.         Дресслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. - М.: «Издательство БИНОМ», 2002.

3.         Егоршин А.П. Управление персоналом. - 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2000.

4.         Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 2004.

5.         Управление персоналом. Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. - М.: Издательство Приор, 2003.

6.         Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Уч. пос. – М: ЗАО Бизнес-школа, 2000


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.