скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Мотивирование персоналом

Человеческий мозг несет в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий общественного развития в виде генетической и социальной наследственности. Но не все эле­менты этого «багажа» представляют социальную ценность для со­временного человека, заслуживают передачи современникам. Вот почему они не подлежат осознанию, не включаются в организацию общественного поведения, обнаруживаясь чаще всего в случаях па­тологии, болезненных расстройств деятельности мозга. Они отно­сятся к подсознанию.

В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) исполь­зуются: анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных дей­ствий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

Но многие исследователи бессознательного считали недопусти­мым объединять под термином «бессознательное» все, что не осо­знается: от деятельности внутренних органов до творческих озаре­ний. Поэтому они выделяли в бессознательном подсознательное и сверхсознателъное.

Сверхсознателъное — основанное на знании, опыте и манипули­ровании образами, интуитивное, играющее большую роль в творче­стве, создании новых идей, гипотез, предположений. Все основные формы проявления психики взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психические процессы — способы отражения действительности. Они обеспечивают: связь человека с внешним миром, познание ре­альности, формирование через них других элементов психики, созна­ния человека, развитие его способностей и интеллекта и др. К ним относятся: познавательные процессы (ощущение, восприятие, пред­ставление, внимание, воображение, память, мышление, речь), эмоциональные процессы (чувства, в которых переживается отноше­ние человека к тому, что он ощущает, воспринимает, о чем думает, говорит), волевые процессы (проявления сознательной активно­сти человека в ходе обдумывания, припоминания, восприятия).

Психические свойства — базовые, фундаментальные элементы психики, определяющие содержание внутреннего мира и индиви­дуальное своеобразие жизни, деятельности и поведения человека. К ним относятся: характер, темперамент, способности.

Психические состояния — это функциональный настрой пси­хики в определенный момент жизни и деятельности человека.

Психические образования — формируемые в процессе деятель­ности элементы, которые отражают особенности этой деятельности и обеспечивают ее успешное выполнение. К ним относятся: знания, умения, навыки, качества личности, ценности, установки и др.

Психические свойства личности

Рассмотрим более подробно некоторые элементы структуры пси­хики личности.

Что такое темперамент? Темпера­мент — это индивидуально-психологическая особенность личности, которая проявляется:

в общей психологической активности (в скорости и энергии про­текания психических процессов);

моторике (в скорости и выразительности движений, мимики и жестов);

эмоциональности (в степени эмоциональной возбудимости, так­же в особенностях смены настроений).

Учение о темпераменте было создано впервые древнегреческим вра­чом Гиппократом. По учению Гиппократа, различие людей по темпера­ментам объясняется различным соотношением соков (жидкостей) в орга­низме человека. Различают четыре вида жидкостей: желчь, кровь, слизь и черную желчь. В зависимости от того, какой вид жидкости преобладает в этом смешении, люди различаются по типам темперамента.

По учению физиолога И.П. Павлова различные типы высшей нервной деятельности характеризуются такими тремя основны­ми свойствами, как сила, уравновешенность и подвижность про­цессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим раз­личают четыре типа темперамента: сангвинический, холеричес­кий, меланхолический, флегматический.

Психолог К. Юнг считает, что есть два акта приспособления че­ловека к окружающему миру — экстраверсия и интроверсия. На­званные понятия впоследствии стали считаться основными харак­теристиками темперамента. Экстраверсия проявляется в направлен­ности личности на внешний мир: общительность, активность, оптимизм, самоуверенное и импульсивное поведение. Для интровертов характерна направленность на внутренний мир человека: поведе­ние необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудитель­ное. Кроме того, в темпераменте проявляется устойчивость или не­устойчивость нервной системы.

Холерический тип темперамента (холерик) — сильный, не­уравновешенный, подвижный тип. Холерик отличается большой ра­ботоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Люди этого типа темперамента могут работать «запоем», быстро переклю­чаться с одной работы на другую; схватывают информацию на лету, быстро запоминают, даже не успев осознать. Холерик инициативен, нетерпелив и если увлечется, то его трудно остановить (в критиче­ские моменты может работать долго и неудержимо, с большим подъемом, преодолевая любые затруднения).

Холерик обладает быстрой возбудимостью и большой силой чувств, которые всегда глубоки и захватывают его целиком. Имеет высокую склонность к лидерству, приспосабливает окружающий мир) к себе, перестраивает его.

Наряду с этим холерику присущи большое количество характер­ных черт, которые мешают ему в жизни, в установлении хороших деловых отношений с коллегами и партнерами:

отличается быстрой сменой настроений;

быстр, порывист, вспыльчив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным;

неустойчивый тип: быстро переходит от радости к печали, от сме­ха к гневу; часто принимает опрометчивые решения. В работе холерику ме­шает излишняя поспешность;

стараясь как можно скорее получить результат, начинает опере­жать события, суетиться. Не может дочитать интересный детектив, не заглянув в конец, чтобы узнать, чем все кончится;

излишняя самоуверенность холерика приводит зачастую к тому, что его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца;

непостоянство (то он чересчур разговорчив — не остановить, то слова из него не вытянешь);

ожидание и неудачи способны вывести его из себя (он или лихо­радочно действует, или впадает в апатию);

неуживчивость, обидчивость (обычно долго помнит причинен­ные обиды и старается отомстить за них).

Но он может научиться держать себя в руках и в некоторых пре­делах действовать по типу других сильных темпераментов. Одна­ко нервные затраты в данном случае чересчур велики. Невроз, не­врастения — вот характерные для холерика болезни.

В работе с холериком рекомендуется без нужды не задевать его самолюбия, избегать резкости, небрежности, не поручать однооб­разные, монотонные работы, быть точным.

Сангвинический тип темперамента (сангвиник) — сильный, уравновешенный, подвижный тип. Жизнерадостен, легко переклю­чается с одного вида деятельности на другой. Легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно всту­пает в контакты с людьми. Сравнительно легко переживает неуда­чи и неприятности. К нему подходит выражение «как с гуся вода».

В работе очень продуктивен, быстр и ловок, вынослив, утомление незаметно, обычно спокоен и бодр, энергичен. Способен выполнять ответственные работы и поручения, может делать одновременно не­сколько дел. Работает гораздо быстрее флегматика и меланхолика.

Хорошо владеет собой. Производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Часто пред­лагает какие-то идеи и добивается их осуществления. В трудных си­туациях становится более собранным и целеустремленным, не те­ряя при этом чувства юмора. Больше склонен к решению тактиче­ских задач, что, однако, не исключает и способностей стратега.

Со временем достоинства сангвиника могут обернуться своей противоположностью. Оптимизм, жизнерадостность порой превра­щаются в зубоскальство и безудержную тягу к развлечениям. Стрем­ление к лидерству грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом отношении людей. Но у сангвини­ка есть хорошее подспорье в борьбе с собственными недостатками — уравновешенность.

Отрицательные проявления:

имеет привычку оставлять дела незаконченными, зачастую при­нимает необдуманные решения;

отсутствует терпение, внимание неустойчиво, склонен «сколь­зить по поверхности», обходить трудности;

если работа его не увлекает, он становится пассивным, вялым, скучным, сонливым;

часто обещает, но не держит своего слова, так как до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли сдержать его;

достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но пло­хой должник и всегда требует отсрочки;

при неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематиче­ское, целенаправленное воспитание, у сангвиника может проявлять­ся легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, раз­бросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, не­серьезное отношение к учебе, к труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Сангвинику необходимы строгость, требовательность, контроль за качеством его работы. Рекомендуется поручать ему работы, тре­бующие активности, связанные с изменением условий, впечатлений, позволяющие проявить самые разные способности. Лучше всего у сангвиника получается организаторская работа. Строгое замечание, повышенный тон часто оказывают на него дисциплинирующее воз­действие.

Флегматический тип темперамента (флегматик) — силь­ный, уравновешенный, малоподвижный тип. Флегматик в работе отличается деловитостью, ровным настроением, вдумчивостью, про­является основательность. В деловом общении ровен, спокоен, в меру общителен, сдержан.

Настойчивый и упорный работник, предпочитает выполнять ра­боты, требующие длительного напряжения сил. Он стратег и посто­янно сверяет свои действия с перспективой. Флегматику не чужда предприимчивость, однако новую идею может поддержать только после долгого обдумывания, взвешивания всех «за» и «против», об­думывания помех и противодействий. Умеет ждать. Чувства и на­строения обычно отличаются постоянством.

Дисциплину нарушает редко, не склонен менять работу, не лю­бит мелких поручений. Невозмутим, вывести его из равновесия могут только очень сильные воздействия. Говорит в основном по делу, не любит пустословия.

Отрицательные проявления:

к новой обстановке приспосабливается медленно, нередко долго колеблется, принимая решение, испытывает затруднения там, где нужно быстро принимать решение. Но в отличие от меланхолика обходится без посторонней помощи;

склонен к пассивности, безразличию, замкнутости. Может быть вялым, инертным. Трудно переключается с одного вида деятельно­сти на другой;

обладает невозмутимостью, которая похожа на безразличие;

при правильном воспитании у него легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость, но в не­благоприятных обстоятельствах у него могут развиться такие отри­цательные качества, как вялость, инертность, пассивность, лень.

Диапазон характера флегматика довольно широк. В зависимо­сти от среды и воспитания из него может вырасти и большой лен­тяй, и целеустремленный борец.

Рекомендуется поручать работы, где требуется выдержка и хлад­нокровие, привлекать к аналитическим, учетным, контрольно-ре­визионным работам.

Меланхолический тип темперамента (меланхолик) — слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип. Меланхолик в привычной и спокойной обстановке работает продуктивно, чувствует себя уве­ренно; отзывчив, всегда готов прийти на помощь другу, постоянен в дружбе, верен чувству долга, настроен на сопереживание, глубоко впечатлителен. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.

В благоприятных условиях, при правильном воспитании обна­руживаются ценнейшие качества меланхолика. Благодаря большой чувствительности нервной системы, острой восприимчивости ок­ружающего мира меланхолики сильны в литературе и искусстве. Они часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью. Кроме того, преимущества этого тем­перамента проявляются в профессиях, требующих большого вни­мания в условиях принудительного ритма деятельности, — переводчик-синхронист, авиадиспетчер и т.п.

Отрицательные проявления:

низкий уровень психической активности, замедленность движе­ний, быстрая утомляемость;

нерешительность, склонность к робости, замкнутости;

трудно привыкает к новой обстановке, тяжело переживает труд­ности жизни; теряется, опускает руки, и в такие моменты ему очень нужны сочувствие и поддержка окружающих;

может выдерживать лишь небольшие и кратковременные напря­жения, как правило, болезненно реагирует на критические замечания;

с большим трудом овладевает новыми знаниями, быстро их за­бывает;

часто смущается, в новой обстановке проявляет большую нелов­кость, тревожность, неуверенность в своих силах;

пассивен, обидчив.

Но склонность к тревоге имеет и положительную сторону: ме­ланхолик запаслив и предусмотрителен.

Меланхолик застенчивый, нерешительный, впечатлительный, склонный к робости, замкнутости, отчужденности, уединению, по­вышенной эмоциональной ранимости. Накануне каких-либо пе­ремен в жизни волнуется, нередко понапрасну. Он не боец и пред­почитает плыть по воле житейских волн. Если оказывается в трудных условиях, то ему нелегко справиться с новыми задачами. Ме­ланхолик склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми.

То, что сметет с пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сан­гвиник, как правило, становится препятствием для меланхолика.

Меланхолику неплохо знать бы возможные опасности в связи с собственным темпераментом и уметь их избегать. Ему противопо­казаны сильные или долго действующие раздражители. Но такой недостаток окупается важным преимуществом — большой чувстви­тельностью нервной системы.

В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм.

Меланхолика довольно трудно расшевелить, зато потом ему плохо удается контролировать свои эмоции и поведение. Поэтому он больше других нуждается в навыках психологической защиты от перегрузок не только физических, но и интеллектуальных, эмо­циональных.

Меланхолику желательно поручать однообразные работы. От­ношение к нему должно быть доброжелательное, полностью исклю­чается резкость, замечания следует делать в мягкой форме, жела­тельно наедине. Рекомендуется чаще ободрять, поддерживать их авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе.

Прежде всего нам необходимо уточнить понятие личности. По­нятия «человек», «индивид», «личность» часто употребляются как однозначные. Действительно, человек является индивидом, обла­дает индивидуальностью или неповторимыми, единичными черта­ми. Считается, что родовой сущностью человека является его спо­собность создавать новое (от примитивных орудий труда до шедев­ров искусства), творить. Но не всякий человек может рассматриваться как творец, созидатель. Не всякий индивид является личностью.

Если сравнивать вышеуказанные понятия, то самое широкое по объему понятие — «человек» (любой живой организм, принадлежа­щий к человеческому роду, который роднит его со всем человече­ством, с определенными историческими общностями, социальны­ми группами и т.п.), в него как вид входит понятие «человеческий индивид» (человек, наделенный специфическими, уникальными отличиями), в последнее понятие входит понятие «личность».

В философии и психологии есть множество определений лично­сти и разные подходы к ее изучению. Наиболее общие определения:

Личность — человеческий индивид, наделенный развитым са­мосознанием.

Личность — человек, выступающий в качестве субъекта созна­тельной деятельности в сфере общественных отношений.

Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.

Личность — устойчивая система социально-значимых черт, ха­рактеризующих индивида как члена общества или общности.

Личность — субъект и объект общественных отношений.

Личность человеческий индивид, обладающий высоким уров­нем развития индивидуальных и социальных качеств, формирую­щихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. В данном контексте понятие личности употребляется в аксиологическом (оценочном) смысле (неслучай­но о достойном человеке говорят: «Это личность!», оценочный смысл вкладывал в свои слова М. Горький: «Человек — это звучит гордо!»).

В отличие от индивида (каковым является от рождения каждый человек, наделенный определенным генетическим кодом, набором инстинктов и способностей) личность зарождается и образуется в системе общественных отношений и характеризуется наличием са­мосознания, свободы воли, самостоятельности, критического мыш­ления, готовности нести ответственность за свободу действий.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.