скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Экономическое развитие и трансформация промышленной политики в мире

В отличие от региональной, горизонтальная помощь призвана обеспечить общее содействие развитию экономик стран, повышение конкурентоспособности их субъектов, создание новых рабочих мест, подъем уровня самозанятости, облегчение доступа к финансовым ресурсам. Существуют следующие виды горизонтальной помощи:

- на исследования и разработки;

- на охрану окружающей среды;

- для малых и средних предприятий;

- на повышение квалификации работников;

- для трудоустройства;

- на реструктуризацию и спасение предприятий, находящихся в сложном положении;

- для предприятий, расположенных в зоне упадка городских территорий;

- для поддержки деятельности с большим экономическим риском (венчурный капитал).

Отраслевая помощь предназначена для отраслей промышленности, которые испытывают экономические трудности, причем она должна использоваться не для поддержки их status quo, а для решения долгосрочных проблем. Программы помощи должны предусматривать сокращение числа убыточных производств, носить временный характер, быть связанными с целями реструктуризации определенного сектора и подконтрольными, содержать заданные критерии эффективности и не препятствовать конкуренции.

До недавних пор отраслевая помощь предоставлялась угольной, металлургической, судостроительной, автомобилестроительной отраслям, производству химических волокон, прежде всего, на сокращение производства, реструктуризацию или закрытие предприятий, обеспечение гарантированного доступа к ископаемым (для угольной отрасли), на развитие малых и средних предприятий, на охрану окружающей среды и безопасное ведение сельского хозяйства, повышение квалификации, переквалификацию, трудоустройство, на инвестиции в НИОКР и т. д.

В 2007 г. Еврокомиссия выдвинула ряд новых секторных инициатив, направленных на укрепление конкурентоспособности самых перспективных отраслей промышленности до 2015 г., завоевание лидерских позиций на мировом рынке, противостояние растущему натиску иностранных конкурентов, в частности, со стороны США, Японии и др. В круг приоритетных попали следующие отрасли и, соответственно, задачи:

- автомобилестроение (уменьшение вредных выбросов углерода, повышение безопасности автомобильных конструкций и дорог, интеллектуальные транспортные средства, расширение использования двигателей, работающих на возобновимом топливе);

- биотехнологии (как новая отрасль, чья продукция в ближайшем будущем будет широко использоваться другими отраслями, существенно повышая их эффективность);

- судостроение (превращение отрасли из убыточной в прибыльную за счет расширения сегмента производства туристических, круизных, транспортных, военно-морских, специальных судов для ликвидации последствий экологических катастроф; создание инфраструктуры портов);

- информационно-коммуникационные технологии;

- машиностроение (как ключевая отрасль по созданию новой технологической основы европейской промышленности);

- фармация (получение новых, более эффективных, высококачественных и доступных лекарств);

- производство тканей и одежды (новые виды тканей, лидерство в индустрии моды);

- лесоперерабатывающая промышленность (уменьшение энергозатрат на переработку древесины, расширение возможностей вторичной переработки материалов, получаемых из древесины, восстановление лесонасаждений для ослабления изменений климата);

- оборонная промышленность (создание новых средств коллективной безопасности и нового технологического оборудования для производства таких средств);

— космическая промышленность (расширение сферы гражданских космических программ);

- металлургия (снижение энергоемкости, расширение сырьевой базы, вторичной переработки и ассортимента изделий).

Для воплощения в жизнь выдвинутых секторных инициатив запланировано использовать горизонтальные инструменты. Основное внимание будет сосредоточено на значительном увеличении финансирования государством научных исследований и разработок в указанных секторах, подготовке для них квалифицированных кадров, упрощении и унификации технического регулирования, реализации экологических проектов, поддержке производителей на внешних рынках и т. д. Такое направление работы Еврокомиссии, с нашей точки зрения, не дает повода говорить, что Евросоюз проводит исключительно либеральную политику, создавая равные условия хозяйствования для всех без исключения. Даже применение горизонтальных инструментов поддержки в определенных сферах создает для предпринимателей привилегии (хотя и не так явно, как при использовании инструментов жесткой промышленной политики), поскольку направления, выбранные для помощи, чрезвычайно капиталоемки, а потому расходы на них не могут быть осуществлены хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Значительная часть помощи предоставляется в ЕС индивидуальным предпринимателям на поддержку деятельности или в связи с реструктуризацией вне программ помощи на горизонтальные, региональные либо секторальные цели. Она хотя и квалифицируется как горизонтальная, однако, по мнению Еврокомиссии, отрицательно влияет на функционирование общего рынка49. Поэтому с 2004 г. при ее предоставлении применяются следующие правила м:

1) "один раз - последний раз", то есть исключается возможность повторного обращения субъектов за помощью, если не прошло 10 лет с момента первой;

2) помощь не может применяться к новым фирмам или предприятиям, созданным на базе старых субъектов хозяйствования;

3) ограничивается возможность использовать предназначенные на реструктуризацию средства для других целей (например, для региональной помощи);

4) предоставление помощи зависит от сокращения производственных мощностей;

5) средства для выведения предприятия из кризиса могут быть предоставлены только после изучения его шансов на успешное развитие в течение длительного периода;

6) крупные предприятия могут получить помощь только при условии самостоятельного финансирования 50% затрат на программы модернизации, средние 40, малые — 25%;

7) не предоставляется помощь предприятиям, работающим в отраслях со структурным перепроизводством и тем, которые не способны работать без периодической помощи;

8) может быть предоставлена срочная помощь для того, чтобы начать или облегчить ход реструктуризации (в том числе в случае немедленного прекращения убыточной деятельности).

Подытоживая сказанное об основных направлениях трансформации моделей промышленной политики в мире, можно сформулировать ряд важных выводов и рекомендаций по эффективному использованию в Украине имеющегося опыта. Выбор модели промышленной политики должен осуществляться с учетом той стадии развития экономики, на которой находится страна, причем следует принимать во внимание, что основным отличием между моделями на каждой стадии является уровень селективности политики, то есть способность государства в той или иной мере непосредственно влиять на перераспределение финансовых ресурсов страны. Чем выше степень селективности, тем большие риски могут сопровождать проведение промышленной политики. Они связаны с качеством информации о рынке и качеством бюрократии. С одной стороны, государство может обладать более объективной и достоверной информацией о состоянии рынка, чем отдельный субъект, то есть при прочих равных условиях его текущие и стратегические решения должны быть более обоснованными, но с другой стороны — низкое качество бюрократии, детерминированное высоким уровнем коррумпированности, сложностью бюрократических процедур, их межведомственным дублированием, несогласованностью и др., на фоне распространения разного рода мощных лоббистских влияний, вызывает неэффективный для страны выбор направлений поступательного движения, провоцирует ориентацию бюрократии на получение ренты, когда принимаются те или иные хозяйственные решения.

Оценивая параметры функционирования украинской экономики, можно утверждать, что она находилась до развертывания кризиса в 2008 г. на стадии экспортоориентированного роста. Однако модернизация производства не произошла, экспорт был сырьевым, и со временем рост исчерпал свой потенциал. Из-за этого стала невозможной переструктуризация производства и не был заложен технолого-производственный фундамент для перехода от экспортного роста к стимулированию ускоренного прогресса и развитого рынка, что привело к обвальному падению производства при первых же признаках кризиса. Выбранные инструменты влияния на промышленность не отвечают той стадии, на которой страна находится в настоящее время, ибо они присущи стадии развитого рынка и не предусматривают прямого перераспределения ресурсов страны, в частности из сырьевых экспортных отраслей, в пользу высокотехнологичных, которые лишены вообще каких бы то ни было ресурсов, в том числе и собственных. Для эффективного развития отечественной промышленности, учитывая отсутствие рыночного механизма межотраслевого перераспределения ресурсов и слабость отечественного финансового сектора, который сориентирован на получение прибылей от "коротких" денег и не способен обеспечить крупные инвестиционные проекты, следует вернуться на какой-то период к практике прямого перераспределения ресурсов государством.

Руководствуясь также мировым опытом, нужно выделить ряд отраслей, которые будут иметь хорошие конкурентные позиции в средне- и долгосрочной перспективе, обеспечат модернизацию и прогрессивное переструктурирование производства. Государство должно инициировать разработку и реализацию масштабных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, направляя в них собственные ресурсы и привлекая ресурсы бизнеса на выгодных для последнего условиях. В выборе приоритетов государственной поддержки нельзя сбросить со счетов фактор мощного лоббистского влияния со стороны представителей сырьевых отраслей в принятии властных решений, который может добавить субъективности в выборе приоритетов и затормозить развитие страны.

Что касается инструментов поддержки приоритетных отраслей, то целесообразно возобновить практику бюджетного кредитования, предоставления государственных гарантий, налоговых льгот, учтя при этом собственный горький опыт. Ресурсы для поддержки приоритетных отраслей государство может получить на внутреннем и мировом финансовых рынках через продажу государственных инвестиционных облигаций под реализацию определенных проектов; ввиду большого объема сбережений населения эти облигации должны продаваться также и физическим лицам.


ВЫВОДЫ

Государству следует отказаться в проведении промышленной политики от тактики "тушения пожаров". Промышленность должна развиваться на основе стратегического плана, с ежегодным отчетом правительства о его выполнении. Под такой план должны приниматься соответствующие законодательные нормы, разрабатываться государственные программы, определяться источники ресурсов, создаваться координационные и контролирующие органы государственной власти. Стратегический план необходимо обезопасить от влияния фактора политической конъюнктурности и постоянной ревизии новыми правительствами властных решений, принятых предшественниками, его должны выполнять любые правительственные команды по принципу "правительство для стратегии, а не стратегия под правительство".

Внешнеторговая и таможенная политика должна быть сориентирована на стимулирование собственного несырьевого производства. Представляется целесообразным пересмотреть действующие таможенные тарифы и остановить опережающее наращивание импорта над экспортом, при этом следует стимулировать как инвестиционный и сырьевой импорт, так и потребительский высокотехнологичный экспорт. Полезным было бы использование норм ВТО, изложенных в Соглашении о защитных мерах. В реализации названной политики нельзя забывать о том, что существует определенный уровень открытости (автономности) отечественного внутреннего рынка для иностранных производителей, отклонение от которого сделает проблематичным развитие собственного производства.

Необходимость придерживаться порогового уровня автономности отечественного промышленного производства обусловливают также, во-первых, глобализация и транснационализация мировой экономики, появление мировых технологических цепей, "вплетаясь" в которые, теряют свою экономическую и политическую независимость отдельные страны, во-вторых, переход регулятивных функций к надгосударственным экономическим образованиям и крупным корпоративным объединениям, действующим в стране и мире. Низкий уровень автономности обусловит в перспективе сокращение объективной способности украинской власти самостоятельно, без иностранного давления, принимать хозяйственные решения и воздействовать на собственную экономику исходя из национальных интересов страны. В настоящее время доступ иностранных корпораций в Украину является неконтролируемым со стороны государства, а их экономические интересы далеко не всегда совпадают с нашими. Поэтому актуальна задача установить правовые рамки допуска и деятельности иностранных корпораций в Украине с учетом приоритетов национальной экономики. Нельзя забывать следующее: определяя отраслевые приоритеты и используя инструменты стимулирования, государство при отсутствии соответствующих ограничений будет стимулировать не только отечественного, но и иностранного производителя, что поставит под сомнение целесообразность предоставления государственной поддержки вообще, поскольку пользу от этого получат другие страны.

В целом, как показывает опыт стран ЕС и Азии, вполне возможно разработать эффективную модель промышленной политики, не впадая в крайности. Выбирая ту или иную модель, также следует своевременно определять периоды переходов от стадии к стадии и соответствующим образом пересматривать инструментарий промышленной политики. Наилучшей является та политика, которая сочетает в себе инструменты как жесткой, так и мягкой моделей, а соотношение этих инструментов зависит от состояния экономики и ее желаемых перспектив.


         ИСТОЧНИКИ

 

1.    Концепция государственной промышленной политики, утвержденная Указом Президента Украины от 12 февраля 2003 г. № 102/2003

2.    Государственная программа развития промышленности на 2003—2011 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров от 28 июля 2003 г. № 1174

3.    Концепция проекта Общегосударственной целевой экономической программы развития промышленности на период до 2017 года, утвержденная распоряжением Кабинета Министров от 9 июля 2008 г. № 947-р.

4.    Кіндзерський Ю.В.,Якубовський М.М.,Галиця I.О.(и др.).Потенціал національно промисловості: цілі та механізми ефективного розвитку. - К., Інститут економіки та прогнозування НАНУ, 2009, 928 с.

5.    World Development Report 1997. The state in a changing world, http://www.worldbank.org.

6.    Synopsis of WDRs (1995-2005). http://www.worldbank.org.

7.    Rоdrіk D. Normalizing Industrial Policy, 2007. Pcrsson T.,Tabellini G. Political Economics. Explaining Economic Policy. Cambridge, The МГТ Press, 2000, 533 p.

8.    Rоdrіk D. Disequilibrium Exchange Rates as Industrialization Policy. "JournalofDevelopment Economics" №23,1986, p. 86-106

9.    Aghion Ph.Howitt P. Endogenous Growth Theory. Cambridge, The МГТ Press, 1998, p. 694

10.  Aghion Ph.,Dewatri-p о n t M., R e у P. Corporate governance, competition policy and industrial policy. "European Economic Review" № 41,1997, p. 797-805

11.  Polterovich V. M. Transplantation of Economic Institutions. "Economics of Contemporary Russia" № 3,2001

12.  Polterovich V. M. Rent Seeking, Tax Policy and Economic Growth. New Economic School, "Working Paper" № 27, 2001, 38 p.

13.  Агоn J. Growth and Institutions: A Review of the Evidence. "The World Bank Research Observer", V. 15, № 1, 2000, p. 99-135).

14.  Полтерович В.М.,Попов В. В. Промышленная политика, тарифы и золотовалютные резервы на разных стадиях развития. В кн.: Стратегические проблемы национального развития и международного сотрудничества: дальневосточный вектор. Хабаровск, 2005, с. 77—143

15.  Rodrik D.,Subramanian A.,Trebbi F. Institutions Rule: The Primacy of Institutions Over Geography and Integration in Economic Development. CEPR, "Discussion paper" №3643, November 2002.

16.  Grossman G. M., H e 1 p m a n E. Protection for Sale. "The American Economic Review", 1994, September, p. 833-850.

17.  01sоn M. Autocracy, Democracy and Prosperity. In: Strategy and Choice. Cambridge, МГТ Press, 1991, p. 131-157.

18.  Stіg1іt z J. More Instruments and Broader Goals: Moving Toward the Post-W&shington Consensus. WIDER Annual Lecture, WIDER/UNU, 1998

19.  Полтерович В. M. Политическая культура и трансформационный спад. "Экономика и математические методы", т. 38, вып. 4, 2002.

20.  Blanchard О. The Economics of Post-Communist Transition. Oxford, Clarendon Press, 1997

21.  Roland G. Transition and Economics Politics, Markets and Firms. Cambridge, MJT Press, 2000.

22.  Stіg1іtz J. E. Capital Market Liberalization, Economic Growth, and Instability. "World development", V. 28 (6), 2000, p. 1075-1086.

23.  Rodriguez E.RodrikD. Trade and Economic Growth: A Skeptic's Guide to the Cross-National Evidence. "CEPR Discussion Paper" № 2143,1999.

24.  Княгинин В. Н.,Щедровицкий П. Г. Промышленная политика России - кто оплатит издержки глобализации? Современная национальная промышленная политика России. Вып. 1. М., "Академкнига", 2004, с. 78-156.

25.  Сhang H.-J. Kicking Away the Ladder. Cambridge University Press, 2002

26.  Лувер Э. Россия: настоятельная необходимость в амбициозной промышленной политике. "Доклады Российско-Европейского центра экономической политики" 5(9), 2005.

27.  Rodrik D. Institutions and Economic Performance in East and South East Asia. Round Table Conference: The Institutional Foundations of Economic Development in East Asia. Tokyo, December 1996, p. 391-429

28.  Kuznets P. WAn East Asian Model of Economic Development: Japan, Taiwan, and South Korea. Economic Development and Cultural Change. The University of Chicago, 1988, p. 332.

29.  Sachs J.,Warner A. Achieving Rapid Growth in the Transition Economies of Central Europe. Harvard Institute for International Development, January 1996.

30.  МЕТІ - Ministry of Economy, Trade and Industry of Japan, (http://www.meti.go.jp).

31.  Ленский Е. Государственная промышленная политика: какой ей быть? "Промышленные ведомости: экспертная общероссийская газета" № 8-9 (19-20), 2001www.promved.rn/aprel2_200 l_03.shtml.

32.  Xьюз Г., Xэйр П. Промышленная политика и реструктуризация в Восточной Европе. "Квартальный бюллетень клуба экономистов". Вып. 3. Минск, "Пропилеи", 2000, с. 125-158).

33.  Пропозиції Президенту. Нова хвиля реформ. Комісія "Блакитної стрічки" - Україна. К., 2005,107 сwww.un.kiev.ua

34.  Майбутнє економіки України. Міжнародний центр перспективних досліджень. К, 2007, 54 с. http://www.icps.com.ua.

35.  КнягининВ.Н.,ЩедровицкийП.Г. Формула развития. Препринт WP5/2003/ 02. М., ГУ ВШЭ, 2003, с. 4.

36.  Завадников В. Г. Промышленная политика государства. "Вестник Совета Федерации" 7, 2007, с. 34.

37.  Державна допомога виробникам в Україні: реформування відповідно до норм СОТтаЄС. К., "Нора-друк", 2004,,86с.

38.  Римский договор, ст. 87, абзац 1.

39.  Римский договор, ст. 87, абзац 3.

40.  Сборник Европейского сообщества С70 от 19.03.2002 г., http://ec.europa.eu.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.