скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Экономическое развитие и трансформация промышленной политики в мире

Страны Восточной Азии продемонстрировали правильность выбранных моделей на каждой из всех стадий развития. Они смогли также своевременно пересматривать инструментарий политики в процессе перехода от одной стадии к другой. В частности, в период индустриализации политика регулирования импорта была селективной, ограничения на импорт касались преимущественно готовой продукции, а импорт технологий, продукции промежуточного использования и сырья, особенно если они использовались в экспортном производстве, наоборот, поощрялся. В Южной Корее и Японии государственная поддержка предоставлялась прежде всего отраслям, которые имели значительные стартовые расходы (металлургии, нефтепереработке, судостроению, автомобилестроению). Кроме того, в Корее поддержка не ограничивалась рамками отрасли, а углублялась до уровня отдельных предприятий, что стимулировало высокую концентрацию и капитализацию производства, соответственно повышая его устойчивость по отношению к иностранным конкурентам.

Протекционизм в странах "экономического чуда" был умеренным, с расчетом на то, чтобы внутренние производители не теряли мотивов для повышения своей эффективности. Открытость экономик увеличивалась постепенно, при переходе к следующим стадиям (на что следует обратить внимание украинским реформаторам). В течение 30-летнего периода реформирования, с 1960-х по 1990-е годы, рост экспорта в этих странах значительно опережал рост импорта (это также важно для нас), а уровень селективности в стимулировании экспорта опускался при переходе от низшей к высшей стадии.

Постсоветские страны, точно так же как большинство стран Латинской Америки, к сожалению, проигнорировали необходимость учитывать стадийность в формировании и проведении промышленной политики. Находясь на стадии модернизации своих экономик, то есть на начальной стадии, они принялись реформировать промышленность, используя инструментарий, присущий последней стадии - стадии развитого рынка, то есть тот, который используется сегодня в развитых странах Западной Европы и Северной Америки (США, Канаде). Некоторые исследователи отбрасывают фактор стадийности развития на постсоветском пространстве. Их рекомендации, в том числе выработанные не без давления западных экспертов, сводятся к безусловному заимствованию нынешнего инструментария развитых стран, а не того, которым последние руководствовались на стадии своей модернизации.

Современную промышленную политику, которая применяется, в частности, в странах Евросоюза, в США и Японии, мы можем определить как смешанную, ибо доминирующие в ней инструменты мягкой ("горизонтальной") модели дополняются инструментами жесткой ("вертикальной"). Никоим образом ее не следует рассматривать только как мягкую, а тем более - как антагонистичную по отношению к жесткой, на чем настаивают отдельные исследователи.

Обратим внимание на то, что переход стран Запада с низшей на высшую стадию развития обусловил изменение не только модели их промышленной политики с преимущественно "вертикальной" на преимущественно "горизонтальную", но и роли государства в жизни общества на всех уровнях его организации, начиная от местных территориальных общин и заканчивая человечеством в целом, и это стало дополнительным ограничением для применения первой модели политики и распространения второй.

Изменение роли государства произошло под влиянием геоэкономических преобразований в мире. В течение последних трех десятилетий XX ст. формировались новые транснациональные технологические цепи, ресурсные и товарные потоки, что не могло не сказаться на изменении устоявшихся культурных традиций и норм поведения людей в плоскости "государство - общество". В новых геоэкономических реалиях отдельно взятая страна практически утратила рычаги влияния на эти потоки, ее экономическое и финансовое положение в большой степени стало зависеть от решений, принимаемых внешними экономическими и политическими игроками. Функции регулирования национальных экономик приняли на себя надгосударственные политические, экономические, торговые объединения и союзы. Они образуют в экономическом и политическом пространстве мира своеобразные мегарегионы, в рамках которых объединяются потенциалы нескольких национально-государственных образований и формируется мегарынок. Так создается питательная почва для распространения неолиберальной доктрины экономического развития в рамках таких объединений, поскольку при других ("нелиберальных") условиях степень сложности управления ими значительно возросла бы по сравнению с отдельно взятой страной. С другой стороны, распространение этой доктрины, подчеркивают исследователи, служит закреплению лидерских позиций Запада как особого культурно-экономического и политического сообщества.

Нивелирование возможностей государства под действием названных факторов влиять на развитие страны, в том числе экономическое, бесспорно, обусловливает постепенное снижение качества выполнения государством своих традиционных функций. Это, в свою очередь, вызывает потерю доверия у населения к государству как особому институту в жизни человека. Поскольку такое доверие является ключевым источником легитимности государства, то его потеря означает потерю легитимности самого государства, что, в конечном счете, ставит вопрос о целесообразности его существования как такового.

Следует также принимать во внимание, что сегодня основными игроками мировой экономики стали интегрированные бизнес-группы (транснациональные корпорации, стратегические альянсы, партнерства, сети), которые объединяют в себе возможности для реализации масштабных инновационных проектов (от изыскательских работ вплоть до внедрения) и организации мощного производства, способного удовлетворить спрос на отдельную продукцию не только на внутреннем рынке, но и, что характерно, в немалой степени и на внешнем. Эти группы ведут свою деятельность во всех регионах мира. Государство как абстрактная корпорация постепенно превращается в одну из прочих многочисленных корпораций, к которым переходит часть государственных функций, например, социальных, образовательных и пр. Как отмечают исследователи, "мир государств" превращается в "мир корпораций", где экономическая политика внутри страны определяется уже не государством, а группой самых мощных корпораций, отечественных или зарубежных, которые действуют в стране. В такой ситуации происходит сращивание интересов государства с интересами корпораций, олицетворением которых выступает экономическая и промышленная политика. Пока еще рано говорить, что это явление стало необратимым. В частности, с нашей точки зрения, одной из причин появления надгосударственных образований и мегарегионов, о которых упоминалось выше, является попытка государств объединиться, чтобы противостоять влиянию мощных корпоративных структур. При этом роль абстрактной корпорации, которая определяет жизнедеятельность людей, проживающих в пределах этих мегарегионов, может переходить не только от отдельного государства к другим корпорациям, то есть в направлении "сверху - вниз", но и к этим надгосударственным образованиям, то есть "снизу - вверх".

Поскольку транснациональные корпоративные структуры порождены западной экономической культурой, то они, естественно, выступают своеобразными "сгустками" этой культуры, ее "протоядрами". Через последние импле-ментируются выгодные развитым странам параметры формирования экономик других, менее развитых стран, происходит подчинение их экономик, в первую очередь благодаря экспансии иностранных ТНК, собственным целям последних.

Главным итогом такого геоэкономического, культурного и политического переформатирования мира стала кристаллизация ряда "больших" технологий - цепей активности, в которые "вплеталась" деятельность людей в рамках не только национальных, но и общемировых. Следует особо подчеркнуть, что эти цепи с самого начала были сориентированы на четко определенные ценности и видение будущего, а потому выгоду и наибольшие прибыли от связывания действий людей в определенную, заранее известную последовательность будут иметь исключительно те, кто задал ее цели и содержание, а именно - инициаторы и постановщики "проекта будущего". Ими как раз и оказались страны Запада, которым удалось в 60-70-е годы XX ст. более или менее точно скомпоновать самые реалистичные сценарии дальнейшего мирового развития и собственным примером продемонстрировать его передовые образцы, используя жесткую промышленную политику. Творцы ценностей будущего выстроили и стали едва ли не единственными собственниками названных технологических цепей активности во всем мире, получив доступ к ресурсам практически всех менее развитых стран, навязав им свои правила игры на международном рынке и заняв господствующее положение в мировом сообществе. Эти страны определяют и культивируют спрос на ту или иную продукцию, из-за чего он постепенно теряет свою рыночную основу и переходит в плоскость культа или навязанных обязательных параметров потребления. Страны-лидеры через включение в свои технологические цепи производств более слабых стран нейтрализовали активность последних, фактически лишили их шансов реализовать собственную независимую, не управляемую извне экономическую политику и попасть в авангард мирового прогресса, присвоили себе право оценивать и корректировать в свою пользу их действия при попытках проводить политику, которая мешает достижению целей, запроектированных в сценарии Запада.

Отдельные исследователи среди причин изменения характера современного государства и соответствующей трансформации модели промышленной политики называют "отмирание" войны между государствами как общественного института. С этим мнением нельзя согласиться в силу ряда обстоятельств. Во-первых, из-за динамичного развития мирового производства обостряется борьба за ресурсы, прежде всего природные и энергетические. Эта борьба может носить характер не только экономический, но и военный, если, например, более сильные страны - претенденты на ресурсы ощущают сопротивление со стороны более слабых стран, владеющих этими ресурсами, а экономическими средствами его преодолеть не удается. Во-вторых, торговля оружием и военной техникой входит в тройку самых прибыльных видов бизнеса в мире наряду с наркоторговлей и торговлей людьми, однако, в отличие от двух последних видов, она является легитимизированной и имеет международные правовые рамки. Поэтому, чтобы поддерживать высокую прибыльность на рынке оружия, как это ни печально, страны, которые его контролируют, прибегают к намеренному развязыванию военных конфликтов между третьими странами - основными покупателями оружия, активно используя средства информационной войны для обострения их национальных, межэтнических, религиозных, политических, идеологических, территориальных противоречий, перерастающих в вооруженное противостояние. В-третьих, необходимо признать, как это также ни печально, что до сих пор наиболее мощным "двигателем" инновационного развития оставался именно военно-промышленный комплекс, из которого инновации распространялись на гражданское производство. В-четвертых, военно-промышленный комплекс остается едва ли не единственной отраслью, для которой государство всегда будет использовать ярко выраженную жесткую промышленную политику через госзаказы, льготы, покрытие расходов на НИОКР и т. Д. Поэтому надеяться, что со временем такая политика уйдет в прошлое, нет никаких оснований.

Показательным примером трансформации модели промышленной политики и перехода функций по ее разработке и осуществлению от отдельно взятого государства к надгосударственным образованиям является практика Европейского Союза44. В рамках ЕС проводится единая для всех стран-членов промышленная политика, которая разрабатывается и координируется Еврокомиссией. Понятие промышленной политики отражено в Римском договоре о создании ЕС и Евроатома (1957 г.), Маастрихтском договоре о ЕС (1992 г.).

Основные принципы, которыми руководствуется Евросоюз в своей промышленной политике, заключаются в том, что любая помощь государства не отвечает правилам общего рынка, если она:

- предоставляется за счет государственных средств;

- представляет собой экономическую выгоду для получателей (или улучшает положение предприятия по сравнению с конкурентами);

- носит адресный характер, то есть предназначена только для некоторых производителей или производства отдельных изделий, что отрицательно сказывается на равенстве возможностей всех конкурентов;

- искажает конкуренцию или может ей угрожать, а также нарушает торговый обмен между странами-членами.

Эти принципы воплощают либеральную доктрину развития экономики и соответствуют мягкой промышленной политике. Главная задача последней на территории ЕС - создать конкурентную среду для функционирования предприятий с одновременным обеспечением условий для промышленной конкурентоспособности. Может сложиться впечатление, что Евросоюз вообще отбрасывает любую государственную поддержку, которая не вписывается в либеральную концепцию. Однако это не так. В рамках ЕС разрешаются разнообразные отраслевые программы поддержки, реализуемые с согласия Еврокомиссии и расцениваемые как гибкость политики и компромиссы в сфере государственной поддержки. При этом осуществляются постоянный мониторинг и контроль за ее эффективностью со стороны как Еврокомиссии, так и правительств стран-членов. При отсутствии ожидаемых результатов помощь сразу прекращается или же пересматриваются ее формы.

В ЕС выделяют четыре вида государственной помощи, которые хотя и искажают конкуренцию, но могут быть признаны совместимыми с принципами общего рынка. К ним относятся:

- поддержка экономического развития территорий, где уровень жизни особенно низок или наблюдается высокий уровень безработицы;

- помощь в реализации проектов, важных для общих европейских интересов или улучшающих положение страны-члена в период серьезных экономических трудностей;

- помощь, направленная на улучшение развития отдельных видов хозяйственной деятельности или отдельных территорий, при условии, что такая помощь не будет оказывать отрицательного влияния на ведение торговли между странами-членами;

- помощь для популяризации культуры и для охраны культурного наследия, если при этом она не влияет на условия ведения торговли и конкуренцию и не угрожает общим интересам.

В этой связи хотелось бы привлечь внимание к тому, что многие всемирно известные ученые придерживаются версии, согласно которой конец Великой депрессии в Соединенных Штатах в 30-е годы прошлого столетия был положен не столько благодаря практическому воплощению в жизнь президентом Рузвельтом научных идей Дж. М. Кейнса, сколько началом Второй мировой войны, в которой США приняли достаточно активное участие, дав тем самым мощный импульс для роста своей промышленности.

Допускаются также другие виды помощи со стороны государства, если они обоснованы и одобрены Европейской Комиссией.

Руководствуясь критерием уровня целевого направления помощи, в ЕС выделяют три следующих ее вида: региональную, горизонтальную и отраслевую, или секторальную. Это деление условно, поскольку, например, в отдельные отрасли попадает также часть помощи горизонтального характера, в частности, поддержка малых и средних предприятий или помощь в сфере трудоустройства.

Помощь на региональные цели призвана смягчать диспропорции в экономическом развитии разных регионов ЕС. Она предоставляется при условии, что количество регионов для поддержки не может быть больше половины общего количества регионов по критерию численности жителей. Преимущественное право получить региональную помощь имеют так называемые регионы группы "а", где уровень жизни особенно низок или существует значительная безработица, а размер валового национального продукта (ВНП) на одного жителя ниже 75% средней для Евросоюза величины. Если регион не соответствует таким критериям, но находится в неблагоприятном положении по сравнению с прочими регионами страны, он может получить помощь по другим критериям, если они будут обоснованы правительством страны и одобрены Еврокомиссией и если эта помощь не будет менять режим торгового обмена до того предела, когда нарушается общий интерес. Помощь, разрешенная в виде исключения, должна предназначаться на новые инвестиции или создание рабочих мест. В особых случаях регионы группы "а" могут получить также целевую помощь на покрытие расходов, связанных с текущей деятельностью.

По определению Еврокомиссии, отрицательнее всего влияет на конкуренцию региональная помощь, предоставляемая для крупных инвестиционных проектов, поскольку она создает преимущества для стран и регионов, имеющих больший бюджет. Поэтому, согласно правовым основам предоставления региональной помощи, принятым в 1998 г., она назначается исключительно для компенсации неблагоприятных условий географического положения региона; с 2004 г ее объем для проектов стоимостью свыше 100 млн. евро был уменьшен на 66%, а от 50 до 100 млн. евро - на 50%. После принятия новой стратегии и расширения Евросоюза (ЕС-25) подходы к предоставлению региональной помощи пересматриваются в направлении уменьшения ее зависимости от размера ВНП страны, усиления согласованности социальных и экономических показателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.