скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Античная культура

Наука. Философия.

В V-IV вв. до Р.Х. были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа (460-377 гг. до Р.Х.). Он разработал систему наблюдения за больными, оставил описание многих болезней, хирургических операций, методов лечения.

Демокрит (460-370 гг. до Р.Х..) ввел в науку понятие атома – качественно однородной частицы материи.

"Отец истории" Геродот (485-425 гг. до Р.Х.), автор "Истории греко-персидских войн" открыл плеяду историков: Ксенофонт (430-354 гг. до Р.Х.), Фукидид (460-400 гг. до Р.Х.), автор "Истории Пелопонесской войны".

В Древней Греции начинает развиваться искусство убеждения – риторика. На рубеже V-IV вв. до Р.Х. заявил о себе выдающийся судебный оратор Лисий (459-380 до Р.Х.), речи которого считаются образцом аттической прозы. Великолепным стилистом был оратор Исократ (436-338 до Р.Х.). В 391 г. до Р.Х. он открыл первую риторическую школу с регулярным платным обучением. Выдающимся оратором был Демосфен (ок.384-322 до Р.Х.).

На протяжении V в. до Р.Х. становился популярным новый рационализм Афинского Просвещения. Во главе его стояли софисты, защищавшие среди прочего и тезис о недоказуемости существования богов. Человек, учили софисты, опирается на то, что ему полезно, а не на религиозные верования. Софисты отвергли поиски абсолютной истины и призвали учиться практическим искусствам. Греческая система образования и воспитания называлась "Пайдейя" и объединяла гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, историю. Но великий греческий философ Сократ (469-399 до Р.Х.) подверг подобное образование критике. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Подобные основания могут состоять только в знании того, что есть добро. Сократ призывал человека к самопознанию и предложил "майевтику" – искусство ведения спора, в процессе наводящих вопросов рождается истина.

Ученик Сократа Платон (427-347 до Р.Х.) разработал системное учение об идеях, известны его диалоги "Пир", "Федон", "Тимей" и др.

Следующий великий мыслитель, учитель Александра Македонского Аристотель (384-322 до Р.Х.) создал философские основания целой системы наук: метафизики, физики, логики, психологии, этики, риторики, экономики и др. Его работы "Метафизика", "Риторика", "Политика", "Физика" и др.

5) Эллинистический период (IIII вв. до Р.Х.). Начало этого периода – 338 г. до Р.Х. – год военной победы Македонии над Грецией. Конец эпохи эллинизма считают 31 г. до Р.Х., когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой перестало существовать последнее эллинистическое государство – эллинистический Египет. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.

Эллинистическая культура это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского (356-323 до Р.Х.) далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социально-культурным явлением. Человек перестал быть гражданином суверенного города-государства и превратился в подданного, затерянного среди сотен тысяч ему подобных. Патриотизм сменяется космополитизмом (отечество – весь космос), крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.

Помимо космополитизма, принципиальными чертами эпохи эллинизма стали: индивидуализм и фатализм.

Религия приобретает личностный характер. К другим ее проявлениям относятся:

·          Скептицизм (культ богини Тюхе, богини Случая, Фортуны), который утверждает, что миром руководит безжалостный слепой случай;

·          Обращение к царям как к высшим заступникам в земной жизни ("Другие боги далеки, или у них нет ушей, или они не существуют"), укрепились царские культы.

·          Смешение традиционных греческих культов с восточным учением (мистерии Исиды, Исида отождествлялась с Деметрой; Амон – с Зевсом, Осирис – с Дионисом).

Философия. Проблемы этики и морали.

Школа Эпикура (341-270 г. до Р.Х.), его работа "Трактат о Природе". Школа "философов Сада" возникла в Афинах в конце VI в. до Р.Х. и располагалась в постройке в саду (огороде), в предместье Афин. Счастье, по эпикурейцам, это вытеснение страдания и беспокойства. Все живое стремится к удовольствию, но истинное наслаждение есть отсутствие страдания и состоит в овладении внутренними инстинктами, а не в удовлетворении их, и добродетель – средство для достижения счастья. Счастье для Эпикура – это атараксия, невозмутимость. Для ее достижения следует освободиться от трех видов страха: страха перед богами, страха перед необходимостью, страха перед смертью.

Стоицизм. Основатель – Зенон из Китиона (ок. 336-264 до Р.Х.) в Афинах в конце IV в. до Р.Х. Не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои занятия в портике - открытой с одной стороны галерее на колоннах или столбах. В греческом языке слово "портик" - stoa, и последователи Зенона – стоики. Для стоиков цель жизни – достижение счастья. Счастье состоит в том, чтобы следовать природе. В природе царит необходимость. Человек, обладая разумом, можем осознать эту необходимость судьбы – в этом и состоит его свобода. Не уклоняться от мира, а наоборот, полностью принять его не только физически, но и душевно, идти навстречу необходимости. Путь к счастью преграждают аффекты, чувства, страсти. Выход – аскеза, бесстрастие. Счастье – это апатия, величественный покой души, бесстрашие перед миром.

Скептицизм. Основатель Пиррон из Элиды (ок.360-ок.270 до Р.Х.). Сомневались во всем, и в стоицизме, и в эпикурействе. Воздержание от суждений и есть суть жизни – афасия.

Особенности эллинистического искусства.

В эллинистический период появились первые списки 7 чудес света:

1. Египетские пирамиды

2. Висячие сады Семирамиды

3. Статуя Зевса (Фидия)

4. Галикарнасский Мавзолей

5. Храм Артемиды в Эфесе

6. Фаросский (Александрийский) маяк,

7. Статуя Гелиоса на острове Родос.

Литература и искусство расцветают при дворах диадохов – полководцев Александра Македонского, в особенности прославилась египетская Александрия, ставшая в правление Птолемеев мировым центром науки и искусства. Литература эллинизма определялась своей погруженностью в бытовую жизнь, почти исключавшую всякую мифологию, магию. Наиболее удобной формой для этого стала новоаттическая комедия, представитель Менандр Афинский (кон.IV-нач. III в. до Р.Х.), автор свыше 100 комедий, полностью дошла 1 – "Человеконенавистник".

Аполитичность проявилась в творчестве Феокрита из Сиракуз (кон. IV -1-я пол.III в. до Р.Х.), создателя жанра идиллии, прославляющего сельскую жизнь на лоне природы. Герои Феокрита оставляют город ради прелестей деревенской жизни. Главные герои идиллии – влюбленные пастухи и пастушки, восторженно и поэтически настроенные, всегда красивые и изящные. Изображение быта процветало и в романах, например, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Левкиппа и Клитофонт" Ахилла Татия.

Среди известных риторов эпохи были – исторический писатель Дионисий Галикарнасский, философ и государственный деятель Деметрий, Псевдо-Лонгин и др.

Скульптура и архитектура.

Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектикой греческого и восточного, традиционного и экзотичного. Например, изображение борьбы богов и титанов – гигантомахия на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется запутанностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужасом перед лицом варварства и смерти веет от статуи Лаокоона, прорицателя, который, по преданию, предсказал троянцам гибель от деревянного коня, созданного по предложению Одиссея. Пророк и два его сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Вкус ко всему мрачному, болезненному, уродливому свидетельствует о вывихнутости сознания, о разрушении цельности мира и человека в нем. Суть нового искусства – изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи; галла, убивающего свою жену; Марсия, с которого содрали кожу; мальчика, душащего гуся и проч.

Построенный в сер. IV в. до Р.Х. мавзолей в Галикарнасе высотой 50 метров (архитекторы Сатир и Пифей) относится к одному из Чудес Света и сочетает в своей композиции черты восточной и греческой архитектуры. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической коллонады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним – заупокойный храм.

Наука.

Птолемей I (322-283 до Р.Х.) создал в Александрии Мусейон - научный центр, считавшийся храмом муз, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, в котором античные интеллектуалы занимались филологией, астрологией, алхимией, ботаникой, математикой, зоологией. Формально ученые считались служителями муз, некоторые занимались отправлением культа, другие – научными изысканиями. При Мусейоне находилась знаменитая Александрийская библиотека, насчитывавшая около 700 тысяч папирусных свитков, античные рукописи Гомера, Гесиода и др. Возглавлял Библиотеку грамматик Зенодот, кторый составил каталог книг, подготовил первое издание поэм Гомера, и, возможно, разделил "Илиаду" и "Одиссею" на 24 книги. Именно в Александрии примерно во II в. до Р.Х. был сделан первый перевод на греческий язык книг Ветхого Завета – Септуагинта ("перевод 70 толковников"). Дионисий Фракийский составил первую "Греческую грамматику". Александрийским библиотекарем считался также Каллимах (ок.310-240 до Р.Х.), который являлся законодателем эллинистической поэзии.

В области математики прославился Евклид (III в. до Р.Х.), его труд "Начала". Евклид завершил построение математики как дедуктивной науки, исходящей из определений, постулатов и аксиом. К александрийской науке принадлежал математик и инженер Архимед из Сиракуз (ок.287-212 до Р.Х.), изобретатель рычага и "архимедова винта" для подъема воды при искусственном орошении. Дошло 30 его сочинений: "О сфере и цилиндре", "Плавающие тела", "Измерение круга" и др. Сведения о гелиоцентрической системе (Солнце находится в центре Вселенной, а Земля вращается вокруг него) содержалось в учении Аристарха Самосского (ок.320-ок.250 до Р.Х.). Его идею поддержит и разовьет Клавдий Птолемей (90-160 от Р.Х.) в своем главном труде "Великое построение".

Формируется школа естественных наук (зоологические ботанические сады). Достижения в медицине: открыта нервная система, система кровообращения, исследования в области анатомии и хирургии.

Вопрос 3. Типологические черты древнеримской культуры

Древнеримская культура стала одним из важных этапов социокультурного развития европейских народов. Культура Древнего Рима развивалась в ходе масштабного культурного синтеза, оформилась в процессе взаимодействия с другими культурами древнего мира: учителями римлян были этруски (VIII - VI вв. до Р.Х.) – загадочный народ, принесший на Апеннины значительные культурные инновации и впоследствии растворившийся среди других этносов Италии; древнегреческая и ближневосточная культуры – в эллинистический период. Синтез культурных достижений античности и цивилизаций Древнего Ближнего Востока стал своеобразной почвой для формирующегося христианства, которое подарило миру новую систему ценностей.

Согласно римскому ученому-энциклопедисту Марку Теренцию Варрону (116 – 27 г. до Р.Х.), Рим был основан 21 апреля 753 г. до Р.Х. Традиционно римская история подразделяется на следующие периоды:

1. Царский (VIII – VI в. до Р.Х.).

На этом рубеже складывается так называемый "город четырех кварталов", населенный латинянами, сабинянами и этрусками. При царе Сервии Туллии (578-534/533 до Р.Х.) Рим был обнесен крепостной стеной и скоро завоевал ведущее положение в Лации, где до этого первенствовал город латинян Альба Лонга. Известны имена древних царей Рима: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. В 509 г. до Р.Х. был изгнан последний царь Тарквиний Гордый. В этот период наблюдается влияние этрусской культуры на римскую.

2. Республиканский период (510-509 до Р.Х. – 27 г. до Р.Х.).

С установлением республиканского строя высшая власть оказалась в руках двух ежегодно избираемых консулов. В результате успешной войны с Карфагеном (к сер. II в. до Р.Х.) Рим превратился в первую державу Средиземноморья. Это классический период в развитии древнеримской культуры. Рим – мощное государство, диктующее свою политическую волю. Восприятие и освоение римлянами ценностей и достижений греческой и ближневосточной культур.

3. Период империи (27 до Р.Х. – 476 от Р.Х.).

После периода гражданских войн в 31 г. до Р.Х. единовластным правителем римского государства оказался Октавиан (63 до Р.Х. – 14 от Р.Х.). Он не принял титул царя или диктатора, а довольствовался положением принцепса, т.е. первого среди граждан.

Римская религия

Римская религия – это преимущественно ритуал, объединяющий человека с хранителями его рода и силами природы в контрактном, деловом отношении. Жертвоприношение – плата за услугу. Культ сух и формализирован. Римские боги функциональны и многочисленны. 43 бога ведали детством, 12 богов присматривали за вспашкой поля. Каждый мужчина имел божественного покровителя, женщина – покровительницу. Домашние боги насчитывались тысячами. Были боги ситуаций и состояний страха, ожидания, верности и т.д. Практичный и здравомыслящий римлянин был суеверным. Громадное место в культуре римлян занимали вещие знаки и гадания. Всех богов римляне не представляли себе в человеческих обликах, не ставили им статуй и не строили храмов. Главными божествами считался Юпитер – бог неба, Марс – бог войны, Квирин – божество, близкое к Марсу.

Преобладание магии над мифологией. Главное для человека – точно знать, с какими словами следует обращаться к богу и какие при этом действия выполнять. Ничтожная ошибка могла нарушить обряд, а неукоснительная точность обряда и было тем, что предлагал древний римлянин своему богу в обмен за выполнение своей просьбы. Жрецы следили за точностью обряда, занимались летоисчислением и составлением календаря. Они же и обладали большой властью в правовой сфере. Римское право было фактически частью религии: договор римлянина с богом был протоипом договоров, заключаемых между людьми, где также малейшая неточность вела к проигрышу в суде.

При Тарквинии Древнем в Рим проникли из греческой колонии Кумы в южной Италии так называемые "Сивиллины книги", принадлежавшие прорицательнице – Кумской сивилле. Эти книги имели то же значение для римлян, как и дельфийский оракул для греков; книги хранились в капитолийском храме Юпитера до времен Суллы, когда они сгорели вместе с храмом. Сивиллы – пророчицы, древние жрицы Аполлона, связанные с Дельфийским оракулом. Вместе с книгами проникло в Рим и почитание греческого бога Аполлона. Одна из первых кумских сивилл, испросив у Аполлона долгую жизнь, забыла добавить прошение о молодости. Она сопровождала Энея, спускавшегося в преисподнюю. Сивилл – 10, жили до тысячи лет - почтенные старицы. Предсказания их записывались в стихотворной форме (гекзаметр), объединенные в книги. Первоначально Книги служили не столько для предсказания будущих событий, сколько для предупреждения несчастий и избавления от них; поэтому к ним обращались за указаниями, как умилостивить разгневанное божество. Сохранившиеся до нашего времени Сивиллины книги представляют собой иудео-христианскую подделку под древние книги. По преданию, три из Книг Кумская сивилла продала Тарквинию Древнему, который, не зная содержания, сначала не хотел их покупать, из-за чего сивилла непроданные книги сожгла. В критические моменты существования особая коллегия жрецов обращалась к этим книгам как к оракулу, ища в них совета. Обычно совет заключался в том, чтобы ввести в городе культ еще какого-либо божества. Поэтому римляне постоянно пополняли свой пантеон богов. Новые боги зачастую отождествлялись со старыми. Церера была тождественна греческой богине плодородия Деметре, италийская покровительница овощей Венера Афродите, Нептун – Посейдону. Под влиянием греческой религии древние безличные латинские и общеиталийские божества приобрели антропоморфные черты, их, как и в Элладе, стали изображать в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим украсился святилищами и статуями богов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.