скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Античная культура

Вопрос 2. Этапы развития культуры Древней Греции

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:

1) Крито-микенский период (XXXXII вв. до Р.Х.). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.

Уже в 3-м тыс. до Р.Х. на Крите существовала мощная цивилизация царского типа, сходная с деспотиями Ближнего Востока. Она включала в себя систему "дворцовой экономики", сложную чиновничью иерархию, алфавитное письмо, развитую археологическую культуру (производство меди, бронзы, сплавов), ювелирное дело, гончарный круг. Искусство характеризовалось созерцательностью, особенно известна критская фресковая живопись, изображающая женщин, "морские сюжеты". Ряд важных сюжетов древнегреческой мифологии (о Тезее, Ариадне и Минотавре, Посейдоне и Пасифае) связаны с Критом. Критская цивилизация погибла в результате мощного землетрясения, вызванного извержением вулкана Санторин.

Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Искусство характеризуется творческой активностью, диалогичностью: широко представлены танец, творчество рапсодов, игра на лире и флейте. Музыка носила сакральный характер. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.

2) Гомеровский (царский) период (XIVIII вв.до Р.Х.). Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ – храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по двум поэмам – "Иллиада" и "Одиссея", относящимся к концу IX - началу VIII в. до Р.Х. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис, сын царя Трои Приама, похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. "Илиада" описывает один из эпизодов троянской войны ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. "Одиссея" - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Гомер жил сотни лет спустя после военного похода ахейцев под Трою. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII –XI вв. до Р.Х. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.

3) Архаический период (VIIVI вв. до Р.Х.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них – Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком: она находился под защитой своих богов, покровительствовавших данному городу. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. До этого в качестве денег в Греции использовались быки и металлические бруски. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов (например, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилены на Лесбосе, Писистрат из Афин и др.).

В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до Р.Х.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.

Архаическая поэзия и музыка.

С VII в. вместо излагающих мифологию эпических поэм, например, космогоническая поэма "Теогония" ("Происхождение богов") Гесиода (VII в. до Р.Х.), дидактическая – "Труды и дни" - приходит более индивидуалистическая и анархичная лирика. Известная условная дата рождения античной лирики: 6 апреля 648 г. до Р.Х.: в этот день состоялось солнечное затмение, описанное лириком Архилохом. Более древняя лирика – лирическая песня. Имена древних лирических певцов – Орфей, Мусей, Филаммон, Лин. Греческие поэты стихи не читали, а пели. Среди известных лириков периода архаики можно назвать Анакреонта, жившего на о.Теос в Малой Азии (сер. VI в. до Р.Х.), певца пиров, вина и любви.

К чему раздумьем сердце мрачить, друзья?

Предотвратим ли душой грядущее?

Вино – из всех лекарств лекарство

Против унынья. Напьемся ж пьяны.

Поэт Алкей с острова Лесбос (кон.VII - VI вв. до Р.Х.) создавал военные марши и застольные песни. На о.Лесбос родилась еще одна поэтесса Сапфо, которая писала гимны Афородите, "порабощающей сердце заботами и огорчениями":

"Снова терзает меня расслабляющая члены любовь,

сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты".

Была развита в Греции и хоровая лирика, объединявшая поэзию, музыку и танец. Она стала прообразом греческого театра. Из музыкальных инструментов использовались лира, и ее более совершенный вариант – кифара, авлос (наподобие флейты). Ни полифонии, ни гармонии в нашем понимании греки, по-видимому, не знали. Музыкальные инструменты обычно использовались для сопровождения пения. Выдающимися хоровыми лириками были Алкман, Стесихор из Гимеры, Симонид с Кеоса, Пиндар из Фив.

Изобразительное искусство.

Найдено огромное количество расписных ваз, написанных в геометрическом стиле, например, Дипилонская амфора, найденная в Афинах. Различают чернофигурную и краснофигурную роспись. Некоторые вазы достигали по размерам человеческого роста и являлись надгробными памятниками.

Скульптура.

Российский философ XX в. Алексей Федорович Лосев (1893-1988) полагал, что основанием античной культуры является интуиция человеческого тела как существенная характеристика бытия. Античное мироощущение, по существу своему языческое, связанное с землей и в существе своем телесное, прежде всего дает опору для земных и телесных утешений, лишая их характера разгула и порочности, но в то же время не уничтожая их во имя чисто духовных идеалов. Тело в античности есть живое и одухотворенное тело. Прекрасное в античности то, что биологически и жизненно отвечает своей цели, прекрасное – добротное, сильное, здоровое, живое. В античной культуре биологически-прекрасное и было религиозно значимым. Пластическо-скульптурное мировидение отличало всю греческую культуру в целом, но наиболее зримо оно воплотилось в скульптуре. Это так называемые куросы ("архаические аполлоны") – фигуры обнаженных молодых людей в характерной позе: с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. Аналогичны изображения женщин (коры), облаченных в длинные одежды (например, статуя Геры на о. Самос (VII-VI вв. до Р.Х.). До IV в. греки редко изображали женщин, для них образ истинной гармонии духа и тела являл находившийся в центре внимания художников мужчина. Статуи характеризовались условностью. Скульпторы не могли придать статуям гармонии и целостности, что выражалось, например, в "архаической улыбке" - застывшей гримасе куросов и кор.

Философия.

Складывается ранняя милетская – школа натурфилософии, представители которой задавались вопросом о первоначале всего. Так, Фалес считал, что мир и все живое происходит из воды, Анаксимен – что из воздуха; Анаксимандр выделил некое беспредельное первовещество (апейрон), из которого все произошло.

4) Классический период (V - IV вв. до Р.Х.) продолжался до установления Филиппом Македонским господства над Грецией в результате победы в битве при Херонее в 338 г. до Р.Х. Классика - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.

Античная трагедия.

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) в книге "Рождение трагедии из духа музыки" выделил два основных начала, формировавших греческую культуру: аполлоновское и дионисийское. Аполлоновское начало есть чувство меры, мудрого самоограничения. Дионисийское же начало есть "блаженный восторг", выход из размеренного и упорядоченного мира. Греческая культура есть борьба аполлоновского и дионисийского начал и их противоречивое соединение. Аттическая трагедия и рассматривалась Ницше как наивысший синтез дионисизма и аполлинизма.

Культ бога виноделия Диониса стал одним из истоков трагедии. На процессиях в его честь запевала дифирамба (букв. "песнь топора" - обрядовая хоровая песня, сопровождавшая принесение жертвы) постепенно становился актером, а хор – основой греческой трагедии. Трагедия (букв. - "песнь козлов") – шутливое представление, связанное со спутниками Диониса – козлоногими существами – сатирами. Первым афинским трагиком считается Феспид, который на Великих Дионисиях в 534 г. до Р.Х. поставил свою трагедию, использовав наряду с хором актера-декламатора. Затем свои трагедии поставили Фриних и Пратин. Сюжеты для трагедий черпались из греческой истории и мифологии, которые преломлялись и истолковывались в духе Диониса бога героев.

Первый трагик мировой литературы Эсхил (525-456 до Р.Х.) воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. Создал более 80 произведений, дошло 7 ("Персы", "Семеро против Фив", "Прометей прикованный" и др.). До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.

Другой великий трагик Софокл (496-406 до Р.Х.), создал 120 трагедий, дошли 7 ("Антигона", "Царь Эдип", "Электра" и др.). Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Младший из классических трагиков - Еврипид (484-406 до Р.Х.). Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: "Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами. Например, в "Медее" жена предводителя аргонавтов Язона, дочь царя Колхиды Медея, желая отомстить изменившему ей мужу, убивает его вместе со своими детьми и новой супругой. Но преступление не приносит Медее удовлетворения.

Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души – очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.

В V в. до Р.Х. формируется комедия (от греч. - "совершать шествие"), которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени целиком дошли только комедии Аристофана (ок.446-ок.385 до Р.Х.): "Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании".

Скульптура и архитектура.

"Ничего лишнего" - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками (образ белоснежных статуй возник лишь в эпоху Возрождения). Внимание уделялось пластике тела, а не выражению лица. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название "суровый". Создатели его: Калон, Главкиад из Эгины, Агелад из Аргоса, Пифагор из Регия.

Идеал человека был воплощен великим Фидием (нач. Vв. до Р.Х. – 432-431 гг до н.э.) в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.

Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон (сер. V в. до Р.Х.), передающий напряженное движение (статуя "Дискобол"); экспрессию страстей ("Афина и Марсий").

Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса (втор.пол. V в. до Р.Х.). Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.

Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до Р.Х. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя (ок.390-ок.330 до Р.Х.), его скульптура "Афродита Книдская" стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Другой известный скульптор Скопас (IV в. до Р.Х.) создал патетический стиль. Его танцующая "Менада" - сгусток энергии, "воплощенная буря". Менады вакханки в римской традиции – женщины, сопровождавшие Диониса и участвовавшие в его оргиях. Победа дионисийского начала заметна в творчестве Скопаса. Скопас украшал одну из чудес света – гробницу индийского сатрапа Мавзоля.

Под влиянием Скопаса находился Леохар (сер. IV в. до Р.Х.), создатель бронзового оригинала знаменитой скульптуры Аполлона Бельведерского.

Скульптор Лисипп (2-я пол. IV в. до Р.Х.) после изготовления определенной статуи клал в копилку золотую монету, когда он умер, в копилке оказалось 1,5 тыс. монет. У него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Лисипп – мастер схватывания мгновенного действия человека. Его статуя "Апоксимен" (юноша, счищающий с себя грязь после состязаний) воплощает гармонию физического развития и внутренней утонченности. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского.

Строительство храмов.

Греческий храм умеренный по своим размерам. Основной тип храма представлен периптером – храмом прямоугольной формы, окруженным со всех сторон колоннадой. Были и более простые формы: простиль – такой храм имел четыре колонны по фасаду, амфипростиль – храм имел колоннаду с переднего и заднего фасадов. Светские постройки были очень непрочными и скромными. В VIII в. до Р.Х. были выявлены системы пропорции зданий, три ордера. Ордер (в архитектуре) – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Наиболее показательны различия колонн ордеров:

·          Дорический ордер имеет простую и строгую колонну, покрытую продольными желобками – каннелюрами), ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Колонны часто заменялись статуями атлантов. Это суровый мужской стиль (например, храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до Р.Х.).

·          Ионический ордер имеет колонны, которые венчают женские завитки, локоны. Иногда колонны заменялись статуями девушек (например, портик храма Эрехтейона).

·          Коринфский ордер имеет колонны, которые заканчиваются листьями аканфа.

Афины с VI в. до Р.Х. становятся символом высших достижений культуры греков. Один из современников говорил: "Если ты не видел Афин, то ты пень, если видел и не был восхищен, то ты осел, а если по своему желанию их покинул, то ты верблюд". "Верблюд" - одно из самых обидных прозвищ в античности. Акрополь архитектурный комплекс в Афинах, включающий в себя святилище, укрепление, общественный центр, библиотеку, картинную галерею. Окончательное оформление получил при Перикле. Иктин и Калликрат перестроили Парфенон (святилище Афины), а Фидий в центре воздвиг ее огромную статую с расчетом, что отблеск острия копья Афины Паллады будет издали виден подплывающим к городу кораблям. Комплекс Акрополь связан с окружающим ландшафтом. Храм сливается с ним. Античные храмы, как и статуи, раскрашивались: вертикальные части – черным цветом, а горизонтальные – красным. Входом в Акрополь служили Пропилеи (архитектор Мнесикл), слева от них Пинакотека (1-ая картинная галерея), справа – храм Ники Аптерос (Бескрылой): крыльев ее лишили для того чтобы богиня победы никогда не покидала горд.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.