скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников

С точки зрения организационных уровней В.Р.Веснин выделяет вертикальные конфликты, в которых противостоят разные по рангу оппоненты и горизонтальные, в которых действуют равные по объему власти или иерархическому уровню субъекты. "Практика показывает, что вертикальных конфликтов большинство - до 70-80 %". Такое деление имеет важное практическое значение, так как каждый вид ставит соответствующие задачи перед руководителем. В горизонтальных конфликтах руководителю часто приходится выступать в роли арбитра, который на основе анализа ситуации должен принять решение, направленное на устранение проблемы и снятие напряженности. В ситуации вертикальных конфликтов руководитель сам становится одним из участников конфликта. При этом направленность конфликтных ситуаций различна: от руководителя к подчиненному, когда первый предъявляет работнику претензии в отношении его деятельности или поведения в трудовом коллективе, или от подчиненного к руководителю, который не отвечает ожиданиям подчиненных.

В большинстве случаев вертикальные конфликты наполнены деловым содержанием. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов считают, что «около 96% конфликтов между руководителями и подчиненными связаны с их совместной деятельностью, на профессиональную сферу приходится 88% конфликтных ситуаций». Горизонтальные конфликты чаще носят личностный характер, хотя это не исключает организационных и деловых причин таких конфликтов.

По способу разрешения выделяют антагонистические и компромиссные конфликты. При разрешении антагонистических конфликтов происходит нарушение структур всех конфликтующих сторон или отказ всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Компромиссные конфликты не исключают альтернативных вариантов их разрешения за счет изменения целей участников конфликта и условий их взаимодействия.

По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делятся на симметричные, в которых происходит приблизительно равное распределение, и асимметричные, когда одна сторона выигрывает или теряет намного больше, чем другая.

С.М. Емельянов выделяет реалистические (предметные) и нереалистические (беспредметные) конфликты. Предметные конфликты направлены на достижение конкретного результата, беспредметные имеют целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, при котором конфликтное поведение становится самоцелью [21].

По социальным последствиям различают конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные) конфликты. Конструктивные конфликты обусловлены в основном производственными и организационными причинами. Такие конфликты вызваны объективным противоречием старого и нового и направлены на совершенствование трудового процесса, таким образом, предотвращая застой. В результате происходит укрепление взаимопонимания, рост сплоченности, разрядка напряженности между сторонами, что является основой для повышения активности и мотивации к работе, снятия синдрома покорности у подчиненных, появления новых идей и альтернатив развития организации, роста способности к изменениям, повышения качества принимаемых решений.

Деструктивные конфликты не имеют реальной почвы, происходят в эмоциональной сфере и обусловлены в основном личностными мотивами. В основе таких конфликтов, как правило, «лежат субъективные причины».

Подобные конфликты, нарушив систему взаимоотношений людей, затем вносят дезорганизацию в ход управляемых ими процессов. Результатом таких конфликтов является ухудшение психологического климата, сворачивание сотрудничества, представление о бывших оппонентах как о врагах, снижение активности в будущем, рост текучести кадров, сложность восстановления деловых отношений и т.д. Признаками деструктивного конфликта являются: расширение, эскалация конфликта (конфликт становится независимым от исходных причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт продолжается); увеличение затрат и потерь участников конфликта; рост агрессивных действий участников.

По субъектам конфликтного взаимодействия выделяют внутриличностные конфликты, связанные со столкновением противоположно направленных мотивов личности; межличностные конфликты, субъектами которых выступают две личности; конфликты «личность-группа» и межгрупповые конфликты - где субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы.

Проблемой межличностных конфликтов интересовались ведущие направления психологической науки, каждое из которых внесло свой вклад в исследовании этого сложного процесса взаимодействия между людьми.

Так в соответствии с психоаналитической традицией межличностные (интерперсональные) проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интерпретируются через его внутренние конфликты. Ключом к пониманию взаимоотношений человека в семье становятся проблемы, когда-то пережившиеся им в отношениях с собственными родителями. Так, К. Хорни в работе «Конфликты материнства» описывает такой «тип конфликтов, в котором отношения матери с родителями находят отражение в ее установке по отношению к детям».

К. Левин характеризует конфликт «между собственными потребностями человека и вынуждающими силами». Применительно к семье К. Левин говорит о существующей связи ее с витальными потребностями, так как супруги по отношению друг к другу имеют целый комплекс ожиданий, связанных с их ролями: возлюбленный товарищ, поддерживающий, защищающий, распоряжающийся доходами и т. д. И чем более значимые потребности затрагиваются в конфликте, тем более серьезным будет конфликт. Условием удовлетворения индивидуальных потребностей, по Левину, является достаточное пространство свободного движения.

В рамках ситуационного подхода межличностные конфликты рассматриваются в контексте общей системы взаимодействия. М. Дойч предлагает различать следующие фундаментальные измерения интерперсональных отношений: кооперация-конкуренция, распределение власти (равное или неравное), ориентация на задачу или социально эмоциональные, формальный-неформальный характер отношений, интенсивность и значимость, соответственно с которыми выделяет шестнадцать типов социальных отношений. Дойч обозначает конкурентные отношения равных участников, находящихся в неформальных отношениях, с социально-эмоциональной ориентацией, как «антагонистические», неравных как «садомазахистские». Отношения в семье соответственно определяет, как кооперативные, находящиеся в равных отношениях, социально-эмоциональные, неформальные и интенсивные [19].

Большое количество публикаций освещают результаты исследований семейных конфликтов как одной из разновидностей межличностных конфликтов. Например, Н. Смелзер в своей работе посвященной анализу семьи в странах Запада, пишет о том, что сторонники теории конфликта придают главное значение перераспределению власти внутри семьи. Одни исследователи делают упор на анализе порядка распределения власти внутри семьи, придавая особое значение механизму принятия решений. Как правило, члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, приобретают в семье большую власть [60].

Сафилиос-Ротшильд утверждает, что любовь оказывает влияние на распределение власти между супругами. По его мнению, более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости. Супруги, в одинаковой мере любящие друг друга, обычно имеют одинаковую власть в семье. Поскольку жена обычно в большей мере проявляет любовь по отношению к мужу, брак можно рассматривать как своего рода обмен: жена отдает любовь за доступ к социально-экономическим благам, которых больше у мужа [54].

Согласно другой точке зрения, больше сосредоточенной на конфликте, семья рассматривается как микрокосм конфликта в «большом» обществе. В прошлом эту идею высказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Например, в результате использования детского труда дети в семьях рабочего класса стали товаром и орудиями труда. В семьях среднего класса с женщинами обращались как с домашними рабынями. Женщины из рабочего класса были вынуждены работать вне дома, чтобы заработать деньги, необходимые для выживания семьи. Но поскольку они получали зарплату, их положение в большей мере приближалось к статусу мужчин, чем положение женщин из среднего класса.

Современный вариант этой концепции предложен Хартманн. Она называет его «марксистско-феминистским». По ее мнению, подлинное понимание сущности семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами; семья - «место борьбы». В семье осуществляются экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом.

К конфликтам относятся споры по поводу того, кто должен зарабатывать деньги, выполнять домашнюю работу, какую часть семейного дохода следует выплачивать государству и т.д. Хартманн считает, что развитие капиталистической патриархальной системы привело к концентрации экономических средств в руках капиталистов и мужчин. Для обеспечения выживания низших классов (т.е. рабочих и женщин) должны быть созданы механизмы перераспределения материальных средств. Труд за деньги является способом перераспределения некоторой доли богатства капиталистов в пользу рабочих, а в семье осуществляется главным образом перераспределение богатства мужчин, в результате чего какую-то долю этого богатства получают женщины. Согласно этой точке зрения, помимо всего прочего, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Как считает Хартманн, более тяжелые обязанности женщин по дому являются формой эксплуатации, сложившейся внутри капиталистическо-патриархальной системы [54].

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что конфликты классифицируются по многим основаниям, но главным критерием является обоснованность конфликта, которая зависит от реальности или мнимости противоречий, вызвавших его к жизни. Рассмотренные теории межличностных конфликтов позволяют нам утверждать, что межличностные конфликты интерпретируются авторами через внутренние конфликты человека; в контексте удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей и в рамках конкурентных отношений, порождающих конфликтные явления.

Где бы конфликт ни происходил, его последствия обязательно отразятся в том или ином качестве на семье. Особенности поведения родителей в конфликте являются образцом для подражания ребенка, а с другой стороны могут повлиять на развитие социально-нежелательных качеств: неуверенность в себе, зависимость от мнения окружающих, трусость, пессимизм, безответственность и т.д. Поэтому необходимо рассмотреть особенности поведения родителей в конфликте.


2.3 Особенности супружеских конфликтов и выбор стратегии поведения

Часто ссоры и конфликты в семье возникают из-за того, что супруги не умеют управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, считает Л.Б. Шнейдер. Чтобы избежать ссор, чтобы избавить самого себя от повышенной ранимости, обидчивости, человек должен постараться не рассматривать каждую вспышку раздражения как угрозу своей личности. Человек чаще всего раздражается тогда, когда другому удается «задеть» его, попасть в уязвимые места - указывая на те недостатки, которые он пытается скрыть от себя и от других.

Поэтому чтобы научиться управлять конфликтом, нужно научиться управлять собственным эмоциональным состоянием и поведением и видеть истинную причину конфликта.

Так И.В. Гребенщиков одной из главных причин возникновения конфликтов в семье, считает расхождение представлений супругов об основных семейных ценностях и выделяет следующие основные проблемы, которые отражают эти семейные ценности. На первом месте стоят проблемы, связанные с детьми и их воспитанием, затем — характер взаимоотношений между супругами (в том числе и сексуальные взаимоотношения) и, наконец, отношения одного из супругов с родителями другого (невестка - свекровь, зять -теща). Очень часто возникают конфликты, связанные с распределением домашних обязанностей, финансовыми проблемами и т. п. Выявились некоторые различия между мужчинами и женщинами: для мужчин более значима материально-бытовая сфера семьи, для женщин — характер отношения к ним мужей, они проявляют большую обеспокоенность недостаточным (с их точки зрения) проявлением со стороны своих супругов чувства любви и уважения. Стремление сохранить романтический тон добрачных отношений, свойственное преимущественно женщинам, определенный «дефицит внимания» мужей к своим женам могут существенно обострить противоречия, вызванные другими причинами.

Следующая причина неблагополучия семейных отношений — это нарушение общения между супругами. В несчастливых браках супруги характеризуются эмоциональной неуравновешенностью, критичностью к другим людям, стремлением властвовать, приказывать, неуступчивостью, замкнутостью (отчуждением), подозрительностью, т. е. всем тем, что в результате образует плохой психологический климат семьи [16].

Г. Навайтис называет следующие причины возникновения супружеских конфликтов: сексуальная несовместимость, ранние браки, противоречивые этические традиции, непонимание темпераментов, родительское вмешательство, нежелание понять друг друга, советы «конкурирующих» подруг, неподходящий для брака «тип» мужчины («алкоголик или наркоман», «Дон-Жуан», «Отелло», «скряга», «предприниматель», и «взрослый маменькин сынок» и т.д.), неумение наладить досуг, разница в возрасте, ревность, высокомерие, разногласие с собой [44].

Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис к основным причинам возникновения семейных конфликтов относят нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи, нарушение представлений членов семьи о семьи и личности друг друга, нервно-психические расстройства у членов семьи. Так, например, нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи авторы видят в трудных задачах, которые ставит семейная жизнь: участие в семейных взаимоотношениях; подчинение нормам, существующим в данной семье; деятельность в домашнем хозяйстве и вне семьи по обеспечению материального положения семьи; воспитание подрастающего поколения; решение всевозможных семейных проблем для того, чтобы успешно справляться со всеми этими задачами, член семьи должен обладать определенными психологическими качествами. Круг этих качеств весьма широк. Это, во-первых, потребности, для мотивирования участия индивида в жизни семьи, преодоления в ней трудностей и решения проблем: потребности в отцовстве и материнстве; широкий круг потребностей, удовлетворяемый в ходе супружеских взаимоотношений, - любовь, симпатии, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые и другие. Во-вторых, - широкий круг способностей, навыков и умений. В-третьих, столь же широкий круг волевых и эмоциональных качеств, в том числе качеств необходимых для регулирования своих эмоциональных состояний, преодоления состояний фрустрации, умение подчинить желание данного момента целям будущего; терпение, настойчивость, столь необходимые при формировании как супружеских, так и воспитательных отношений [77].

Н. Смелзер видит причины конфликтов между супругами в денежных проблемах, спорах по поводу воспитания детей, сексе, отношениях с родственниками, а также религиозных и политических различиях. Автор пишет: «браки оказываются неустойчивыми, если отношения супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми конфликтами, но они в меньшей степени способствуют неустойчивости брака, чем другие проблемы. Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают, в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства. По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров, например пьянство или курение, часто приводят к столкновениям. Они могут стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни».

Указывая причины конфликтов в семье, В.А. Сысенко отмечает эгоистическую направленность личности, супружеские измены, дисгармонию сексуальных отношений, бытовое пьянство и алкоголизм, а так же несходство характеров [54].

Э. Тайт приводит данные исследований факторов риска, вызывающих расторжение брака, проведенных группой ученых Тартуского государственного университета в Эстонской ССР. В 1972 г. опрашивались вступающие в брак в 7 бюро ЗАГС разных районов и городов Эстонии, а в 1975 г. в тех же бюро ЗАГС и в соответствующих народных судах опрашивались разводящиеся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.