скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru", "Территория" и журнала "Beautytime.ru"


Украинские и российские депутаты проведут совместное заседание.

Совместное заседание групп парламентариев Верховной Рады Украины и Государственной Думы Российской Федерации планируется провести в конце июня.

Как сообщает пресс-служба председателя комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Сергея Кивалова, такое решение было принято в среду на заседании депутатской группы по межпарламентским связям с РФ с участием посла России на Украине Виктора Черномырдина.

Структура этого жанра состоит из трех элементов: заголовок - Лид – зачин – подробности. К примеру, «украинские и российские депутаты проведут совместное заседание» здесь служит заголовком, далее идет лид и только за ним зачин. «В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т.д. Если в лиде автор стремится в свернутом виде обозначить событийную канву, то в зачине он, как правило, посредством различных подробностей разворачивает действие. Образно говоря, лид это стартовая позиция, а зачин – первый шаг в забеге»[10]. Кроме того, Лид всегда фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Нередко говорят о протокольной бесстрастности заметки, о ее безусловной, изначальной объективности. Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, уже получивший субъективное предпочтение автора и редактора), а во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно.

Принципы построения расширенной информации имеют такие же требования, как и в заметке. В начало ставится главный факт, который в дальнейшем подвергается развернутому пояснению. Однако здесь необходимо позаботиться не только о привлекающем внимание лиде и зачине, но и о соразмерности различных частей, так как в подобного рода публикациях могут использоваться короткие интервью, диалоги. Неизменным остается одно – наличие событийного ядра. В расширенной информации должна присутствовать и заключительная часть.

По своей природе репортаж имеет синтетический характер. Именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т.п. Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа.

Основная задача журналиста в репортаже – создание целостного впечатления об эпизоде жизни. «Журналистский репортаж, – отмечает В.В. Учёнова, – помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой “цепочки” впечатлений, суммы эпизодов. Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей “сиюминутных” ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком сочетании достаточно противоречивых требований кроется, по нашему мнению, творческий “нерв” специфических сложностей репортажного жанра»[11].

Стержнеобразующий жанровый элемент здесь – отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (в литературоведении такое время называют концептуальным), но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Эффект присутствия – не имитационный прием, а реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое.

Москве прошёл праздник бега "Кремлевская миля"

Ирина Дмитриева и Вячеслав Шабунин вышли победителями традиционных, 17 по счету соревнований "Кремлевская миля". Как всегда, этот праздник бега, приуроченный ко Дню России, прошел на живописной арене Манежной и Моховой, "в декорациях" кремлевских стен, Манежа и университета. Если для гостьи из Чебоксар победа на "миле" была первой, то 38-летний Шабунин, признанный ас 1500-метровки, прибежал первым к финишу в пятый раз. Это своего рода рекорд, еще только один бегун - Сергей Логинов из Королева - трижды быстрее всех преодолевал трассу протяженностью 1609 м 32 см.

Сегодня невысокий атлет с характерной сутулостью и в фирменных черных очках сразу возглавил забег, отказавшись от своей прежней своей тактики: поначалу прятаться в хвосте цепочки бегунов, чтобы разбежаться к финишу. На последнем отрезке двое соперников вступили в решительный спор с Шабуниным, оттирая его на третью позицию. Но Вячеслав сумел ускориться и финишировал уже в гордом одиночестве. Возможно, Шабунин извлек урок из неудачи на международных соревнованиях "Москоу опен" 10 июня, когда он лидировал почти всю 1500-метровку, а буквально на финишной прямой проиграл сохранившему свежесть сопернику.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка («Ирина Дмитриева и Вячеслав Шабунин…»), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления и т.п. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже, так называемый, эффект присутствия.

Выделение жанра интервью произошло в результате того, что ряд  публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.

        Структурно-композиционное построение интервью основывается не четко обозначенными вопросами, а темой. Здесь респондент высказывает мысли по своему усмотрению. Журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником. Теоретики считают, что «исходный метод информирования читателя посредством сообщения ответов осведомленного лица на вопросы журналиста переживает в современной журналистике заметную эволюцию по следующим направлениям:

·          увеличивается содержательно-смысловая роль журналиста в беседе;

·          отношение к собеседнику как источнику информации преобразуется в интерес к нему самому как личности;

·          локально-информационная, комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом к постановке проблемы, началу широкой дискуссии».

Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты... Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. «Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника – его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить и зафиксировать. Высказывание может быть зафиксировано как оперативный отклик на только что случившееся событие (экспресс-интервью, микроинтервью). Но это может быть и развернутый монолог – ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос. Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события»[12].

 

Последний герой Эстонии

Мы продолжаем рассказ об удивительной жизни Арнольда Мери - ветерана войны, Героя Советского Союза, которому сейчас почти 89 лет и которого власти Эстонии судят по надуманному обвинению в депортации мирных граждан. С ним беседует Ксения Фокина.

Была ли оккупация?

в: Вы - свидетель вхождения Эстонии в состав СССР. Что это все-таки было?

о: Все заявления об оккупации - тенденциозное упрощенчество. Это не значит, что не было никаких признаков оккупации. Они были. Но дело не в этом. Я видел все своими глазами. В 39-м году думающей части населения Эстонии было понятно: надвигается мировая война, нас она не обойдет. И весь вопрос в том, на чьей стороне будет воевать Эстония. Фашиствующих было немного. Подавляющее большинство эстонцев представить себе не могли, что будут сражаться на стороне Германии. К немцам было однозначное отношение: это 600-летние поработители.

Текст интервью в большинстве случаев представляет собой своеобразный комментарий произошедшего (или происходящего). В нем господствует не столько факт, сколько отношение к нему. Главное в интервью (то, ради чего оно задумано) – побудить читателя к ответственности за собственную жизнь, обозначить нравственные ориентиры, помочь подавить в себе внутренний «скулеж». При этом журналистка постоянно варьирует вопросы к собеседнику – личные и общие.


2. Аналитические жанры.

Объект аналитической публицистики - группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? с какими последствиями? Значит, в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

Функционирование аналитических жанров в российских СМИ связано с нацеленностью изданий не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. «Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а, кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций»[13].

К аналитическим жанрам относят: аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, журналистское расследование, обзор, обозрение, прогноз, версию, эксперимент, рекомендацию.

Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

·          выдвижению основного тезиса для доказательства;

·          построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, выводам из системы доказательства.

Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики – одна из примет современных российских СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась. Однако именно в последнее десятилетие (точнее – с начала 1990-х гг.) в ответ на экспансию «интенсивной журналистики» получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Рубрика «Факт и комментарий» становится первополосной (в разных вариантах названий). Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр. Каковы признаки этого жанра?

Комментарий – это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может – факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией. Стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу. Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой – предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы. В комментарии главное – прогностическая оценка факта или события. Важно подчеркнуть, что данный прогноз – лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы входит в число жанровых признаков комментария. Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Конечно, когда анализ подменяется одной из версий оценки, опасность ошибок довольно велика, но эта естественная уязвимость комментария оборачивается и его достоинством – следить за движением мысли публициста всегда любопытно. Целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.

Боязнь зубоврачебного кресла.

Последний месяц был ознаменован рядом решительных заявлений московского мэра Ю.М. Лужкова. Сперва было выступление в Севастополе с обещанием оспорить принадлежность этого города (да и всего Крыма) Украине в международных судах. Выступление, которое, не будучи серьезно проработано ни в каком отношении, лишь осложнило России дипломатическую игру с Украиной.

Затем Ю.М. Лужков вернулся к своей идее торговать водой в Средней Азии, для чего предложил правительству РФ прокопать канал длиной 2550 км от Ханты-Мансийска до Узбекистана. Идея строительства континентального канала, более длинного, чем весь Днепр от истока до моря (длина великой славянской реки лишь 2200 км), по которому вода снизу вверх будет качаться насосами, впечатляла не только безоглядностью к возможным климатическим, экологическим, гидрологическим etc. последствиям, которые в свое время напугали даже смелых советских преобразователей природы. Все-таки подтопление обширнейших территорий, перемещение зоны вечной мерзлоты на юг - не шутки. Гидропроект Ю.М. Лужкова мог впечатлить еще и в сочетании с тогда же обнародованными сметами на строительство нового транспортного кольца в Москве, согласно которым на строительство 4-километрового участка должно было быть ассигновано 67 млрд руб., т. е. по 713 млн долл. за километр. Вероятно, стройкомплекс намеревался мостить дорогу червонным золотом. При таких аппетитах и смета на строительство 2550-километрового канала вряд ли отличалась бы особой скромностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.