Дипломная работа: Социальное страхование в России
Недостатки, препятствующие институционализации социального страхования:
· наличие высокой и все расширяющейся сферы теневого рынка труда и доходов – нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этой сфере работников и существенно сужает (до 25-30%) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов;
· сохранение архаичных положений социального законодательства, консервирующих нестраховые механизмы приобретения прав на пенсионное и другие виды социального страхования, что порождает нездоровые стимулы уклонения работниками работодателями от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов и страховых взносов;
· наличие крайне высокой и неоправданной дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах страны, которая при этом не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты, является тормозом развития системы социального страхования;
· сохранение устарелых механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы, размеры которой лишают какой-либо смысловой нагрузки всю процедуру увязки уровня социальной защиты с объемом социальных выплат;
· отсутствие концептуально выверенной системы управления социальным страхованием в форме демократических механизмов участия во всех важнейших процедурах принятия решений основных социальных субъектов – полномочных представителей работников и работодателей.
Пути формирования института социального страхования.
Система социального страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы социального страхования не увязано с указанными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики – уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.
В этой связи необходимо разработать среднесрочную программу мер с целью завершения в ближайшие 5-8 лет формирования системы социального страхования в России, в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерства, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков).
Необходимым и определяющим условием формирования институтов социального страхования является узаконение основных экономических механизмов (по сбору, распределению и перераспределению финансовых ресурсов). Центральный вопрос заключается в определении оптимальных для настоящего этапа пропорций между личным вкладом работника в отдельные государственные фонды социального страхования, увязанным с размером и объемом выплачиваемых пособий (принцип самоответственности), и долей средств, направляемой на перераспределение в пользу лиц с более низкими доходами и периодами страховых взносов.
Формирование системы обязательного социального страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшие среди них:
· разработка доктрины системы социального страхования для России (философии социального страхования и его места в системе социальной защиты населения, роли социальных субъектов в вопросах финансирования и управления);
· разработка методологических основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие и недопускающие ему смешиваться с правовыми полями личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой;
· разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
· определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами социального страхования;
· определение 4-5 правовых институтов социального страхования, которые бы включали все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования всех форм и видов защиты;
· определение финансовых механизмов видов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политики в стране;
· определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием – модель актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
11. Адаманчук В.В., Ромашев О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. Учебник. М.:ЮНИТИ,1999.
13. Бабич А.М., Егоров Е.В. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС,1998.
14. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. // Финансы 2000. - № 3
15. Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 1999.
16. Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 1998.
17. Воскресенская Н.М., Давлетина Н.В. Демократия: государство и общество. Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. - М.:Дрофа,1997.
18. Дегтярев Г.П., Аверчело Е.С., Трубин В.В. Развитие социального страхования в России и роль социального страхования в социальной защите граждан. М., 2001.
19. Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию.// Вестник государственного социального страхования. Социальный мир.- 2003. - № 7
20. Кадомцева С.В. Экономические основы системы социальной защиты. М., 1997.
21. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. – М.: Экзамен, 2003.
22. Комарова В. Первые итоги реализации пенсионной реформы.// Финансы - 2003- № 3
23. Корочкина И.Е. Социальный налог и социальное страхование.// Вестник социального государственного страхования. Социальный мир. – 2002. - №3
24. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: «Закон и право», 1997.
25. Починок А.П. Быть или не быть социальному страхованию в России? // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир.- 2001. - № 1
26. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2003.
27. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. Под общ. ред. Н.С. Слепцова. – М.: Издательство РАГС, 1998.
28. Российский статистический ежегодник 2003: статистический сборник./ Госкомстат России. – М., 2003.
29. Соловьев А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.
30. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.
31. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика – 2002. - 10-11
32. Стафилова О.В. Накопительная составляющая доходов системы обязательного социального страхования.// Финансы – 2004. - № 2
33. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. Перевод с англ. – М.: МГУ, ИНФРА-М, 1997.
34. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное бюро, 1997.
35. Уколов Е.Ф. Социальная политика государства. Издательство М.: «Луч», 1997.
36. Федорова Т.А. Основы страховой деятельности. Учебник – М.: Издательство БЕК, 2001
37. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России.// Финансы - 2003 - № 7
38. Фильев В.И. Социальное страхование в России и зарубежных странах. Практическое пособие М., 1998
39. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998
40. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие – М.: Инфра – М, 2001
41. Якушев Л.П. Социальная защита. Учебное пособие – М., 1998
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации
(миллионов рублей; до 1998 г. - млрд. руб.)[9]
остаток средств на начало года |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
ПОСТУПЛЕНИЕ | 3000 | 8097 | 98322 | 115605 |
в том числе: | 276519 | 431281 | 532120 | 699871 |
страховые взносы, налоговые платежи | 250436 | 379259 | 494906 | 642328 |
из федерального бюджета | 17700 | 26800 | 34039 | 49491 |
из государственного фонда занятости населения РФ | 291 | 284 | ||
кредиты, ссуды | ||||
прочие поступления | 8092 | 24938 | 3175 | 8052 |
РАСХОДОВАНИЕ | 271422 | 341056 | 514837 | 789621 |
в том числе на: | ||||
финансирование выплат населению пенсий, пособий | 254710 | 331257 | 491123 | 661730 |
возврат кредитов, ссуд | 702 | 424 | ||
прочие расходы | 16010 | 9375 | 23714 | 127891 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Поступление и расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации
(миллионов рублей; до 1998 г. - млрд. руб.)[10]
остаток средств на начало года |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
ПОСТУПЛЕНИЕ | 4220 | 12095 | 28935 | 24142 |
в том числе: | 51865 | 86581 | 89018 | 116393 |
страховые взносы, налоговые платежи | ||||
из федерального бюджета | 48268 | 83657 | 87826 | 114009 |
от реализации путевок | 907 | 580 | 448 | 716 |
от вклада на депозит и прочих финансовых вложений | 789 | 1185 | ||
из Пенсионного фонда РФ | 146 | 284 | ||
прочие поступления | 511 | |||
РАСХОДОВАНИЕ | 1244 | 875 | 744 | 1668 |
в том числе на: финансирование выплат населению пенсий, пособий |
43892 | 69995 | 93721 | 125608 |
Финансирование отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию | 25688 | 42867 | 67818 | 101444 |
финансирование выплат пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств федерального бюджета | 14059 | 23555 | 20778 | 18207 |
финансирование исполнительной дирекции Фонда | 274 | 322 | 467 | 685 |
перечислено в Пенсионный фонд РФ | 1767 | 2503 | 3796 | 4322 |
прочие расходы | 2104 | 748 | 862 | 950 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Поступление и расходование средств Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации
(миллионов рублей; до 1998 г. - млрд. руб.)[11]
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
остаток средств на начало года | 12 | 27 | 42 | 25 |
ПОСТУПЛЕНИЕ | 1984 | 2887 | 3988 | 5089 |
в том числе: | ||||
страховые взносы, налоговые платежи | 1907 | 2818 | 3966 | 5058 |
от вклада на депозит и прочих финансовых вложений | 9 | 16 | 21 | 29 |
возврат ранее размещенных средств | 0,1 | 12 | ||
штрафы, пени, прочие санкции | 68 | 41 | 0,1 | |
прочие поступления | 0,2 | 1 | 2 | |
РАСХОДОВАНИЕ | 1969 | 2872 | 4005 | 5081 |
в том числе на: | ||||
финансирование целевых программ обязательного медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению | 166 | 420 | 351 | 502 |
субвенции территориальным фондам | 1703 | 2352 | 3562 | 4481 |
финансирование расходов по науке и научному обслуживанию | 4 | 4 | 4 | 4 |
финансирование расходов по образованию | 6 | 3 | 3 | 3 |
финансирование исполнительной дирекции Фонда | 28 | 34 | 39 | 40 |
финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда | 40 | 38 | 40 | 39 |
платежи в бюджет | 0,04 | |||
финансовые вложения | ||||
прочие расходы | 22 | 21 | 6 | 12 |
[1] Воскресенская Н.М., Давлетина Н.В. Демократия: государство и общество. Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. - М.:Дрофа,1997.-133 с.
[2] Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 1998.-13с.
[3] Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. – М.: Экзамен, 2003.-8с.
[4] Бабич А., Егоров Е. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС,1998.-68с.
[5] Корочкина И.Е. Социальный налог и социальное страхование. Вестник социального государственного страхования. Социальный мир. -2002.-№3 С.32.
[6] Бабич А., Егоров Е. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС,1998.-254с.
[7] Анализ плановых показателей поступивших доходов ОПФ по СК г. Пятигорск
[8] Сводные реестры поступления платежей ОФК
[9] Российский статистический ежегодник 2003: статистический сборник./ Госкомстат России. М., 2003. – 553с.
[10] Российский статистический ежегодник 2003: статистический сборник./ Госкомстат России. М., 2003. – 553с.
[11] Российский статистический ежегодник 2003: статистический сборник./ Госкомстат России. М., 2003. – 553с.