Дипломная работа: Социальное страхование в России
Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.
Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.
Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру выплат в системе социального страхования выделяются страхование пенсий, пособий, социальных услуг и льготных благ.
Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов и трудоспособности; формирование и использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования - страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.
С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения.
Глава 2. Роль Пенсионного фонда России в социальной защите граждан в условиях проведения пенсионной реформы (на примере г. Пятигорска)Пенсионное обеспечение в условиях рыночных преобразований и кризиса экономики становится важной социальной гарантией для человека. Пенсионное законодательство преломляется в условиях района, выходя на нужды конкретного человека с его характеристиками. Специфика пенсионного обслуживания в отдельных территориях зависит от социально-экономических и климатических условий проживания, демографии, народнохозяйственных функций, отраслей спецификации, миграционных потоков и т.д.
Социальная значимость пенсионного обеспечения г. Пятигорска определяется тем, что оно затрагивает жизненные интересы 25% населения города.
По статистическим данным наличное население города на начало 2003 года составило 183400 человек, на одного пенсионера города приходится 0,6 работающих, в то время, как в недалеком прошлом этот показатель равнялся 2 и более. При устойчивой тенденции роста естественной убыли численность населения обеспечивается только миграцией.
Нестабильная социально-экономическая обстановка в различных регионах Российской Федерации, в том числе военные действия в Чеченской республике и республиках бывшего СССР, повлекли за собой поток вынужденных переселенцев и беженцев.
На 1 января 2003 года в Государственном учреждении – Управлении ПФР по г. Пятигорску (далее ГУ УПФ РФ) зарегистрировано и находится на обслуживании 46209 граждан, из которых получают трудовые пенсии:
- по возрасту – 41083 человека;
- по инвалидности – 5044 человека;
- по случаю потери кормильца – 1913 человек;
- за выслугу лет – 675 человек.
Получателями социальных пенсий являются 2150 человек.
Пенсионеры военнослужащие 170 человек.
Из общего количества пенсионеров женщины составляют 29633 человек или 65%.
На учете в управлении состоит 2604 участника Великой Отечественной войны, из них инвалидов ВОВ – 698 человек, вдов участников ВОВ – 260 человек, инвалидов участников ликвидации Чернобыльской катастрофы – 20 человек, Героев Социалистического труда – 2 человека.
По состоянию на 1 января 2003 г. в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску состоит на учете 45623 получателей пенсий. В системе персонифицированного учета зарегистрировано на отчетную дату 132796 человек.
По состоянию на 1 января 2003 г. состоит на учете 12880 плательщиков единого социального налога, в том числе:
5661- юридических лиц;
7219- индивидуальных предпринимателей
В течение 2002 г. зарегистрировано плательщиков – 2067, в том числе:
893- юридических лиц;
1174- индивидуальных предпринимателей
За тот же период снято с учета 5100 плательщиков, в том числе:
1344- юридических лиц;
3756- индивидуальных предпринимателей.
В течение года рассмотрено 13129 заявлений о назначении и перераспределении пенсии, в том числе:
- вновь назначено 2651 пенсий
- произведено 9062 перерасчета.
За 2002 г. произведено 1305 документарных проверок с выходом по юридическому адресу предприятия, в результате документарных проверок выявлено, что по 763 гражданам представлены недостоверные сведения для назначения или перерасчета пенсии, кроме того, произведено 90 документарных проверок на предприятиях города на предмет обоснованности включения работы в льготный стаж, где проверено 309 профессий.
В связи с проводимой пенсионной реформой было принято на устном приеме 48130 человек. Это обязало в Управлении и на консультационных пунктах организовать ежедневный прием граждан, а также прием граждан дежурным специалистом в субботу в здании Управления. Специалистами Управления проводилась большая разъяснительная работа через средства массовой информации:
1. В газете «Пятигорская правда» опубликовано 25 статей, в газете «Бизнес КМВ» - 3 статьи, в которых разъяснялись условия назначения пенсий по новому пенсионному законодательству, разъяснялся порядок определения права на повышение пенсии лицам, пострадавшим от политических репрессий, об информационном обмене с застрахованными лицами, об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, об определении расчетного пенсионного капитала индивидуальных предпринимателей и лиц в найме у предпринимателей.
2. За год было 13 выступлений на радио «Провинция», 5 выступлений по телевидению. В основном освещались вопросы разъяснения проводимой пенсионной реформы, ряд дополнений и разъяснений, внесенных в закон № 27 -ФЗ от 01.04.1996 г., о федеральном законе №167 – ФЗ от 15.12.2001 г.
3. В Управлении работает «телефон горячей линии». В течение года респондентами задано 324 вопроса, касающихся повышения пенсий, их перерасчета по новому законодательству, повышения пенсий «северянам», инвалидам и др.
В течение декабря 2002 г. специалистами Управления проводилась большая подготовительная работа для приема индивидуальных сведений застрахованных лиц от работодателей. За месяц проведен 21 семинар, где присутствовало 1587 представителей от работодателей.
В здании Управления открыт и функционирует пункт юридической клиники, где силами студентов-выпускников юридического факультета Пятигорского Филиала Северо-Кавказского Государственного Технического Университета оказывается правовая бесплатная помощь населению города по средствам консультирования и разъяснения действующего законодательства.
Управление ПФ РФ по г. Пятигорску проводит единую политику в сфере пенсионного обеспечения населения, решает комплекс задач, основными из которых являются:
1) реализация на территории города конституционных прав граждан на государственное обеспечение пенсиями;
2) организация и осуществление работы по своевременному и качественному назначению и перерасчету пенсий;
3) осуществление контроля за целевым расходованием государственных средств;
4) организация работы с ответственными представителями учреждений и организаций по вопросам обоснованности представления рабочих и служащих к назначению пенсий;
5) организация работы по автоматизации технологических процессов назначения, выплаты пенсий;
6) проведение разъяснительной работы по принимаемым законодательным актам в области пенсионного обеспечения;
7) представление в отделение Пенсионного Фонда РФ по Ставропольскому краю заявок на финансирование выплат пенсий и отчетов об использовании этих средств;
8) изучение и внедрение новых передовых форм и методов работы.
Для обеспечения работ по пенсионному обслуживанию в структуре Управления ПФ РФ по г. Пятигорску предусмотрены отделы:
- отдел назначения и перерасчета пенсий;
- отдел выплаты пенсий;
- отдел по оценке пенсионных прав;
- отел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.
Отдел выплаты пенсий обеспечивает работу по пенсионному обслуживанию населения в г. Пятигорске, связанную с выплатой пенсий. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими Управлениями, отделением Сберегательного банка Российской Федерации и его филиалами, ООО « Группой Сервис-Пятигорск», а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Функции отдела:
1.Передача информации на выплатные машины.
2.Проведение среди населения разъяснительной работы входящей в компетенцию отдела.
3.Рассмотрение в установленные сроки письменных и устных обращений граждан, подготовка письменного и цифрового анализа обращений.
4.Учет выявленных сумм переплат, их анализ и осуществление контроля за их восстановлениям.
5.Осуществление контроля за качеством и сроками оформления выплатных документов. Организация контроля за своевременной выборкой и отработкой сведений из ЗАГСа об умерших пенсионерах.
6.Подготовка и выдача пенсионерам справок по вопросам входящим в компетенцию отдела.
7.Работа с выплатными документами, отчетными и другими вспомогательными контрольными документами и их проверка.
8.Отработка и ввод неоплаты.
9.Осуществление контроля за правильностью и обоснованностью выплаты пенсий через Сберегательный банк.
10.Осуществление контроля за своевременностью и качеством производимых удержаний из пенсий.
11.Оформление документов для выплаты пособия на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.
12.Ведение отдельного учета пенсионных дел получателей, прибывших из Чеченской республики.
Финансово-экономическим отделом осуществляется финансово-экономическая деятельность ПФ РФ по г. Пятигорску. В ведении бухгалтерского учета, согласно107 Инструкции, составлении экономических отчетов, соблюдении лимитов выделенных средств по кодам экономической классификации расходов, обработка документации по пенсиям, отчеты по пенсионному обеспечению, работа с дебиторами, кредиторами. Важное место в работе отводится контролю над своевременной выплатой пенсии, составлению отчетов и заявок по бюджетным средствам.
Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами в рамках пенсионной реформы в Российской Федерации осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованных лиц, состоящих на учете в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску, проводит работу с работодателями по своевременному и качественному представлению индивидуальных сведений на работников. Осуществляет контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ работодателями и индивидуальными предпринимателями. Проводит работу по страхованию физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования (оформление страховых свидетельств), регистрации юридических лиц в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску, постановки на учет индивидуальных предпринимателей.
Отделом персонифицированного учета в период с 1 января 2003 по 28 февраля 2003 года были приняты отчеты по уплате страховых взносов в ПФ РФ работодателями страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в целом по предприятию и отдельно по каждому работнику.
Анализируя плановые и фактические данные по уплате страховых взносов (таблицы 1. и 2.) можно сделать вывод, что собираемость взносов в ПФ в 2002 году имеет хорошие показатели, однако надо учитывать, что большая часть ФОТ еще остается в тени и сделать объективный анализ по полноте уплаты страховых взносов в ПФ на данный момент невозможно.
Таблица 2.1
Анализ собираемости взносов в Пенсионный фонд по г. Пятигорску[7].
Сумма уплаты страховых взносов (план) (тыс. руб.) |
Сумма уплаты страховых взносов (факт) (тыс. руб.) |
Отклонения + (-) (тыс. руб.) |
|
В Федеральный бюджет на формирование базовой части пенсии | 241179 | 318816 | + 77637 |
В ПФ РФ на формирование страховой части трудовой пенсии | 216042 | 265544 | + 49502 |
В ПФ РФ на формирование накопительной части трудовой пенсии | 25882 | 36660 | + 10778 |
Итого | 483103 | 621020 | + 137917 |
Таблица 2.2
Динамика собираемости страховых взносов в ПФ РФ по г. Пятигорску за 2000-2002гг[8].
2000г. (тыс. руб.) |
2001г. (тыс. руб.) |
2002г. (тыс. руб.) |
|
Общая сумма уплаченных страховых взносов | 331755 | 331889 | 621020 |
Реализация пенсионного законодательства на местном уровне сталкивается со следующими проблемами:
1) несовершенное пенсионное законодательство;
2) низкий уровень пенсионного обеспечения, не обеспечивающий потребностей пенсионера;
3) утрата связи пенсионного обеспечения с трудовым вкладом работника;
4) миграционные потоки;
5) высокий уровень дифференциации оплаты труда в различных отраслях экономики.