скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Психологическая помощь военным - участникам боевых действий

На 5 этапе анализы, проводится сравнение всех тридцати интервью. По принципу «минимального» контраста мы находим совпадения в главных травмирующих событиях: гибели друзей, как в первом случае, - 6 интервью, тяжелых ранениях - 10 интервью, плене - 5 интервью. Принцип «максимального» контраста раскрывает картину биографического проекта военнослужащих, укладывающийся в схему поступление на службу - карьера в мирное время - военные события - травма - отставка или временный перерыв на реабилитацию.

Шестой, завершающий шаг, довершает модель жизненного опыта исследуемых. Типическая биографическая модель военнослужащих это служба разделенная на три периода, до, во время и после участия в военных действиях в Чечне. Подтверждается темпоральность ременных отношений прошлого, настоящего и будущего, в котором и происходит смысловое изменение, приводящее к травме. Но в тоже время смысловые трансформации нарраторов близки к образу «мудрецов», что говорит о высоком потенциале посттравматического роста у большинства из них. Главная сфера проблематичности - избавление от расстройства, переход от переживания к проживанию и нормальному существованию. В структуре перехода раскрывается эндонарратив в прошлом, экзистенциальный нарратив экстремального опыта, и мезоннаратив постэкстремального опыта. В этом мезанарративе военные приходит к переосмыслению ценности жизни, раскрытию самореализации в семье или на ином мирном поприще. Подобные процессы отражаются и в анкетах незаконченных предложений. 60 % или 18 человек хотят излечения от расстройства, перехода к нормальной полноценной жизни. Почти столько же мечтают о продолжение военной карьеры или другом любимом занятии. Надеются, что смогут справиться с психическим дискомфортом, наладить отношения с окружающими - 70%. Больше половины конструируют позитивной образ личного будущего. Итак, диагностический эксперимент показал, что все военных подвержены посттравматическому стрессу и расстройству, при этом у 77-86% сильно выражено влияние травматического события. Однако 86% от всего числа исследуемых имеют средний или высокий показатель посттравматического роста, 86% хорошо осознают свое положение и, как, показал, нарративный анализ знают способы преодоления расстройства, 70% имеют уверенную надежду. В их смысловой сфере происходят положительные трансформации, и есть возможность к переходу от расстройства к росту в триаде «расстройство-стойкость-рост». Поэтому после проведения курса реабилитации у половины группы, мы проведем контрольный эксперимент для подтверждения или опровержения нашей гипотезы о том, что военные, прошедшие психологическую реабилитацию, переносят травматический опыт легче, чем те, которые не прошли психологическую реабилитацию.

3.4 Контрольный этап исследования

Как мы уже упоминали, вся группа военных, принимающих участие в исследовании, делится на две другие по 15 человек, В первую группу отойдут участники с А по П, во вторую с П по L. В первой группе реабилитация проводится не будет, а второй будет. Выбор сделать именно таким образом, потому что в первой группе меньшее число человек с низким показателем посттравматического роста и больше участников чей рост не требует дополнительного улучшения или нуждается в нем в незначительной мере.

Реабилитационная программа по улучшению психологического состояния военных, переживших экстремальный опыт военных действий в Чечне, рассчитана на группу из 15 человек. Программа краткосрочная, рассчитанная в общей ложности на 7-8 часов (приложение) В контрольном эксперименте используются все те же методики, что и при проведении эксперимента диагностического: исследование по шкале влияния травматического события Хоровица, заполнение опросника посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, исследование по Миссисипской шкале, нарративный анализ и применение методики незаконченных предложений. Все формулировки и правила оформления остаются прежними.

3.5. Анализ результатов исследований

Данные контрольного эксперимента по шкале влияния травматического события Хоровица, опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, а также исследованию по Миссисипской шкале мы заносим в приложения 16-19

Анализируя результаты исследований по шкале Хоровица (приложение), мы можем прийти к выводу, что в первой группе, где не проводилась реабилитационная работа, результаты практически не изменились, лишь у некоторых участников они слегка ухудшились, в то время как влияние травматического события на участников второй группы уменьшилось значительно. В первой группе низкая травмированность наблюдается лишь у 6% опрошенных, проще говоря лишь у одного человека. Средняя степень влияния травмы встречается в 27% или у 4 человек, а у всех остальных 67% - 10 человек сильно выражено негативное влияние прошлого экстремального опыта.

В это же время во второй группе у всех 15 человек влияние травматического события снижено до незначительных величин, а у 53% и вовсе ликвидированы явления расстройства. У всех участников процентный показатель влияния травматического события по шкале Хоровица сократился больше, чем наполовину, чаще на 70-80%.

Сопоставление результатов контрольного теста по шкале Хоровица Подобные положительные тенденции можно обнаружить и в результатах тестирования по Миссисипской шкале. Если в первой группе низкий показателей травматизации нет, вовсе, средних 93% (14 человек), а высоких 7% (у одного участника), то во второй группе 40% (6 человек) имеют низкую, ниже 70 баллов травматизацию, то есть практически уже избавлены от расстройства, и 60% (9 человек) - проявляют незначительные остаточные явления травмы. Таким образом, у троих военных показатель влияния военной травмы по Мисисссипской шкале снизился от 20 до 30%, а у 12 от 30 до 50%.

Но, на этом фоне, наиболее значительных результатов удалось достигнуть в посттравматическом росте после проведения реабилитационной программы. В первой группе высокие показатели роста встречаются в 47% случаев (7 человек), средние в 40% (6 человек) и неудовлетворительно низкие в 13% (2 человека). Во второй же группе достигнут отличный результат 100-проценто высокие показатели посттравматического роста. Все участники повысили факторы ОПТР, суммарное повышение балла ОПТР до 30% зафиксировано у 3 человек, от 30 до 50% у 5 человек и свыше 50% у 7 человек. Особенно впечатляют результаты участника У, прирост на 128% и участника L 118%.

Наблюдается особенная тенденция роста показателей отношение к людям и духовные изменения.

Следовательно, во второй группе, в отличии от первой, после реабилитационной работе выраженная положительная динамика посттравматического роста и снижения последствий военной травмы. Также это подтверждается данными нарративного анализа. Нарративные интервью во второй группе значительно не изменились, но в них на основе максимального контраста можно обнаружить большую осмысленность своей жизни. Возрастание положительного отношения к людям, гармонизирует отношения с окружающими, а ликвидация психического дискомфорта, вызванного стрессом и расстройством, позволяет военным делать положительный прогноз на будущее.

В анкетах незаконченных предложений второй группы в 70% преобладают позитивные представления о жизни, мечты и надежды. Главными желаниями становятся уже не избавление от расстройство, а личные амбиции, потребности и замыслы, например, желание попутешествовать, посвятить себя новому хобби, создать семью. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что военные, прошедшие психологическую реабилитацию, переносят травматический опыт легче, чем те, которые не прошли психологическую реабилитацию, верна и обоснованна. Но для того, чтобы статистически точно подтвердить связь улучшения психологического состояния военных с реабилитационной программой найдем коэффициент контингенции.

Коэффициент контингенции показывает связь между переменными в таблице сопряженности, он всегда меньше единицы, но чем ближе он стремиться к нулю, тем меньше связь между переменными. Так в нашем случае связь между прохождение реабилитации и посттравматическим ростом очень велика, ведь коэффициент контингенции 0,57 Далек от нуля. Сделаем тоже для шкалы Хоровица.

Теперь, мы можем видеть, что влияние реабилитационной программы на преодоление травматического влияния согласно шкале Хоровица еще выше, чем влияние реабилитации на посттравматический рост. Чтобы окончательно убедиться в этом составим таблицу сопряженности по признаку травматизма и для Миссипской шкалы.

Таким образом, мы в ходе контрольного исследования подвердили нашу гипотезу.


Заключение

В ходе написания данной дипломной работы мною был рассмотрен ряд теоретических вопросов, проанализированы некоторые психологические концепции, и проведено практическое исследование. А именно: существует психологический процесс, именуемый работой личности. Эта работа позволяет личности в частности осмыслить мир и свое место в нем. У каждого человека есть своя система смыслов и ценностей, что формирует жизненную основу, составляя главный смысл жизни. Если смыслообразование нарушается, например,в экстремальной ситуации, личность испытывает стресс и получает психологическую травму. Так, По мнению М. Ш. Магомед-Эминова, экстремальная ситуация способна изменить смысловую сферу личности в направлении формирования биполярной смысловой структуры, элементами которой будут являться смыслы, организованные вокруг идеи «жизни», с одной стороны, и «смерти» - с другой. Нам также близка идея о ведущей роли смыслового конфликта в механизмах переживания последствий психической травмы, однако при рассмотрении событий, вызвавших психотравму, мы не ограничиваемся только так называемыми «аномальными», сталкивающими человека с опытом смерти

Травма является транзитным феноменом - структура травмы возникает в сфере перехода.

Придерживаясь представления о наличии противоречия в смысловой системе личности, переживающей неблагоприятные психологические последствия травматического опыта, мы делаем акцент на функционировании временных локусов смысла, то есть смыслов настоящего в контексте формирования определенного отношения к будущему и прошлому опыту индивида. Необходимым условием эффективного для индивида функционирования в социуме является синхронизация смысловых локусов. Процесс синхронизации временных локусов формирует особое состояние личности - актуальное смысловое состояние, которое и регулирует процесс интеграции личности и окружающей действительности.

Поэтому преодоление травмы и стресс - это особая смысловая трансформация, смысловая работа личности. С этой точки зрения не всякая экстремальная ситуация может считать травмирующей. А посттравматическое стрессовое расстройство личности может иметь и позитивные последствия в триаде «расстройство-стойкость-рост». Поэтому военные, побывшие в горячих точка Чечни при наличии достаточной мотивации и хорошей реабилитационной программы могут преодолеть расстройство, получив дополнительные возможности для развития личности, так называемого посттравматического роста. На первом этапе практического исследования группа военных из 30 человек тестировалась по пяти методикам: шкале влияния травматического события Хоровица, опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, Миссисипской шкале боевого травматического опыта, методике нарративного анализа и методике незаконченных предложений. В ходе диагностического исследования было выявлено, что у подавляющего большинства участников тестирования сильно выраженное посттравматическое стрессовое расстройство, но одновременно существует тенденция к посттравматическому росту.

После этого военных поделили на две группы, в первой не проводилась реабилитационная программа, а во второй - проводилась. На контрольном этапе все тесы были повторены. И выяснилось, что во второй группе посттравматическое стрессовое расстройство прошло у всех испытуемых, а показатели посттравматическому роста заметно увеличились. Таким образом, была подтверждена рабочая гипотеза о том, что военные, прошедшие психологическую реабилитацию, переносят травматический опыт легче, чем те, которые не прошли психологическую реабилитацию. Таким образом, цель выполнения данной работы можно считать достигнутой.


Список источников литературы

1. Маркин В.Н. Личность как деятель субъект//Акмеология, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 3, 2007.

2. Зоткин Н.В.Психологическая концепция смысла. - Психология, 1998. - 460 с. 3. Лейбин В.М. Психоанализ. Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2002. - 576 с.

4. Синицын Е., Синицына О. Тайна творчества гениев. - Новосибирск.:, НГАХА, 2004, 527с.

5. Психология посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы. - М.: Когито-Центр, 2007. - 208 с.

6. Франкл. В. Человек в поисках смыла. - Прогресс, 1990. - 368с.

7. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. 2-е изд. - М.: Психоаналитическая ассоциация, 2008. - 218с.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамикаМ.: Смысл, 1999. - 486с.

9. Иванов А..Л. Жуматий Н.В. Психологическая реабилитация, военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья в Чеченской Республике методом психоаналитического консультирования и психодрамы. - М.: Материалы V Всероссийской научно-практической по психотерапии и клинической психологии «Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации», Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 280с.

10. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. - Социология: 4 М. 1993-4N 3-4. С. 34-43.

11. Horowitz, М.J., Wilner, М., & Alverez, W. (1979). Impact of Events Scale: А measure of subjective stress. Psychosomatic Medicine 41, 209-218.

12. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Часть 2. Бланки методик. Книга 3. - М.: Когито-Центр, 2007, - 400 с.

13. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976. - 496с.

Приложение 1

Опросный лист по шкале влияния травматического события Хоровица

Инструкция:

Назовите стрессовое жизненное событие, пережитое Вами, и укажите дату, когда оно произошло.

Событие:

Дата:

Ниже приводится ряд высказываний, характерных для людей, переживших стрессовые жизненные события. Прочтите каждое высказывание и оцените, насколько оно отражает Ваше состояние на протяжении последних 7 дней. Если какое-либо из них совсем не отражает Вашего состояния, сделайте отметку в колонке:

никогда, редко, временами, часто

1. Я задумывался об этом событии, сам того не желая.

2. Я не позволял себе расстраиваться, когда думал об этом событии или нечто мне о нем напоминало.

3. Я пытался вычеркнуть это событие из памяти.

4. Я с трудом засыпал, плохо спал, потому что картины и мысли об этом событии всплывали в моей голове.

5. Меня охватывали сильные переживания, связанные с этим событием. 66 Мне снились сны об этом событии.

7. Я сторонился всего того, что напоминало мне об этом событии.

8. Мне казалось, будто это событие вообще не происходило или не было реальным.

9. Я старался не говорить об этом событии.

10. Картины этого события внезапно возникали в моем сознании.

11. Даже посторонние вещи заставляли меня думать об этом событии.

12. Я понимал, что все еще полон чувствами, связанными с этим событием, но ничего не делал, чтобы с ними справиться.

13. Я старался не думать об этом событии.

14. Всякое напоминание об этом событии воскрешало переживания, связанные с ним.

15. Мои ощущения, связанные с этим событием были схожи с состоянием оцепенения


Приложение 2

Опросный лист по шкале влияния травматического события Хоровица участника А

Событие: смерть товарища в ходе боевых действий

Дата: 18 января 2000 года

Никогда 0 баллов

Редко 1 балл

Временами  3 балла

Часто 5 баллов

1. Я задумывался об этом событии, сам того не желая. да

2. Я не позволял себе расстраиваться, когда думал об этом событии или нечто мне о нем напоминало. да

3. Я пытался вычеркнуть это событие из памяти. да

4. Я с трудом засыпал, плохо спал, потому что картины и мысли об этом событии всплывали в моей голове. да

5. Меня охватывали сильные переживания, связанные с этим событием. да

6. Мне снились сны об этом событии. да

7. Я сторонился всего того, что напоминало мне об этом событии. да

8. Мне казалось, будто это событие вообще не происходило или не было реальным. да

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.