скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Психологическая помощь военным - участникам боевых действий

Конечно, труд Абэля, так же как статья Фрейда, широко обсуждались. Е. Бенвенист, например («Замечания к функции языка во фрейдовском открытии» в «Проблемах общего языкознания»), думает, что, если мы хотим найти точки соприкосновения между аналитической теорией бессознательного и лингвистической теорией, то надо искать скорее на уровне риторики, то есть на уровне стилистического анализа речи.
Вопрос двойного смысла слов может показаться частным, однако он универсален и по теории Фрейда раскрывает подсознательный механизм смыслообразования.

А все личные смыслы человека, в конечном счете, стремятся к «смыслу жизни», избеганию страдания и стремлению к удовольствию, что именуется «счастьем». И этот главный смысл неосознан, скрыт, он проявляется в виде неврозов, сновидений.

На двойственность и противоположность смыслов обращали внимание исследователи когнитивной теории. В середине ХХ века американским психологом Д. Келли была разработана концепция когнитивной психологии, опиравшаяся на выделенные им в человеческом сознании конструкты. Основной постулат этой теории сводился к некоторым процессам личности, которые протекают в русле психических каналов (эмоции, чувства), в рамках которых человек прогнозирует события и содержания этих событий. Келли предполагает, что люди ведут себя как исследователи. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой не было бы двух мнений. В этом плане характерна типизация главных опор его когнитивной психологии, которые он назвал конструктами: например, есть конструкты «хороший - плохой». Суть выбора, по Келли, состоит в выборе из двух вариантов или то, или другое. А смысл идентичен и связан с эмоциями, потребностями, целями и психическими функциями, лежащими в основе творчества, будь это наука или искусство.
Формирование информационно-смысловых структур в когнтивной теории можно изобразить по схеме (рисунок 4). Первую информационно-смысловую структуру, находящуюся в поле сознания обозначим через ИСС1; она состоит из четырех понятий и пяти связей. Две другие информационно-смысловые структуры ИСС2, ИСС3 находятся в бессознательном. В структурах ИСС2 и ИСС3 не все элементы связаны между собой. Между сознанием и бессознательным осуществляется обмен с помощью трансцендентной психической функции. Трансцендентная психическая функция представляет своеобразный канал связи или, другими словами, «информационный интерфейс».

Для Г. Селье рассмотрение смысла было лишь смежной сферой эго работы. Он разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего адаптационного синдрома, который представляет собой совокупность нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организмов для адаптации в трудных условиях.

Графическое изображение развития информационно-смысловых структур в когнитивной теории.

Стадии стресса, как пишет Г.Селье, свойственны и любому адаптационному процессу. В частности, они включают непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адаптации).

Именно смысл, выступая мотивом, помогает человеку адаптироваться, а смыслоутратность вызывает дезадаптацию. Адаптация - одновременный процесс и результат установления определенных взаимоотношений между личностью и средой, то есть работы личности, в результате которой образуется смысл.

По В. Франклу смысл - основа существования индивида и личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет «экзистенциальным вакуумом». Это глубинное чувство характеризуется ощущением утраты смысла, соединенного с ощущением пустоты. Человек стремится к обретению смысла жизни. Если же это стремление остается нереализованным, то индивид попадает во фрустрацию или экзистенциальный вакуум. Итак, смысл в данной теории, в отличие от других, не субъективен, он зависит от индивидуальных черт личности, и от того в какой жизненной ситуации находится личность. Здесь необходимо отметить, что не человек ставит вопрос о смысле, а жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится отвечать на него - не словами, а действиями. Человек не изобретает смысл, а находит его в мире. Обнаружение смысла - не есть результат логической операции. Его обретение скорее похоже на восприятие гештальта - целостного образа, который мы внезапно находим. Смысл вдруг открывается человеку на фоне действительности.

По Франклу, человек не оторван от общества и культуры, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые функционируют в культуре. Человеку присуща «трансценденция» за пределы самого себя - выход к человечеству в целом, так и к отдельным его представителям, где он и находит многообразие смыслов. В то же время, смысл связан с личным выбором, который производит человек, он результат свободного волеизъявления, волевого акта. По мнению Франкла, смысл жизни можно представить в виде триады, которую составляют ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Ценности - смысловые универсалии, выкристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций. Ценности позволяют обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Согласно теории М.Ш. Магомед-Эминова трактовка смысла в онтологическом горизонте бытия личности в мире позволяет говорить об аутентичности и неаутентичности смыслов личности. Эта проблема подлинности (а не истинности) смыслов буквально сквозит в рассуждениях многих и многих авторов, и здесь она сформулирована, обозначена ясно и открыто. Аутентичность смыслов личности определяется утверждением, осуществлением (или неосуществлением) смыслов в горизонте фактичности смысла бытия, которое само есть свершающееся конкретное событие бытия в мире. Смысл, связываясь с фактичностью личности, обретает не только темпоральность, конкретность, историчность, но и этико-эстетический горизонт ответственного акта конкретно-исторической работы бытия личности, превращаясь в ответственный смысл личности в бытии в мире и времени (мировремени). Тогда можно даже говорить о единственности сингулярного смысла личности - смысле бытия личности, который личность осуществляет в каждом отдельном смысловом акте, моменте свершающегося события бытия человека. Смысл тогда не совпадает со «значением для меня», а выражается как сквозное смысловое движение - ответственная работа смысла (личности), которая проходит (переход) сквозь все отдельные смысловые осуществления, связывая и размещая их в темпоральном «протяжении» истории смысла. В ответственной работе личности сингулярная личность отвечает на зов бытия и вызов небытия. Если она отвечает на зов бытия, то она отвечает и за бытие (следы бытия - последствия).

1.2 Ценностно-смысловая сфера личности

1.2.1 Смысловая концепция травмы и стресса

Превращение события, ситуации из повседневного фактора в неповседневную экстремальную ситуацию высвечивает фундаментальный феномен личностного смысла, без учета которого невозможно психологически адекватно определить феномен стресса. Смысловая концепция травмы и стресса, которую мы развиваем, основывается на идее темпорально-бытийной трансформации смысла личности в ходе онтологического перемещения личности по мирам существования.

В психотрансформативной модели травмы (Магомед-Эминов М.Ш., 1996, 1998) травма раскрывается в единстве двух взглядов:

1) структурно-динамического или системно-динамического, в котором психическая травма рассматривается с точки зрения структуры (комплексной, дезинтегративной), процессуальной динамики и развития, в том числе фазной динамики (инициации травмы, селекции (выбора) травмы, становления (реализации) травмы и завершения травмы, а также ее последствий);

2) онтологического, в котором психическая травма рассматривается с точки зрения трансформации способа бытия и темпоральности личности в мире, создающей фрагментацию бытия личности и ее темпоральности. Если вычленить в психической травме только лишь аномальный аспект (он связан, кроме того, с аспектом роста - травма как «болезнь роста»), то его мы обозначим как ПТРС - посттравматргческое расстройство смысла (Магомед-Эминов М.Ш., 1998).

Смысл - это дар и дарение, которое связано со смыслодающим горизонтом. Имеется три фундаментальных смыслодающих горизонта:

1) трансгрессия бытия, жизневосхождение,

2) рекурсивность бытия, жизнесохранение (стойкость бытия),

3) охваченность небытием, жизнепадение.

Следуя смысловой трактовке феномена стресса, мы утверждаем не только смысловой характер взвешивания личностных факторов и факторов окружения, но и отношение личности (определяющее это взвешивание) к непосредственной ситуации взаимодействия из трансцендентного горизонта целостного события собственного бытия. Этот смысловой горизонт очерчивает темпоральное разнесение фактического смысла личности в мире между ближними и дальними смыслами, между конкретным смыслом, модусом существования и сингулярным смыслом собственного единичного бытия в мире.

Подчеркивая важную роль смысловой работы личности, нельзя не отметить, что смысл личности не совпадает с когнитивной оценкой, определением значимости и значения стрессора, а связан с трансгрессивной работой личности.

Формирование этого горизонта разнесения фактического смысла, создающего пространственно-темпоральное и бытийное разнесение личности в жизненном мире, наиболее ясно и остро осознается именно в масштабной и соразмерной человеческому событию бытия человека экстремальной ситуации. Вот почему процесс травмы получает свое определение одновременно из горизонта прошлого, настоящего и будущего. Понятие постратравматического расстройства смыла в разрезе психической травмы воспринимается как нормальной реакции на «аномальную экстремальность» необходимо добавить положение о проблематизации существования уцелевшего в ситуации возвращения.

Постэкстремальная проблематизация уцелевшего затрагивает не только сферу адаптации, но и сферу роста и развития (Магомед-Эминов М.Ш. и др., 1990), о чем пойдет речь в следующей главе. Термин ПТСР создан с использованием двух терминов - травма и стресс, которые обычно не так часто связывались в литературе. Выделение в DSM-III посттравматического стрессового расстройства (DSM-III, 1980), во-первых, унифицировало все разнообразные экстремальные ситуации, которые рассматривались до сих пор чисто номинально и по отдельности; во-вторых, унифицировало все синдромы (боевое истощение, операционная усталость, концентрационный синдром и др.) в рамках неспецифической формы; в-третьих, отождествило экстремальность с травматической ситуацией (отодвинув фактор адаптации, испытания, стойкости, мужества, роста, просветления, мудрости); в-четвертых, связало травматический стресс с расстройством. В результате, экстремальная ситуация и тематизируется как ситуация, которая вызывает психическую травму, ПТСР, т.е. травматическая ситуация.

Для преодоления возникшей односторонности мы будем разграничивать экстремальную ситуацию и травматическую ситуацию. Экстремальная ситуация может быть травматической, а может быть нетравматической, в свою очередь травматическая ситуация может вызвать, а может и не вызвать психическую травму. Развитие психической травмы можно описать в виде трех последовательны процессов:

1) динамики жизни уцелевшего как единства трех модусов жизни - «до-мира» (претравматической ситуации), «в-мира» (травматической ситуации), «постмира» (посттравматической ситуацией) и двух транзитных периодов, и смысловой динамики;

единства травматического опыта и опыта возвращения, в том числе первичной травмы и вторичной травмы, последовательности трансформации опыта - вхождения в травматическую ситуацию - пребывания в травматической ситуации - выхода из травматической ситуации - ситуации возвращения (дезадаптации, адаптации, интеграции, самореализации);

процессуальной динамики на пяти стадиях: мобилизации, иммобилизации, агрессии, депрессивной реакции, восстановления (Магомед-Эминов М.Ш., 1990; Магомед-Эминов М.Ш. и др., 1990).

1.2.3 Характеристика экстремальной ситуации

Прежде чем обращаться к обсуждению определения экстремальных ситуаций, опишем общие характеристики экстремальной ситуации. Для иллюстрации распространенных в литературе подходов приведем лишь одну наиболее развернутую классификацию (Маришук В.Л., Евдокимов В.П., 2001).

В качестве факторов, определяющих экстремальность, рассматриваются следующие условия:

1) Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью выполняемой работы, ограниченной лимитом (тем более дефицитом) потребной информации.

2) Угроза массового поражения стихийными бедствиями. 3) Действия ночью, при сенсорной депривации, а также при явном избытке противоречивой информации.

4) Развитие состояния паники в условиях войны.

5) Чрезмерные психические напряжения в очень ответственной мыслительной, психомоторной деятельности при значительных нагрузках на познавательные психические процессы: внимание, восприятие, память, представления и др.

6) Чрезмерные нагрузки на речевые функции, особенно в условиях сильных эмоций.

7) Высокие физические нагрузки при чрезмерных напряжениях силы, выносливости, быстроты в статических положениях.

8) Высокие физические и эмоциональные напряжения при воздействии ускорений, вестибулярных нагрузок, резких перепадов барометрического давления, дыхания под избыточным давлением.

9) Условия режима длительной гипокинезии (обездвиженности, ограничения двигательной активности), гиподинамии (дефицита естественного приложения силы).

10) Воздействия неблагоприятных климатическга, микроклиматических условий обитания: жары, холода, высокой влажности, кислородной недостаточности, повышенного состава углекислоты во вдыхаемом воздухе.

11) Неблагоприятное воздействие различных радиочастот, шумов, вибрации.

12) Наличие во вдыхаемом воздухе, окружающей среде разных вредоносных элементов (в том числе в гидросфере).

13) Наличие голода, жажды и др.

М.Ш. Магомед-Эминов выделяет экзистенциалы экстремальной ситуации:

Экстремальная ситуация - это новая, неповседневная, изменившаяся реальность, в которую человек переходит из предшествующей (повседневности) и из которой человек направлен на дальнейший переход.

2. В этой неповседневной реальности существование человека происходит в горизонте экзистенциаль НОЙ дилеммы жизни-смерти, вдвинутости бытия в небытие; в ЭТОЙ ситуации смысловая структура личности носит биполярный характер «D - L» смысловой структуры, трансформирующей смысловую картину жизненного мира личности, переживание фундаментальной неуязвимости и символического бессмертия. Всего насчитывается 14 экзистенциалов - признаков экстремальной ситуации с точки зрения общепсихологической характеристики. Среди них также двойственность возможностей, нарушение целостности жизненного опыта, трансформация личности: фрагментация, дупликация самоидентичности личности, сложность понимания и интерпретации происходящего человеком, ограничение возможности существования, самореализации, реализации потребностей, выбора целей, действия, контроля ситуации, действий, трансформация смысловой структуры личности, рост стремления к возможности существования, воля к длительности и др.

Исходя из этого выделяются три подхода к определению экстремальной ситуации:

1) «эмпирически-психологический» (или эмпирический) подход - в нем делается акцент на дискретном происшедшем инциденте, рассматриваются особенности поведения и реакции биосоциального индивида;

2)формально-психологический (или психологический) подход, в котором подчеркиваются функции, процессы, состояния, свойства, реакции, характеризующие адаптивную активность, психическую деятельность субъекта;

3) метапсихологический (или онтологический) подход делает акцент на событии бытия личности в жизненном мире в рамках психологии человека.

1.2.4 Работа личности с экстремальным опытом

Экстремальная ситуация - это такая ситуация, в которой трансформируется бытие личности в жизненном мире. Повседневный модус бытия переходит в неповседневный модус быгия - и создается ситуация, или феномен, трансординарной экзистенциальной транзитности (ТЭТ), в которой человек оказывается в потоке экзистенциальных переходов. Неповседневный модус бытия здесь понимается как способ бытия личности в условиях вторжения небытия в бытие, смерти в жизнь. Экстремальность, таким образом, определяется, не как особое свойство, качество или интенсивность, а онтологически, как вторжение небытия в бытие и направленность бытия личности на преодоление (в трансгрессивной работе) небытия. В экстремальной ситуации образовывается экстремальный опыт. Одним из главных его компонентов является переживание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.