скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Психосоциальная помощь в реабилитации и адаптации участников вооруженных конфликтов

Существуют различные типы реагирования на потрясение, полученное в ходе военных действий, которые подробно описаны психиатром В. К. Хорошко[17].

Тип психической реакции - Н о р м а л ь н а я

Симптомы: непроизвольные мышечные сокращения, мышечное напряжение, потливость, тошнота, частое мочеиспускание, учащенное дыхание и сердцебиение, тревожность, беспокойство.

Рекомендуемые меры помощи: индивидуальная психофизическая поддержка, четкое руководство с подчеркиванием положительных ситуативных мотивов, общение с товарищами.

Что не рекомендуется[18]: фиксировать излишнее внимание на этом состоянии, подчеркивать серьезность положения, высмеивать или оставаться безучастным.

Тип психической реакции - Пониженная активность, депрессия[19]

Симптомы: люди находятся в положении стоя или сидя без движения и разговоров, с безучастными лицами. Иногда наблюдаются однообразные движения или монотонные удары частей тела о какой - либо предмет.

Рекомендуемые меры помощи: мягко установить с ними контакт, добиться того, чтобы они сообщили о случившемся. Проявить участие и выразить солидарность. Предложить простую рутинную работу, обеспечить теплой пищей и сигаретами.

Что не рекомендуется: проявлять излишнюю жалость, применять дисциплинарные меры (за исключением крайних случаев), проявлять излишнюю солидарность.

Тип психической реакции - Индивидуальная паника

Симптомы: безрассудные попытки к бегству, неконтролируемый плач, бег кругами.

Рекомендуемые меры помощи: проявить доброжелательную твердость, дать съесть или выпить что-либо теплое. Предложить закурить. Изолировать, если есть в этом необходимость.

Что не рекомендуется: применять грубые меры при изоляции, обливать водой, назначать дисциплинарные меры (за исключением крайних случаев).

Тип психической реакции - Гиперактивность

Симптомы: склонность к спорам, быстрая речь, выполнение ненужной работы, перескакивание с одной работы на другую, Высказывание бесконечных советов окружающим.

Рекомендуемые меры помощи: дать выговориться, заставить выполнять физическую работу, предложить съесть или выпить что-либо теплое, закурить. Осуществлять контроль. Не проявлять других чувств.

Что не рекомендуется: акцентировать внимание на состоянии военнослужащего, вступать с ним в спор, назначать дисциплинарные меры.

Тип психической реакции - Реакция с преобладанием физических компонентов

Симптомы: тошнота, рвота, функциональные параличи.

Рекомендуемые меры помощи: показать свою заинтересованность, предложить простую, не трудную работу, создать необходимые условия при эвакуации в медицинский пункт.

Что не рекомендуется: говорить пострадавшим что с ними ничего серьезного не случилось, ругать и высмеивать, акцентировать внимание на их состоянии.Важная роль в повышению устойчивости к стрессу отводится физической подготовке. У постоянно занимающихся физической подготовкой лиц развиваются положительные изменения в организме, в том числе в функциональном состоянии систем, подвергающихся наибольшему воздействию психогенных факторов. Наиболее важным из них являются возрастание эффективности сердечной деятельности, улучшение легочной вентиляции, уменьшение жировой ткани, снижение артериального давления.

Другим фактором повышения устойчивости к стрессу является индивидуальная и групповая боевая выучка, степень владения оружием и боевой техникой. Чувство уверенности в своих силах, знаниях, в своем оружии, своих товарищах, командирах, в правильности принимаемых решений и поставленных боевых задач и, наконец, в нужности и значимости общего дела позволяют в значительной мере повысить устойчивость к стрессу.

Командиры подразделений должны уметь своевременно выявлять лиц с признаками развития психотравм, при которых они должны быть эвакуированы с поля боя. Критериями для эвакуации, в частности, является невозможность выполнения функциональных обязанностей, необъективная оценка угрожающей опасности, деморализующее влияние лиц с психическими травмами на личный состав подразделения, угроза с их стороны безопасности других людей.

Практика участия в боевых действиях военнослужащих ранее получивших БПТ показывает, что вероятность получения ими БПТ снова в 1.5 раза выше чем у военнослужащих, имеющих такой же боевой опыт, но не получивших БПТ. Поэтому людей, получивших БПТ не следует использовать для выполнения боевых заданий.Основными принципами психосоциальной реабилитации являются[20]:

1.       Своевременность. Реабилитация должна начинаться сразу же после окончания боевых действий, даже если эта пауза в служебно-боевой деятельности временная.

2.       По возможности, сохранение состава подразделений.

3.       Ориентация в работе с личным составом на признание высокой значимости выполненных ими задач и высокую оценку их служебно-боевой деятельности, проявленных при этом лучших боевых качеств даже если общий итог боевых действий имел неуспешный характер.

4.       Создание атмосферы заботы, психологической поддержки военнослужащих со стороны командиров, выравнивание их отношения к военнослужащим, допустившим ранее проступки и нарушения.

Начальный период реабилитационной работы направляется на постепенный вывод сознания военнослужащих из вовлеченности в боевую ситуацию. Для этого периода характерно наличие значительного уровня высокостимулированной боевыми стрессами психической и физической энергии. Весь этот потенциал нуждается в реализации. Иными словами, накопленная энергия должна иметь выход. С этой целью необходима организация занятий, требующих физической нагрузки, однако не превышающей объема общей нагрузки, предусмотренных программой боевой подготовки. В этот период необходимо методом наблюдения проводить диагностику психических состояний с целью своевременного выявления военнослужащих с признаками непосредственных посттравматических расстройств психики. Внешними их проявлениями являются[21]:

·         изменение привычного стереотипа поведения данного военнослужащего на прямо противоположный. Ранее общительный, подвижный солдат становится замкнутым, нелюдимым, тяготеет к уединению. И, наоборот, у ранее замкнутого, выдержанного военнослужащего появляется нехарактерная для него подвижность, общительность, разговорчивость, часто беспричинное веселье;

·         повышенная раздражительность военнослужащего, переходящая в открытую агрессивность с истерическими признаками, слезливость, часто приходящая на смену агрессии;

·         так называемая "выключенность" личности, отрешенность от всего происходящего вокруг, частая и длительная статичность позы, взгляда, потеря интереса к жизни подразделения, безразличие к своим товарищам и их занятиям, отсутствие собственных интересов и занятий.

При оказании специализированной психолого-психиатрической помощи основным методом в период ведения активных боевых действий и в ближайшие периоды после их завершения явилась психофармакотерапия. Анализ результатов проведенного лечения показал, что для купирования острой психотической симптоматики наиболее эффективными среди нейролептиков оказались аминазин, атакже эглонил и сонапакс, обладающие не только антипсихотическим, но и антидепрессивным и вегетостабилизирующим эффектом. Среди транквилизаторов наибольшую эффективность у пострадавших показали феназепам, ксанакс, клоназепам, которые позволили купировать переживания страха, тревожную депрессию, тревожно-вегетативные и тревожно-фобические проявления. Широкое применение нашли, особенно у лиц с психоорганическим синдромом, ноотропы (аминалон,пирацетам, ацефен). Для купирования психогенного эпилептиформного синдрома, как и различного рода пароксизмальных состояний, наиболее предпочтительно применение карбамазепина, обладающего не только противосудорожным, но и вегетостабилизирующим действием. Депрессивные состояния, как правило, успешно поддавались лечению амитриптилином. Обращало на себя внимание то, что лечебный эффект у пострадавших достигался при назначении препаратов в значительно меньших дозах, чем это принято в клинической практике.
Следует отметить необходимость применения на каждом этапе психиатрической помощи комплексных мер, включающих наряду с психофармакотерапией психотерапию и рефлексотерапию, направленных на повышение защитно-приспособительных и резервных возможностей организма; методы социально-психологической поддержки и социально-трудовой реабилитации пострадавших, влияющие на различные звенья патогенеза психических нарушений, возникающих в ЧС, включая его биологические, психологические и (опосредованно)социальные механизмы.
             «При организации данного вида специализированной помощи особо важное значение приобрел принцип активного выявления пострадавших с различными формами психических расстройств на разных этапах их формирования в силу того, что у пострадавших отмечается определенная степень анозогнозии и данный контингент неактивно обращается за медицинской помощью, недостаточно критичен к происходящим событиям и собственному здоровью, стремиться показать себя в лучшем свете и скрыть проблемы, связанные именно с психическим здоровьем»[22].

Однако основные усилия реабилитации должны быть в этот период сосредоточены на специальных мероприятиях, проводимых психологами, психиатрами, медицинскими работниками, ив первую очередь на психодиагностике, психофизиологическом обследовании, медицинских осмотрах и на работе по психорегуляции, психокоррекции, мероприятиях психотерапевтического характера. В первую очередь в поле пристального внимания специалистов должны попасть военнослужащие с признаками постравматических реакций, которые у них наблюдались на начальном этапе реабилитации непосредственно после окончания боевых действий. Но необходимо иметь в виду, что эти реакции могут иметь отсроченный характер и проявиться через значительный период времени после получения психической травмы практически у любого военнослужащего. Диагностика психических состояний, уровня нервно-психической деятельности, проводимая психологами и психиатрами, должна быть основным содержанием работы в ходе медицинского обследования личного состава после возвращения его из районов выполнения военной задачи. Особое внимание должно быть уделено проведению бесед как групповых, так и индивидуальных, в ходе которых необходимо сориентировать в проблемах, возникающих в процессе их реадаптации к обычным условиям жизнедеятельности. А также психологических особенностях этого периода, дать понять, что это вполне естественный процесс, который, в конечном счете, позволит обрести душевное равновесие и психологический комфорт, отсутствие которого в настоящее время не является чем-то из ряда вон выходящим и не должно вызывать тревог и опасений за свое будущее.


3.3. Технологии социальной работы с участниками военных конфликтов по их психосоциальной адаптации к условиям мирной жизни

Существующая в современной России ситуация позволяет причислять военнослужащих к социально незащищенным слоям населения. Солдаты, призванные защищать государство, сами нуждаются в социальной защите и помощи, являются объектами социальной работы.

Главная цель социальной работы – осуществление социальной интеграции: вернуть человека из аномии пограничной ситуации в социальную норму, стабилизировать социальный статус, направить личностные ресурсы на активное конструирование социальной реальности, среды обитания. «Социальная интеграция военнослужащих оказывается понятием, синтезирующим реализацию личных, имущественных, политических прав, социальных интересов, образовательных и социальных услуг, психологической поддержки, жилищного сервиса. Принятые законодательные акты и существующая организация социальной защиты военнослужащих и ветеранов явно недостаточны и нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании»[23].

            Организационная культура, профессионализм и компетентность специалистов социальных служб не соответствуют современной ситуации, нужна более широкая система социальных технологий поддержки, учет  регионального аспекта социальной защиты. Формирование социальной интеграции в перспективе позволит использовать потенциал военнослужащих в направлении стабилизации общества, развития демократических реформ, решения стратегических задач национальной     безопасности.

Социально-психологическая адаптация к новой жизненной среде включает уровни, различные по цели и средствам осуществления:             социально-психологическая компенсация кризисного характера             увольнения; коррекция ценностно-нормативной основы поведения; формирование эффективных поведенческих стратегий. Адекватной формой работы с офицерами выступают специальные адаптационные курсы, интегрированные в учебные программы профессиональной переподготовки.

  В итоге, обеспечение успешной социально-психологической адаптации  военнослужащих запаса оказывается проблемой и личностной и государственной, так как решение этой проблемы дает возможность перейти к новым видам деятельности, социальным ролям, статусам, обеспечивает эффективность привлечения подготовленных специалистов, помогает успешно конкурировать на рынке труда. Профессиональная переподготовка военнослужащих остается наиболее широкой организационно-адаптационной формой работы с офицерами, уволенными в  запас, средством их интеграции в новую систему социально-трудовых  отношений.

Картина психического состояния и поведения человека, которая получила название «синдром посттравматического стресса», описывает определенный способ существования в этом мире. Наше общество в целом, и медицинская общественность в частности, составили свое мнение об этом способе существования и назвали его болезнью; медики говорят не просто о посттравматическом стрессе, но о «синдроме посттравматического стресса». Программы психотерапевтической помощи ветеранам часто носят название «содействия социальной адаптации», но одной социальной адаптации недостаточно для того, чтобы человек перестал бояться, тревожится.

Если сегодня на обстоятельства жизни большое влияние оказывают волнующие воспоминания, поведение, образ мыслей и чувств, пришедшие в наследство из прошлого, очень важно честно признать их существование, даже если кому-то это покажется “ненормальным”. Постепенно узнавая, каким образом “травмирующие события” повлияли на вашу жизнь, вы одновременно придете к пониманию того, что исцеление — процесс глубоко личностный и охватывает почти все сферы вашей жизни,  а значит не может сводиться к одной лишь «социальной адаптации». 

Принципы терапии и коррекции ПТСР[24]

o  Немедленное начало лечения после психотравмы в целях, предотвращения   развития хронической формы ПТСР

o  Комплексное многолетнее лечение, включающее фармакотерапию и   психотерапию.

o  Индивидуальная психотерапия.

        Основная задача: помочь пациенту осознать истинную природу его проблемы, добиться разрешения внутренних конфликтов и жизненного кризиса.

       Военнослужащие, имеющие подобные признаки нуждаются в оказании медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии. В проявлении участия, заботы и заинтересованности их переживаниями в достаточной степени может быть заключена первая необходимая им помощь. В индивидуальных беседах с этими военнослужащими необходимо дать возможность высказать им все наболевшее, внимательно их выслушать, проявив при этом заинтересованность их рассказам. На следующем этапе целесообразно разъяснить, что с ними происходит и то, что это временные переживания, которые присущи всем, кто был в бою. Кроме того необходимо сформировать у этих военнослужащих чувство товарищеской поддержки и уверенность, что его понимают и всегда готовы ему помочь. Самое главное - не допустить возникновение чувства одиночества и вовлеченности человека в это чувство.

 Разработан подход психотерапевтического обучения, который включает в         себя шесть компонентов[25]:

o  коррекция наиболее часто встречающихся ошибочных представлений           относительно стрессовой реакции;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.