Дипломная работа: Психосоциальная помощь в реабилитации и адаптации участников вооруженных конфликтов
- военнослужащим (контрактникам) 60 окладов денежного содержания;
- военнослужащим (призывникам) 60 минимальных месячных окладов по воинской должности.
Итак, государство по Закону ²О статусе военнослужащих² несет на себе ответственность за социальную защиту военнослужащих, обеспечивает их различными видами довольствия. Кроме того, государство обязуется рассматривать факты оскорбления военнослужащих, насилия и угрозы по отношению к ним, а также посягательство на их жизнь, честь, достоинство, жилище как отягчающие обстоятельства преступления.
В апреле 2004 в Государственной Думе РФ будет рассматриваться законопроект о дополнительной социальной защите участников вооруженных конфликтов, что еще раз говорит об актуальности этой темы для современной России.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает в Российской Федерации дополнительные меры социальной защиты граждан, принимающих (принимавших) участие в вооруженных конфликтах и в боевых действиях, членов их семей, которые определяют их статус в обществе, компенсируют им понесенный ущерб жизни и здоровью.
В этом законе будет определен статус участников боевых действий и вооруженных конфликтов[13]:
участники вооруженных конфликтов -
граждане, проходящие (проходившие) военную (специальную) службу и исполняющие
(исполнявшие) служебные обязанности, либо временно находящиеся (находившиеся) в
объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях, временных
формированиях, штабах и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов, организациях в районах
вооруженных конфликтов, а также в период проведения миротворческих операций при
вооруженных конфликтах;
участники боевых действий - граждане, принимающие (принимавшие)
непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений,
воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,
организаций;
инвалиды вооруженных конфликтов (боевых действий) - граждане из числа
участников вооруженных конфликтов (боевых действий), ставшие инвалидами
вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в результате
выполнения задач в условиях вооруженного конфликта (боевых действий);
лица, принимающие (принимавшие) участие в обеспечении боевых действий -
гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов, различные категории работников государственных
органов власти, органов местного самоуправления и иные граждане, принимающие
(принимавшие) участие в обеспечении боевых действий;
члены семьи участника вооруженного конфликта и боевых действий - супруга
(супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до
достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в
образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на
иждивении участника вооруженного конфликта и участника боевых действий,
родители или усыновители[14].
Также предполагается, что:
1. Военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы, направленным в районы вооруженных конфликтов,
устанавливаются оклады по воинским должностям (должностям) и оклады по воинским
(специальным) званиям в полуторном размере.
2. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в районах вооруженных
конфликтов, устанавливаются месячные оклады по первичным воинским должностям
солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту на должностях,
подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при
увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере
двух окладов по воинской должности солдат и матросов, проходящих военную службу
по контракту.
3. За непосредственное участие в боевых действиях выплачиваются дополнительные
выплаты из расчета на одни сутки:
1) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на
должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов,
сержантов, старшин, лицам рядового и младшего начальствующего состава органов
внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - 1,3
минимального месячного оклада по воинской должности (должности) по первичным
воинским должностям солдат и матросов (оклады по занимаемой штатной должности),
проходящих военную службу (службу) по контракту;
2) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях для
которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков, мичманов или
офицеров, и лицам среднего, старшего, высшего начальствующего состава органов
внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - 1,5
минимального месячного оклада по воинской должности (должности), установленного
по первичным воинским должностям солдат и матросов (оклада по занимаемой
штатной должности), проходящих военную службу (службу) по контракту.
Списки непосредственных участников боевых действий составляются и утверждаются
в соответствии с положением, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации.
4. Лицам, принимающим участие в обеспечении боевых действий:
выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторократном размере;
выплачиваются суточные в полуторократном размере установленной нормы;
6. Дополнительные выплаты производятся ежемесячно на личные счета участников
вооруженных конфликтов и участников боевых действий, открытые в кредитных
организациях Российской Федерации по их желанию и с их письменным уведомлением
об этом.
В законопроекте особо оговариваются принципы реабилитации участников вооруженных конфликтов
«Глава 3. Статья 8.
Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых
действий представляет собой систему медицинских, психологических,
педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на
устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности,
вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма в
связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях. Целью
реабилитации являются восстановление социального статуса участника вооруженных
конфликтов и участника боевых действий и его социальная адаптация.
2. Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников
боевых действий включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, состоящую из восстановительной терапии,
реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) психологическую реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников
боевых действий, состоящую из психологических, психолого-педагогических,
социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или
компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и
социального статуса граждан, получивших психическую травму в связи с участием в
вооруженных конфликтах и боевых действиях;
3) профессиональную реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников
боевых действий, состоящую из профессиональной ориентации, профессионального
образования, профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;
4) социальную реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников
боевых действий, состоящую из социально - средовой ориентации и социально -
бытовой адаптации.
Статья 9. Федеральная базовая программа реабилитации участников
вооруженных конфликтов и участников боевых действий
Федеральная базовая программа реабилитации участников вооруженных конфликтов и
участников боевых действий является составной частью федеральной базовой
программы реабилитации ветеранов боевых действий и включает в себя
гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и
услуг, предоставляемых участнику вооруженных конфликтов и участнику боевы х действий
бесплатно за счет средств федеральногобюджета.
Федеральная базовая программа реабилитации участников вооруженных конфликтов и
участников боевых действий и порядок ее реализации устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Индивидуальная программа реабилитации участников вооруженных
конфликтов, участников боевых действий
Индивидуальная программа реабилитации участников вооруженных конфликтов,
участников боевых действий - разработанный на основе решения Военно-врачебной
комиссии или решения Государственной службы медико - социальной экспертизы
комплекс оптимальных для участников вооруженных конфликтов, участников боевых
действий реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы,
объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию ограничений
жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья с расстройством функций
организма в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях, а
также компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление,
компенсацию способностей инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) к
выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации участников вооруженных конфликтов,
участников боевых действий является обязательной для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых
форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалидов вооруженного конфликта (боевых
действий) из числа военнослужащих предполагает возможность их профессиональной
реабилитации на соответствующих должностях в федеральных органах исполнительной
власти, где они до установления инвалидности проходили военную (специальную)
службу.
Перечень категорий инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) и
должностей в федеральных органах исполнительной власти, на которых они могут
проходить военную (специальную) службу, определяется федеральным органом
исполнительной власти, где предусмотрена военная (специальная) служба совместно
с федеральным органом исполнительной власти по труду и социальному развитию.
Статья 11. Государственная служба реабилитации участников вооруженных
конфликтов и участников боевых действий
Государственная служба реабилитации
участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий - совокупность
органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности,
органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих мероприятия по
медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Координация деятельности в сфере реабилитации участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий осуществляется федеральным органом исполнительной
власти по труду и социальному развитию .
Федеральные органы исполнительной власти устанавливают попечительство
(патронаж) над инвалидами вооруженного конфликта (боевых действий) на период их
полной реабилитации (пожизненно).
Категории инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) и порядок
установления попечительства (патронажа) над ними устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств
федерального бюджета, федерального и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской Федерации (в соответствии с положениями об
указанных фондах), других источников, не запрещенных законодательством
Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая
содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования
бюджетных и внебюджетных средств.
Порядок организации и деятельности Государственной службы реабилитации
участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий определяется
Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Организация медицинской и психологической реабилитации
участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий проводится в период реабилитационного отпуска;
после выполнения боевых (специальных) задач; после убытия участников
вооруженных конфликтов, участников боевых действий из районов вооруженного
конфликта и боевых действий.
2. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий организуется соответствующим федеральным органом
исполнительной власти и осуществляется:
на базе реабилитационных учреждений (структур) федерального органа
исполнительной власти;
на базе государственных (муниципальных) региональных реабилитационных
учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
на базе негосударственных учреждений, предназначенных для реабилитации.
3. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий выполнявших задачи в районах вооруженных
конфликтов и районах боевых действий, в том числе за пределами Российской
Федерации, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, а выявление нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий
осуществляется органами военного управления, военными комиссариатами, органами
пенсионного обеспечения.
Реабилитационные мероприятия с данной категорией граждан проводятся:
на базе государственных региональных реабилитационных учреждений, перечень
которых утверждается решением Правительства Российской Федерации,на базе
реабилитационных учреждений (структур) федерального органа исполнительной
власти;
на базе предназначенных для этого санаториев, домов отдыха, туристических баз,
реабилитационных центров ветеранских организаций, перечень которых утверждается
главами администраций субъектов Российской Федерации;
на базе негосударственных организаций, финансируемых из различных источников, в
том числе пожертвований общественных объединений, юридических и физических лиц.
4. Военнослужащие - участники вооруженных конфликтов и участники боевых
действий, получившие в ходе участия в вооруженных конфликтах, боевых действиях
ранения, контузии, увечья или заболевания, имеют право на медико-социальную
экспертизу в период прохождения военной службы на предмет установления инвалидности»[15].
Мы считаем, что подобный закон, хотя и несет в себе принципиально новых моментов и аспектов социально психологической реабилитации и адаптации участников военных конфликтов, все же необходим, т.к. он систематизирует все предыдущие нормативные акты, касающиеся этого вопроса и дает некоторые определения, социально значимые для проведения адаптационно – реабилитационных мероприятий с военнослужащими, побывавшими в зоне военных действий.
3.2. Психологическая и медицинская реабилитация военнослужащих – участников военных конфликтов
Проблема оказания специализированной помощи пострадавшему в результате боевых действий населению имеет два важных и принципиальных аспекта: психологический и собственно психиатрический, что обусловливает необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы с привлечением различных специалистов смежного профиля (психологов, психотерапевтов, врачей-интернистов и др.). Именно такой подход, как показывает практика, способен обеспечить не только своевременную адекватную психиатрическую помощь, но и провести адресные психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия, направленные на снижение тяжести и выраженности психологических, психических и психосоматических последствий во время ведения боевых действий, а также в ближайшие и отдаленные периоды после их завершения.
Но все же, возможно избежать развития посттравматического стрессового синдрома и боевой психической травмы. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы и правила[16]:
В значительной степени профилактика БПТ зависит от командира подразделения, начальника, он должен уменьшать действие на личный состав психогенных факторов.
Прежде всего, он обязан создавать уверенность у подчиненных в своих действиях, обеспечивать личный состав всем необходимым, заботиться о своевременной организации ночлега и отдыха, уметь оказывать первую психологическую помощь.