скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Правовое регулирование международных поставок зерна

Важным представляется строительство новых экспортных портов и терминалов. Пока мощность российских портов позволяет вывозить не более 5-6 млн т зерна в год - т.е. как минимум вдвое меньше размера реального экспорта в 2002 г. Надо подумать о возможных льготах частному бизнесу, решившему строить новые экспортные терминалы. Однако с учетом колебаний урожая и размеров экспорта излишние терминальные мощности в портах будут в отдельные годы простаивать. Нужна более гибкая тарифная политика на транспорте, чтобы эффективно использовать портовые возможности в соседних странах - в Украине, Эстонии.

Серьезная проблема - нехватка подъездных железнодорожных путей к отечественным морским портам. Сказывается и нехватка вагонов. Пока неясно будущее вагонного парка вследствие грядущей реформы МПС. Мешает делу и нецелевое использование железнодорожных зерновозов, взимание сборов за возврат порожних вагонов.

Не менее важным является установление приемлемого уровня транспортных тарифов для провоза экспортируемого зерна по территории России. Кстати на таком праве - применения транспортных субсидий при аграрном экспорте - настаивает российская делегация в ходе переговоров о присоединении к ВТО. В настоящее время действует льготный железнодорожный тариф на поставки зерна, действие которого может закончится к 1 апреля текущего года. Время показало, что такая 20%-ная льгота (введенная в сентябре 2002 г.) заметно повлияла на улучшение перевозок зерна по стране. Надо также учитывать, что в соседней стране - Украине транспортные тарифы заметно ниже, чем в России.

В плане ресурсном устойчивое развитие зернового производства в стране предполагает обновление машинного парка, проведение мелиораций, расширение применения минеральных удобрений, использование современных методов хранения зерна. Это задачи долгосрочного плана, без решения которых уже лет через 5-10 России будет трудно рассчитывать на стабильное производство зерновых, не говоря уже об их экспорте.

Сейчас и в правительстве, и в бизнесе, и в среде экспертов обсуждается вопрос - будет ли Россия зерноэкспортной державой или феномен последних 2-х лет вызван только относительным перепроизводством зерна, которое останется лишь эпизодом в развитии зернового хозяйства страны. Представляется, что Россия уже стала мировой зерновой державой, и надо сделать все возможное для закрепления этой тенденции. Пока на Россию смотрят как на альтернативного поставщика зерна, который фактически помог в 2002/03 г. стабилизировать конъюнктуру международного рынка зерна в условиях временного сокращения экспортных возможностей традиционных поставщиков, включая Австралию, Канаду и Аргентину. В этих странах колебания размеров производства зерна могут составлять 25-30%. Поэтому у Росси с учетом ее объективных производственных возможностей есть все основания оставаться на верхних позициях второй "пятерки" экспортеров в ближайшие 5-10 лет. В производстве зерна Россия является конкурентоспособной на международных рынках, и эта объективная реальность будет предопределять участие страны в международном разделении труда.

Но если не будет создано современной экспортной инфраструктуры и соответственного финансового и административного ресурса, то у производителей не будет стимула увеличивать производство, в том числе и для внутреннего производства. В случае возникновения зерновых излишков необходимо развить соответствующую базу их хранения, а также направлять зерно на переработку в муку и корма. Для увеличения кормового потребления зерна надо создавать экономические и технологические условия. Сегодня по эффективности конверсии кормов в животноводстве, особенно в отношении крупного рогатого скота, мы уступаем зарубежным странам. Наиболее оптимальным представляется расширение производства мяса птицы и свинины. Перспективным представляется также расширение производства в стране пищевых зернопродуктов (сухие завтраки, печенье и др.), а также увеличение экспорта пшеничной муки.

В России необходимо создать эффективную систему поддержки экспорта зерна. Интервенции на зерновом рынке - это только первый шаг для необходимого усиления государственного регулирования зернового рынка, включая экспорт. Сегодня российские компании, экспортирующие зерно, значительно уступают по своему влиянию и финансовым возможностям крупным зарубежным зерновым корпорациям, которые к тому же пользуются протекционизмом со стороны своих государств. Для нас приемлем опыт Канады и Австралии, в которых государство является равноправным участником зернового рынка. Следует отметить, что несмотря на это, Канада и Австралия являются активными участниками Кэрнской группы либеральных экспортеров сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что и у нас надо создавать государственную (смешанную) зерновую корпорацию, основным ресурсом которой на первых порах могло бы стать интервенционное зерно. Миноритарными акционерами этой корпорации могли бы стать частные российские зерновые компании.

Разработка мер стимулирования аграрного экспорта возможна в рамках специальной Федеральной программы, которую могло бы принять Правительство РФ. В законодательном плане поддержка экспорта требует внести дополнения в законопроект "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Пока данный законопроект не предусматривает конкретных мер поддержки и стимулирования товарного экспорта. Предлагается, в частности, добавить в статью 13 указанного законопроекта "Полномочия органов государственной власти в области регулирования внешнеторговой деятельности" пункт, согласно которому Правительство РФ "определяет порядок стимулирования экспорта товаров и услуг". В главу V законопроекта "Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области международной торговли товарами" необходимо ввести статью "Меры господдержки экспортной деятельности".

Как показало заседание Рабочей группы Россия-ВТО в Женеве 3-6 марта 2003 года, наши партнеры по переговорам выступают против предоставления права России на применение экспортных субсидий, использование тарифных квот. В данной связи можно ожидать, что введение Россией экспортных субсидий на поставки зерна и другой аграрной продукцией будет в ВТО воспринято резко отрицательно. Но в этом вопросе нужно прояснить - вступаем ли мы ВТО, чтобы отказаться и никогда не использовать меры поддержки отечественных производителей, или же чтобы использовать все расширенные данной организацией меры внешнеторговой политики? Если говорить о мерах стимулирования экспорта, то и помимо прямых субсидий имеется целый ряд других, косвенных мер господдержки, перечисленные выше и не ограничиваемые пока правилами ВТО. Проблема заключается только в том, чтобы начать наконец их применять в полном соответствии с международным торговым правом.

Первое международное соглашение о торговле пшеницей было заключено еще в 1934 году, а уже в 1942-м был создан и Международный совет по пшенице, сейчас он называется советом по зерну. Россия входила в него до 1991 года, но после кризиса перестала платить взносы. В 1995 году на базе соглашения о торговле пшеницей была подписана и конвенция о торговле зерном, но РФ, будучи в то время еще импортером зерна, не вошла в состав участников, хотя была наблюдателем, а в 2002 году совет даже возглавлял россиянин – председатель совета директоров "Росхлебопродукта" Леонид Чешинский.

Теперь же Правительство уверено, что пришло время присоединиться к мировым экспортерам. Россия до сих пор числилась в конвенции импортером зерна, хотя уже 10 лет его продает. Потребность в координации действий с западными партнерами сегодня очень велика, в прошлом году российские таможенники остановили на границе 80 тыс. тонн опасной продукции, в том числе рис для детского питания. Только если будут разрабатываться единые стандарты качества в международной торговле зерном и мы будем развивать кооперацию, эта проблема начнет решаться.

По мнению экспертов, полноценная интеграция в этот международный рынок давно у нас назрела. "Раньше Россия если и могла экспортировать зерно, то не имела достаточных мощностей, чтобы делать это своими силами. Но сегодня мы экспортируем уже 13 млн. тонн зерна, а мощности наших портов позволяют экспортировать более 14 млн. тонн, причем уже к концу года они будут еще увеличены почти до 20 млн. тонн. Таким образом, сегодня у нас есть и достаточные объемы зерна, и более чем достаточные транспортные ресурсы для его экспорта.

Сегодня России очень везет с мировой конъюнктурой: мы все время кидаемся из стороны в сторону – то неурожай, то слишком большой урожай, из-за которого падают цены и приходится снижать посевы. Теперь наконец-то конъюнктура стабильно благоприятная, и мы впервые с 70-х годов можем увеличить посевные площади. По мнению экспертов, главной проблемой остается производительность труда. По разным оценкам, наши посевные площади сегодня составляют от 10 до 13% от мировых. При этом мы производим только 2% от мировых объемов зерна.

Впрочем, не все специалисты разделяют оптимизм в отношении новых возможностей экспорта. "У нас действительно очень благоприятная конъюнктура на внешнем рынке, но это может сыграть злую шутку, – считает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка по зерну и зернопродуктам Игорь Павенский. – При таких высоких ценах на зерно его экспорт может расти за счет российского животноводства. Это, в свою очередь, сразу скажется на ценах на мясо. Кроме того, из-за роста мировых цен зерно дорожает и на внутреннем рынке. Если продовольственная пшеница год назад стоила около 3,2 тыс. руб. за тонну, то теперь уже 5,5 тыс. Еще быстрее растут цены на ячмень. Разумеется, хлеб не будет дорожать такими темпами, но все же и на него цены будут расти существенно. В этих условиях мы никак не сможем нарастить в обозримом будущем экспорт до 20 млн. тонн. Для этого пришлось бы попросту отказаться от животноводства".

Г-н Павенский уверен, что есть другой путь – существенно увеличивать посевные площади, урожайность. У нас она, например, по пшенице – 1,9 тонны с га, в то время как в Европе – около 7–8 тонн. Но этот путь, по признанию эксперта, требует некоторого времени, а также масштабных государственных и частных инвестиций, а у нас они пока не столь велики.

 


2.2 Требования ВТО к регулированию международных поставок зерна

В соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству страны - члены ВТО принимают обязательства по:

- доступу к рынку;

- внутренней поддержке отечественных сельхозпроизводителей;

- экспортным субсидиям.

В Соглашении определены правила оказания в странах - членах ВТО государственной поддержки отечественных товаропроизводителей (далее – внутренняя поддержка). Объемы оказываемой внутренней поддержки определяются уровнями экономического развития стран - членов ВТО.

В результате оказываемая поддержка негативно сказывается на развитии международной системы торговли сельскохозяйственной продукцией. Поэтому участники Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров договорились о том, что следует принимать обязательства по сокращению внутренней поддержки. Эта договоренность нашла свое выражение в положениях Соглашения об обязательствах по сокращению внутренней поддержки, которые должны принимать страны - члены ВТО. Обязательства включаются в национальные перечни уступок; страны - члены ВТО не должны оказывать поддержку отечественным производителям сверх принятых обязательств, указанных в перечнях уступок.

Все меры по внутренней поддержке делятся на 3 группы:

I. Меры "зеленой корзины". Эти меры не включаются в обязательства стран - членов ВТО по сокращению внутренней поддержки, т.е. Соглашение не ограничивает право стран - членов ВТО принимать такие меры. К ним относятся меры, которые не оказывают или оказывают самое минимальное негативное воздействие на торговлю сельскохозяйственными продуктами или сельскохозяйственное производство. Они должны соответствовать следующим общим критериям:

1. Поддержка оказывается в соответствии с государственной программой, финансируемой за счет средств государственного бюджета и не предусматривающей использование средств потребителей;

2. Поддержка не имеет следствием поддержание предельных (минимальных) цен, которое государство гарантирует сельхозпроизводителям.

Наряду с этим такие меры должны также соответствовать определенным критериям и условиям, связанным с конкретными государственными программами предоставления внутренней поддержки и указанным в приложении 2 к Соглашению. В число таких программ входят программы, предусматривающие использование государственных субсидий на:

1. Предоставление услуг общего характера: проведение научных исследований в области сельского хозяйства; контроль за вредителями и болезнями, включая системы раннего предупреждения, карантин и уничтожение; услуги по подготовке кадров; услуги по распространению знаний, информации, результатов научных исследований; консультационные услуги; инспекционные услуги, включая также такие услуги по отношению к конкретным сельскохозяйственным продуктам; маркетинговые услуги и услуги по содействию продвижению сельскохозяйственных продуктов на международные рынки; инфраструктурные услуги, включая энергоснабжение, транспортные сети, водоснабжение, дамбы и др.;

2. Создание государственных резервов продовольствия в целях обеспечения продовольственной безопасности;

3. Оказание продовольственной помощи нуждающейся части населения;

4. Поддержку сельхозпроизводителей посредством прямых выплат;

5. Поддержку товаропроизводителей и землевладельцев, не связанную с получением ими доходов;

6. Финансовое участие государства в программах страхования доходов и программах по поддержанию уровня доходов;

7. Выплаты в порядке оказания помощи в случае стихийных бедствий;

8. Содействие структурным изменениям в области сельского хозяйства посредством:

- программ, осуществляемых для оказания содействия работникам сельского хозяйства в прекращении ими своей деятельности в сфере товарного сельскохозяйственного производства;

- программ, осуществляемых с целью выведения сельскохозяйственных ресурсов, например, земли, скота, из сферы товарного сельскохозяйственного производства;

- инвестиций, предназначенных для оказания помощи по реструктуризации деятельности товаропроизводителей;

9. Платежи по программам охраны или сохранения окружающей среды;

10. Платежи по программам оказания помощи регионам, находящимся в неблагоприятных условиях;

II. Меры "голубой корзины". К ним относятся меры, представляющие субсидии в форме прямых выплат по программам ограничения сельскохозяйственного производства, которые не подпадают под обязательства по сокращению внутренней поддержки, если:

- такие выплаты привязаны к фиксированным площадям сельскохозяйственных угодий или урожаям; или

- такие выплаты производятся за снижение уровня производства, которое должно составлять не менее 15% от базового уровня; или

- выплаты в области животноводства производятся за фиксированное поголовье скота;

III. Меры "желтой корзины". Такие меры подлежат включению в обязательства по сокращению внутренней поддержки. К ним относятся все меры, принимаемые государством по поддержке отечественных сельхозпроизводителей, за исключением мер "зеленой" и "голубой" корзин.

В соответствии с Соглашением для каждой страны - члена ВТО устанавливается максимально допустимый уровень общей внутренней поддержки, который в течение "периода выполнения" должен быть снижен на определенный согласованный процент.

Общий уровень внутренней поддержки определяется на базе агрегатной меры по поддержке (АМП), в которую не включаются меры "зеленой корзины". АМП означает годовой уровень поддержки в денежной форме, оказываемый производителям какого-либо основного сельскохозяйственного продукта. АМП рассчитывается по каждому основному сельскохозяйственному продукту, в отношении которого:

- оказывается поддержка в форме гарантирования рыночных цен на этот продукт. В этом случае объем поддержки рассчитывается как разница между фиксированной внешней справочной ценой, устанавливаемой на основе цен в базовом периоде 1986-1988 гг., и применяемой управляемой (гарантируемой) ценой, умноженная на произведенное количество продукта, в отношении которого действует управляемая цена; производятся прямые выплаты, которые не исключены из обязательств по снижению поддержки. В случае если эти выплаты зависят от разницы в ценах, то объем выплат рассчитывается или с использованием разницы между фиксированной справочной ценой, устанавливаемой на основе цен в базовом периоде 1986-1988 гг. и, как правило, являющейся фактической ценой, используемой для определения размеров выплат, и применяемой управляемой ценой, умноженной на произведенное количество продукта, или с использованием данных о бюджетных расходах. Если же выплаты основываются на факторах иных, чем цена, то объем выплат определяется с использованием данных о бюджетных расходах; или предоставляются субсидии, которые не исключены из обязательств по снижению поддержки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.