Дипломная работа: Педагогическая поддержка в системе школьного начального образования
Как ни велико значение коррекционной работы по преодолению уже обнаружившихся учебных неблагополучий, главным направлением их ликвидации должна стать профилактика. Самым же действенным профилактическим средством является поклассная и внутриклассная дифференциация, а также индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
Но можно с уверенностью сказать, что даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родитель могут поделиться своими знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.
Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребенка. Многие из них исправляются именно в труде, и, прежде всего в труде. Коллективная работа преодолевает эгоизм ребенка и его изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогает найти свое место в коллективе, учит целесообразному взаимодействию с другими людьми.
Общее отставание в учении непосредственно обусловливается либо низкой интенсивностью, ибо низкой эффективностью учебной деятельности, либо пропуском большого количества занятий. Последняя из названных причин нередко взаимодействует с одной из первых двух (также влияющих друг на друга). Низкая эффективность учебной деятельности может в принципе обусловливаться одной или несколькими из следующих детерминант психологического уровня:
1) нарушениями в эмоционально-волевой сфере;
2) большими пробелами в знаниях по пройденному материалу;
3) несформированностью учебных умений и навыков;
4) недостаточным развитием познавательных способностей.
Каждый из этих факторов, в свою очередь, может быть следствием одной или нескольких причин. Например, нарушения в эмоционально-волевой сфере могут обусловливаться как отдельными причинами, действующими на нейрофизиологическом уровне, так и факторами педагогического уровня, относящимися к внеличностной (по отношению к ребенку) сфере.
И все же, что еще может сделать учитель?
Хороший учитель поощряет учеников принимать участие в планировании различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления, разрешает им самим распределять обязанности. Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире.
Опыт показал, что если учитель руководит каждым шагом своих учеников, они работают, пока он рядом, но стоит ему уйти, дети перестают работать и начинают шалить. Дети приходят к выводу, что занятия – это ответственность учителя, а не их, поэтому, как только учитель отвернется, они пользуются возможностью делать то, что им нравится. Но если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, они работают с одинаковым усердием, как при учителе, так и в его отсутствие. Почему? А потому, что они знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать. Они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы, потому что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми.
Именно это поможет «слабому» ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом.
Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное – тут же услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.
Конечно, никто не может перечислить всех проблем, которые нужно будет решить совместно с ребенком, будь то учебная проблема, проблема взаимоотношений или проблема в семье. Но часть из них уже известна педагогам, которые, столкнувшись с ними, смогли оказать реальную поддержку. Некоторые из таких проблем описаны ниже. Методы, методики и приемы могут быть использованы при решении аналогичных задач.
Начнем с анализа трудностей, описанный в первом параграфе второй главы.
1. Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость).
Учащиеся с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного времени. При этом возникают сомнения, что они смогут учиться хорошо, даже если захотят. Для более удобного изображения, представим их в схеме:
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены в соответствии с колонкой 2) |
Наиболее вероятные психологические причины (предварительный диагноз) |
Общие рекомендации |
Ø Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. 3,6 Ø Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. 1,2,6. Ø Что не спросишь—говорит «не знаю» или вообще молчит. 3,4,5,6 Ø Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально. 3,4,5. |
1. Нарушение учебной мотивации |
Ø Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. Ø Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека |
2. Развитие ребенка по «игровому типу» | Ø Смотрите диагностическую таблицу «Развитие ребенка по игровому типу» | |
3. Повышенная тревожность |
Ø Поддержать доброжелательные взаимоотношения, Ø Найти и обеспечить сферу успеха; Ø Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха. |
|
4. Развитие по типу «Хронической неуспеваемости» | Ø Смотрите таблицу «Хроническая неуспеваемость» | |
5. Нарушение отношений с учителем. |
Ø Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…) Ø Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их. |
|
6. Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии. |
Желательно обучение в классе выравнивания. Ø Игровые формы обучения, репетиторство; Ø Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром. Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции. |
|
Другие причины, вызывающие неуспеваемость |
2. Основная трудность: ребенок ленится. Дети, которые, по мнению учителя, учатся хуже своих способностей:
Ø Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. 1,3 Ø Халтурит, н е хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания. 1,2,3 Ø Утомленный вид, сонливость или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия 1,4… Ø Делает все очень медленно, как бы нехотя. 1,2,5 |
1 . Нарушение учебной мотивации |
Ø Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. Ø Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека и т. д. |
2. Повышенная тревожность |
Ø Поддерживать доброжелательные взаимоотношения. Ø Найти и обеспечить сферу успеха. Ø Щадящий оценочный режим в сфере неуспеха. Ø Снизить значимость сфер неуспеха и т. п. |
|
3. Нарушение отношений с учителем |
Ø Осознать основную причину зашей неприязни к ученику (его неопрятность, напряженность в отношениях с его родителями и др.) Ø Попытаться понять его проблемы, и если не в силах помочь, то хотя бы не усугублять их и т. п. |
|
4. Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога) |
Ø Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел) Ø Приучать к умению эффективно постанавливать силы и следить за своей работоспособностью |
|
Общая замедленность темпа деятельности |
Ø Не осуждать за медлительность. Ø По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество. |
3) Основная трудность: ребенок рассеян. Учащиеся проявляющие высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активность низкий:
Ø Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле. 1 , 4 Ø Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил. 1,2,3 |
1.Несформированность организации деятельности |
Ø Формирование навыков самоконтроля. Ø Отработка навыков планирования и т. п. |
2.Повышенная тревожность |
Ø Поддерживать доброжелательные взаимоотношения. Ø Найти и обеспечить сферу успеха. Ø Щадящий оценочный режим. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п |
|
3. Развитие по типу «Уход от деятельности» | Смотрите диагностическую таблицу «Уход от деятельности». | |
4.Повышенная энергетика |
Ø Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия. Ø Приучать внимательно относиться к инструкциям учителя. Ø Ненавязчивый контроль исполнительности |
|
Другие причины, вызывающие жалобы на рассеянность |
4) Основная трудность: неуправляемый учащийся. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением:
Ø Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив 1,2,3 Ø Чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость 5 Ø Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо. 1,4 |
1 . Избалованность | Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна. |
2.Развитие по «игровому» типу | См. диагностическую. таблицу «Развитие ребенка по игровому типу» | |
3. Развитие по типу «негативистичная демонстративность» | См. диагностическую таблицу «Развитие ребенка по типу негативистической демонстративности». | |
4. Повышенная энергетика |
Ø Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия. Ø Направление энергии ребенка в социально-приемлемое русло. Ø Ненавязчивый контроль исполнительности (приучать доводить начатое дело до конца) и т. п. |
|
Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога) |
Ø Спокойный стиль взаимоотношений. Ø Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее. |
5) Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Главная черта таких учащихся: постоянный страх ошибаться, сделать что-то не так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими:
Ø Учил, но не может хорошо ответить. Ø Сильно теряется у доски или вообще молчи, при этом письменные работы выполняет хорошо. Ø Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы. Ø После неудачного ответа не может включиться в работу… |
Ø Основная: личностная тревожность. Ø Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность: 1. нарушение отношений с учителем; 2. завышенные ожидания взрослых; Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики |
Ø Поддерживать доброжелательные отношения; Ø Найти и обеспечить сферу успеха; Ø Щадящий оценочный режим в сфере неудач; Ø Снизить значимость сфер неуспеха; Ø Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность. В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8