скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Педагогическая поддержка в системе школьного начального образования

Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся начальных классов, необходимо заметить, что в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины и, как следствие, отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.

На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро переживаются детьми.
Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями (с семьей), учащимися, характера самооценки и т.д.

На основе работ психологов и педагогов (Д.Б. Эльконин, О.Я. Яшнова) мы выделили трудности, которые напрямую зависят от полноты прохождения дошкольного периода детства и своевременности начала обучения в школе у детей 6—7 лет. Их можно изобразить в схеме:

Докритическая

Критическая

Послекритическая

У первоклассника, рано поступившего в школу

Ø   Ребенок очень

удовлетворен

игрой.

Ø   Субъективное

стремление к

школе (результат

подготовки)

без объективных

предпосылок.

Ø   Ребенок приходит в первый класс без сформированных предпосылок

перехода от игры к

учебной деятельности.

Ø   Получая первое замечание, переживая неуспех

в учебной деятельности, тянется к игре.

Ø   Ребенок переживает

эмоционально-личностный дискомфорт.

Ø   В поведении ребенка: негативная симптоматика, направленная на учителей и родителей.

Ø    Ребенок

вынужден наравне

с учебой

заниматься игрой.

Ø   Восстанавливается эмоционально-

личностный ком-

форт, сглаживается

негативная

симптоматика.

Ø   Но отставание.

начавшееся в первом

классе, может

накапливаться.

Ø   В результате —

общая неуспеваемость.

У дошкольника, запаздывающего с переходом в школу

Ø   Игра отходит на второй план.

Ø   Ребенок тянется

к продуктивно-

значимой деятельности.

Ø   Возникает желание стать школьником.

Ø   Ребенок готов к учебной деятельности

(субъективно и

объективно). Но формально переход к учебе запаздывает.

Ø   Негативная симптома-

тика ребенка направлена на родителей.

Ø   С приходом в школу восстанавливается внутренний комфорт

ребенка, а негативные симптомы исчезают.

 

В схеме отражены фазы возникновения и течения кризисов, в зависимости от времени поступления учащегося в школу, а также характеристики перечисленных фаз кризиса.(35, 34)

Как говорилось ранее, первоклассник испытывает большую интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, сопровождающуюся длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Требуется длительное время для адаптации.

Адаптация к школе имеет аспекты:

1.             физиологические;

2.             психологические;

В физиологической адаптации выделяются три этапа:

                            I.      Ориентировочный (2-3 недели): на весь комплекс воздействий в связи с началом обучения все системы организма ребенка отвечают большим напряжениям;

                          II.      Неустойчивое приспособление(1-2 недели): организм ребенка ищет какие-то оптимальные варианты реакций на воздействие окружающей среды. Надо помнить, какую высокую цену платит организм в этот период

                         III.      Относительно устойчивое приспособление (1-2 недели): Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку. Но надо иметь в виду, что чем большее напряжение требуется от какой-либо системы, тем больше ресурсов расходует организм.

Возможности детского организма не беспредельны. А длительное напряжение может привести к утомлению и нарушению здоровья.

Из 5 — 6 недель адаптации первые 4 недели наиболее сложные. Большие сложности возникают из-за состояния здоровья детей, которых условно можно разделить на 3 группы. Из поступающих в школу только 20 — 25% являются здоровыми, они и составляют 1-ю группу. Остальные имеют те или иные нарушения здоровья. У них адаптация протекает труднее. Труднее протекает адаптация и у «домашних» детей, которые непривычны к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму учреждения. Значительно легче адаптируются дети, посещавшие детский сад.(14. с.44-46)

Одним из показателей трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу.

Важными показателями психологической адаптации к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем и овладение навыками учебной деятельности.

Социально-психологическая адаптация по данным М.М. Безруких проходит по-разному:

1-я группа (56%)

1-2 мес.

Ø   Быстрое включение в коллектив класса.

Ø   Хорошо осваиваются в школе.

Ø   Приобретают друзей в классе.

Ø   Спокойно, доброжелательно выполняют все требования учителя.

2-я группа (30%)

Ø   Требуется помощь взрослых в решении вопросов адаптации.

3-я группа (14%),

долго адаптируются.

Ø   Возникают значительные трудности.

Ø   Учебную программу не усваивают.

Ø   Преобладает негативная форма поведения.

Ø   Резко проявляют отрицательные эмоции.

Именно учащиеся 3-й группы мешают работать в классе, третируют других детей. Если изучать таких детей (это должен делать школьный психолог), то можно выявить разные причины подобного поведения:

1.         Ребенок нуждается в специальном лечении. У него нарушена психоневрологическая сфера;

2.         Ребенок не готов к обучению в школе (к данной программе школы). Это могут быть дети из неблагополучных семей;

3.         Ребенок отстает в учебе при плохом контакте с учителем. Сверстники отрицательно относятся к нему. Такие дети становятся «изолированными». Возникает реакция протеста.

Если вовремя не разобраться в причинах подобного поведения, возникает задержка психического развития (ЗПР), которая может перейти к нервно-психической патологии.

Большинство детей психически подготовлены к школе, и они идут учиться с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня.

Трудности адаптации (обычно 4-7 недель)

1. Усвоение правил школьного режима

Ø   обязанности школьника;

Ø   своевременность прихода на занятия;

Ø   соблюдение школьного режима;

2. Усвоение правил взаимоотношений с учителем (взрослым)

неправильное восприятие ситуации урока, непонимание истинного смысла восприятия учителя, его профессиональной роли.

3. Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками

недостаточное развитие общения и способности взаимодействия с другими детьми.

4. Усвоение правил взаимоотношений детей с родителями

Ø   личностное пространство в семье;

Ø   отношения с братьями и сестрами;

Ø   стиль родительского поведения и взаимоотношения с ребенком.

5. Специфическое отношение ребенка к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам

высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на замечания учителя. В результате: «Школа плохая», «Учитель злой» и т. д.

Но нет детей, которые проходят адаптацию без последствий вообще, и в дальнейшей учебной деятельности проявляются трудности.

Основные причины трудностей в обучении младших школьников:

Ø   ребенок плохо учится;

Ø   ребенок ленится;

Ø   ребенок рассеян;

Ø   ребенок неуправляем;

Ø   хронические неудачи;

Ø   уход от деятельности;

Ø   развитие ребенка по игровому типу;

Ø   развитие ребенка по типу негативистской демонстративности.

Во втором параграфе основным, перечисленным выше, причинам трудностей в обучении будет уделено много внимания, мы выделим наиболее вероятные психологические причины, дадим общие рекомендации.

Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической поддержки со стороны учителя практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.

Нельзя забывать, что в этом возрасте ведущая деятельность — учебная, которая носит обязательный, целенаправленный, общественно-значимый и систематизированный характер. В процессе учебной деятельности происходит развитие основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (производительность, рефлексия, внутренний план действия, самоконтроль)

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, И.В. Дубровина и другие психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

И.В. Дубровина рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся, по мнению этого психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными, одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы. Для полного понимания воздействия учебной деятельности на младшего школьника нужно знать ее состав:


Состав учебной деятельности:

Знания

Навыки

Умения

Ø   Полнота глубина

Ø   Осознанность прочность

Ø   Конкретность обобщенность

Ø   Обрывочность систематичность

Ø   Представления понятия

Обеспечивают творческий, сознательный процесс выполнения деятельности в целом

Специфические – используются на уроках по различным предметам.

Общественные – используются при выполнении любой деятельности.

Начало усвоения системы НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ

Навыки:

Ø   счета;

Ø   письма;

Ø   чтения и т.д.

Развернутость их освоения.
Увеличение удельного веса теоретического содержания – необходимое условие РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Перенос и интерференция навыков

Умения:

Ø   планировать свою деятельность;

Ø   анализировать задачу;

Ø   наблюдать;

Ø   работать с текстом и т.д.

Многие трудности в учебе образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый нежелательный фактор в начале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего школьному психологу нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).

Неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуальный характер. Так, психолог К.В. Бардин описывает маленькую первоклассницу, которая при списывании буквы по образцу ориентировалась на предыдущую букву, а не на образец, выполненный учительницей. Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко слабоуспевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков упрощают и вульгаризируют их. Есть учащиеся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы и используют случайные, не соответствующие характеру заданий приемы.(3)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.