Дипломная работа: Педагогическая поддержка в системе школьного начального образования
Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся начальных классов, необходимо заметить, что в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины и, как следствие, отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.
На первых этапах обучения
в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к
окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую
деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные
с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в
учении, плохие оценки чаще всего остро переживаются детьми.
Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника,
таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями (с семьей),
учащимися, характера самооценки и т.д.
На основе работ психологов и педагогов (Д.Б. Эльконин, О.Я. Яшнова) мы выделили трудности, которые напрямую зависят от полноты прохождения дошкольного периода детства и своевременности начала обучения в школе у детей 6—7 лет. Их можно изобразить в схеме:
Докритическая |
Критическая |
Послекритическая |
У первоклассника, рано поступившего в школу |
||
Ø Ребенок очень удовлетворен игрой. Ø Субъективное стремление к школе (результат подготовки) без объективных предпосылок. |
Ø Ребенок приходит в первый класс без сформированных предпосылок перехода от игры к учебной деятельности. Ø Получая первое замечание, переживая неуспех в учебной деятельности, тянется к игре. Ø Ребенок переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Ø В поведении ребенка: негативная симптоматика, направленная на учителей и родителей. |
Ø Ребенок вынужден наравне с учебой заниматься игрой. Ø Восстанавливается эмоционально- личностный ком- форт, сглаживается негативная симптоматика. Ø Но отставание. начавшееся в первом классе, может накапливаться. Ø В результате — общая неуспеваемость. |
У дошкольника, запаздывающего с переходом в школу |
||
Ø Игра отходит на второй план. Ø Ребенок тянется к продуктивно- значимой деятельности. Ø Возникает желание стать школьником. |
Ø Ребенок готов к учебной деятельности (субъективно и объективно). Но формально переход к учебе запаздывает. Ø Негативная симптома- тика ребенка направлена на родителей. |
Ø С приходом в школу восстанавливается внутренний комфорт ребенка, а негативные симптомы исчезают. |
В схеме отражены фазы возникновения и течения кризисов, в зависимости от времени поступления учащегося в школу, а также характеристики перечисленных фаз кризиса.(35, 34)
Как говорилось ранее, первоклассник испытывает большую интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, сопровождающуюся длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Требуется длительное время для адаптации.
Адаптация к школе имеет аспекты:
1. физиологические;
2. психологические;
В физиологической адаптации выделяются три этапа:
I. Ориентировочный (2-3 недели): на весь комплекс воздействий в связи с началом обучения все системы организма ребенка отвечают большим напряжениям;
II. Неустойчивое приспособление(1-2 недели): организм ребенка ищет какие-то оптимальные варианты реакций на воздействие окружающей среды. Надо помнить, какую высокую цену платит организм в этот период
III. Относительно устойчивое приспособление (1-2 недели): Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку. Но надо иметь в виду, что чем большее напряжение требуется от какой-либо системы, тем больше ресурсов расходует организм.
Возможности детского организма не беспредельны. А длительное напряжение может привести к утомлению и нарушению здоровья.
Из 5 — 6 недель адаптации первые 4 недели наиболее сложные. Большие сложности возникают из-за состояния здоровья детей, которых условно можно разделить на 3 группы. Из поступающих в школу только 20 — 25% являются здоровыми, они и составляют 1-ю группу. Остальные имеют те или иные нарушения здоровья. У них адаптация протекает труднее. Труднее протекает адаптация и у «домашних» детей, которые непривычны к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму учреждения. Значительно легче адаптируются дети, посещавшие детский сад.(14. с.44-46)
Одним из показателей трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу.
Важными показателями психологической адаптации к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем и овладение навыками учебной деятельности.
Социально-психологическая адаптация по данным М.М. Безруких проходит по-разному:
1-я группа (56%) 1-2 мес. |
Ø Быстрое включение в коллектив класса. Ø Хорошо осваиваются в школе. Ø Приобретают друзей в классе. Ø Спокойно, доброжелательно выполняют все требования учителя. |
2-я группа (30%) |
Ø Требуется помощь взрослых в решении вопросов адаптации. |
3-я группа (14%), долго адаптируются. |
Ø Возникают значительные трудности. Ø Учебную программу не усваивают. Ø Преобладает негативная форма поведения. Ø Резко проявляют отрицательные эмоции. |
Именно учащиеся 3-й группы мешают работать в классе, третируют других детей. Если изучать таких детей (это должен делать школьный психолог), то можно выявить разные причины подобного поведения:
1. Ребенок нуждается в специальном лечении. У него нарушена психоневрологическая сфера;
2. Ребенок не готов к обучению в школе (к данной программе школы). Это могут быть дети из неблагополучных семей;
3. Ребенок отстает в учебе при плохом контакте с учителем. Сверстники отрицательно относятся к нему. Такие дети становятся «изолированными». Возникает реакция протеста.
Если вовремя не разобраться в причинах подобного поведения, возникает задержка психического развития (ЗПР), которая может перейти к нервно-психической патологии.
Большинство детей психически подготовлены к школе, и они идут учиться с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня.
Трудности адаптации (обычно 4-7 недель) |
|
1. Усвоение правил школьного режима |
Ø обязанности школьника; Ø своевременность прихода на занятия; Ø соблюдение школьного режима; |
2. Усвоение правил взаимоотношений с учителем (взрослым) |
неправильное восприятие ситуации урока, непонимание истинного смысла восприятия учителя, его профессиональной роли. |
3. Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками |
недостаточное развитие общения и способности взаимодействия с другими детьми. |
4. Усвоение правил взаимоотношений детей с родителями |
Ø личностное пространство в семье; Ø отношения с братьями и сестрами; Ø стиль родительского поведения и взаимоотношения с ребенком. |
5. Специфическое отношение ребенка к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам |
высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на замечания учителя. В результате: «Школа плохая», «Учитель злой» и т. д. |
Но нет детей, которые проходят адаптацию без последствий вообще, и в дальнейшей учебной деятельности проявляются трудности.
Основные причины трудностей в обучении младших школьников:
Ø ребенок плохо учится;
Ø ребенок ленится;
Ø ребенок рассеян;
Ø ребенок неуправляем;
Ø хронические неудачи;
Ø уход от деятельности;
Ø развитие ребенка по игровому типу;
Ø развитие ребенка по типу негативистской демонстративности.
Во втором параграфе основным, перечисленным выше, причинам трудностей в обучении будет уделено много внимания, мы выделим наиболее вероятные психологические причины, дадим общие рекомендации.
Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической поддержки со стороны учителя практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
Нельзя забывать, что в этом возрасте ведущая деятельность — учебная, которая носит обязательный, целенаправленный, общественно-значимый и систематизированный характер. В процессе учебной деятельности происходит развитие основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (производительность, рефлексия, внутренний план действия, самоконтроль)
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, И.В. Дубровина и другие психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
И.В. Дубровина рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся, по мнению этого психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными, одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы. Для полного понимания воздействия учебной деятельности на младшего школьника нужно знать ее состав:
Состав учебной деятельности:
Знания |
Навыки |
Умения |
Ø Полнота глубина Ø Осознанность прочность Ø Конкретность обобщенность Ø Обрывочность систематичность Ø Представления понятия |
Обеспечивают творческий, сознательный процесс выполнения деятельности в целом |
Специфические – используются на уроках по различным предметам. Общественные – используются при выполнении любой деятельности. |
Начало усвоения системы НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ |
Навыки: Ø счета; Ø письма; Ø чтения и т.д. |
Развернутость их освоения. |
Увеличение удельного веса теоретического содержания – необходимое условие РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ | Перенос и интерференция навыков |
Умения: Ø планировать свою деятельность; Ø анализировать задачу; Ø наблюдать; Ø работать с текстом и т.д. |
Многие трудности в учебе образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый нежелательный фактор в начале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего школьному психологу нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).
Неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуальный характер. Так, психолог К.В. Бардин описывает маленькую первоклассницу, которая при списывании буквы по образцу ориентировалась на предыдущую букву, а не на образец, выполненный учительницей. Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко слабоуспевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков упрощают и вульгаризируют их. Есть учащиеся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы и используют случайные, не соответствующие характеру заданий приемы.(3)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8