скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

Затем, после проведения первого этапа исследования нами была разработана и внедрена в практической работе программа социально педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков. После реализации вышеупомянутой программы, которая позволила максимально скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном, был проведен повторный срез с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Теперь обратимся к результатам диагностики, которые были получены в ходе исследования.


2.2 Анализ результатов исследования

На этапе диагностики для определения ситуации в неполной семье по тесту «Кинетический рисунок семьи» были получены результаты, по которым можно утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации:

–          благоприятная семейная ситуация – 25% (3 чел.);

–          тревожность в семье – 25% (3 чел.);

–          конфликтность в семье – 25% (3 чел.);

–          чувство неполноценности – 50% (6 чел.);

–          враждебность в семейной ситуации – 16,7% (2 чел.).

Полученные данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты исследования внутрисемейных отношений

Тест «Кинетический рисунок семьи» позволил выявить, насколько благополучно складываются взаимоотношения в семьях детей. Данные результаты подтверждают, что взаимоотношения между матерью и сыном в 75% семей складываются неблагополучно. Этому, в первую очередь, способствуют нарушенные отношения между матерью и отсутствующим отцом. Кроме того, можно предположить, что в семьях 50-ти% детей вообще отсутствует социальная роль отца. В рисунках этих детей прослеживается чувство неполноценности из-за несформированности отношений между мальчиком и его отцом.

Далле для определения типа родительского воспитания мы провели тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга – В.В. Столина. Настоящим тестом было выявлено, что наиболее часто используются такие типы родительского отношения, как «симбиоз» – 58,3% и «авторитарная гиперсоциализация» – 25%. Реже используется матерями тип отношения «маленький неудачник» – 16,7%. Кроме того, был выявлен такой тип родительского отношения к детям как «отвержение» – 16,7%. Такой тип родительских отношений как «кооперация» выявлен не был.

Полученные результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты исследования типа родительского отношения

Из представленных результатов можно сделать вывод, что почти у 17% матерей присутствует отвержение в типе родительского отношения к детям. Вероятно, что такие отношения наблюдаются из-за того, что сын напоминает матери своего бывшего мужа, с которым не так давно был развод. В результате чего на ребенка может выплескиваться агрессия, которая предназначается для бывшего супруга.

Для того, чтобы определить адекватность полученных результатов, нами был проведен сравнительный анализ полученных рисунков мальчиков и ответов их матерей. В ходе анализа было выявлено, что у 25% неполных семей отношения матери к сыну и сына к матери совпадают. В полученных рисунках прослеживается благоприятная семейная ситуация, а матери в своих ответах указывают на «Симбиоз» в отношениях с ребенком. Детям в этом возрасте матери должны уделять большое эмоциональное и межличностное влияние. Поэтому такое родительское отношение матери к сыну как «симбиоз» в данном случае является адекватным поведением.

Далее при сравнительном анализе было определено, что в 16,7% неполных семей мальчики испытывают чувство неполноценности в семейных отношениях. Полученные результаты подтверждаются ответами при опросе родителей. 16,7% матерей относятся к своим сыновьям как к «маленьким неудачникам», т.е. приписывают ему личную и социальную несостоятельность.

Необходимо рассмотреть еще один тип отношений и провести сравнительный анализ. В 25% рисунках мальчиков прослеживается тревожность в семейных отношениях. Также 25% матерей этих детей в отношениях с сыновьями придерживаются авторитарной гиперсоциализации. Это проявляется в том, что матери требуют от своих детей достижения высоких социальных успехов. В связи с этим у мальчиков повышается уровень тревожности, который может способствовать психологическим нарушениям в личности детей. Отсутствие помощи со стороны отца только усиливает возникновение тревожности в личности ребенка.

Еще один тип отношений, который требует сравнения, это «отвержение» со стороны матерей. Данная ситуация прослеживается в ответах 16,7% родителей. Мальчики, чьи матери испытывают отвержение к детям, в своих рисунках отмечают враждебность в семейной ситуации. Эта тенденция наблюдается у всех мальчиков из этой части семей.

Для выраженности типов нарушений в семейном воспитании мальчиков в неполных семьях нами был проведен дополнительный опреос матерей с помощью опреосника «Анализ семейного воспитания». Результаты представлены на рис. 3 на с. 52.


Рис. 3. Результаты исследования типов семейного воспитания

Результаты по данной методике показывают, что у 25% матерей из исследуемых семей явно выраженные нарушения типов семейного воспитания. Этому, в первую очередь, способствует отсутствие в семейном воспитании роли мужчины. Кроме того, этому также способствует то, что матери одной очень трудно воспитать в мальчике мужские качества.

На основе полученных данных можно выделить ряд причин, мешающих становлению мужских черт характера в поведении мальчиков:

-           ошибки в семейном воспитании матери-одиночки;

-           отсутствие мужского влияния на формирование характера мальчиков из неполных семей;

-           недостаток проявления родительской любви.

На основе выделенных причин нами была разработана и реализована программа по социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков.

2.3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями, где воспитанием мальчиков занимается одна мать. Это необходимо для того, чтобы обучить мальчиков навыкам мужского поведения, позволяющим им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними каждодневные задачи. Программа предполагает возрастной период мальчиков 7 – 10 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, – с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Цель программы: максимально помочь мамам скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном.

Задачи:

1.          Обеспечить общение мальчиков, воспитывающихся одними матерями для передачи мужского опыта.

2.          Помочь мальчикам скорректировать свое поведение.

3.          Объединить усилие социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя по работе с неполными семьями, воспитывающими мальчиков.

 

Таблица 1. Основные мероприятия программы

№ п/п

Мероприятия

Цель

Участники

Время проведения занятий

1. Беседы с матерями Способствовать формированию навыков воспитания мальчиков. Обеспечить знаниями о проявлении и воспитании мужского характера. Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители 2 раза в месяц по 40 минут (4 беседы)
2. Субботник с привлечением мужчин Познакомить мальчиков с проявлением мужского характера, мужественности. Дать возможность понять, что должен делать мужчина. Классные руководители, родители мужского пола, учителя технологии у мальчиков 1 раз в месяц
3. Экскурсии для мальчиков в музей военной техники и боевой славы Сформировать у мальчиков желание к проявлению мужественности Классные руководители, родители мужского пола 1 раз в месяц
4. Сопровождение мальчиков мужчинами в театр, кино Сформировать у мальчиков на примере навыки мужского поведения Родители мужского пола 2 раза в месяц
5. Туристические походы Сформировать у мальчиков навыки мужского поведения Классные руководители, родители мужского пола 2 раза в месяц
6. Спортивные секции (футбол, волейбол, бокс, карате, тренажерный зал) Сформировать у мальчиков тягу к мужским видам спорта Тренеры спортивных секций, родители мужского пола 2 раза в неделю по 60 минут

Представленные в рамках программы мероприятия предполагают участие в них родителей мужского пола из других семей. Следует отметить, что не все мужчины отреагировали положительно на участие в программе. Но те из них, которые согласились, восприняли возможность оказать помощь в воспитании позитивно и с интересом. Мужчины-отцы с удовольствием готовы были уделять внимание мальчикам в достижении и формировании личности будущего мужчины.

Программа осуществляется с помощью форм и методов, направленных на работу с учащимися и их родителями. Формы и методы деятельности социального педагога могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного мероприятия.

Формы работы:

-           родительские собрания;

-           диагностика;

-           индивидуальные и групповые консультации;

-           экскурсии;

-           туристические походы.

Методы работы:

-           анкетирование;

-           тестирование;

-           наблюдение;

-           опрос;

-           беседа;

-           рефлексия;

-           игровые приемы и упражнения;

-           психолого-педагогические упражнения.

Временные ресурсы. Программа рассчитана на 2 месяца. Мероприятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40 минут.

Материальные ресурсы. К реализации программы приглашаются родители мужского пола из полных семей. Также необходимы материалы для проведения субботников и туристических походов.

К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:

-           формирование умений и навыков практического применения знаний по самовоспитанию и применению социальных мужских ролей у мальчиков из неполных семей;

-           воспитание необходимых для жизни в современном социуме мужских качеств личности (мужественность);

-           формирование умений и навыков воспитания мальчиков у матерей из неполных семей.

Реализация программы. В начале реализации программы мужчины-отцы отмечали, что мальчики из неполных семей не отказывались от мужского общения. Родители утверждали, что 75% мальчиков были настроены положительно на взаимное общение с ними, а 25% не хотели участвовать в мероприятиях.

Первое мероприятие, где отцы увидели положительный результат, это была проведенная экскурсия в музей боевой славы, где мальчики смогли познакомиться с таким понятием, как мужество. 16,7% мальчиков, по мнению родителей-мужчин, приумножили свои знания о мужестве с помощью такой экскурсии. Кроме того, один из родителей дополнительно организовал посещение Омского кадетского корпуса и Омского инженерного танкового института имени Кошевого. Мальчики смогли дополнительно познакомиться с достижениями в области военной науки, кадетской жизни. В танковом институте ребята посетили музей военной техники под открытым небом. Мужчины-отцы отметили интерес и восторг в глазах мальчиков от увиденного. Часть ребят стали подумывать о дальнейшем поступлении в один из этих учебных заведений. С этой экскурсии у мальчиков и мужчин сложились крепкие дружеские взаимоотношения. Можно сказать, что такой дополнительной экскурсией мужчины смогли завоевать доверие мальчиков из неполных семей.

Другим мероприятием, реализованным в ходе программы, было посещение театра мальчиков совместно с мужчинами из других семей. Хочется отметить, что особого положительного значения направление выбранного спектакля не принесло. Но позитивным моментом этого мероприятия явилось то, что мальчики смогли усвоить навыки нравственного поведения, которое проявилось в манере и стиле одежды мужчин-родителей. Сдержанность мальчиков во время всего спектакля была отмечена мужчинами как положительный фактор в формировании мужского поведения.

Еще одно мероприятие, которое мужчины отмечают как успешное, это совместное участие мальчиков и мужчин в спортивных секциях. Мужчины-родители считают, что посещение таких спортивных секций как футбол, борьба и волейбол оказывают огромное значение в формировании мужества. Мужчины отметили, что 75% мальчиков из неполных семей с интересом проявляли участие в футболе. Кроме того, мальчики увлеклись хоккеем, как мужским видом спорта. В ходе реализации всех мероприятий мужчинам удалось втянуть мальчиков в увлечение этой игрой. После реализации программы мужчины неоднократно беседовали с мальчиками о проведенных хоккейных играх Омским «Авангардом».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.