скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Есть матери, склонные быть постоянно связанными с ребенком, так как они ищут источник жизненной уверенности только в своем ребенке. Таким образом, на ребенка возлагается тяжелая миссия, которую он, конечно, не в состоянии полностью выполнить. Даже если ребенок старается быть для матери «всем», он не может постоянно находиться около нее, постепенно он будет отдаляться.

Каждому ребенку необходимо уяснить собственное «я», почувствовать, что он личность, которую принимают и признают окружающие. Для маленького ребенка окружающее общество – это его семья. Именно в ней уясняется «я» ребенка.

У ребенка, который живет только с матерью, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта. Когда из семьи уходит мужчина, мать вынуждена выполнять также и роль отца. У нее неизбежно должны возрасти интересы, увлечения, то есть она должна выполнять роль обоих родителей. А что, естественно, нелегко, и вряд ли такую задачу можно выполнить на сто процентов. Неизбежно ей приходится делать, думать и говорить то, что больше всего отвечает ее способностям, в чем она лучше всего чувствует свою уверенность.

Не всегда социальная роль отсутствующего в семье отца такова, что ребенок может получить от него какую-либо пользу. Наоборот, нередко эта роль является тормозом или препятствием для нормального развития личности ребенка. Что полезного может дать, например, отец-алкоголик, отец с грубыми, жестокими наклонностями.

Несмотря на то, что отсутствие в семье отца является (с точки зрения социальной подготовки ребенка) серьезным недостатком, иногда лучше, чтобы вообще не было родителя, чем иметь деформированный, отрицательный, отталкивающий пример.

Ограниченный круг основных социальных ролей, которые узнает ребенок в неполной семье, ведет еще к одной возможной опасности. То обстоятельство, что ребенок мало знакомится с социальным опытом людей, может отразиться на его развитии. Практически для него знакома одна социальная роль его матери. Здесь опять появляется угроза односторонности, недобрые плоды которой могут созреть значительно позже. В подобных случаях часто бывает так, что ребенок, до того времени образцово послушный, управляемый и полностью зависимый от своего воспитателя, вдруг начинает противиться той роли, которую ему создал его воспитатель, искать совершенно новые, свои пути. Но с самого начала жизни у этого ребенка не было социального опыта, поэтому он может быстро споткнуться, очутиться в затруднительном положении, встать на ложный путь. Такая опасность может грозить ребенку и из полной семьи, в которой очень долго относятся к нему как к малышу, в которой родители убеждены в безграничной покорности своего ребенка, считая, что они имеют полное и исключительное право на его судьбу [39, с. 80].

Если мать, одна воспитывающая ребенка, знает о существовании описанных выше опасностей, то, возможно, она сможет предотвратить серьезные отклонения в социальном и психическом развитии ребенка. В нормальных условиях, независимо от состава семьи, ребенок развивается довольно быстро, успешно общаясь с окружающими его людьми. У него достаточно энергии и целеустремленности, чтобы найти себе правильное применение и выйти на интересную жизненную дорогу.

Основы воспитания, а, следовательно, и основы личности формируются у человека в самом раннем детстве. Когда у ребенка есть достаточно возможностей познавать людей, мир, когда он постепенно обретает с помощью своих воспитателей благодарное чувство жизненной уверенности, то такому ребенку легче определить свое общественное положение, найти смысл жизни, преодолеть определенные препятствия. Если у ребенка заложена крепкая воспитательная основа, то он окажется в ситуации умеренного напряжения, в связи с этим его активность только повысится, а стремление к цели возрастет.

Необходимо также обратить внимания еще на один важный участок подготовки ребенка к жизни – учеба в школе. Положение ребенка, который живет только с матерью, в школьный период своей жизни можно охарактеризовать как определенную ситуацию, обычно складывающуюся в семье с единственным ребенком. Такая ситуация чаще всего сопровождается щепетильным воспитанием. У каждого воспитателя существуют свои идеалы. Обычное желание родителей состоит в том, чтобы их ребенок «дотянул» как можно выше и дальше, чем они сами. Однако в неполной семье матери порой не с кем поделиться своей ответственностью за будущее ребенка, обсудить свои цели и методы воспитания, некому подметить опасность, когда несбыточные мечты матери переходят через край.

Иногда одинокая мать хочет показать, что ей все под силу, что она докажет свои способности на воспитании ребенка. Тогда она стремится к тому, чтобы ее ребенок был во всем образцовым. В связи с этим он должен овладеть всем тем, что полезно: спортом, иностранными языками, игрой на рояле, изобразительным искусством и т.д. В такой ситуации мать очень легко выходит из роли защитника и спутника жизни, а оказывается в роли домашнего надзирателя. В большинстве случаев результатом бывает горькое разочарование, так как обычно ребенок противится чрезмерному образовательному и воспитательному давлению. Иногда он становится пассивен («Делайте со мной что хотите, я этому все равно не научусь») или начинает «бунтовать» с помощью решительного отпора. Некоторые дети переходят в поиск какого-либо компенсированного удовлетворения собственной фантазии, например, включаются в жизнь нежелательной детской компании [39, с. 81 82].

Когда речь идет о единственном ребенке одинокой матери, то к этим рассуждениям почти всегда присоединяется тревога, которую, наверное, невозможно устранить: вдруг с ним что-то случится? Во многих случаях эта тревога делает все воспитание крайне противоречивым. Ребенок, у которого много домашних уроков и заданий, даже в свободную минуту не может досыта поиграть, чтобы набраться новых сил, так как его преследуют слова матери: «А вдруг с ним что-то случится? Мой ребенок – это единственное, что у меня есть в жизни». Замкнутый круг тревог, опасений с годами растет, причем результаты для ребенка оказываются весьма печальными, так как он в основном занят только самообороной, не имея возможности полностью проявить свои способности в труде и учебе. Он не занимается на уровне своих способностей, поэтому среди остальных детей чувствует себя неуверенным и даже обиженным.

На наш взгляд, есть единственный выход из подобного тупика: одинокая мать должна вооружиться против недоброжелательной критики и не обращать внимания на «микроскоп», через который некоторые малокультурные люди ведут наблюдения за ее поступками. Она должна держать себя естественно, разумно, с уверенностью, в границах своих возможностей и способности и, безусловно, с надлежащим доверием к возможностям и способностям своего ребенка. Необходимо уяснить себе: нельзя каждого ребенка научить всему, причем так, чтобы он достиг самых высоких показателей и при этом был образцового поведения. Однако в силах родителей сделать своих детей счастливыми. Это не означает нежно баловать ребенка, расслабляя его организм и мышление. Ребенку нужно умелое руководство, которое придает ему здоровую уверенность в себе, а главное – ему необходимо сознание, что мать его понимает, поэтому всегда даст правильный совет, а если надо, и поможет. Существует, однако, и противоположная ситуация: ребенок одинокой матери запущен, отстал в учебе, оставлен без надзора и руководства. Скорее всего, это так называемые «социальные случаи», когда воспитатель недостаточно интеллигентен, морально безответствен, зато обладает избытком поверхностных, примитивных жизненных интересов, удовлетворению которых мешает ребенок. В некоторых случаях такое положение объясняется состоянием, выходящим за границы нормальной психики, поэтому ребенок должен быть изъят из такого окружения, чтобы его развитию не был причинен большой ущерб.

Однако в жизни можно встретиться и с такими семьями, в которых запущенность ребенка является результатом завуалированного недоброжелательного отношения одинокой матери к ребенку, который остался с ней как бы в качестве напоминания о ее жизненном разочаровании и неудачах в личной жизни. Недружелюбное отношение матери иногда может быть замаскировано даже чрезмерным стремлением «помочь ребенку», например поисками для него места в больнице при каждом обычном заболевании или стремлением сдать его в школу-интернат, объясняя все свои действия желанием как можно быстрее предоставить ему «самостоятельность». Совершенно ясно, что такое «воспитание» может очень плохо повлиять на развитие характера ребенка.

Отсутствие отца, безотцовщина – понятие не столько демографическое, сколько психологическое, нравственное. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. А у нее, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына.

Обычные беседы с подобными одинокими матерями в основном не приносят результатов. Исправить положение в таких семьях и помочь ребенку могут в первую очередь усилия общественных организаций, учреждений, а также работа социального педагога.

1.3 Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Рассмотрим последовательно каждую из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры матери.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с ребенком; применение физических наказаний и др.

Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения матери по следующему кругу вопросов: роль матери в формировании у ребенка адекватного поведения в отношении к сверстникам; воспитание ребенка в семье с учетом пола и возраста; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей; организация режима труда, учебы, отдыха и досуга ребенка в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей; развитие представлений об общении в детском возрасте. Наряду с передачей матери такого рода знаний, социальный педагог может организовать практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус [58, с. 178].

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с матерью – путем ее консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает мать возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.

Содержание сферы долга раскрывается через ответственность мать и ребенка за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение.

Если мать не добивается позитивного результата в воспитании, то в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные. Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог должен показать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.

Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Социальный педагог также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальные педагоги через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания [58, с. 179].

Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи. Существующие проблемы в семье могут быть связаны с неправильно выбранными тактиками семейного воспитания. Тогда социальный педагог помогает осознать особенности таких негативных тактик, как «диктат», «опека», «конфронтация», «мирное сосуществование», и помочь овладеть позитивной тактикой семейного воспитания, так называемой «тактикой сотрудничества».

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента; социально-психологическую поддержку и коррекцию [58, с. 179].

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести в достоинства, нарушение доверия. Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование [58, с. 180].

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам с использованием мужским видов работы, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению мужской домашней работы, «клубов знакомств», летнего отдыха и другое. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.