скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Общая характеристика проблемы оценки и оценочной функции психики в различных науках и в психологии

3. Проблема оценки и оценочной функции в общей психологии

Для современного этапа психологии характерна тенденция к пересмотру многих устоявшихся понятий, введению новых категорий, переделу границ между традиционными сферами исследований, появлению новых разделов и целых психологических дисциплин. Причем, если прежде общая психология как наука, от которой постепенно «отпочковывались» новые дисциплины, была основным источником и генератором идей в них, то в последние годы ситуация изменилась. Новые дисциплины, возникнув на стыке с более развитыми науками, усваивали при этого и новые понятия, и новые подходы, и вообще «методологическую культуру» исследования. Кроме того, они, являясь реакцией на запросы практики, испытывали и испытывают более близкую и непосредственную стимуляцию со стороны этой практики и нередко обгоняют процесс образования новых представлений и концептов в общей психологии. Теперь уже специальные дисциплины настойчиво побуждают общую психологию к пересмотру «таких знакомых» и «удобных» представлений и теорий, ибо испытывают необходимость в теоретическом обосновании «забежавших вперед» экспериментальных исследований.

Нечто подобное произошло и в отношении проблемы оценки.

Хорошо известное с детства любому человеку слово «оценка», ассоциирующее со школой, учителем, уроком, а у психологов, кроме того, и с традиционными исследованиями в педагогической и детской психологии, так как до последнего времени оценка фигурировала в общей психологии не как самостоятельная проблема, связанная с изучением сложного психического явления, а, в лучшем случае как частный психический феномен, вдруг стала приобретать совершенно новое звучание.

Оценка и связанные с ней явления заняли заметное место в исследованиях по социальной и педагогической психологии, теории личности, теории саморегуляции деятельности. В этих и других дисциплинах представления об оценке не всегда сразу назывались своим именем и не всегда представления о ней явно привлекались для объяснения таких явлений и концептов, как аттитьюд, самоконтроль, личностный смысл, личностный конструкт, валентность, значимость, ценностные ориентации и т.д. Однако на поверку оценка оказалась понятием, если не тождественным, то необходимым для их интерпретации. Для подтверждения сказанного приведем только один из многих конкретных случаев. Так, после длительного периода исследования социальной установки и (или) аттитьюда они все чаще стали прямо называться «оценкой ценностей» [ 206, с. 178 ], «оценочным суждением» [ 285, с. 70 ], «осознанными оценками» [ 188, с. 113].

Перемещение в специальных дисциплинах таких явлений, как потребность, отношение, атрибуция, ценность, оценка, с периферии научных интересов в «фовеальную зону» связано с общим движением психологической науки от изучения абстрактного «гноселогического» или «совокупного» субъекта, действующего по научным законам в соответствии с учебниковой логикой, к изучению реального субъекта, «живого человека», в действиях которого наряду с рациональным обнаруживается иррациональное, алогичное, субъективное. В связи с этим стало ясно, что коль скоро психология претендует на роль науки, способной решать практические задачи, она должна обладать знанием о «внутреннем бытии» человека, о формировании «нестрогих» представлений о мире («образ мира»), об объяснении причин поведения, об оценке своего состояния, действия, предметов, событий, других людей, отношений с ними и т.д.

Довольно интенсивное исследование некоторых видов оценок в различных специальных психологических дисциплинах (см. 1.2.) поставило общую психологию перед реальным фактом их значения для решения как теоретических, так и практических задач. Это в свою очередь, с одной стороны, предъявляет требование к развитию общепсихологических представлений об оценке, опираясь на которые можно более обоснованно подходить к решению частных проблем, например, вопроса о предсказании поведения на основе знания аттитьюда, с другой стороны, открывает новые горизонты приложения таких представлений.

Анализ исследований самооценки (см.1.2 и 3.3) показал, что существуют серьезные затруднения в развитии этой проблемы именно теоретического плана, что нашло свое отражение в уникальной многозначности термина и противоречивости дефиниций понятия «самооценка», в нестрогой дифференциации способов, видов и уровней самооценивания. Общая методология науки говорит о том, что в подобных случаях необходимо выйти в более широкую концептуальную область, в пределах которой изучаемые вопросы являются частным проявлением общих закономерностей, т.е. и здесь нужно общепсихологическое решение проблемы оценки, а затем и самооценки.

Еще один пример. В различных психологических дисциплинах, изучая оценки разных видов, каждый раз формируются частные представления о «своих» основаниях для оценки: шкале, эталоне, критерии, стандарте, стереотипе, норме. Концептуально выделить, проанализировать все то общее, что их связывает и объединяет между собой, выработать обобщённые представления об этом психическом феномене, чтобы, исходя уже из них, решать аналогичные вопросы при изучении других видов оценок и произвести «перекрестную» проверку накопленных знаний о специфических оценочных эталонах, – все это является прямой обязанностью общепсихологического подхода и теории.

На сегодняшний день в общей психологии нет сколько-нибудь цельных представлений о природе, механизмах, функциях оценок, их месте в общей структуре психических явлений, как нет их собственной классификации и тем более нет представлений о целостной системе оценочных явлений. Ни в одном учебнике по общей психологии нет даже подпараграфа, посвященного оценке не только как системному явлению, но даже как одномерному процессу вербального выражения субъективного мнения. До последнего времени в общей психологии не было не только ни одной монографии, но даже статьи, прямо посвященной общепсихологическим вопросам оценки.

Надо сказать, что представители различных наук и специальных психологических дисциплин неоднократно предпринимали попытки, исходя из своей области исследования и изучаемого в ней одного из видов оценки, развить общие представления об оценивании и оценке. Среди таких попыток можно назвать работу логика А.А. Ивина [ 131 ], социальных психологов А.А. Кроника [ 156 ] и В.С. Магуна [ 188 ], педагога и педагогического психолога Ш.А. Амонашвили [ 6, 7 ]. Каждая из них содержит важную информацию и представляет значительный интерес для общей психологии. Однако из-за «привязанности» к своим частным видам оценки и влияния тяготеющих над ними «ведомственных интересов» они, на наш взгляд, не смогли выйти на необходимый уровень обобщения, а скорее всего, и не преследовали такой цели. Только по необходимости из-за отсутствия общепсихологических представлений они были вынуждены заняться самостоятельными изысканиями, чтобы иметь «оценочную макросистему» и уже в ней показать место и специфику оценок своего вида. Кроме того, проблема оценки не столь проста, чтобы ее можно было решить, как говорится «между делом». В философии, например, уже более ста лет предпринимаются попытки решить проблему «ценности—оценки», но она до сих пор еще далека от своего разрешения [ 68, 117 ].

Все это говорит о значительной теоретической значимости развития общепсихологических представлений об оценке и об оценочной функции психики для решения специфических вопросов в различных психологических дисциплинах.

Анализ литературы (см. 1.1 и 1.2) показал, что сведения об исследовании некоторых аспектов проблемы в различных науках наглядно демонстрируют, что изучение проблемы оценки далеко выходит за рамки как общей психологии, так и специальных психологических дисциплин, а термин «оценка» вообще является общенаучным. В качестве предмета специального научного анализа оценка, кроме психологии и философии, выступает в педагогике, экономике, метрологии, медицине, социологии, юриспруденции. В некоторых из них оценочная проблематика существует более века и содержит важные сведения и для психологического анализа проблемы.

Сам по себе факт, что оценка является предметом, хотя и частного и ограниченного, но специального анализа как в довольно отдаленных, так и в непосредственно связанных с психологией науках, говорит о многом: во-первых о неординарности и значимости для науки проблемы оценки; во-вторых, об уникальной многогранности и широком распространении феномена оценки в различных сферах деятельности человека и общества; в-третьих, о возможности широкого практического приложения общепсихологических разработок либо непосредственно, либо через посредство специальных психологических дисциплин.

Кроме того, говоря о практическом значении изучения проблемы оценки следует указать еще на два важнейших момента: на ее методическое значение для самой психологии и особую прикладную значимость.

1. Прикладная значимость развития психологических представлений связана с особой ролью оценочных действий в некоторых видах профессиональной деятельности. В данном случае имеются в виду не те оценочные и самооценочные процессы, которые участвуют в саморегуляции любой деятельности и активности любого человека и о которых речь шла выше (см. 1.2.), а имеются в виду оценки как действия со специальной сознательной целью «оценить», которые человек совершает в процессе профессиональной деятельности. Известно, что подобные оценки играют важную роль и занимают значительную часть основного времени в работе учителя, администратора, врача, судьи и т.д. Более того, существуют профессии, основное содержание которых заключается в «производстве оценок». т.е. основным или даже единственным продуктом действий работника в них являются оценки. В первую очередь – это эксперты в сфере производства, экономики, судьи в спорте, юристы, операторы-диспетчеры, дегустаторы, работники ОТК и т.д. В последнее время обнаруживается тенденция к росту их численного состава и увеличению областей их применения*.

На существование профессиональных видов оценочной деятельности обратили внимание еще А.М. Матюшкин и М.П. Егоров. В своей статье они отмечают, что «самостоятельное значение оценочная функция приобретает в связи с проблемой принятия решений, основанных на методах экспертной оценки, в сложных системах «человек—машина» [200, с.61].

Сегодня особое значение, на наш взгляд, приобретает тот факт, что в современных радиоэлектронных «системах обнаружения» все большая роль начинает отводиться не оператору-слежения, а оператору-эксперту, который принимает решения [ 201 ]. В свое время появление особой профессии оператора с основной функцией обнаружения сигнала на экране радиолокационного устройства стимулировало развитие психофизики во много раз сильнее, чем обычные научные интересы. В итоге это привело к тому, что психофизика на сегодняшний день является, пожалуй, самой тщательно изученной областью психологии. В данном случае возникновение целой сети сложных профессий с основной функцией оценки также, по всей видимости, послужит сильным дополнительным стимулом тщательной разработки научных представлений об оценочной функции психики человека, потому что конкретные запросы практики всегда были «локомотивами» научного познания.

Кроме того, возникает проблема обучения адекватному оцениванию. До сих пор несмотря на то, что, например, в деятельности учителя оценка является важнейшим фактором управления процессом обучения и воспитания, а также средством стимуляции его активности, в педагогических вузах еще не приступили к целенаправленному обучению будущих учителей «технике оценивания». Это тем более важно, что учитель не только сам должен владеть адекватными приемами оценивания, но должен научить этому детей. Развитие оценочной функции психики ребенка в основном происходит стихийно. Однако в слишком многих и жизненных, и официальных, и производственных ситуациях человеку нужно не только что-то быстро и адекватно опознать, понять, запомнить, но и оценить: предмет, человека, поступок, результат деятельности, политическое событие, идеологический трюк и т.д. От этого будет зависеть адекватность его поведения, эффективность саморегуляции, процесс самовоспитания. Поэтому пускать на «самотек» формирование оценочной функции профессионала, да и любого человека по-видимому, нельзя.

Не так давно появились специальные работы по «экспертной оценке успешности деятельности» рабочих и инженеров [ 126 ] и качества промышленных товаров [ 144 ].

Надо сказать, что в этом плане существуют положительные примеры. Проводятся исследования и экспериментальное обучение, в котором большую роль отводят овладению оценочными действиями в процессе обучения [ 124 ]. Особенно интересны в этом смысле предложения Ш.А. Амонашвили о разработке «системы обучения и воспитания на содержательно-оценочной основе», в которой заметное место отводится «формированию умений содержательной оценки у школьников» [ 6, c. 175, 210 ].

Сходная проблема обучения «технике оценивания», но уже ее специфическому виду «метрологической» оценке существует в промышленности. Дальнейшее повышение качества промышленных изделий связано со значительным улучшением «обучения работников отделов технического контроля, которые оценивают качество продукции, в особенности обучения их психометрическим методам оценки» [ 144, с. 102 ].

2. Особое методическое значение изучения проблемы оценки для самой психологии связано с тем, что большинство методов исследования, широко используемых в самых различных психологических дисциплинах, основано на выявлении оценок субъекта. Это – известные всем опросники, шкалы аттитьюдов и «мнений», шкалы самооценки состояния и свойств личности, оценочные методы, применяемые в психофизике, и т.д. [ 13, 14, 144 ]. Особенно широко распространено использование оценок в социологических и социально-психологических исследованиях.

При специальном изучении «метрологического» аспекта проблемы оценки выявлены различные эффекты, систематически влияющие на результаты исследований, в которых использовались «оценочные методы». Так, на оценки испытуемых оказывают влияние центральные и краевые оценочные тенденции, установки, ошибки по контрасту, эффект ореола и т.д. «Здесь важно подчеркнуть, – пишет Б.3. Докторов, – что речь идет не о преднамеренном желании опрашиваемого замаскировать свои реакции, а о различии субъективного восприятия объективных явлений и умений перевести это восприятие на язык социологической метрики» [ 116, с. 60-61 ]. То же самое можно сказать по поводу оценок объектов, явлений, событий, состояний и т.д. при психологических исследованиях. При этом необходимо учитывать дополнительную специфику: зависимость оценок от качества эталонов, усвоения норм, выработки критериев, программ, а также зависимость оценок от актуализации потребности (специфической и неспецифической), участвующей в образовании конкретного оценочного отношения. Более того, кроме, так сказать, общечеловеческих оценочных эффектах, при индивидуальной диагностике с помощью оценочных методов желательно знать метрику субъективного оценочного «пространства», т.е. индивидуальные особенности оценочной функции человека, его «оценочный стиль» [ 51 ].

Понятно, что решение всех этих методических вопросов в значительной степени зависит от уровня развития общепсихологических представлений об оценке и оценочной функции человека.

Таким образом, представленные выше данные о теоретической и практической значимости проблемы убедительно свидетельствуют как об актуальности исследования оценки и оценочной функции, так и о необходимости проведения общепсихологического анализа проблемы. На наш взгляд, до тех пор, пока эта проблема не будет осознана и поставлена в психологии как самостоятельная и именно как общепсихологическая, до тех пор будет наблюдаться ограниченность и «ведомственность» в подходе к ее решению, диктуемые интересами той или иной психологической дисциплины или же непсихологической науки.

При постановке проблемы оценки как самостоятельной общепсихологической проблемы первой и важнейшей задачей являются выяснение и обоснование сущности оценки как психического явления. «Пропустить» этот этап при изучении оценки нельзя, так как он является фундаментом всех последующих концептуальных построений. Подобное обоснование необходимо первоначально осуществить на философском уровне, учитывая как противоречивость и неоднозначность существующих философских решений, так и неопределенность и неустойчивость психологических представлений об оценке (см.1.2. и 2.1.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.