скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Модель рыночной экономики Кейнса

Далее эти 800 единиц опять попадают в банк, процесс возобновляется: 20%, то есть 160 единиц, банк 2 оставляет в резервах, а остальные 640 использует для выдачи кредитов, увеличивая предложение денег ещё на 640 единиц. Третий банк, куда могут попасть эти деньги, добавит ещ 512 и так далее.

Если процесс продлится до использования последней денежной единицы, то количество денег в системе можно будет определить следующим образом:

Первоначальный вклад

Ссуда 1-го банка (дополнительное предложение денег)

ссуда 2-го банка

ссуда 3-го банка                         

Суммарное предложение денег равно:

В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:

                                                                               (3.5)

где  - предложение денег;  - норма банковских резервов;  - первоначальный вклад.

Коэффициент  называется банковским мультипликатором, или мультипликатором денежной экспансии.

Более общая модель предложения денег строится с учетом роли Центрального банка, а также с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Она включает ряд новых переменных.

Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) - это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег.

                                                                           (3.6)

где  - денежная база;  - наличность;  - резервы.

                                                                            (3.7)

где  - предложение денег;  - наличность;  - депозиты до востребования.

Денежный мультипликатор  - это отношение предложения денег к денежной базе:

                                                         (3.8)

                                                                   (3.9)

Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на  (депозиты) и получим:

                                                                            (3.10)


где , .

Величина cr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение  зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком, и от величины обязательных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег можно представить как

                                                                   (3.11)

Таким образом, предложение денег напрямую зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора (или мультипликатора денежной базы). Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.

Центральный банк может контролировать предложение денег, прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложении денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

- первоначально модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

- последующие изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков.

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную массу, либо на мультипликатор.

Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1)         изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

2)         изменение нормы обязательных резервов;

3)         операции на открытом рынке.

Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а следовательно, денежной базы.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:

1)         коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов, что влияет на отношение rr и, соответственно, на мультипликатор;

2)         Центральный банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;

3)         величина cr определяется поведением населения и другими причинами, не всегда связанными с действиями Центрального банка.

Равновесие на денежном рынке

Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег. Вначале для простоты можно предположить, что предложение денег контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне . Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо для краткосрочной модели. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне .

Спрос на деньги рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные ставки процента равны). В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению.

Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки. Так, если она слишком высока, то предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады и т.п. Высокая процентная ставка, как уже говорилось, соответствует низкой форме облигаций, поэтому будет выгодно скупать дешевые облигации в расчете на доход от повышения их курса в будущем, вследствие снижения r. Банки и другие финансовые учреждения в условиях превышения предложения денег над спросом начнут снижать процентные ставки. Постепенно через изменения экономическими агентами структуры своих активов и понижение банками своих процентных ставок равновесие на рынке восстановится. При низкой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении.

Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения денег.

Так, изменение уровня дохода, например его увеличение, повышает спрос на деньги и ставку процента. Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки.

Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может успешно работать в сложившейся рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, с устоявшимися поведенческими связями - типичной реакцией экономических агентов на изменение тех или иных переменных, скажем, ставки процента.

Ситуация усложняется в переходных экономиках, где все перечисленные условия ещё не сформировались, а регулирование государством денежного предложения связано не столько с поддержанием равновесия денежного рынка, сколько с решением других задач экономической политики. Часто жесткое ограничение предложения денег в ходе антиинфляционных мероприятий ведет к значительному превышению спроса на деньги над их предложением, сокращению денежных активов экономических агентов, росту неплатежей и бартерных сделок, что отнюдь не способствует общей экономической стабилизации и формированию здорового денежного рынка. Проблема равновесия на денежном рынке в переходных экономиках решается обычно вместе с проблемами бюджетной стабильности, нормализацией финансового положения экономических агентов, укреплением внутренней валюты и др.

Из вышеизложенного следует, что денежный рынок соединяет спрос и предложение денег. Равновесие на рынке означает, что спрос на деньги равен их предложению.

3.2 Рынок товаров

Спрос и факторы, его определяющие

Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.

Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды.

Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в отношении какой-то отрасли экономики. Практика показывает наличие значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовлетворения запросов потребителей. Все виды продукции обладают различной степенью взаимозаменяемости.

Комбинированная продукция отрасли может рассматриваться как товар или благо. Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной отрасли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что товары удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от одного продукта к другому. Следовательно, механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.

Индивидуальный и совокупный рыночный спрос на товар

Рис. 3.1 Кривая спроса

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене 30 за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15 - 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (рис. 3.1).

Анализируя полученный график, легко заметить, что между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции  на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде , где  - величина спроса,  - цена.

Однако спрос - величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в «движении» по кривой спроса вниз или вверх (рис. 3.1). Изменение же спроса выражается в «движении» кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (рис. 3.2).

Рис. 3.2 Движение кривой спроса

Представленная функция носит название функции спроса - функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него рыночных факторов.

Выше определено влияние ценового фактора. Однако на спрос оказывают влияние и иные факторы:

- величина и динамика изменения дохода потребителя;

- изменение вкусов и предпочтений;

- размер рынка;

- ценовые и дефицитные ожидания;

- наличие товаров-субститутов и др.

Спрос является функцией всех этих факторов: .

Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево. Так, изменение денежных доходов потребителей предполагает сдвиг кривой в положение  (в случае их увеличения) и в положение  (в случае их снижения).

Эластичность спроса

Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их цены. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса. А.Маршалл, развивший эту тему, писал в своих «Принципах экономической науки», что «эластичность может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном снижении цен и в большей или меньшей степени падает при данном повышении цен».

Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.

                                                                               (3.12)

где  - эластичность спроса по цене;  - изменение объема спроса, %;  - изменение цены, %.

Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.

Если, например, повышению цены на 1% соответствует снижение спроса более, чем на 1%, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1% соответствует понижение спроса на 1%, то спрос нейтрален (коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1% влечет за собой понижение спроса менее, чем на 1%, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1). Существуют различные варианты проявления эластичности (рис. 3.3).

Знак эластичности будет отрицательным, когда цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях.

Рис. 3.3 Графики эластичности спроса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.