Дипломная работа: Менеджмент
- о вложении денег в ценные бумаги (3);
- о расчете с банком за полученный кредит (4).
Представим в виде схемы распределение функциональных обязанностей:
Рис. 7. Распределение функциональных обязанностей
На примере финансово-экономического директора построим рациональную схему выполнения функциональных обязанностей с учетом перераспределения функций внутри структурного подразделения:
Условные обозначения:
+,- вычислительные и расчетные операции;
Д – подготовка документации;
С – участие в совещаниях с совещательных голосом;
П – подписание документов;
ٱ -непосредственное исполнение операции;
И – инструктаж, консультации, помощь в исполнении операций.
Таблица 8
Функции управления | Подфункции управления | Финансово-экономический директор |
1. Планирование |
- прогнозирование - определение целей - выбор стратегии - разработка программы - составление бюджета - разработка политики и процедур |
+,- Д ٱ С С +,- СП +,- СДП СП |
2. Организация |
- разработка организационной структуры - передача полномочий - определение и создание благоприятных отношений |
ДС - Сٱ |
3. Управление |
- разработка принятия решений - определение коммуникаций - подбор кадров - обучение персонала |
С С С И |
Оценка уровня организации системы управления структурным подразделением:
1. Коэффициент качества выполнения управленческих функций
1.
2. Коэффициент использования технических средств управления при выполнении функции
К 1 = Тф / Тр = 723 / 744 = 0,97
3. Коэффициент организации рабочих мест исполнителей функции
К 2 = Км.п. / Ко = 1,6
4. Коэффициент регламентации функций управления
К 3 = Кр / Ко = 0,26
5. . Коэффициент дублирования функций управления
К 4 = Кд / Ко = 0,4
6. Коэффициент ритмичности аппарата управления
Кр.у. = 1 – П1 / П2 = 1 6 / 9 = 0,4
7. Коэффициент охвата функций управления автоматизацией
Кфа = Nза / Nа = 2,3
8. Коэффициент, характеризующий степень полноты реализации принимаемых решений
К с.р.= К1 / К2 = 1
Показатели выполнения должностных обязанностей.
9. Коэффициент выполнения должностных обязанностей
К в.д.о. = Qф / Qз = 1
10. Коэффициенты оперативности работы
Ко.р. = Qс / Qф = 0,7
11. Коэффициент качества выполнения должностных обязанностей
Кк =1 – Р / Qф = 1 – 1 / 7 = 0,9
12. Общий коэффициент трудовой дисциплинированности
К т. д. =
Таблица 9
Показатели | Значения |
1 | 2 |
1. Тф – суммарное фактическое время использования технических средств управления в год, час | 2ч5м * 248 = 43400 мин |
2. Тр – суммарное расчетное время использования технических средств в год, час | 2ч * 248 = 44640 мин |
3. Км.п. – количество рабочих мест, отвечающих современным требованиям | 9 |
4. Ко – общее количество рабочих мест | 15 |
5. Кр – количество функций (процедур), обеспеченных регламентирующей документацией | 4 |
6. Ко – общее количество функций (процедур) | 5 |
7. Кд – количество функций (процедур), дублируемых подразделениями аппарата управления, излишних функций | 2 |
8. П1 – количество зафиксированных задержек выполнения управленческих функций (процедур) за анализируемый период | 6 |
9. П2 – количество своевременно выполненных функций (процедур) | 9 |
10. Nа – количество задач управления, которые могут быть автоматизированы | 4 |
11. Nза – количество задач управления решаемых автоматизированным способом фактически | 9 |
12. К1 – количество решений своевременно реализованных на предприятии за определенный период | 5 |
13. К2 – общее количество решений, намеченных для реализации за тот же период | 5 |
14. Qф – число фактически выполненных работ | 7 |
15. Qз – число запланированных работ | 7 |
16. Qс – число выполненных в срок | 5 |
17. Qф - // - | 7 |
18. Р – число рекламаций (жалоб), неверные работы | 1 |
8. Схема функциональных взаимосвязей подразделения
Таблица 10
Наименование функций подразделения | Функциональные подразделения и должностные лица | |||
Ген. директор | Директор по строительству | Экономический отдел | Бухгалтерия | |
Решения по экономическим вопросам: - финансирование строительства |
Р | П | О | С |
- инвестиции в ценные бумаги | С | - | Р | П |
- расчеты с кредиторами | С | - | Р | Р |
О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение и подготавливает окончательный документ;
П – представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
Р – принимает решения, утверждает, подписывает документ;
С – согласовывает подготовительный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функций.
9.Информационная система структурного подразделения
Таблица 11
Документооборот руководителя структурного подразделения
Функции руководителя | Получает документацию | Разрабатывает документацию | Представляет документацию | Примечания |
1. Разработка плановых заданий | Х | |||
2. Контроль финансово-экономической отчетности | Х | |||
3. Документация по вложению и привлечению инвестиций | Х | |||
4. Документация о прибылях и убытках | Х | Х | ||
5. документация по налоговым отчислениям | Х | |||
6. Прочие документы | Х | Х | Х | По необхо-димос-ти |
Уровень делопроизводства определяется по формуле:
К о.д.= (К1 + К2 + К3) / 3=(0,85 + 0,85 + 1) / 3 = 0,9
Уровень оперативности работы с документами:
К1 = Д1 / Д2 = 12 / 14 = 0,85
Д1 – количество входящих документов и других источников информации, своевременно и правильно переданных для исполнения;
Д2 – общее количество входящих документов и других источников информации.
Уровень оперативности размножения документов
К2 = Д3 / Д4 = 17 / 20 = 0,85
Д3 - количество документов и других источников информации, своевременно размноженных;
Д4 - общее количество документов и других источников информации, представленных для размножения;
Уровень оперативности работы с письмами:
К3 = Д5 / Д6 = 21 / 21 = 1
Д5 – количество писем, своевременно дошедших до адресата;
Д6 – общее количество оперативных писем.
На основании анализа документооборота, можно сделать вывод о высоком уровне делопроизводства в структурном подразделении.
Основными дублирующимися функциями по разработке типовых документов, касающихся руководителя структурного подразделения сравнительно немного. Однако во избежания рутинной работы, есть необходимость по внедрению типовых бланков основных распоряжений, приказов и запросов.
Также возможно оформление прочих, проходящих документов минуя руководителя, не касающихся его компетенции.
10. Регламенты управления
Таблица 12
№ п/п | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | 2 | 3 |
1. | Общая часть | 1. Финансово-экономическая деятельность, деятельность бухгалтерии. |
2. Финансовому экономическому директору подчиняется: архивариус; начальник отдела экономики; главный бухгалтер. Начальнику отдела экономики подчиняется: экономист по производству и ценным бумагам, экономист по труду. Главному бухгалтеру подчиняется: аудитор-методист, финансист, бухгалтер по банковским операциям, бухгалтер по расчетам зарплаты, бухгалтер материального стола, бухгалтер розничной торговли, бухгалтер по реализации, бухгалтер по производству, бухгалтер-кассир. Архивариус - организует хранение и обеспечивает сохранности документальных материалов поступивших в архив. Экономист - выполняет научно-воспитательную работу при проведении исследований или разработок в соответствии с методическими нормами и программами. Бухгалтер-экономист осуществляет учет денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах розничных операций. |
||
3. Порядок создания, реорганизации подразделения и ликвидации, устанавливается в соответствии с Уставом ОАО «Амур-Пиво». | ||
4. Численно-профессиональный состав подразделения составляет 15 человек, в свою очередь соответствует штатному расписанию. | ||
5. Финансово-экономический директор напрямую подчиняется генеральному директору. Должностные обязанности – выполняет работу по осуществлению финансовой деятельности предприятия. |
||
6. Определяется положениями должностной инструкции, распоряжениями утвержденными генеральным директором. | ||
2. | Функции и задачи | 1. Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии финансового развития |
2. Исследование финансового потенциала предприятия и перспективных резервов | ||
3. Организация финансового обслуживания предприятия | ||
4. Своевременная подготовка и заключение финансовой отчетности | ||
3. | Права | 1. Требовать от подразделений предприятия представления материалов (планов, отчетов, справок), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела |
2. Приостанавливать действия распоряжений и указаний руководителей цехов, отделов и служб, противоречащих законодательствам, инструкциям и положениям по финансовым вопросам | ||
3. Проводить обследование подразделений предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела | ||
4. Прочие вопросы, входящие в компетенцию отдела, определяемых Положением об отделе | ||
4. | Ответствен-ность | Все работники подразделения несут дифференцированную ответственность - основной вид ответственности (административный) в соответствии с Гражданским кодексом РФ (включая уголовную ответственность), КЗоТ РФ, Устав предприятия (статьи «Ответственность») |
5. | Поощрения | 1. Экономически обоснованное увеличение и разумное применение прибыли. Оформление отчетности без задержки, в установленные сроки и ранее. |
2. Премии (100% и более) от заработной платы. Торжественные награждения грамотами, занесение благодарности в трудовую книжку |
Таблица 13
Элементы должностной инструкции
№ | Элементы должностной инструкции | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Заголовок | Финансово-экономический директор финансово-экономического отдела |
Продолжение таблицы 13
1 | 2 | 3 |
2 | Основные положения |
Выполняет работу по осуществлению финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий производственного плана, формирование и распределение доходов и накоплений и т. д. Законодательные и нормативные правовые акты, руководящие и методические материалы по организации финансовой работы и т. д. Высшее профессиональное образование (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по финансовой работе не менее трех лет Порядок занятия, освобождения и замещения должности оговаривается Положением о предприятии и его отделах Режимы труда и отдыха, 8-часовой рабочий день, 1 час перерыв на обед, отпуск и дополнительный отпуск в соответствии с коллективным договором Форма оплаты труда: оклад + премия, (формы индивидуального поощрения) |
3 | Должностные обязанности |
1. Определяет размеры доходов и расходов 2. Участвует в подготовке планов производства 3. Составляет проекты планов по прибыли от реализации выпускаемой продукции. 4. Анализирует исполнение смет, оперативную и бухгалтерскую отчетность по финансовой деятельности. 5. Осуществляет контроль за выполнением финансовых показателей, кассовая дисциплина, расчеты с поставщиками (заказчиками), отчисления в бюджет, соблюдение режима экономии. |
4. | Права |
Оформляет проводку извещений банка; утверждение нормативов оборотных средств; взыскание просрочки оплаты счетов платежных требований. Контролирует финансово-экономические вопросы, дает распоряжения экономисту и главному бухгалтеру. |
5. | Ответственность | Положение ответственности состоит в должностной инструкции (административная и далее в установленном законом порядке). Формируется об ответственности составления финансовых отчетов, а также решений в рамках своей компетенции |
6 | Основные взаимосвязи | Сверху – генеральный директор, снизу – начальник отдела экономики, главный бухгалтер |
7 | Дополнения и изменения | - / - |
11. Оценить уровень организации системы управления структурным подразделением
Уровень организации системы управления:
Косу =
Полученный коэффициент характеризует уровень организации системы управления по общему итогу как «хороший», однако его незначительное отклонение, говорит о недоработках в некоторых областях управления – организационной структуры и уровня информационного управления. Также эти отклонения характеризуют и недостатки в общей системе управления предприятием.
Построение системы управления на предприятии представляет собой итерационный процесс, то есть процесс нескольких приближений с анализом обратных связей для достижения поставленных целей с нужной точностью. Следует более внимательное отношение уделять результатам формирования рациональной организационно-штатной структуры и организационной структуры управления разрабатывается состав и содержание документов управления и организационно-техническая система управления ее структуры.
В состав документов управления следует включать:
- Положения по структурным подразделениям,
- Положения по регламентации основных, наиболее важных видов деятельности предприятия, отдельных функций или операций,
- Планирующие документы,
- Типовые документы оперативного управления - сводки, формы отчетности, заявки и т. д.,
- Должностные инструкции.
Организационно-техническая структура.
Последующие этапы разработки системы управления связаны с технической реализацией организационных решений.
Алгоритм разработки организационно-технической структуры системы управления.
Применение данного алгоритма позволяет повысить эффективность управления, так как не выделяет каждый этап отдельно, а показывает их рациональное взаимодействие и координация.
Следует учитывать, что автоматизация управления предприятием будет зависеть от организационной структуры управления, так и организационная структура управления будет зависеть от характера, объема, содержания, задач (функций) управления.
Заключение
Целью курсовой работы был анализ системы управления предприятием и пути ее совершенствования.
В ходе работы был изучен теоретический вопрос организационные структуры управлением предприятием в условиях рыночной экономики.
Данный вопрос сегодня в рыночных условиях приобретает особую значимость в связи с множеством переменных воздействующих на бизнес, требующим от менеджмента предприятия создания адекватных условиям и собственным ресурсам организационных структур предприятия.
В то время как задача претворения в жизнь стратегии стоит перед всеми подразделениями предприятия, менеджменту предстоит тщательно продумать организационный аспект. В данной работе "организационный аспект" рассматривался с точки зрения структуры.
Организационная структура - это целостная система специально разработанная таким образом, чтоб работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиваться поставленной цели.
Организации можно классифицировать по трем основным типам оргструктуры: линейно - функциональная; дивизиональная, матричная. Приведение структуры в соответствие с изменяющимися условиями является одной из важнейших задач управления. Организационные преобразования не осуществляются до тех пор, пока не появится твердая уверенность в том, что они необходимы и эффективны. Взаимосвязь стратегии и структуры лежит в основе всех реорганизаций. При осуществлении реорганизации необходимо использовать системный и комплексный подход.
Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на ее функционирование.
Предметом исследования данной работы была система управления ОАО "Амур - пиво". Данное предприятие является лидером по производству и реализации пива на рынке Хабаровского края.
Менеджмент предприятия определил миссию "Амур - пива" следующим образом: обеспечение конкурентоспособности продукции европейского качества. Обеспечение населения высококачественным доступным по цене продуктом на основе использования современных технологий и особенностей дальневосточных ингредиентов.
Предприятие находится на этапе зрелости, имеет функциональную структуру управления, рост производства и реализации продукции в 2,3 раза (99 - 97г.), рост доли рынка на 7%.
В ОАО "Амур - пиво" имеется тенденция роста числа сотрудников (237 чел.), основное увеличение происходит за счет вспомогательного персонала. Растет число сотрудников с высшим образованием, происходит омоложение персонала, основной кадровый состав представлен работниками до 40 лет, имеющих стаж работы до 10 лет.
Организационная структура обладает следующими преимуществами: простота, разделение труда, четкая иерархия, минимальная степень бюрократизма.
Коэффициент эффективности системы управления находится в диапазоне "средний - высокий". Коэффициент уровня организации системы управления характеризует систему по общему итогу как "хорошая".
В целях совершенствования системы управления предприятия целесообразно
- разработать корпоративную стратегию управления персоналом;
- детально разработать систему координации и взаимодействия служб и подразделений предприятия с позиции маркетинга как системы управления предприятием в рыночных условиях.
Библиографический список
1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Высшая школа, 1989. –256 с.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1996.– 374 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998. – 528 с.
4. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 1998. –189 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 763 с.
6. Грачев М.В. Капиталистическое управление. – М.: Экономика, 1991. – 264 с.
7. Грачев М.В. Суперкадры. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 378 с.
8. Как добиться успеха / Под. ред. И.П. Хруцкого. – М.: Республика, 1992. –480 с.
9. Козлова О.В. Основы научного управления производством. – М.: Высшая школа, 1980. – 522 с.
10. Комаров М.А. Менеджмент. –М.: ИНФРА-М, 1998. – 351 с.
11. Котлер Ф. Управление маркетингом – М.: Финансы и статистика, 1990. – 745 с.
12. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. – М.: Дело ЛТД, 1993. – 375 с.
13. Курс для высшего управленческого персонала / Под ред. Терещенко А.В. – М.: Высшая школа, 1970. 673 с.
14. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 336 с.
15. Семь нот менеджмента. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998. – 424 с.
16. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. – М.: Высшая школа, 1991. – 253 с.
17. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.
18. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. - М.: ИНФРА-М, 1992. – 454 с.
19. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 443 с.
20. Хоскинг А. Курс предпринимательства. – М.: Международные отношения, 1993. – 338 с.
21. Шамхалов Ф. Американский менеджмент. –М.: Наука, 1993. –345 с.
22. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: «Интел-Синтез», 1996. 305 с.