скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Любовь как философская категория

Рано или поздно, каждый человек делает свой жизненный выбор: разнообразие сексуальных связей, то есть разврат и похоть, как служение силам Зла и отказ от Счастья или Единолюбие реальной Любви, как служение силам Добра и возможность быть по-настоящему счастливым.

Примечания

1. Психоанализ

Эту концепцию называют ещё “фрейдизмом” по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). Именно им была создана первая всесторонняя теория личности. В дальнейшем сформировалось целое психологическое направление “психоанализ”. К этому направлению относятся теории Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и других, хотя каждый из них и внес свои новые и оригинальные идеи.

Работы З. Фрейда в свое время произвели настоящий переворот во взглядах на традиционную психологию сознания. Он уподобил психику айсбергу, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства – гигантскую преисподнюю незримых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками индивида. С этой точки зрения, психология, ограниченная анализом сознания, абсолютно не адекватна для понимания основополагающих мотивов человеческого поведения. Более сорока лет Фрейд исследовал бессознательное при помощи метода свободных ассоциаций и создал то, что в целом расценивается как первая всесторонняя теория личности.

Он применил топографическую модель психической жизни, выделив три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. В наш век всеобщей компьютеризации, при описании топографической модели психики, сама собой напрашивается аналогия с устройством персонального компьютера (ПК), поэтому, для большей наглядности, ниже основного текста мы будем указывать элементы ПК, соответствующие описываемым психологическим уровням.

1. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознаёт в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознаётся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Этому уровню соответствует объединение микропроцессора и оперативной памяти ПК. Микропроцессор является “мозгом” ПК и выполняет функции арифметическо-логического устройства и устройства управления. Он осуществляет выполнение программ, работающих на компьютере, и управляет работой остальных устройств ПК. Процессор берет программы и исходные данные для обработки из оперативной памяти, в неё же он записывает полученные результаты.

2. Область предсознательного (“доступной памяти”) включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться спонтанно или в результате минимального усилия.

Соответствует накопителям на жестких дисках (винчестерам), предназначенным для постоянного хранения информации, используемой при работе с ПК.

3. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые полностью недоступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.

Соответствует программному обеспечению ПК. Сам по себе компьютер не обладает знаниями ни в одной области своего применения, все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. Компьютер “сделал” означает, что на компьютере была выполнена программа, которая позволила выполнить соответствующее действие.

Помимо топографической модели психики, З. Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика личности человека состоит их трех структур, уровней: “ОНО”, Я” и “СВЕРХ-Я” (структурная модель психической жизни).

1. ОНО” – бессознательная часть психики, бурлящий котёл биологических врожденных инстинктивных влечений – агрессивных и сексуальных (биологический или материальный уровень).

2. Я” (ЭГО) – ответственно за принятие решений: анализирует, рассуждает, принимает решения (социальный уровень).

3. СВЕРХ-Я” – служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет функции критика, цензора, совести. (СУПЕРЭГО). Имеет две подсистемы: Совесть и Эго-идеал (онтологический или трансцендентный уровень).

Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать.

Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек.

СВЕРХ-Я формируется через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков (или Электры у девочек).

Суть этого комплекса заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. Ребенок преодолевает Эдипов комплекс (к 5-7 годам) и у него возникает “СВЕРХ-Я”, совесть.

Можно описать процесс формирования “СВЕРХ-Я” и без акцента на сексуальный фактор. “Моральный арбитр” развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что они считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал. Ребенок принимает моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляет чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием “СВЕРХ-Я” на место родительского контроля встает самоконтроль.

По теории Фрейда, на “Я” воздействуют три силы (три фактора влияния): “ОНО”, “СВЕРХ-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. “Я” старается установить гармонию между ними, подчиняясь принципу “реальности”.

Оно (биологический или материальный уровень) пытается завладеть всеми побуждениями и действиями человека и по своему существу аморально и иррационально. Бессознательное роднит психику человека с психикой животного, указывает на единство органической жизни и на животное начало в человеке. Его содержанием является стремление к самосохранению - родовому и индивидуальному. Оба этих стремления находят полноту своего выражения в сексуальном инстинкте (либидо), в котором совпадают стремление к продолжению рода и сильнейшее удовольствие. Поэтому первоначальный уровень психической жизни подчиняется принципу удовольствия.

Бессознательное настойчиво требует удовлетворения своих животных потребностей. Оно заставляет человека жить по законам алчности и вожделения, жадности и агрессивности, стремлений подчинить других и возвышаться над ними любыми способами - властью, богатством, насилием, обманом, клеветой.

СВЕРХ-Я (онтологический или трансцендентный уровень) наоборот, требует от человека жить по законам морали и нравственности. Активно противостоит бессознательному и подавляет его животные инстинкты. Если человек поддаётся своим низменным инстинктам, “СВЕРХ-Я наказывает его, заставляя испытывать “муки совести”. “СВЕРХ-Я” требует от человека постоянного совершенствования и развития, раскрытия самого лучшего в себе и постоянное стремление к этому лучшему.

Общество (социальный уровень) вносит в это противоборство свои коррективы. Ослабляя или усиливая ту или иную структуру.

Я (сознательная личность человека) воспринимает противоречивые воздействия этих трех составляющих и на основе принципа “реальности” формирует личность каждого конкретного человека. Я” преобразует энергию подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Этот процесс называется сублимацией. Если энергия "либидо" не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между СВЕРХ-Я и ОНО, усиленного или ослабленного воздействием общества, Я применяет средства психологической защиты: вытеснение желаний, отрицание, рационализация, инверсия или противодействие, проекция, замещение, изоляция и регрессия.

В предлагаемой З. Фрейдом модели психики личности, для нас особенно важно выделение такой структуры, как “СВЕРХ-Я”, ведь именно эта структура является (по Фрейду) источником нравственных стандартов и ценностей, а также совестью человека.

Недостатком же, является неубедительное обоснование источника возникновения самой структуры СВЕРХ-Я” через её формирование за счет преодоления Эдипова комплекса. Это преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека не приняли даже его последователи. Отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, они пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

2. Аналитическая психология

Автором аналитической психологии” и одним из основателей трансперсональной психологии является Карл Густав Юнг (1875-1961) – известный швейцарский психолог, психиатр и философ. В 1909 – 1913 гг. сотрудничал с З. Фрейдом. Наряду с З. Фрейдом, А. Адлером и другими Юнг является одним из основателей глубинной психологии. В своей теории бессознательного Юнг во многом продолжает линию Фрейда. Он разделяет и развивает общий фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе – многоуровневой и многополюсной. Но, он не соглашается с пансексуальной трактовкой либидо, утверждая – вопреки Фрейду, - что основой личности и источником её конфликтов является не половое влечение, а психическая энергия как таковая, т. е. любая потребность, а не только связанная непосредственно с соматической, телесной сферой. Он рассматривает психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними.

Вероятно, самая яркая отличительная черта его подхода к человеку заключается в том, что в нем сочетаются телеология и каузальность. Поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями и стремлениями (телеология). И прошлое, как актуальность, и будущее, как потенциальность, управляет поведением в настоящем. Взгляд Юнга проспективен в том смысле, что устремлен на будущее человеческого развития, и ретроспективен в том смысле, что принимает в расчет прошлое.

Перефразируя Юнга, "человек живет и целями, и причинами". Это настойчивое внимание к роли судьбы или цели человека явно отличает Юнга от Фрейда. Для Фрейда есть лишь бесконечное повторение инстинктуальных тем – до самой смерти. Для Юнга есть беспрерывное и часто творческое развитие, поиск целостности и завершенности, жажда возрождения. Индивидуальная личность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории. Человеческие существа в настоящем своем виде сформированы кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням человечества. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Человеческие существа рождаются, обладая многими предрасположенностями, переданными предками; эти предрасположенности управляют их поведением и отчасти определяют то, что они сознают, и на что будут реагировать в мире собственного опыта. Индивидуальная личность – результирующая взаимодействия внутренних и внешних сил.

Юнг, как никто из психологов, исследовал историю человечества, дабы узнать все, что возможно, о расовых корнях и эволюции личности. В поисках истоков развития личности он изучал мифологию, религию, древнюю символику, обычаи и верования первобытных народов, а также сновидения, видения, невротические симптомы, психотические галлюцинации и иллюзии. Его образованность и эрудиция – и в плане широты познаний, и в плане глубины понимания – остаются, по всей видимости, непревзойденными в современной психологии.

Одним из величайших открытий и для психологии, и для философии, и для всего мировоззрения в целом является открытие Юнгом более глубинного уровня бессознательного – “коллективного бессознательного”. Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей, общее для всего человечества. Оно образует всеобщее основание духовной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – есть предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны”. Юнг открыл функциональные единицы бессознательного – комплексы. Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

Ему удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал “архетипами”. Архетипы, с одной стороны, обуславливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой – обуславливают коллективные идеи, образы, теории человечества. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это нравственные, религиозные, философские, научные представления). Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Коллективное бессознательное – это духовное наследие всего, что было пережито человечеством, это общая душа, не имеющая временных пределов”, это фундамент индивидуальной психики.

В Коллективном бессознательном Юнга легко угадываются представления различных религий и духовных учений об Абсолюте, Мировом Разуме, Эйн-Соф, АУМ, Брахме, Дао, Ферхо, ИАО, Космическом Сознании.

Хочется еще раз, особо подчеркнуть, что коллективное бессознательное является ОБЩИМ для всего человечества, а каждая индивидуальная психика есть лишь “волна” на поверхности океана” коллективного бессознательного. Весьма значимым для нашей работы является и тот факт, что все сознательные и духовные феномены (нравственность, философия, религия, наука и т. п.) имеют своим источником Коллективное Бессознательное.

Коллективное Бессознательное – вот истинный источник психологической структуры “СВЕРХ-Я”, а, следовательно, истинный источник абсолютных нравственных ценностей и идеалов. Абсолютных, в том смысле, что они не зависят от конкретного уровня общественного развития, его социальной, этнической, классовой структуры и выступают таковыми везде и всегда, и останутся таковыми, даже если самому человечеству придет конец. Совершенно логична и компьютерная аналогия этой психологической структуре – всемирная информационная сеть – Internet.

3. Трансперсональная психология.

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации.

3.1. Основатель психосинтеза, итальянский психиатр Р. Ассаджиоли выделил в психологической структуре личности семь динамических составляющих:

Подпись: 1. Низшее бессознательное – управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами (подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания – бессознательное по Фрейду).
2. Среднее бессознательное – это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые  могут быть произвольно перенесены в поле сознания (предсознание по Фрейду).
3. Высшее бессознательное – эволюционное будущее человека, всё то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность.
4. Поле сознания – непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу (сознание по Фрейду).
5. Сознательное личное “Я” – центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом.
6. Высшее надличное истинное “Я” (или “СВОЁ”), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию; а личное сознательное “Я” лишь отражение “высшего Я”, его проекция на поле личности.
7. Коллективное бессознательное (по Юнгу).


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.