скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Казахстан. Модернизация проблемы и перспективы

Важной особенностью экономического курса РК является стремление ее руководства к сохранению общего экономичес­кого пространства со странами Содружества. Это желание чет­ко прослеживается на всех совещаниях глав государств и пра­вительств СНГ.

Все документы, представленные казахстанской стороной на этих совещаниях, говорят о стремлении к укреплению эконо­мических связей, созданию межгосударственных органов, коор­динирующих экономические действия Содружества. Не вина, а беда Казахстана, что эти предложения не всегда принимаются, прежде всего Российской Федерацией.

Таким образом, разработка стратегии реформ, постоянное обновление этих разработок действительно являются неоспо­римым обстоятельством, особенностью экономической поли­тики Казахстана. Другое дело, что не всегда намеченное выпол­няется и соответствует реальной практике. Хотя значительная часть задач, как мы отметили, уже решена.

Как уже отмечалось, присоединение Казахстана к ВТО может стимулировать создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития, привлечение иностранного предпринимательского капитала, а также повышение в перспективе конкурентоспособности и модернизацию[66] нашей экономики, улучшение структуры экспорта и импорта товаров и услуг. Однако это не придет автоматически. Нам надо учиться новым правилам игры, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Мы получим преимущества при вступлении в ВТО только при скорейшей реструктуризации промышленности и проведения правильной индустриальной, инвестиционной политики в рамках требований ВТО. Нам необходимо провести широкомасштабные мероприятия в области ликвидации белых пятен в проблемах присоединения Казахстана к ВТО на всех уровнях - предприятий, отраслей, ведомств и регионов. Несомненно одно, присоединение Казахстана к ВТО потребует от нас всех большой совместной, кропотливой работы.

Нынешнее Послание Президента народу Казахстана[67] охватывает самые животрепещущие актуальные проблемы современного казахстанского общества и основные направления его развития.

В Послании указаны пути решения узловых экономических и социальных проблем. А именно: обеспечение сбалансированности экономики, опережающее развитие перерабатывающей промышленности, высокотехнологических и наукоемких производств, производственной структуры агропромышленного сектора. Это верные направления укрепления нашей экономики и, соответственно, независимости Казахстана. Решительное изменение структуры производства в стране, пристальное внимание к решению задач по возрождению и развитию аула, поворот к его социально-экономическим проблемам.

Сегодня с уверенностью можем сказать, что Казахстан сумел решить задачу строительства самостоятельного, суверенного государства, избрал правильные векторы демократии и рыночных отношений, заложил фундаментальные базовые институты демократического государства. Мы сумели перейти от классовой политической культуры, идеологии противоборства к становлению гражданской демократической культуры.

В Послании Президента четко определены принципы и подходы к национальной модели модернизации Казахстана на ближайшую историческую перспективу. Важно отметить, что они Главой государства определены комплексно и системно.

Сегодня архиважной проблемой нашего общества является обеспечение социальной защиты населения, обеспечение достойного уровня жизни казахстанцев.

Разделы Послания, касающиеся социального блока развития нашего общества, нашли у всех самый благожелательный отклик. Повышение пенсии почти миллиону пенсионеров, увеличение размера минимальной заработной платы, рост заработной платы государственных служащих - все это новые меры по решению сложных социальных проблем.

Программа "Культурное наследие", вошедшая в Послание Президента, несомненно, послужит укреплению духовной консолидации, межнациональному согласию в полиэтническом и многоконфессиональном Казахстане. Это, в свою очередь, создаст здоровую атмосферу национального единства, будет способствовать усилению чувства патриотизма и безопасности государства.

Интегрирующей основой культур различных этнических групп страны должно стать овладение языком, культурой, традициями и обычаями государствообразующего казахского народа при обязательном обеспечении условий для развития языков, культуры всех этнических групп, проживающих в Казахстане.

Отрадно, что в Послании нашли свое отражение вопросы модернизации политической сферы, демократизации и повышения эффективности государственного управления. Здесь ключевой проблемой является необходимость совершенствования избирательной системы, главной чертой которой должны стать прозрачность и открытость избирательных процессов[68].

В Послании четко определены роль и место политических партий и неправительственных организаций в политическом устройстве республики. Своевременно предложение о проведении гражданского форума представителей общественных объединений, который станет еще одним шагом по дальнейшей демократизации общества.

Устанавливается, что только политические партии могут выдвигать своих кандидатов в представительные органы власти, при этом, важно, сохраняется институт самовыдвижения. Это, несомненно, не только повышает роль политических партий, но и накладывает на них большую ответственность.

Кроме того, в Послании Президента народу Казахстана четко обозначены акценты функционирования средств массовой информации, как на уровне требований сегодняшнего дня, так и будущего. При этом отмечена важность подготовки и принятия нового закона о СМИ.

Общество осознало, что проблемы коррупции невозможно решить только силами правоохранительных органов, поэтому содержащиеся в Послании[69] положения о процессе гуманизации в уголовной сфере, о совершенствовании деятельности судебных органов, о введении института присяжных и переходе к институту судебного санкционирования арестов, актуальны и своевременны

В совокупности указанные факторы и разработанные социальные программы приведут к улучшению демографической ситуации и к укреплению здоровья нации, особенно подрастающего поколения.

Можно отметить, что Президент в своем Послании определил цели, созвучные чаяниям нашего народа и их осуществление послужит дальнейшему увеличению благосостояния всех казахстанцев и укреплению независимости Казахстана.

2.2. Основные тенденции модернизации экономики.

Для достижения положительных результатов в экономике республики процесс приватизации осуществлялся одновре­менно с реформой налогообложения, ценообразования, оплаты труда и политики банков, подготовкой соответствующей зако­нодательной базы. В республике были приняты такие важные зако­ны, как: «Об иностранных инвестициях», «О свободных экономических зонах», «О свободе хозяйствен­ной деятельности и развитии предпринимательства», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании», «О концессиях», «О залоге», «О банкротстве» и другие.

Крупным шагом в развитии законодательства являлось при­нятие и введение в действие с 1 марта 1995 г. Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть)[70], регулирующего гражданско-правовые отношения, Налогового кодекса. Приня­ты законы «О хозяйственных товариществах»[71], «О государствен­ном предприятии», «О производственном кооперативе», «О цен­ных бумагах и фондовой бирже»,  «О лицензировании», «О то­вариществах с ограниченной и дополнительной ответственнос­тью»[72] и др. Тем самым созданы необходимая правовая основа формирования рыночных отношений и развития бизнеса в республике,   достаточно благоприятный режим для зарубеж­ных инвесторов. Важное   значение придается реализации закона об ограничении монополистической деятельности, основной целью которого является включение механизмов рыночного регулирования, стимулирования свободной конкуренции, пред­принимательства и защита интересов потребителей в респуб­лике. Важнейшее значение для развития малого бизнеса имеют июньские (1997 г.) законы «Об индивидуальном предпринима­тельстве» и «О государственной поддержке малого предприни­мательства». Государственная монополия пока сохраняется в отраслях электроэнергетики, строительства и эксплуатации, Железных дорог, в отраслях, обеспечивающих оборонные нуж­ды, космические работы и исследования, а также на магист­ральных трубопроводах, коммуникациях и линиях связи.

Законодательством гарантируется защита прав и интересов граждан и юридических лиц, в том числе иностранных. Не допускается национализация государством имущества граж­дан республики и иностранных граждан, предприятий и орга­низаций, действующих на территории свободной экономичес­кой зоны. Подлежат возмещению убытки, причиненные в результате необоснованного вмешательства в деятельность го­сударственных и иных органов.

Республика Казахстан также гарантирует иностранным инвесторам право свободного перевода за рубеж доходов от деятельности и ликвидации юридических лиц с иностранным участием и продажи своей доли в названных предприятиях.

Вместе с тем нельзя не признать, что во многих случаях фор­мальная смена собственности не привела к значительному улуч­шению хозяйственной деятельности многих приватизирован­ных предприятий.   Они оказались не способны оплатить по­ставщикам сырье, материалы, электроэнергию и были вынуж­дены работать не в полном режиме, в результате чего сократи­ли объем производства и ухудшили  финансовые  результаты работы. Отдельные созданные предприятия, зарегистрировав­шись, к работе так и не приступили ввиду отсутствия финансо­вых ресурсов. Более половины занятых в частном секторе за­нимаются предпринимательством,  не дающим высоких дохо­дов из-за низкой производительности труда. Поэтому повыше­ние производительности труда и качества продукции путем поэтапной модернизации производственных технологий, вне­дрение эффективных методов управления, применения лизин­га — основные критерии перспективности предприятии негосу­дарственного сектора экономики. Форсированные темпы при­ватизации, ориентация на количественные показатели отодви­нули на задний план рост эффективности производства, обес­печение условий для мобилизации средств населения в инвес­тиционных целях. Задача ставилась — придать необратимость проводимым реформам в экономике. Эта задача достигнута, и надо идти дальше. Принятая правительством Республики Ка­захстан Программа приватизации и реструктуризации государ­ственной собственности в Республике Казахстан на 1996— 1998 гг. должна завершить формирование в республике много­укладной экономики. Особое внимание в ней уделено развитию малого бизнеса.

Современная рыночная экономика требует оптимального сочетания крупных, средних и малых предприятий. Особенность последних достижений в экономике развитых стран — крупные структурные сдвиги в пользу малых предприятий, что обусловлено их эффективностью за счет развития предприниматель­ства и конкуренции, быстрой реакции на спрос и ускорения научно-технического развития, рационального использования кадров, минимума капиталовложений и т.д. В США, например, из зарегистрированных 18,1 млн. фирм 97% принадлежит к ка­тегории мелких с числом занятых менее 500 человек, в 90% фирм занято менее 15 человек. На долю мелкого бизнеса здесь приходится 38% ВНП и 47% занятой рабочей силы. Показате­ли, характеризующие значительную роль малого и среднего бизнеса в экономике, имеются и по другим странам, где эти статистические данные порой намного выше[73].

Так, ученые и эксперты разных стран пришли к выводу, что важнейшее значение малого бизнеса заключается в борьбе с безработицей. На сегодняшний день в наиболее развитых стра­нах к этому сектору экономики относятся 9 из каждых 10, а в Японии, в Германии — половина всех предприятий, на них за­нято около 2/3 всего трудоспособного населения. Малый и сред­ний бизнес — основа среднего класса дает работу 70-—80% граждан в развитых странах и основные поступления в госбюд­жет. И не случайно основные направления разгосударствления и приватизации в республике, о которых мы уже говорили выше, непосредственно связаны со становлением и развитием малого и среднего бизнеса.

Известно, что в странах рыночной экономики примерно 80% новых рабочих мест приходится на долю мелкого бизнеса. Можно в качестве образца привести Голландию. В этой стране с численностью населения 15,5 млн.  человек насчитывается более 4 млн.  хозяйствующих субъектов.

За годы реформ в Казахстане, с формальной точки зре­ния, сделано немало для формирования конкурентной среды, создания необходимых малых рыночных структур. Если в 90-е годы в государстве насчитывалось около десяти тысяч пред­приятий, то позже их число стремительно выросло, и на нача­ло 1997 г. в стране было около 150 тыс. хозяйствующих субъек­тов. При этом около 90% из них по действующей классифика­ции можно отнести к малым предприятиям (в мировой практи­ке принято различать мелких производителей с численностью занятых от 1 до 19 человек).

В то же время, несмотря на внушительность приводимых данных, в экономике Казахстана не наблюдается предпринима­тельского бума. До сих пор складывается сложная обстановка на рынке труда, несмотря на некоторые улучшения производственных показателей, не удается стабилизировать социальное положение людей. Все это требует особой заботы государства. Дальнейшее поступательное развитие экономики Казахстана должно быть тесно связано с созданием необходимых условий (правовых, налоговых) для развития мелкого бизнеса, кото­рый является фундаментом рыночной экономики. Следователь­но, мы вправе ожидать, что в ближайшее время, при наличии соответствующих условий, мелкий и малый бизнес станет ос­новной сферой предложения новых рабочих мест в Казахстане.

Поэтому разработана и осуществляется программа развития малого бизнеса, которая предусматривает введение в практику продажи госимущества в рассрочку, оказание гражданам и юри­дическим лицам кредитной помощи, создание льготных усло­вий для перехода государственной собственности в собствен­ность членов трудовых коллективов в виде акций, в том числе путем продажи по льготным ценам. Создаются товарные бир­жи, биржи ценных бумаг, валютные биржи, коммерческие бан­ки, оптово-посреднические предприятия, институты маклерства, коммерческие информационные центры, рекламные агентства и многое другое.

По данным Министерства экономики и торговли, на август 1997 г. 11,6% мелких предприятий уже действовали в промыш­ленности, 30,4% были заняты в сельском хозяйстве, 8,9% рабо­тали в строительстве, 16,3% в торговле и общественном пи­тании, 9,7% занимались общей коммерческой деятельностью. В региональном разрезе ситуация выглядит следующим образом: большинство малых предприятий — 27 817 (что составляет 23,7% от общего числа) находится в Алматы, 13 517 (11,5%) — в Южно-Казахстанской, 7941 (6,8%) — в Акмолинской, 8575 (7,3%) — в Карагандинской, 2891 (2,5%) — в Алматинской областях[74].

Следующим шагом в развитии малого бизнеса в республике стало осуществление государственной программы под­держки малого предпринимательства на 1997—2000 гг.

Эта программа состояла из трех уровней:

1)   республиканского, включающего мероприятия по совер­шенствованию нормативно-законодательной базы, средства, выделяемые из госбюджета, и другие мероприятия по поддерж­ке малого предпринимательства;

2)   регионального (областные программы) — мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства, сред­ства из областного бюджета для содействия этой сфере деятель­ности; 

3)   местного программы (районные, городские) организа­ционно-технических мероприятий по поддержке и развитию ма­лого предпринимательства, выделяемые средства, предполагае­мые действия местных исполнительных органов.

Для осуществления поставленных задач в июне 1997 г. был при­нят ряд основополагающих законов, направленных на разви­тие малого и среднего бизнеса, среди них «Об индивидуальном предпринимательстве», «О государственной поддержке малого предпринимательства»; внесен ряд поправок и дополнений к существующим законодательным актам; упрощен порядок ре­гистрации субъектов малого бизнеса, их закрытия, лицензиро­вания и патентования, разработана упрощенная структура от­четности; передана часть неиспользующегося государственного имущества малому предпринимательству с целью стимулиро­вания его роста; сформирована система государственной под­держки, в том числе финансовой. Согласно Закону «О государ­ственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г., к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, производственные коопе­ративы, хозяйственные товарищества (кроме акционерных об­ществ), предприятия со среднегодовой численностью работни­ков не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетного пока­зателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.