скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Изучение экскурсионной деятельности в национальных парках на примере Приэльбрусья

Готовя такие поездки и налаживая контакты, следует иметь в виду не только сходство их интересов, заключающееся в желании заработать на продаже турпродукта и туристских услуг, обеспечиваемых ресурсами парка, но и определенные различия в интересах этих двух групп партнеров.

Так в общем случае и те, и другие всегда ищут новые возможности и стремятся познакомиться с широким набором туров и услуг. Однако среди туроператоров нередко встречаются специализированные, разрабатывающие довольно узкий сегмент рынка и ищущие вполне конкретные варианты для формирования специальных туров. Турагенты же чаще всего бывают универсальными.

Туроператоры ради формирования и освоения нового продукта бывают готовы вкладывать свои собственные средства. Турагентов же, прежде всего, интересуют условия получения комиссионных от продажи чужого продукта, в формирование и продвижение которого свои ресурсы они вкладывать не склонны.

Туроператорам нужно убедиться в наличии необходимого спектра туристских услуг, достаточного для формирования целостного тура (транспорт, размещение, питание, основные объекты показа или ключевые рекреационные ресурсы, торговля, развлечения). Турагенты же в первую очередь стремятся обнаружить среди отдельных предлагаемых услуг или турпродуктов те, которые они смогут продать легко и выгодно.

Следует, впрочем, иметь в виду, что в современном российском туризме указанные различия между туроператорами и турагентами не столь четки, как в туризме за рубежом.

Универсальным и продуктивным инструментом взаимодействия парков с клиентами практически всех целевых групп, но в первую очередь с туроператорами и турагентами являются специализированные туристские биржи (выставки). На этих выставках обычно широко представлена и туристская пресса. Здесь же проводятся тематические конференции, семинары, презентации и т.п. В определенные дни турбиржи посещают также опытные и любознательные клиенты-индивидуалы. Во время работы выставок ее участники продают свои туры, выявляют возможных партнеров, проводят переговоры и заключают договоры, обсуждают перспективные направления развития туризма и новые методики, осуществляют экспресс-маркетинг турпродукта, устраивают пресс-конференции, разыгрывают поощрительные призы и т.п.

Участвовать в таких выставках весьма полезно, но только «во всеоружии» - с набором подготовленных туров, с полным спектром рекламных и презентационных материалов, с опытными сотрудниками. Для участия в таких выставках необходимо запасаться и достаточным количеством денег, ибо стоимость даже маленького отдельного стенда (два-три стола, несколько стульев и три стенки) на крупной выставке бывает весьма высока. Поэтому нередко имеет смысл покупать стенд среднего размера в складчину, объединяясь с другими участниками выставки по тематическому или региональному принципу и привлекая к участию в выставке региональные власти.

Для оформления стенда, работы с посетителями и участниками выставки как минимум необходимо заготовить:

Фотографии, плакаты, карты, коллажи, изделия местных промыслов, другие предметы, представляющие наиболее интересные, своеобразные и ценные природные и культурные богатства парка и региона достаточно яркие, выразительные и крупные – для размещения на стенах стенда;

Несколько десятков комплектов базовых информационных материалов, подробно характеризующих туристские ресурсы, предлагаемые услуги и продукт парка – не для массовой раздачи, а для индивидуальной работы за отдельным столом с теми посетителями стенда, которые захотят либо сотрудничать с парком, либо купить конкретные туры; для этих посетителей необходимо иметь комплекты официальных документов, представляющих парк (лицензии, сертификаты) и его сотрудников (визиток всегда требуется очень много), а также бланки договоров, печать и т.п.; для деловых переговоров нужно иметь на столе минеральную воду, блокноты и ручки, пепельницу;

Массовый «раздаточный» материал (сотни даже тысячи экземпляров); обычно это небольшие буклеты и простые листовки, содержащие, во-первых, краткие сведения о парке, и, во-вторых, описания конкретных предлагаемых туров и услуг с ценами, сроками, условиями;

Недорогие сувениры, местные натуральные продукты, литературу, открытки и тому подобные вещи – для продажи.

При наличии возможностей и средств целесообразно разместить на стенде монитор, демонстрирующий видеофильмы о парке; приготовить бесплатные сувениры для всех желающих и фирменные пакеты или сумки для подборок рекламных материалов; снабдить сотрудников, работающих на стенде, выразительными фирменными элементами одежды.

Полезно систематизировать и еще раз кратко обозначить компоненты, из которых складывается вся работа на выставке и на стенде:

Этап подготовки (начинается по меньшей мере за год до открытия выставки) разработка плана оформления стенда с выделением его лейтмотивов и изготовление всех демонстрационных материалов; анализ существующих предложений потенциальных конкурентов (в том числе каталогов предыдущих выставок той же тематики, что и избранная вами) и разработка ваших оригинальных туров и услуг; составление списка интересных клиентов и партнеров, которых необходимо пригласить посетить ваш стенд, рассылка соответствующих извещений; разработка набора оригинальных туров и услуг, выделяющих ваш парк из числа других; изготовление раздаточного материала; подбор и обучение сотрудников для работы на стенде;

Этап работы непосредственно на выставке – регулярный оперативный анализ результатов работы по данным «журнала контактов» и корректировка действий; распределение внимания и усилий в соответствии с общей программой мероприятий выставки и их популярностью; обновление  и пополнение материалов стенда в соответствии со спросом; сбор материалов на стендах «родственной» тематики;

Этап реализации и развития результатов работы на выставке – установленные контакты, собранные материалы, заключенные соглашения это исходные пункты для развития вашей работы по продвижению туристского продукта парка на рынок, по реализации полученных предложений. Это также материал для анализа эффективности вашей работы, выделения целевых групп клиентов и построения стратегии дальнейших действий.

Как уже было сказано выше, на выставках обычно представляются разнообразные возможности для контактов со специализированными туристскими средствами массовой информации.

Однако взаимодействие с ними возможно и вне  рамок выставок. А для национальных парков просто необходимо «полевое» взаимодействие – никакие фотографии и видео фильмы, буклеты и прочая рекламная продукция не смогут заменить живые впечатления журналистов от встреч с природой парка, его людьми, от знакомства с их жизнью, с местными традициями и культурой. Нужно приглашать журналистов, фотографов, операторов в парк специально и предлагать им индивидуальные программы визитов.

Но для первых встреч и разговоров, в том числе и на выставках, важно иметь не только те же самые буклеты и тому подобные вещи, которые предназначены для всех посетителей выставки, но и краткие пресс-релизы, пресс-пакеты и т.п., рассчитанные именно на журналистов. Они должны содержать и общие сведения о парке, и некоторые живые и конкретные подробности, примеры, может быть даже случаи и истории, а также новости.

В целом технология работы с представителями масс-медиа хорошо известна и успех дела зависит не столько от «правильной» организации этой работы, сколько от искусства самих работников парка и от ангажированности и таланта журналистов. Так что главное в этой работе – приготовить побольше интересных сведений, привлекательных, эмоционально насыщенных материалов и найти хорошего партнера.

2.3. Технологическая карта экологической экскурсии по Национальному парку «Приэльбрусье»

 УТВЕРЖДАЮ

                                                                       Директор Национального парка «Приэльбрусье»

_________________________

                                                                                                     Ф. И. О., дата, печать

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

1. Тема экскурсии: «Живая вода Приэльбрусья»

2. Цель: Заинтересовать экскурсантов в дальнейшем изучении района, приобщить к природоохранной деятельности, сформировать чувство сопричастности к судьбе национального парка и окружающего мира в целом.

3. Задачи: Ознакомить экскурсантов с природой парка, показать некоторые памятники природы и культуры, ознакомить с целебными свойствами ландшафтов.

2. Продолжительность (ч.):                5

3. Протяженность (км.):                     40

4. По форме проведения:      обзорная

5. По составу участников:      рассчитана на массовую аудиторию

6. По способу передвижения:      автобусно – пешеходная

7. Содержание экскурсии  Остановка №1 «Мост» (река Баксан, растительность и животный мир Национального парка Приэльбрусье), остановка №2 «Музей» (экскурсия в краеведческий музей), остановка №3 «Поляна Нарзанов» (водный мир Приэльбрусья, целительные свойства нарзанов), остановка 4 «Чегет» (горная страна, ее история, Эльбрус), остановка №5 «Ярмарка» (народные промыслы).

8. Маршрут  экскурсии     т/б «Терскол» - мост через реку Баксан – музей –  Поляна Нарзанов гора Чегет, станция «Кругозор» – поляна Чегет, рынок – т/б «Терскол».

9. Автор разработчик:  Баранова А. Ю.

Терскол 2005

Правила поведения и техника безопасности на маршруте

Особенности рельефа и климатические условия делают небезопасным любую экскурсию. По этому каждый её участник обязан научиться не только распознавать опасности на маршруте, но и знать, как поступить в том или ином случае.

Экскурсанты, совершающие пешеходную экскурсию, должны соблюдать следующие правила:

·      внимательно слушать рассказ и указания экскурсовода;

·      не создавать шум на остановках и при передвижении, запрещается брать с собой радиоприёмники и магнитофоны;

·      на необорудованных смотровых площадках не подходить ближе 2-х метров к обрыву;

·      во избежание получения солнечного удара, иметь головной убор;

·      не пить воду из случайных источников;

·      не трогать руками неизвестных растений, тем более не употреблять в пищу их плоды;

·      участники должны иметь на себе длинную одежду, исключающую соприкосновение с растениями, вызывающих химические ожоги;

·      при встрече с любыми представителями фауны заповедника исключить непосредственный контакт с ним;

·      для освещения в пещерах использовать только фонарики, исключить использование открытого огня;

·      при передвижении по тропе соблюдать темп и дистанцию задаваемую руководителем, не останавливаться на отдых без его разрешения.

Запрещается:

·     Курить при переходах между остановками;

·     сорить на маршруте и на остановках;

·     ломать, рвать, собирать любые виды растений;

·     жечь костры не в отведённых для этого местах;

·     наносить вред памятникам природы и окружающей среде;

·     при передвижении по маршруту, пользоваться любым попутным видом транспорта, без указания на то экскурсовода;

·     одиночное передвижение и распитие спиртных напитков на маршруте экскурсии.

Схема маршрута экскурсии, методическая разработка и контрольный текст отображены в приложениях № 1, №2, №3

2.4. Методические рекомендации по проведению экологических экскурсий в национальных парках

Понятие, цели и задачи экологических троп. Экологические экскурсии и познавательный туризм, – традиционные и высокоэффективные формы эколого-просветительной деятельности на особо охраняемых природных территориях. В тоже время для многих, но далеко не для всех государственных природных заповедников строго ограниченное именно познавательное, а не развлекательное, тщательно регламентированное посещение может стать значимой формой эколого-просветительской работой. Возможность соприкоснуться с миром природы, почувствовать его и изучить, способна превратить посетителей в активных сторонников особо охраняемых природных территорий, а иногда и инвесторов (14, с. 4).

При развитии этой формы работы необходимо обеспечить максимальную сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путём:

·     Научно обоснованного выделения и организации посещаемой части территории;

·     Организации специально обустроенных экологических троп и маршрутов;

·     Оборудования экологических троп и маршрутов информационными стендами и аншлагами, установленными в правильно выбранных местах и несущими необходимую информационную и эмоциональную нагрузку;

·     Установления специальных правил поведения посетителей на охраняемой территории, введение ограничений на посещение отдельных участков;

·     Обеспечение постоянного контроля и слежения за состоянием посещаемой территории.

Проведение экологических экскурсий, в большинстве случаев, сводится к разработке и проведению так называемых «Экологических троп».

Цель создания экологической тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «Каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но ещё и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда понимают» (5, с. 2). С одной стороны, задачей экологической тропы является своеобразный природоведческий ликбез, то есть расширение у посетителей элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача проводников научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в окрестностях тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья и самая главная задача учебных троп – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Особенно широко тропы природы позволяют развернуть экологическое образование и воспитание среди молодёжи, привить любовь к природе, желание её беречь и возбудить у каждого чувство ответственности за её судьбу.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации, ценностных ориентацией и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путём органичного сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха, экологические тропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определённой территории, так как облегчает контроль за посещаемостью и выполнением установленных правил.

Создание экологических троп в окрестностях заповедных территорий позволит отвлечь от них туристов и отдыхающих, показав им не менее интересные по природным качествам и в тоже время вполне доступные места (44, с. 3).

Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг заповедников, рекреационным зонам национальных парков, ландшафтным заказникам. При этом рядом стропами выделяют защитную полосу. Ширина её бывает разная. Если экологическая тропа проходит через густой лес, достаточно отвести под защитную зону по несколько метров с обеих сторон. Если вокруг разряжённый лес или открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Цель е создания – иметь вдоль тропы территорию свободную от любых видов хозяйственного использования. При создании экологических троп в городских лесах, лесопарках, зонах отдыха и на других рекреационных территориях, переходные защитные полосы обычно не требуются.

Типы экологических троп. Учебные тропы можно классифицировать по разным критериям, прежде всего, по длине маршрута и его продолжительности. Как и туристские маршруты, экологические тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.