скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Изучение экскурсионной деятельности в национальных парках на примере Приэльбрусья

·     разнообразием и аттрактивностью экосистем и ландшафтов регионов, а также их экологической и биоклиматической благоприятностью;

·     удаленностью от центров расселения, чем определяется стоимость поездки;

·     транспортной доступностью и инфраструктурной обеспеченностью;

·     известностью и популярностью регионов и маршрутов; по этим параметрам существенно различаются группы регионов, популярные у «самодеятельных» туристов, и регионов, известные клиентам через рекламу в масс-медиа.

Оценивая и сопоставляя роль каждого из этих факторов экспертно, можно в качестве приоритетных для развития внутреннего российского экотуризма выделить, например, следующие регионы, расположив их в такой ряд: Центрально-Европейский, Западно-Кавказский, Северо-Европейский, Поволжско-Уральский, Байкальский, Алтайский, Дальневосточный, Камчатский, Арктический. Понятно, что роль некоторых из названных факторов со временем меняется, что оценивать эти факторы можно по разным критериям, что могут быть приняты во внимание еще и другие факторы и что оценки перспективности регионов, поэтому могут и должны меняться, а приведенный выше пример – только один из вариантов экспертной оценки.

Следует, однако, иметь в виду, что, несмотря на обширность неосвоенных или слабо освоенных пространств, состояние окружающей среды на территории России в целом далеко от благополучного, в том числе и вне крупнейших индустриальных центров. Эта ситуация обусловлена отсталыми технологиями как в промышленности, так и в сельском и лесном хозяйстве, слабым контролем за компаниями-монополистами, добывающими сырье, как правило, в удаленных районах, а также правовым нигилизмом.

Одним из ограничений для развития туризма и даже экотуризма является высокая чувствительность многих экосистем России к антропогенным воздействиям, их хрупкость, причем как раз в районах, привлекательных «дикой» природой или аборигенными формами хозяйства.

В небольших объемах в России представлены практически все формы экотуризма. Наиболее массовой из этих форм являются однодневные экскурсии экологической ориентации, совершаемые либо жителями городов, либо туристами, находящимися на курортах и в других местах отдыха. Судить об этом позволяют сведения  о посещаемости национальных парков страны. девять из них, расположенные вблизи крупных городов, в середине 90-х годов принимали за год суммарно около 1,5 млн человек. Все остальные парки, удаленные от крупных городов, за год посещали от 80 до 100 тысяч человек. Очевидно, именно эти цифры могут свидетельствовать о приблизительной величине потока туристов, более или менее приверженных экотуризму. При этом многие из программ посещения национальных парков, планируемые как эколого-туристские программы, нередко имеют изъяны и промахи. Туристов, например, часто доставляют к месту проведения маршрутов вертолетами или лодками с бензиновыми моторами, пугающими животных и загрязняющими водоемы.

Немногие программы предусматривают активное вовлечение их участников в природоохранную деятельность. Только некоторые из национальных парков имеют специальные экологические лагеря для детей. Вообще, образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо – чаще экскурсия или тур оказываются нацелены только на демонстрацию достопримечательностей, экзотических «чудес» и «красот» природы, а не на постижение экологических проблем.

Чрезвычайно важно поэтому четко сформулировать основные принципы экологического туризма, охарактеризовать его типичные признаки и систематизировать формы экологических туров.

Экологический туризм должен быть:

·     обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;

·     не наносящим ущерба природной среде нашего обитания, или допускающим минимальный ущерб, который не подрывает экологическую устойчивость среды;

·     нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнерства с природой;

·     заботящимся о сохранении местной социо-культурной среды;

·     экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.

Это означает, что тур или маршрут экологичны, если:

·     экологичен транспорт, которым пользуются туристы;

·     пища туристов экологически чиста и полезна, при этом в рационе туристов присутствуют местные продукты;

·     маршруты туристов и квалифицированные гиды ведут их в интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты;

·     в программу тура включаются посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и, непременно, ознакомление с местными экологическими проблемами;

·     мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку, но собирается специальным образом и поступает затем на экотехнологичную переработку;

·     привалы, бивуаки и особенно костры устраиваются только в специально оборудованных местах;

·     грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено;

·     отели, кемпенги или приюты и хижины, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают нормальное, экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и не обезображивают его облик;

·     эти отели и кемпинги построены из экологически безвредных материалов, их обитатели не расходуют чрезмерно энергию и воду, при этом стоки и выбросы очищаются, иные отходы утилизируются;

·     местные жители вовлекаются в туристский бизнес и получают возможность развивать свои традиционные формы хозяйства;

·     туристы с уважением относятся к местным культурным традициям, стремятся изучить и понять их;

·     туристы доступными им способами участвуют в решении местных экологических проблем;

·     доходы от тура не изымаются целиком из местного бюджета, но способствуют его наполнению.

Итак, экологический туризм это отнюдь не только суровое путешествие с тяжелым рюкзаком в «дикую» природу. Экотуризм может быть достаточно комфортным, но «суперкомфорт» любой ценой, особенно среди «девственной» природы – недопустимое расточительство.

Экологический туризм относится к группе видов природно-ориентированного туризма. По этому определяющему критерию экотуризм отличается от таких его групп как туризм деловой или конгрессный, культурно-ориентированный, образовательный и другие.

Все многообразие видов экотуризма можно разделить на два его основных типа:

·     экотуризм в границах особоохраняемых природных территорий (акваторий), разработка и проведение таких туров это классическое направление в экотуризме, соответствующие туры относятся к экотурам в узком значении данного термина, их можно отнести к «австралийской» модели экотуризма;

·     экотуризм вне границ особоохраняемых природных территорий  (акваторий), к этому типу туров можно отнести весьма широкий спектр видов экологически-ориентированного туризма, начиная от агротуризма и вплоть до круиза на комфортабельном лайнере, эту группу экотуров можно отнести к «немецкой» или к «западноевропейской» модели.

Как и другие группы туров, экологические туры можно классифицировать по многим признакам – по способу передвижения, по составу участников, по продолжительности, по отношению к границам страны проживания туристов и т.д.

Однако наиболее существенными считают два родовых признака:

а) основная цель тура – по этому признаку целесообразно различать следующие виды экотуров:

- наблюдение и изучение «дикой» или «окультуренной» природы с обучением экологическим знаниям;

- отдых в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями;

- лечение природными факторами;

- спортивные и приключенческие цели;

б) основной объект, определяющий содержание программы тура и отчасти форму его организации по этому признаку различаются виды экотуров:

- ботанические, зоологические, геологические и тому подобные туры;

- эколого-этнографические, археологические, вообще, эколого-культурные;

- агротуры или сельские «зеленые» туры;

- спелеологические, водные, горные туры и т.п.

Разумеется, цели тура и его объекты связаны между собой, и оба главных родовых признака нельзя считать абсолютно независимыми основаниями классификации (в реальной программе тура его цели и объекты часто сочетаются и совмещаются). Тем не менее каждый организатор и участник тура может определить его главные особенности и отнести каждый конкретный тур к тому или иному виду.

Особо следует отметить близость экологических туров к известным и весьма популярным прежде в России формам самодеятельного туризма. вместе с тем совокупность всех видов экотуризма это более обширное множество, а некоторые самодеятельные туры могут быть и антиэкологичными, например, самодеятельные спортивные и сафари-туры, сопряженные с добычей живых трофеев или достижением спортивного результата любой ценой, скажем использованием срубленных живых деревьев для сооружения переправ.

В этом контексте особое значение приобретают те компоненты стратегии развития экологически ориентированного туризма, которые специально нацелены на формирование экологической культуры туристов.

Одним из эффективных путей, приближающих нас к формированию экологической культуры, безусловно, является путь непосредственного соприкосновения с существующими на нашей планете эколого-культурными реалиями, их постижения и переживания. Обеспечить такое соприкосновение может и должно органичное соединение экологически и культурно ориентированных сюжетов в программах эколого-культурных синтетических туров. И эта стратегия может быть реализована именно в национальных парках, а также в историко-культурных и природных музеях-заповедниках.

Вообще, Россия с ее богатейшими природным и культурным наследием, региональным разнообразием традиционных форм природопользования в предстоящем тысячелетии сможет стать одной из наиболее привлекательных стран мира, реализующей такую стратегию туризма.

1.3. Формы экологической информационно-рекламной работы в национальных парках

В экологически ориентированной рекламе парка должны быть сообщаемы объективные, достоверные сведения и факты, а не только уверения, которые без опоры на эти сведения и факты невозможно было бы проверить. Таков ведущий принцип добросовестной экологической рекламы. И именно он может обеспечить парку репутацию серьезного, ответственного партнера.

При этом обязанностью парка должно быть недвусмысленное разъяснение клиентам того обстоятельства, что сообщения об экологичности его товаров и услуг не имеют юридической силы, поскольку не существует законов или иных нормативных актов об экологической рекламе и об ответственности рекламодателей за экологическую достоверность их рекламных материалов. И это, тем более, обязывает парк заботиться о максимально возможной обоснованности его рекламы, обеспечивать ее «прозрачность».

Наряду с прямой экологической  информацией для привлечения клиентов и их воспитания необходимо использовать косвенные способы представления экологических сведений. Эффективным инструментом такого рода являются экологические торговые марки и знаки, а также сертификаты, которые могут присуждаться отелям, фирмам, товарам и даже местностям. На приморских курортах в Средиземноморье и в других регионах широко используется, например, «голубой флаг», обладать которым значит соответствовать экологическим критериям Программы ООН по окружающей среде. Существуют и иные популярные и авторитетные международные и национальные знаки (в их числе «зеленый чемодан», «зеленое дерево», «зеленые звезды» для отелей). Весьма существенно, что эти знаки не имеют государственного статуса и юридически нормативного характера. Их авторитет и распространенность опираются на общественное признание, на репутацию присуждающих эти знаки организаций.

Разработка таких знаков и сертификатов и их внедрение, это добровольная, сложная и длительная процедура. Тем не менее, национальные парки и регионы России, заинтересованные в решении своих экологических проблем, могут и должны идти таким путем. И даже первые шаги на этом пути могут дать свои результаты.

Вполне понятно, что дизайн торговых марок и знаков не может быть случайным. Он, безусловно, должен быть связан с логотипом, с фирменным стилем, уже выработанным или предлагаемым для всей продукции национального парка и его партнеров по туризму. Традиционными изобразительными компонентами фирменных знаков для многих российских заповедников и парков являются флористические или фаунистические мотивы. Однако не следует забывать и об образах пейзажного, ландшафтного характера, хотя создание таких образов это не простая задача.

Листовки, буклеты, каталоги, путеводители и иная печатная информация самый привычный и распространенный тип рекламы, но и его нередко недооценивают и используют не вполне системно. О полном и системно построенном наборе печатных материалов какого-либо российского парка как о хорошей модели говорить не приходится – таковой еще, по-видимому, не существует. Пример можно брать с печатной продукции парков Западной Европы. Важным является не только состав и содержание соответствующего набора материалов, но и их оформление.

Стержневым изданием печатной рекламы могут быть подробный путеводитель по парку и сводный каталог всех туристских услуг в сочетании с комментариями и общими описаниями территории.

Один из вариантов путеводителя может включать следующие основные разделы:

·     история;

·     природа;

·     культура, быт, традиции;

·     парк в живописи;

·     парк в литературе;

·     местность (название) – край охоты;

·     местность (название) – край камня и цветов;

·     описание нескольких интересных мест;

·     краткий гид (актуальная информация);

·     записная книжка путешественника;

·     приложения (библиография, список иллюстраций);

·     индекс (алфавитный и тематический).

Формат путеводителя карманный, объемом около 200 страниц текста, карт, рисунков, фотографий, с хорошим качеством печати, с насыщенным материалом портрет территории с ее региональными особенностями, и справочные сведения, и иллюстрированный определитель флоры и фауны, и выразительные описания архитектуры, картин быта, фрагменты музейных экспозиций.

Основные разделы другого типа каталога могут быть таковы:

·     богаты природой и культурой;

·     природная охраняемая территория (название);

·     наслаждаемся природой вдвоем – на велосипедах;

·     природа, куда не обратишь взор;

·     больше игрового пространства для детей;

·     спорт как постижение природы;

·     милая зима;

·     зимний спорт здесь у себя дома;

·     здесь вы отдохнете и вылечитесь по-настоящему;

·     мое дерево;

·     здесь Вы сможете кое-что испытать;

·     неплохое меню активных форм отдыха;

·     полная гамма впечатлений от отпуска в пакете (инклюзив-тур);

·     парк (название) от А до Я;

·     погода, климат, транспорт;

·     возможности размещения (адреса приема гостей).

Формат каталога скорее альбомный, чем книжный, объем около 180 страниц, из которых более 100 займет последний раздел, содержащий практически все адреса и описания отелей, пансионов, а также частных домов, предназначенных для приема гостей в специально оборудованных комнатах и квартирах с питанием и обслуживанием, с указанием всех цен. Каталог, и прежде всего его общая часть, богато иллюстрируется пейзажными и жанровыми фотографиями, картами и схемами. Тексты должны занимать минимум места и иметь преимущественно рекламно-информационный характер, все это с прекрасным полиграфическим качеством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.