Дипломная работа: Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома
"Яркое событие" - участники не смогли описать самое яркое событие в их жизни, а вспоминали лишь тогда, когда им немного подсказывали какие можно вспомнить события.. Хотя в основном ребята считают, что все яркие события у еще впереди, в будущем.
"Горячий стул" - 1-й участник Земнухов Паша - посчитал, что не всегда правильно высказывает свои мысли, участники же посчитали, что Паша просто долго и вообще не всегда высказывает свои мысли, что они всегда с удовольствием его бы послушали. Паша также сказал, что боится отстать в учебе, на что тренер, сказала, что он стремиться учиться, и может многого добиться при желании.
Сапаргалиева Света сказала, что не всегда способна дослушать до конца и быстро делает выводы. На что участники сказали, что Света в последнее время больше задумывается при ответе, что Света способная, активная ученица и сможет с легкостью корректировать свои недостатки.
Жукова Люба - что ей очень легко общаться даже с незнакомыми людьми, что ее несколько настораживает. Любе был дан совет - не быть излишне открытой с посторонними людьми, которых она не знает, что это к сожалению, не всегда безопасно.
В конце тренинга каждый участник, в письменной форме, высказал свои пожелания.
Динамика развития тренинговых занятий в 11 классе показала следующие особенности протекания:
Игровое тренинговое занятие № 1
Цель: выделить наиболее скованных участников группы для определения дальнейшей стратегии работы с ними. Психологическое раскрепощение личности учащихся.
"Разминка" прошла без затруднений у участников
"Приветствие" - после небольшой тренировки участники дружно смогли воспроизвести приветствие своей подгруппы.
"Знакомство" - Денисчева Юля, Рябая Катя, Сапункова Лена - испытывали затруднения в подборе ассоциации к своему имени. Девочкам потребовалась подсказка тренера, также девочки чувствовали себя неуверенно во время тренинга.
"Ассоциации" - Денисчева Юля, Сапункова Лена. - с трудом смогли воспроизвести свои чувства и отношение к своим партнерам в произношении имен, после смены для них партнеров, наблюдается тот же результат. Тогда для коррекции, было предложено остальным участникам описать всевозможные чувства и ощущения. С заданием остальные участники справились очень хорошо. После чего девочки смогли воспроизвести свои чувства. В конце упражнения девочки даже почувствовали себя несколько увереннее, стали больше улыбаться.
"Передача импульса" - проходило весело, организовано, участники испытывали радость, восторг, даже скованные участники стремились не отставать, уверенно передавали импульс.
"Прощание" - участники после нескольких тренировок смогли установить единую интонацию, что характеризует сплоченность группы. Явного лидера при этом в группе не наблюдается. Все участники общаются без затруднений и явных конфликтов. Наблюдаются мини-группы (по 2-3 участника), но небольшая сплоченность этих групп может объяснять совместным проживанием в одной группе ( в одной группе живут Лось Вика Нугманова Шолпан. Базаева Мейрамгуль.). Однако же вражды между участниками не наблюдается вовсе, ребята могут где-то не согласиться друг с другом, слегка поспорить, но безобидно, адекватно.
Игровое тренинговое занятие №2
Цель: формирование радостного чувства доверия, осознания друг друга, психологической совместимости.
"Разминка" - трудность в осознании и воспроизведении своих чувств испытывали: Сапункова Лена. Рябая Катя. Хотя после того, как остальные участники подробно описали все, что они испытывали, Лена и Катя несколько подробнее смогли описать свои чувства.
"Доверие" - первой в центр круга была приглашена Рябая Катя, остальные участники все без исключения сели в круг, оказав доверие Кате. После данного упражнения наблюдается улучшение настроения у Кати, девочка почувствовала себя увереннее, чаще улыбается и смеется. Аналогично прошло упражнение и для остальных участников, никто из участников не показал своего недоверия кому-либо.
"Глаза в глаза" - участники разбились на пары, пожеланию, участникам было предложено посмотреть в глаза партнеру и описать, какие чувства он испытывает. Очень хорошо описала чувства своего партнера Лось Вика (Кисилевой Тани). В общем, все участники в той или иной степени описали чувства своего партнера. Хотелось бы отметить, что участники, испытывающие затруднения в предыдущих упражнениях, в данном упражнении, чувствовали себя более уверенно и неплохо описали чувства своего партнера.
"Степень доверия» - наиболее интересными были действия Сапунковой Лены, которая выбрала Лось Вику, но все же при опускании на руку Вики, испытывала страх, скованность в движениях. Аналогично Лена себя чувствовала с остальными партнерами. Остальные участники чувствовали себя свободно, легко выбирали партнера и доверялись ему, свободно опускались за его рукой.
"Дистанция доверия" - в данном упражнении перед группой находился каждый из участников. Наибольшую степень доверия была оказана тем участникам, между которыми наблюдаются межличностные отношения не только в классе, но и вне группы. Так в качестве участника была Лось Вика - наиболее близко к ней подошла Нугманова Шолпан, Базаева Мейрамгуль, Кисилева Таня. К Жумаеву Нурбеку наиболее близко подошел Дорофеев Саша - мальчики сидят за одной партой и являются единственными мальчиками в классе.
Игровое тренинговое упражнение № 3
Цель: коррекция тревожного поведения. Диагностика межличностных отношений, диагностика лидера.
"Слепые" - в данном упражнении, чувство страха и тревоги испытывали и неуверенно двигались - Лось Вика, Денисчева Юля, Жумаев Нурбек. Остальные участники не испытывали тревогу, но при этом в описании описывали, что с закрытыми глазами были очень пусто и темно.
"Слепой и поводырь" - участники разбились по парам, пожеланию: Шолпан - Мейпамгуль, Саша - Нурбек, Вика - Таня, Оксана - Юля, Катя - Нурслу. . интересно, что с партнером участники, испытывающие в предыдущем упражнении тревогу, в данном не испытывали тревогу и двигались более уверенно. Что характеризует у участников доверие к своим партнерам.
"Живая социометрия" - участники без особых затруднений, расставляли остальных участников на предполагаемую дистанцию доверия. Наблюдалась лишь незначительная разница в том, как приближались участники, и как их расставил сам испытуемый. Данное упражнение проходило аналогично "Дистанции доверия", с той лишь разницей, что испытуемый не видел, насколько приближались к нему остальные участники и возможно, испытуемый расставлял участников по результатам упражнения "Дистанция доверия". В общем отмечаю, что все участники показывали достаточно высокое доверие друг к другу. Хотелось бы отметить, что у всех участников адекватная самооценка доверия членов группы к ним лично, т.е. они реально знают кто и в какой степени им окажет доверие.
Интересно, что в группе не наблюдается явного лидера. Межличностные отношения в группе положительные, ребята сплоченные, нет вражды и агрессии. Между участниками не наблюдается барьеров в общении. Наблюдаются наиболее открытые участники: Лось Вика, Дорофеев Саша, Мамышева Оксана, Базаева Мейрамгуль, но при этом среди них нет явного лидера.
Игровое тренингвое упражнение № 4
Цель: психокоррекция страхов, гипердинамики, гиподинамики. Акцентировать внимание на саморегуляции у участников.
"Созвездие" - в данном упражнении участвовала вся группа. В центре поучаствовали все ребята и всем было оказано доверие участников. Уверенно себя чувствовали даже ранее застенчивые ребята.
"Изображение предметов", "Изображение чувств", "Изображение животных" - во время проведения данных упражнений участники продемонстрировали богатую фантазию, упражнение проходило активно, наблюдался положительный эмоциональный фон - участники смеялись, улыбались, шутили. Не испытывали затруднений даже скованные ранее участники, они без труда выходили в середину класса и загадывали задания для остальных участников. Участники неплохо дифференцируют чувства и эмоции.
"Подарки в день рождения" - участники "дарили" воображаемые подарки и при этом объясняли, почему именно данному участнику они дарят данный подарок. В основном назывались традиционные подарки. Участники были очень дружелюбны друг к другу, делали замечательные комплименты и пожелания. В группе царила атмосфера оживления и дружелюбия, взаимоуважения, чуткости, эмпатии.
Игровое тренингвое упражнение №5
Цель: коррекция затруднений в общении; обратить внимание на умение участников раскрыть себя, изменить отношение к себе.
Упражнение что с ней ( ним) не так? Упражнение "Горячий стул"
Денисчева Юля - сказала, что ей мешает общаться страх высказывать свои мысли, что она боится, что кто-то будет смеяться над ней. Участники ей ответили, что никто не будет никогда над ней смеяться, а наоборот, если что-то она скажет неправильно, поймут и тактично поправят ее.
Сапункова Лена - сказала, что вообще любит больше послушать, чем говорить, но иногда окружающие это понимают, как нежелание общаться. Участники сказали, что Лене, просто, нужно почаще улыбаться и окружающие это будут воспринимать, как дружелюбие и расположение.
Рябая Катя сказала, что ей иногда кажется, будто окружающие ее не любят и не хотят с ней общаться. На что участники дали отрицательный ответ и посоветовали Кате быть более уверенной в себе и ничего не бояться.
Остальные участники, посчитали, что не испытывают серьезных затруднений в общении и при желании могут расположить к себе любого человека.
Упражнение "Яркое событие". Участники очень живо описывали яркие события из своей жизни, даже стеснительные участники не испытывали затруднений и активно участвовали в упражнении. Характерно, что все участники чаще всего вспоминали события, связанные с жизнью школы, класса, что характеризует сплоченность группы. Упражнение проходило ярко, в группе царил положительный эмоциональный фон, участники улыбались, смеялись и шутили.
В конце упражнения участники высказали свои пожелания.
Дальнейшее построение коррекционный работы основывалось на изучение отношения учащихся к их прошлому, настоящему, будущему. Для чего решено было организовать классный час на тему "Мой мир"
Цель классного часа: «Научить учащихся анализировать свое прошлое, настоящее и будущее»
Задачи:
- сформировать у учащихся адекватную самооценку своего прошлого, настоящего и будущего
- научить учащихся анализировать свое прошлое и настоящее
- скорректировать восприятие у учащихся своего прошлого, настоящего, если таковое нарушено
- сформировать у учащихся потребность планировать свое будущее
- сформировать у учащихся вербальные навыки формулирования своего прошлого, настоящего и будущего.
Ход занятия: учащиеся на бумаге (формат А4) выделили три графы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее», в каждой надлежащей графе учащиеся описали свое прошлое, настоящее и будущее в виде рисунков, ключевых слов, кратких описаний.
После изображения своего прошлого, настоящего и будущего. Каждый участник показал рисунок-изображение «Своего мира» и по нему рассказал всем участникам о своем прошлом, настоящем и будущем. Итоги: учащиеся научились анализировать и адекватно воспринимать свое будущее, прошлое, настоящее. Многие участники впервые задумались о своем будущем, вследствие чего некоторые участники захотели изучить свои профессиональные навыки.
Для изучения профессиональных качеств учащихся проведены групповые беседы с учащимися на тему: "Моя будущая профессия и модифицированная методика А.Е. Голомштока "Карта интересов". "Карта интересов" предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности, содержит 174 вопроса по 29 направлениям. Необходимо отметить, что профориентация проводилась пожеланию учащихся, поэтому в данной диагностике участвовали, лишь те учащиеся, которые хотели узнать какую выбрать профессию.
Результаты профриентационной работы
№ | ФИО | Уровень выраженности качества | |
Высокий | Средний | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Дорофеев Саша Базаева Мейрамгуль Лось Вика Мамышева Оксана Нугманова Шолпан Жумаев Нурбек Сапункова Елена Жукова Люба Джакиева Гульнара Габдолова Нурслу |
Физкультура и спорт Журналистика - - Иностранный язык - - - Иностранный язык - |
- - Сценическое мастерство Журналистика Журналистика Юриспруденция Биология История, литература - Медицина |
2.3. Эффективность работы по оптимизации процесса социализации детей детских домов
Сравнительный анализ двух срезов показывает, что произошла серьезная коррекция качественной характеристики личности учащихся. К примеру, возьмем методику САН, по которой исследовалось: самочувствие, активность, настроение учащихся. Так, к примеру, у Жуковой Любы в первом срезе самочувствие оценивалось - 60 баллов, то во 2-м срезе - в 64 балла, активность в 1-м срез - 63, а во 2-м - 66, тоже самое и с настроением в 1-м - 58, во 2-м - 61. Таким образом, у Жуковой Любы самочувствие улучшилось на 4 балла, активность - на 3 балла, настроение - тоже на 3 балла. А у некоторых участников коррекционные результаты еще выше, практически у всех учащихся произошла положительная коррекция. Конечно же, нет необходимости вновь описывать результаты психолого-педагогической диагностики учащихся, когда коррекционные результаты и так видны из таблицы. Лучше обобщим данные в средние общие показатели.
Общие средние данные по методике САН
№ | Параметры | 1-й срез | 2-й срез | Разница |
1 | Самочувствие | 52.7 | 58.5 | + 5.8 |
2 | Активность | 48.9 | 54.1 | + 5.2 |
3 | Настроение | 52.2 | 59.1 | + 6.9 |
Из таблицы видно, что по итогам второго среза психолого-педагогической диагностики произошла коррекция эмоционального состояния у учащихся, т.е. произошло улучшение самочувствия на 5.8 баллов, увеличилась активность - в 5.2 балла, улучшилось настроение - на 6.9 баллов.
Аналогичные результаты можно наблюдать, анализируя методику школьной тревожности Филипса. Только в методике Филипса происходит снижение: школьной тревожности, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижениях, страха самовыражения, страха в отношениях с учителями. Снижение уровня тревожности у учащихся можно наблюдать в нижеприведенной таблице:
Результаты методики Филипса
Шкалы | 1- срез | 2-й срез | Разница |
1. "Общая тревожность в школе" | 6.7 (средний) | 5.8 (низкий) | - 0.9 |
2."Переживание социального стресса" | 2.9 (низкий) | 2 (низкий) | - 0.9 |
3."Фрустрация потребности в достижении" | 4.2 (средний) | 3.4 (низкий) | -0.8 |
4. "Страх самовыражения" | 2.7 (средний) | 1.4 (низкий) | - 1.3 |
5. "Проблемы и страхи в отношениях с учителями" | 3.4 (средний) | 2.8 (низкий) | - 0.6 |
Получается, что во- втором срезе психолого-педагогической диагностики результаты по каждой шкале методики Филипса из показателя среднего уровня переместились в показатель низкого уровня.
Произошла коррекция субъективного контроля: если общий средний балл по двум классам в первом срезе психолого-педагогической диагностики был - 26 (при максимальном положительном - 44), что составляет средний уровень субъективного контроля. То во втором срезе психолого-педагогической диагностики он уже составил - 29, при наличии 29 баллов не хватает лишь 1-го балла до высокого уровня субъективного контроля у учащихся.
В свою очередь результаты обработки методики Сакса и Леви тоже показали положительные изменения у учащихся, что видно из нижеприведенной таблицы:
Результаты методики Сакса и Леви
№ | Положительное отношение: | 1-й срез | 2-й срез |
1 | К отцу | 2.4 | 2.6 |
2 | К себе | 1.7 | 1.8 |
3 | К своему будущему | 2.5 | 2.7 |
Хотя и не значительное улучшение, на 0.1, 0.2 балла, но все наблюдается. Соответственно за счет увеличения положительного отношения, снижается отрицательное отношение.
Изменились также и ценностные ориентации учащихся:
В 1-м срезе на:
1 месте - Здоровье - выбрали 57 % учащихся
2 месте - Познание - выбрали 19% учащихся
Во 2-м срезе на:
1 месте - также Здоровье - 56 %
2 месте - также Познание - но уже 24 % учащихся выбрали
Ранжирование эмоциональных предпочтений учащихся также несколько изменилась:
В 1-м срезе на:
1. "Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою ценность или свое превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются" - 29%
2."Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо." - 19%
3. "Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей" - 15%
4. "Радость, хорошее настроение, симпатия, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь" - 15%
Во 2-м срезе на:
1. "Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою ценность или свое превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются" - 29%
2. "Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами" - 19%
3. "Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей" - 15%
4."Радость, хорошее настроение, симпатия, когда общаешься с людьми,
которых уважаешь и любишь" - 15%
Заключение
Анализируя вышеизложенное в главе 11 ясно, что результаты двух срезов психолого-педагогической диагностики учащихся 10-го и 11-го классов детского комплекса "Жас даурен" показали, что у учащихся произошло:
- улучшение настроения, самочувствия, увеличение активности;
- снизилась личностная тревожность;
- увеличился уровень субъективного контроля;
- изменились интересы и качество эмоций;
- улучшилось отношение к себе, отцу, к своему будущему;
Характерно, что вышеперечисленные изменения произошли под влиянием организованной комплексной психолого-педагогической коррекционной работы. О чем свидетельствуют результаты двух срезов психолого-педагогической диагностики, опрос учащихся в 10-м и 11-м классе. Ведь все учащиеся обращались ко мне с просьбой, провести и далее с ними игровые тренинги, что говорит о необходимости коррекционной работы в школе.
Собственно, результаты практической работы в "Жас даурене" подтвердили гипотезу: что, если в детском доме семейного типа будет целостно организован педагогический процесс и проведена комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, то это будет способствовать достижению воспитанниками равного с детьми из полноценных семей возрастного уровня общего и умственного развития, формированию активной позиции как субъекта социализации. Таким образом решение проблемы социализации детей-сирот в условиях детского дома возможно. Для ее решения необходима комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, хорошо организованная и качественно проведенная.
Используемая литература:
1. Антология педагогической мысли”, А-а, 1995 г. (244)
2. Проблемы обучения и воспитания в произведениях казахских просветителей”, А- а, 1984 г. (126)
3. Архангельский Н.В.“Нравственное воспитание”, Москва, 1979 г. (534)
4. Бабанский Ю. К. “Педагогика”, Москва., 1988 г. (626)
5. Божович Л. И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”, Москва, 1968 г. (287)
6. Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 г. (412)
7. Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 г. (216)
8. Валиханов Ч. “Избранные произведения”, А- а, 1958 г.
9. Валиханов Ч. “Собрание сочинений”, 5 том, А- а, 1961-1972 г.
10.Васильева З. Н. “Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности”, Москва. 1978г. (389)
11.. Дробницкий О. Г. “Проблемы нравственности”, Москва, 1977 г. (376)
12.. Жумабаев М. “Педагогика”, А –а, 1993 г.
13.Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 1979 г. (277)
14.Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А –а, 1994 г. (187)
15.. Кантарбаев С. Е. “Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания” (автореферат), А-а, 1996 г.
16.Котенова Р. Н. “Педагогические взгляды М. Жумабаева”, А –а, 1995 г. (169)
17.Кунанбаев А. “Избранное”, А –а, 1958 г.
18.Марьенко “Основы процесса нравственного воспитания в школе”, Москва, 1980 г. (321)
19. Марьенко И. С. “Нравственное становление личности школьника ”, Москва, 1985 г. (364)
20.Матвеева Л. И “Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения”, Ленинград, 1989 г. (89)
21.Рубинштейн С. Л. “Основы общей психологии”, Москва, 1946 г.
22.Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”, Москва, 1981 г. (183)
23.Савин Н. В. “Педагогика”, Москва, 1978 г. (373)
24.Ситдинов А. С. “Педагогические идеи и просветительская деятельность Ибрая Алтынсарына”, А- а, 1968 г.
25.. Тажибаев Т. “Абай Кунанбаев о воспитании молодежи”, А-а, 1954 г. (257)
26.Урунбасарова Э. А. “Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки”, А- а, 1999 г.
27.Харламов И. Ф. “Педагогика”, Москва, 1990 г. (723)
28.. Хомраев М. К. “Нравственное воспитание учащихся (методическое пособие), Ташкент, 1983 г. (257)