Дипломная работа: Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома
Результаты двух срезов психолого-педагогического исследования позволили составить общий среднестатистический социальный портрет юноши и девушки выпускников, в разрезе каждой методики.
Общий социальный портрет юноши и девушки выпускников
(по средним показателям каждой методики).
1.Методика САН * Максимальный положительный показатель - 70 |
||
Юноши | ||
1 | Самочувствие | 60.4 |
2 | Активность | 57.2 |
3 | Настроение | 60.2 |
Девушки | ||
1 | Самочувствие | 58 |
2 | Активность | 57.1 |
3 | Настроение | 58.8 |
11. Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филипса. * При несовпадении с ключом теста более 50% - диагностируется повышенная тревожность, если более 75% - высокий уровень тревожности |
||
1 | "Общая тревожность в школе" (максимальное количество несовпадений - 22) | |
Юноши | 3.4 (низкий) | |
Девушки | 6.5 (низкий) | |
2 | "Переживание социального стресса" (максимальное количество несовпадений - 11) | |
Юноши | 3.6 (низкий) | |
Девушки | 1.6 (низкий) | |
3 | "Фрустрация потребности в достижении успеха" (максимальное количество несовпадений - 13) | |
Юноши | 3.6 | |
Девушки | 3.3 | |
4 | "Страх самовыражения" (максимальное количество несовпадений - 6) | |
Юноши | 1 (низкий) | |
Девушки | 1.5 (низкий) | |
5 | "Проблемы и страхи в отношениях с учителями" (максимальное количество несовпадений - 8) | |
Юноши | 3 (средний) | |
Девушки | 2.8 (средний) | |
111. Методика "Диагностика уровня субъективного контроля" * Максимальное положительное количество совпадений – 44 До 15 - низкий отрицательный уровень От 16 до 30 - средний пограничный уровень От 31 - высокий положительный уровень |
||
Юноши | 28.6 (средний) | |
Девушки | 29.3 (средний) | |
1У. Методика "Незаконченные предложения". * Максимальное количество - 4 |
||
Юноши | ||
1 | Положительное отношение к отцу | 2.4 |
2 | Положительное отношение к себе | 2.8 |
3 | Положительное отношение к своему будущему | 3 |
Девушки | ||
1 | Положительное отношение к отцу | 2.3 |
2 | Положительное отношение к себе | 1.8 |
3 | Положительное отношение к своему будущему | 2.2 |
Самой важной ценностью для среднестатистического юноши и девушки является здоровье: юноши - 61% из общего количества, девушки - 50%.
Построение комплексной психолого-педагогической коррекционной работы осуществлялось:
- по результатам 1-го среза ППД;
- с учетом индивидуальных особенностей каждого участника;
- на результатах наблюдения.
Коррекцинная работа осуществлялась посредством проведения пяти игровых тренинговых занятий для каждого класса, которые содержали упражнения по коррекции страхов, гипер- и гиподинамики, игра по сплочение группы, на выявление лидера, для создания положительного эмоционального фона.
Игровое тренинговое занятие № 1.
Состояло из следующих упражнений:
1. Разминка.
2. Упражнение «Приветствие».
3. Упражнение «Знакомство».
4. Упражнение «Ассоциация».
5. Упражнение «Передача импульса по цепи».
6. Упражнение «Прощание».
Игровое тренинговое занятие № 2.
1. Разминка.
2. Упражнение «Доверие».
3. Упражнение «Глаза в глаза».
4. Упражнение «Степень доверие».
5. Упражнение «Дистанция доверия».
Прощание.
Игровое тренинговое занятие № 3
1. Приветствие.
2. Упражнение «Слепые»
3. Упражнение «Слепой и поводырь».
4. Упражнение «Живая социометрия».
Игровое тренинговое занятие № 4.
1. Разминка «Созвездие».
2. Приветствие.
3.«Изображение предметов».
4.«Изображение животных».
5.«Передача чувств».
6.Упражнение «Подарки в день рождения».
Игровое тренинговое занятие № 5.
1. Упражнение «Что с ней (ним) не так ?»
2. Упражнение «Яркое событие».
3. Упражнение «Горячий стул».
4. Заключение
В ходе проведения тренинговых занятий было организовано непосредственное наблюдения за действиями, поведением, характерологическими особенностями учащихся. Наблюдение дало свои определенные результаты:
- подтверждение результатов 1-го среза ППД;
- дополнительная диагностика учащихся;
- социометрические исследования в группе.
Динамика развития тренинговых занятий в 10 классе показала следующие особенности протекания:
Игровое тренинговое занятие №1
Цель: выделить наиболее скованных участников группы для определения дальнейшей стратегии работы с ними. Психологическое раскрепощение личности учащихся.
"Разминка" не составила трудностей для участников.
"Приветствие" - проходило дружно, организовано, без затруднений у участников.
"Знакомство" - Кисилева Таня, Давлетьярова Райса - испытывали затруднения в подборе ассоциации к своему имени и без подсказки тренера не смогли подобрать ассоциацию к своему имени. Савичева Тая. - чувствовала себя несколько сковано.
"Ассоциации" - Савичева Тая - испытывала трудность в описании своих ощущений.
"Передача импульса по цепи" - прошло организовано, весело, без затруднений у участников.
"Прощание" - было отработано с участниками несколько раз, в первых попытках участникам было трудно выделить и сохранить единую интонацию, но в последних попытках наблюдалась единая тембровая характеристика при прочтении четверостишья.
Анализируя результаты тренинга, диагностируются скованные участники тренинга (Кисилева Таня. Савичева Тая). Явный лидер в группе - Джакиева Гульнара. У Сапаргалиевой Светы несколько завышенная самооценка. У Земнухова Паши диагностируется высокая мотивация к обучению, активный, собранный, но при этом несколько застенчивый.
Игровое тренинговое занятие №2
Цель: формирование радостного чувства доверия, осознания друг друга, психологической совместимости.
"Разминка" - трудность в осознании и воспроизведении своих чувств испытывали: Новацкая Света., Савичева Тая. Девочки затруднялись описывать свои чувства после тренинга, лишь сказали, что им очень понравился тренинг. Несколько сковано описывали свои чувства - Земнухов Паша. Давлетьярова Райса. Костылева Настя.
Доверие", Для повышения самооценки у учащихся, испытывающих затруднения в общении, в центр круга был поставлен стул. Первым на него была приглашена Новацкая Света, а остальным участникам было предложено сесть в круг тем, кто чувствует доверие к Новацкой Свете. Порадовало, что все участники тренинга сели, показав тем, самым доверие к Новацкой Свете. Также в центре круга побывали: Земнухов Паша. Костылева Настя. Давлетьярова Райса. Савичева Тая. Характерно, что все участники тренинга показали каждому участнику, что они доверяют ему т.е все садились в круг. При проведении данного упражнения чувствовалась сплоченность группы, взаимоуважение участников.
"Глаза в глаза"
Все участники разбились на пары, также и тренер. Участникам было предложено посмотреть в глаза партнеру и определить, что он чувствует. Наиболее полно чувства своего партнера описала Джакиева Гульнара, что и подтвердила ее партнер - Кисилева Таня описание, увиденных чувств участники приводили самые разнообразные, это конечно же повеселило участников. Во время проведения упражнения в группе создался положительный эмоциональный фон, который сохранился до конца тренингового занятия.
"Степень доверия"
Первым участником был Земнухов Паша он выбрал Давлетьярову Райсу в качестве участника, которому наиболее доверяет. Затем Кисилева Таня выбрала в качестве партнера Джакиеву Гульнару Каждый участник подобрал себе партнера без особых затруднений.
"Дистанця доверия"
В данном упражнении перед группой находился Садыков Ренат, Джакиева Гульнара, Степнов Иван. Савичева Тая. Интересно, что ко всем перечисленным участникам ребята приближались очень близко, показывая высокую степень доверия. Группа показала в данном тренинге высокую сплоченность, высокую степень доверия. Характерно, что даже скованные участники тренинга раскрепостились, источали уверенность, смогли раскрыться.
Игровое тренинговое занятие №3
Цель: коррекция тревожного поведения. Диагностика межличностных отношений, выявление лидера группы.
"Слепые" В данном упражнении повышенную тревожность испытывали Новацкая Свсета, Кисилева Таня, Савичева Тая, Земнухов Паша. Напротив очень уверенно себя чувствовали - Джакиева Гульнара. Жукова Люба. Садыков Ренат. Давлетьярова Райса.
"Слепой и поводырь". Ребятам было предложено разбиться по парам ( по принципу "Уверенный + Неуверенный") Таким образом получились следующие пары: Жукова Л. - Земнухов П.; Джакиева Г - Кисилева Т; Давлетьярова Р. - Савичева Т.; Садыков Р. - Новацкая С; Сапаргалиева С - Костылева Н; Степнов И- Айтбаева Ж. В ходе упражнения наблюдалось, что участники, которые в предыдущем упражнении самостоятельно двигались с опаской, то с "поводырем" двигались увереннее. Интересно, что они даже сами это признавали, что полагаясь на "поводыря" было не страшно перемещаться по комнате.
"Живая социометрия". В качестве участника, который должен был повернуться к стене - первой была Сапаргалиева Света. После того, как ребята за ее спиной подошли к ней "на дистанцию доверия". Света расставила их несколько на более близкую дистанцию, чем подходили ребята. Наиболее близко чаще всего участники подходили к Джакиевой Гульнаре. У Джакиевой Гульнары наблюдается положительная адекватная самооценка, при этом она доброжелательна и открыта.
Игровое тренинговое занятие №4
Цель: психокоррекция страхов, гипердинамики, гиподинамики. Акцентировать внимание на саморегуляции у учащихся.
"Созвездие" - в данном упражнении в кругу поучаствовали все участники. Хотелось бы отметить, что в отличии от аналогичного упражнения (занятие №2) застенчивые ребята (Новацкая С, Земнухов П.,Савичева Т., Костылева Н, Давлетьярова Р.) в этом - чувствовали себя намного увереннее, раскованнее. Когда в качестве участника в кругу поучаствовала Сапаргалиева Света. - в круг сели все участники, чем выказали высокую степень доверия Сапаргалиевой Свете. В данном случае наблюдаются коррекционные результаты тренинга, так как ранее высокое доверие к Сапаргалиевой Свете. показывали не все участники.
"Изображение предметов" - в данном упражнении все участвовали с удовольствием , увлеченно изображали различные предметы. У Айтбаевой Жазиры наблюдается богатое воображение, несколько скудное у Новацкой Светы.
"Изображение животных" - прошло аналогично предыдущему упражнению. Участники продемонстрировали не только богатую фантазию, но и живую мимику, подвижность. Упражнение активизировало всех участников группы.
"Изображение чувств". Интересен тот факт, что не все участники правильно дифференцируют чувства т.е. путают чувства и действия (Костылева Н. Садыков Р)
"Подарки в день рождения". Интересно, что все участники смогли подарить воображаемые подарки, но не все смогли объяснить, почему именно такой они дарят подарок. В основном, назывались традиционные подарки: от цветов, духов (мальчики "дарили" девочкам) до компьютеров, машин (девочки "дарили" мальчикам). Девочки девочкам чаще всего "дарили" открытки, конфеты, одежду, украшения. Интересен тот факт, что девочки "дарили" мальчикам конкретные, весомые в социальном понимании вещи.
Игровое тренинговое упражнение №5
Цель: коррекция затруднений в общении; обратить внимание на умение участников раскрыть себя, изменить отношение к себе.
Упражнение "Что с ней (ним) не так?"
Садыков Ренат, Земнухов Павел, Новацкая Света, Савичева Тая - сказали, что бояться сделать ошибку, сказать что-то неправильно, бояться потерять расположение других. Тренер объяснил участникам, что если все участники учатся вместе им необходимо уважать и поддерживать друг друга и ничего не бояться, поправлять ошибки другого, не обижая его. Все участники согласились.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12