скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: География внешнеэкономической деятельности Ставропольского края

Крупными торговыми партнерами России являются Италия, Великобритания и Франция (http://www.gks.rul). Масштабы торговых операций с этими государствами постоянно растут. В конце 90-х годов XX в. в торговле с Россией участвовало свыше 10 тыс. итальян­ских фирм, причем наиболее активно действовали малые и средние предприятия. На российском рынке также заметна деятельность крупнейших компаний с мировым именем, таких как итальянская «Фиат» и французская «Рено», осуществля­ющих совместно с российскими производителями проекты в автомобилестроении, английская «Филипс», участвующая в поставках в Россию медицинского оборудования, в том числе для лечения онкологических заболеваний, и др.

Товарная структура российского экспорта в эти страны соот­ветствует сложившимся тенденциям: основное место в нем (от 70 до 80%) занимают энергоносители (природный газ, нефть и нефтепродукты), черные и цветные металлы, химические про­дукты, лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия. В им­порте преобладают машины, оборудование, транспортные средства, химические и резинотехнические изделия, потреби­тельские (мебель, одежда, обувь, парфюмерия, косметика, медикаменты) и продовольственные товары.

Франция — один из крупных кредиторов России. В настоя­щее время в счет предоставленного Францией кредита финан­сируются строительство озонаторных установок большой мощ­ности для систем водоснабжения Москвы, реконструкция мусороперерабатывающего завода в столице. Эти средства будут использованы для развития инфраструктуры, телекомму­никаций, производства медицинских препаратов. Значительная часть кредитов предназначена для финансирования проектов в нефтяном секторе российской экономики (Регионы России, 2004).

Все большее значение для Российской Федерации приобре­тают ее внешнеэкономические связи с Соединенными Шта­тами Америки. Улучшению торгово-экономического сотрудни­чества с США способствует изменение политического климата в мире, а также в отношениях между двумя государствами. Сегодня Россия рассматривает США как одного из наиболее важных и перспективных деловых партнеров. При этом прини­маются во внимание лидерство США в мировой экономике и ог­ромный производственный, научно-технический и финансовый потенциал американских компаний.

Рынок США представляет несомненный интерес с точки зре­ния продаж передовых российских технологий, связанных с ко­смическими исследованиями, ядерной энергетикой, про­граммным обеспечением и др. В свою очередь, российский рынок является весьма емким и перспективным для американ­ского бизнеса.

Развитие взаимовыгодных и равноправных торгово-экономических отноше­ний между Россией и США может способствовать успеху реформ и ускорению интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему. За по­следние десять лет объем взаимной торговли вырос в 3 раза и составил в 2000 г. 11 млрд. долларов, в том числе экспорт в США — 8 млрд. долларов и импорт — около 3 млрд. долларов. Если в начале 90-х годов XX в. на долю США приходи­лось менее 5% внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубе­жья, то к настоящему времени он возрос до 10%, и сегодня в торговле с Россией США занимают второе место после Германии.

Основу российского экспорта в США составляют сырьевые товары (более 90% поставок). В импорте преобладают машины и оборудование (свыше 40%), а также сельскохозяйственные товары и продукты их переработки.

В последнее время в России активизировалась инвестицион­ная деятельность американских компаний. Они занимают сего­дня лидирующее место среди иностранных инвесторов по совокупному объему зарубежных вложений в российскую эко­номику. В России создано большое число совместных россий­ско-американских предприятий, осуществляются крупные инвестиционные проекты с участием американского капитала, главным образом в отраслях топливно-энергетического и сырь­евого комплекса, а также в области телекоммуникаций.

Среди американских фирм крупнейшими инвесторами в России являются нефтяные компании: «Коноко», участвующая в разработке месторождений нефти в Ненецком автономном округе; «Экссон», «Маратон» и «Макдермот», вложив­шие средства в реализацию проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Их осуществ­ление позволит ежегодно добывать около 30 млн. т нефти и 30 млрд. м3 газа.

На российском рынке потребительских товаров прочно обосновались круп­нейшие американские ТНК и их зарубежные филиалы. В их числе широко известны компании «Ай-Би-Эм», «Хьюлетт Пакард» (компьютеры и компьютерное оборудование), «Дженерал Электрик» (электротехника), «Моторола» (средства мобильной связи), «Кодак» (фототовары), «Проктер энд Гэмбл», «Джонсон Джонсон» (бытовая химия), «Макдональдс» (сеть закусочных), «Кока-кола» (продукты питания) и др. (Плисецкий, 2002).

Важное значение в торгово-экономических отношениях двух стран приобретает сотрудничество на региональном уровне. Наибольшие перспективы имеет развитие экономических свя­зей США и регионов Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в двусторонних отноше­ниях России и США, остается еще немало проблем, требующих своего реше­ния. Так, до сих пор сохраняются некоторые дискриминационные ограничения для торговли с Россией, и в первую очередь для доступа российских товаров на американский рынок. Поэтому устранение существующих барьеров на пути делового партнерства двух государств — одна из важнейших задач, которая решается в ходе ведущихся на постоянной основе консультаций и двусторон­них переговоров.

Развитие внешнеэкономических связей России и Японии сдерживается наличием неурегулированных вопросов полити­ческого и экономического характера. Сегодня японская сторо­на исходит из невозможности широкого экономического со­трудничества с Россией до тех пор, пока Японии не будут возвращены так называемые северные территории (ряд южных островов Курильской гряды, принадлежащей России по Сан-Францискому мирному договору 1951 г.). Помимо этого, Рос­сия пока не имеет финансовой возможности полностью пога­сить долги бывшего СССР частным японским фирмам.

Об ограниченном характере внешнеэкономических связей двух стран свидетельствует хотя бы тот факт, что доля России во внешней торговле с Японией не превышает 1%. Вместе с тем, продолжение и углубление конструктивного диалога по политическим и экономическим проблемам двусторонних от­ношений во многом будет способствовать оживлению россий­ско-японского сотрудничества.

Только за 2000 г. объем двусторонней торговли вырос на 20% и превысил 5 млрд. долларов, в том числе российский экспорт составил 4,6 млрд. долларов, а импорт из Японии — 0,6 млрд. долларов. На российском рынке известны това­ры ведущих японских ТНК и их зарубежных филиалов: автомобили (компании «Тойота», «Мицубиши», «Хонда», «Ниссан» и др.), аудио- и видеотехника («Сони», «Панасоник», «Тошиба», «Хитачи» и др ), фототовары («Фуджи»).

В структуре российского экспорта, главным образом из Дальневосточного региона, преобладают лесоматериалы, цветные металлы, руды и концентраты, минеральное топливо, рыба и морепродукты. Вывоз машин и оборудования крайне ограничен. В импорте, напротив, традиционно главенствующее положение занимают машины и оборудование, автомобили, изделия из черных металлов, пластмассы и другие изделия химической промышленности. Значительный интерес японские фирмы проявляют к крупно­масштабным проектам, осуществляемым в Дальневосточном ре­гионе, — освоению нефтегазовых ресурсов на шельфе о. Саха­лин, южно-якутских углей, развитию инфраструктуры СЭЗ «Находка», морских торговых портов Ванино и Советская Гавань, строительству ряда объектов энергетики в Приморском крае и др.

Прогрессу в развитии российско-японских отношений способ­ствует подписание в последние годы ряда важных экономичес­ких соглашений, среди которых выделяются договоренности о поддержке реформ в России, о сотрудничестве в налоговой, валютной, промышленной сферах, а также в области коммуника­ций, транспорта, таможенных пошлин и др.


Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Ставрополья и других субъектов ЮФО.

2.1. Место Ставропольского края во внешнеэкономической деятельности ЮФО.

Юг России во внешнеэкономической стратегии РФ играет специфическую роль, будучи регионом, уникальным по географическому положению, природ­ному, производственному и научному потенциалу. С одной стороны, он не име­ет статуса региона, существенно формирующего доходы России от внешней торговли из-за низкой доли в экспортно-импортных операциях страны (табл. 2). За 1995 - 2005 гг. предприятия и организации Юга России стабильно поставляли на экспорт лишь 2,9-3,7 % от совокупного объема экспорта РФ. Импорт имел также весьма незначительную долю: 4,1% и 5,9%. Общая топливно-сырьевая струк­тура экспорта России и отсутствие крупных запасов сырья в данном регионе являются причинами столь низкой его доли во внешней торговле. Однако по некоторым товарным позициям, например, экспорту семян подсолнечника, котельною оборудования и вооружения регион играет важную роль в России.

Таблица 2.

Доля Юга России во внешней торговле России (1995- 2005 г.), %

Доля 1995 1997 2000 2003 2005
В экспорте  РФ 3.7 3 2 2.9 3.0 3.3
В импорте РФ 5.9 4 1 4.4 4.5 4.3

С другой стороны, Юг России представляет собой важнейшую часть внешне­экономического комплекса страны. Северо-Кавказское таможенное управление (СКТУ) - одно из крупнейших в РФ. Протяженность внешних границ со странами СНГ составляет 2 258 км, в том числе с Украиной - 660, Грузией - 898, Казахста­ном 700 км. В структуре СКТУ находятся 53 пункта пропуска, из них 16 междуна­родных аэропортов, 10 морских и 1 речной (международный) порт. Географичес­кое расположение региона отводит ему роль пограничного с соответствующей процедурой таможенного оформления грузов, экспортируемых в Россию. Значение региона для транспортировки и таможенного оформле­ния внешнеторговых грузов исключительно (табл. 3).

С финансовой точки зрения Юг России не рассматри­вался и практически никогда не имел статуса региона, существенно влияющего на поступления в бюджет РФ доходов от экспортно-импортных опера­ций. Институционально-инфраструктурный подход к анализу экспортно-им­портных операций позволяет констатировать исключительное стратегическое положение и значение данного региона для включения России в междуна­родное разделение труда и дальнейшее развитие ВЭД РФ.

Анализ показывает, что наибольший удельный вес во внешнеторговом обо­роте региона занимают Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области. Доля республик Северного Кавказа не­велика и составляет не более 8% -  10 % по экспорту, 10%- 15%  по импорту.

В 2004 г., по данным Южного таможенного управления, внеш­неторговый оборот ЮФО составил свыше 8 млрд. дол., что на 45 % больше, чем в 2000 г. Сальдо торгового баланса в целом по округу

Ведущим экспортером Юга России на протяжении 1997 2004 гг. остается Волгоградская область. Краснодарский край и Ростовская область занимают вторую и третью позиции.

Таблица 3.

Показатели внешней торговли регионов ЮФО в 2004 г.

Регион Товароо­борот, млн дол. В том числе Доля в товарообороте ЮФО, %
экспорт, млн дол. импорт, млн дол. экспорт импорт
Республика Адыгея 22,7 5,4 17,3 0,1 0,5
Республика Дагестан 107,1 34,0 73,1 0,7 2,1
Республика Ингушетия 1,7 0,6 1,1 0,0 0,0
Кабардино-Балкарская Республика 21,7 10,6 10,5 0,2 0,3
Республика Калмыкия 41,8 26,7 15,1 0,6 0,5
Карачаево-Черкесская Республика 18,3 9,3 8,7 0,2 0,3
Республика Северная Осетия-Алания 80,8 39,1 41,7 0,8 1,2
Краснодарский край 1904,2 907,6 996,6 19,7 28,8
Ставропольский край 556,4 413,4 143,0 9,0 4,1
Астраханская область 291,3 204,6 86,7 4,4 2,5
Волгоградская область 1806,1 1401,7 404,4 30,3 11,7
Ростовская область 3221,7 1565,7 1656,0 33,9 47,9
Итого по ЮФО 8073,2 4618,6 3454,6 100,0 100,0

Внешнеторговое сальдо ЮФО положительное и составило около 1,2 млрд. дол. Важно подчеркнуть, что свыше 90 % товарооборота приходится на страны дальнего за­рубежья. Кроме того, положительное сальдо внешнеторгового оборота в 2004 г. имели 6 регионов (в 2000 г. их было 8), в основном тех, чья доля во внешней торговле округа значительная. Это Волгоградская и Астраханская области, Ставропольский край.

В структуре экспорта по-прежнему значительное место занимали энергоносители, металлы и металлоизделия. Это в основном трубы, алюминий, металлический лом, продукция химической промыш­ленности, машиностроения, сельскохозяйственное сырье.

В последние годы возросли объемы импорта. Что ввозят регио­ны округа? Около 25 % импорта приходится на продовольственные товары: сахар-сырец, табачное сырье, овощи и фрукты. Около 20 % в импорте составляет оборудование.

Что касается внутренней торговли, то её объемы за последние годы значительно возросли. В 2004 г. оборот розничной торговли состав­лял в Адыгее 8,6 млрд. руб.; Дагестане — 45,8; Ингушетии — 2,2; Кабардино-Балкарии — 18,7; Карачаево-Черкесии — 9,6; Калмыкии — 3,0; Северной Осетии-Алании — 12,7; Краснодарском крае — 156,9: Ставропольском крае — 79,9; Астраханской области 26,0; Вол­гоградской области — 80,0; Ростовской области — свыше 152 млрд. руб. В 2004 г. оборот розничной торговли в целом по ЮФО вырос на 14,2% к уровню 2003 г. (табл. 3)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.