Дипломная работа: Бухгалтерский учет и аудит расчетных операций на примере ООО ТПК "Заволжье"
- копии платежных документов;
- книга продаж; учетные регистры по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Покупателями и заказчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты с органами социального страхования и обеспечения»;
- Главная книга;
- Бухгалтерская отчетность.
Для того чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудитор получает предварительное представление о состоянии расчетов в ООО ТПК «Заволжье» и исследует имеющиеся факторы риска.
Поэтому он устанавливает наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций.
Целью аудиторской проверки расчетных операций является формирование мнения о достоверности отчетности в части показателей, отражающих расчеты с дебиторами и кредиторами, и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения действующим нормативным документам.
Практические цели аудиторской проверки расчетных операций заключаются в установлении:
- полноты – все ли операции по расчетам учтены в бухгалтерской отчетности, не существует ли не учтенных расчетов;
- существования существуют ли обязательства по расчетам на дату составления баланса и существенны ли эти обязательства;
- прав и обязанностей – правомерны и верны суммы обязательств по расчетам, исходя из критериев формальности, законности и действенности;
- оценки – оценены ли обязательства по расчетам в соответствии с требованиями нормативных актов;
- точности - правильно ли произведен расчет налога на добавленную стоимость в счетах поставщиков и подрядчиков и др, соответствуют ли данные бухгалтерской отчетности записям в регистрах синтетического и аналитического учета;
- ограничения учетного периода – все ли обязательства по расчетам отражены в тех учетных регистрах, когда они имели место;
- представления и раскрытия все обязательства по расчетам раскрыты, классифицированы и представлены в отчетности в соответствии с нормативными документами по учету и отчетности.
При аудите расчетных операций производится:
1) Проверка состояния учета и контроля за внешними операциями:
- документальная обоснованность и законность образования дебиторской и кредиторской задолженности, реальность ее погашения;
- наличие и анализ материалов инвентаризации задолженности по внешним расчетным операциям;
- выявление сомнительных расчетов и невостребованной задолженности;
- соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
2)Проверка полноты и правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками:
- наличие и правильность оформления договоров и первичных документов по расчетам за полученные ценности (работы, услуги;
- соответствие данных первичных документов договорам и учетным регистрам;
- полнота и правильность отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками на счетах в учетных регистров;
- своевременность расчетов и реальность числящейся задолженности;
- соблюдение порядка списания кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
3) Проверка полноты и правильности учета расчетов с покупателями и заказчиками:
- наличие и правильность оформления договоров и первичных документов за реализованные покупателям ценности, работы, услуги;
- соответствие данных первичных документов договорам и учетным регистрам;
- полнота и правильность отражения расчетов с покупателями и заказчиками на счетах в учетных регистрах;
- обоснованность и правильность отражения полученных авансов;
- своевременность расчетов, обеспеченность и реальность числящейся задолженности покупателей и заказчиков;
- проверка соблюдения порядка списания дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.
4) Проверка учета расчетов по претензиям:
- обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по претензиям;
- полнота и правильность отражения в учете претензий;
- реальность числящейся задолженности по претензиям.
5) Проверка полноты и правильности учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами:
- своевременность, обоснованность и правильность отражения в учете депонированной заработной платы;
- правильность и обоснованность удержания сумм по исполнительным листам, полнота и своевременность их перечисления получателям;
- правильность и своевременность расчетов с разными организациями по операциям некоммерческого характера;
- реальность задолженности по расчетам с разными дебиторами и кредиторами на дату составления баланса.
6) Проверка полноты и правильности учета расчетов по договору простого товарищества (совместная деятельность):
- наличие и правильность договора простого товарищества;
- правомерность ведения учета по договору простого товарищества и документальная обоснованность операций по этому договору;
- правильность ведения раздельного учета имущества и налогообложения хозяйственной деятельности в рамках договора простого товарищества;
- распределение прибыли между участниками договора.
7) Обобщение результатов аудита текущих обязательств и расчетов:
- оценка влияния состояния расчетов на платежеспособность организации;
- оценка значимости выявленных ошибок и их влияние на достоверность отчетности.
Но перед проведением аудиторской проверки, согласно принятого нормативного законодательства, необходимо составить программу и план аудита.
3.2 Программа и план аудиторской проверки расчетных операций
Проведем внутреннюю аудиторскую проверку расчетных операций в ООО ТПК «Заволжье».
Предварительно составим тестовые вопросы для проведения оценки системы внутреннего контроля при планировании аудита расчетных операций (таблица 5).
Таблица 5.- Тестовые вопросы для проведения оценки системы внутреннего контроля при планировании аудита расчетных операций в ООО ТПК «Заволжье».
№ п\п |
Разделы тестирования |
Ответ |
1 | 2 | 3 |
Общие организационные аспекты |
||
1 | Утвержденными внутренними нормами установлена схема проведения и отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции с указанием участвующих подразделений, связей и подчиненности между ними | нет |
2 | Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг), правильно ли они оформлены | да |
3 | Установлены ли дата и причина возникновения дебиторской и кредиторской задолженности | да |
4 | На предприятии разработаны и утверждены схемы организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности | да |
5 | Правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам расчетов, а также правильность составления бухгалтерских проводок по этим счетам | да |
6 | Разработан и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки и контроля документов, взаимосвязи между подразделениями и конкретными ответственными исполнителями | нет |
7 | Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, правильно ли она списывалась, принимались ли меры к ее взысканию | нет |
8 | Проводилась ли инвентаризация расчетов. Необходимо проанализировать ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов | да |
1 | 2 | 3 |
9 | Программное обеспечение, используемое для ведения бухгалтерского учета, соответствует установленным требованиям. Система правильно запрограммирована, защищена от несанкционированного доступа посредством кодов и паролей. Система является лицензионной и вовремя обновляется. Периодически выполняется резервное копирование базы данных. | да |
Распределение функций и ответственности |
||
10 |
Разработаны и утверждены должностные инструкции для сотрудников отдела реализации, бухгалтерии и службы внутреннего контроля
|
да |
11 | Установлен круг лиц, уполномоченных к заключению сделок, операции по приобретению и реализации продукции | да |
12 | Перечень должностных обязанностей и ответственности доведен до сведения каждого исполнителя | Да |
Внутрифирменный контроль |
||
13 | Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов | Да |
14 | Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов | Да |
15 | Процедуры внутреннего контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете операций по реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками осуществляются по направлениям | Да |
15.1 |
Контроль
полноты отражения операций в учете и |
Да |
15.2 |
Контроль
соблюдения установленного порядка |
Нет |
15.3 | Контроль правильности составления бухгалтерских проводок и своевременности отражения операций на счетах бухгалтерского учета | Да |
15.4 | Арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей, в том числе правильность переноса из предыдущего периода входящих остатков и выведения исходящих остатков | Да |
15.5 | Контроль юридической грамотности при заключении договоров с покупателями и заказчиками | Да |
15.6 | Контроль правильности оформления первичных документов | Да |
16 | Функционирует ли служба внутреннего контроля организации: круг полномочий, предоставленных сотрудникам службы внутреннего контроля, и периодичность проводимых проверок поволяют эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и отражением в учете операций по приобретению и реализации продукции | нет |
17 | Результаты проверок тщательно документируются | Да |
18 | По итогам устранения недостатков составляются соответствующие акты и представляются руководству | Да |
Кадровая политика |
||
19 |
Система приема на работу обеспечивает необходимую квалификацию и честность персонала
|
да |
20 | Квалификационные характеристики сотрудников службы внутреннего контроля соответствуют необходимым требованиям | да |
21 |
Сотрудники
периодически проходят повышение квалификации |
да |
22 | Определен ли круг лиц кому предоставлено право доступа к документам | нет |
23 | Как обеспечивается их сохранность документов и соответствует ли она стандартам | да |
При составлении программы руководству предприятия мы предоставили следующие возможные вопросы оценки состояния первичного учета расчетных операций в ООО ТПК «Заволжье»:
1. Всегда ли в организации первичный документ составляется в момент совершения хозяйственной операции или сразу по ее окончании;
2. Всегда ли в организации используются унифицированные формы документов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9