Дипломная работа: Аспекты исчисления налогов в условиях наличия обособленных подразделений
Структура доходов консолидированного бюджета области, %
Источники доходов |
2001 год |
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
Налоговые доходы |
96,3 |
92,5 |
89,0 |
87,4 |
86,9 |
Налог на прибыль | 20,4 | 29,9 | 21,5 | 20,9 | 32,2 |
Налог на доходы физических лиц | 16,0 | 24,8 | 30,5 | 35,9 | 34,1 |
Налог на добавленную стоимость | 11,2 | - | - | - | - |
Акцизы | 2,5 | 3,0 | 2,9 | 3,6 | 5,3 |
Налог с продаж | 3,8 | 3,7 | 4,6 | 4,1 | 0,4 |
Налоги на имущество | 9,2 | 11,0 | 14,5 | 14,9 | 12,1 |
Налоги на совокупный доход | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,3 | 2,2 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 4,9 | 5,6 | 9,5 | 12,5 | 9,9 |
Налог на пользователей автомобильных дорог | 16,8 | 16,9 | 14,2 | 4,1 | 1,0 |
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы | 12,5 | 3,2 | - | - | - |
Прочие налоги | 2,0 | 1,1 | 1,4 | 2,7 | 2,8 |
Неналоговые доходы |
2,7 |
3,6 |
5,6 |
7,1 |
8,2 |
Безвозмездные перечисления |
1,0 |
3,9 |
5,2 |
5,5 |
4,7 |
Прочие доходы |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия
при частичном переносе ее на население, а в отраслевом разрезе – усиление
значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также
упрощение налогообложения малого бизнеса.
В 2002 году изменение налоговой системы началось с реформы налогов,
взимаемых с оборота (самых обременительных для предприятий): произошла полная
отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы, а ставка налога на пользователей автомобильных дорог понижена с 2,5% до
1%. Отменили налоги на приобретение автотранспортных средств и на реализацию
горюче-смазочных материалов. Была введена «плоская» шкала по подоходному налогу
- ставка налога для всех уровней доходов населения установлена в размере 13%.
Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды.
Ввели регрессивную ставку ЕСН, понизив ее на 0,9 п.п. относительно суммарной
ставки страховых взносов (35,6% вместо 36,5%). Данные изменения в
налогообложении заработной платы привели к выводу некоторого объема заработной
платы из тени, что способствовало росту поступлений в бюджетную систему
подоходного налога и ЕСН, заменившего собой страховые взносы во внебюджетные
социальные фонды.
Произошло перераспределение налоговых платежей между федеральным и региональным
бюджетами. Налог на добавленную стоимость был централизован на федеральном
уровне. Компенсацией послужила передача на региональный уровень дополнительного
норматива по подоходному налогу с физических лиц (с 84% до 99%). Кроме того,
федеральным законодательством была предоставлена возможность местным органам
самоуправления повысить ставку налога на прибыль организаций с 30 до 35%.
Данной возможностью воспользовалось подавляющее большинство муниципальных
образований Самарской области.
В результате изменений налоговой системы в формировании налоговых доходов
консолидированного бюджета повысилась роль налога на прибыль организаций и
подоходного налога с физических лиц. Объем поступлений налога на пользователей
автомобильных дорог не уменьшился лишь за счет активного погашения
задолженности прошлых лет.
В 2003 году следующим шагом по снижению налоговой нагрузки на
предприятия стало снижение ставки налога на прибыль организаций до 24%. В
совокупности изменения амортизационной политики и учета затрат при определении
налоговой базы по налогу на прибыль привели к тому, что поступления по данному
налогу были ниже уровня предыдущего года. Даже изменение нормативов
распределения налога на прибыль между федеральным и консолидированном бюджетом
области с 36,7/63,3 до 30/70 не привело к росту этого источника в доходах
консолидированного бюджета области. Исчерпали себя резервы по погашению
задолженности в бюджет по налогу на приобретение автотранспортных средств и по
налогу на пользователей автомобильных дорог.
Компенсация выпадающих доходов произошла за счет изменений в налогообложении
добывающей отрасли. Вновь введенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
заменил собой отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, часть
платежей за пользование недрами и часть акцизов на нефть. Размер НДПИ поставлен
в зависимость от уровня цен на углеводородное сырье на мировом рынке.
Положительная конъюнктура на рынке сырьевых ресурсов привела к двукратному
росту данного налога в бюджетную систему по сравнению с 2002 годом. Кроме того,
изменения в сфере налогообложения природопользователей коснулись и земельного
налога, ставки которого были увеличены в 2 раза.
В 2003 году продолжился рост официальной заработной платы. В результате в
структуре доходов консолидированного бюджета области на первое место в общей
сумме налоговых доходов вышел налог на доходы физических лиц, обойдя налог на
прибыль организаций. Следующим по значимости стал налог на имущество предприятий.
Несколько уменьшилась в доходах бюджета области доля налога на пользователей
автомобильных дорог. С 2003 года платежи за пользование природными ресурсами в
полной мере можно назвать бюджетообразующими.
Очередным шагом налоговой реформы в направлении снижения налогового бремени
стала полная отмена с 2004 года налога на пользователей автомобильных
дорог и налога с владельцев транспортных средств. Вместо этих налогов,
являющихся источниками формирования целевого бюджетного дорожного фонда, был
введен транспортный налог. Доходы территориального дорожного фонда резко
сократились. Отчисления от земельного налога и акцизов на нефтепродукты не
компенсировали выпадающие доходы дорожного фонда.
Отмена налога на покупку иностранных денежных знаков также сократила число
налоговых источников бюджета области.
Произошли изменения в сфере налогообложения субъектов малого
предпринимательства: на федеральном уровне был упорядочен перечень
налогоплательщиков (расширен по сравнению с существующим ранее на региональном уровне)
по единому налогу на вмененный доход, а также снижены ставки налогов для
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В результате
перехода ряда налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход
произошел резкий в 2,5 раза данного налога и рост (в 1,5 раза) поступлений
налогов на совокупный доход и снижение налога с продаж (93,7 % относительно
2003 года).
Изменилась схема распределения акцизов: на алкогольную продукцию - в пользу
федерального бюджета, на нефтепродукты – в пользу регионального. Однако, в
результате изменения механизма уплаты акцизов на нефтепродукты поступления в
бюджетную систему РФ с территории Самарской области снизились в 2,5 раза.
Норматив отчислений от налога на прибыль организаций вновь был изменен в пользу
региональных бюджетов - с 30/70 до 25/75. Но сохранение неустойчивого
финансового положения предприятий области не позволило увеличить долю налога на
прибыль в доходах бюджета области.
По-прежнему самым значимым источником в налоговых доходах бюджета области в 2004 году являлся налог на доходы физических лиц, увеличивающийся в соответствии с ростом фонда оплаты труда (123,4%). Его доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета возросла с 30,5% в 2003 году до 35,9% в 2004 году.
Сохранение цен на нефть
на высоком уровне в течение года способствовало росту поступлений налога на
добычу полезных ископаемых. В совокупности с индексированной в очередной раз
ставкой земельного налога в 1,8 раза налог на добычу полезных ископаемых привел
к тому, что платежи за пользование природными ресурсами стали еще более
значимыми в формировании доходов консолидированного бюджета области (доля в
структуре налоговых доходов консолидированного бюджета возросла на 3 п.п. и
составила 12,5%).
Единственным налогом, которого до 2005 года не коснулась налоговая реформа,
является налог на имущество предприятий. В течение 2002-2004 годов наблюдается
устойчивый рост поступлений по данному налогу (2002г. – 139,2%, 2003г.
142,2%, 2004г. – 107,2%). Причиной стали рост предпринимательской активности в
области, приток инвестиций в развитие торговой сети, сферы массовых
развлечений, пищевой промышленности и т.д., в результате чего были введены в
действие в течение последних лет ряд крупнейших объектов строительства. Рост
поступлений по налогу на имущество предприятий привело к возрастанию его доли в
налоговых доходах бюджета на протяжении 2002-2004 годов (с 12,1 % до 14,9%
соответственно), что особенно заметно на фоне уменьшения поступлений по другим
видам налогов.
В целом, проведенные мероприятия в сфере налогово-бюджетного законодательства в
течение 2002-2004 годов привели к снижению налоговой нагрузки на предприятия
области, а также к снижению доли налоговых доходов в общей сумме доходов
консолидированного бюджета области с 96,3% в 2001 году до 87,4% в 2004. В
абсолютном выражении в 2002-2004 годах наблюдался снижающийся темп роста
налоговых доходов – 115,9%, 107,6%, 105,0% в 2002, 2003 и 2004 годах
соответственно к предыдущему году.
В 2005 году продолжились изменения налоговой и
бюджетной политики, касающиеся налоговых доходов бюджета области:
- ставка налога на имущество предприятий была увеличена с 2% до 2,2%, при
значительном сокращении налоговой базы. В результате в 2005 году значительного
роста по налогу на имущество предприятий не произошло: темп роста поступлений в
консолидированный бюджет области налога на имущество организаций составил
106,2% по сравнению с итогами 2004 года;
- ставка налога на добычу полезных ископаемых была увеличена, но нормативы
отчислений по данному налогу изменены в пользу федерального бюджета. В
результате общая сумма поступлений налога на добычу полезных ископаемых в
бюджетную систему РФ за 2005 года увеличилась в 1,4 раза по сравнению с 2004
годом, однако доходы консолидированного бюджета области по данному виду налога
остались на том же уровне;
- отменен налог с продаж, занимающий в налоговых доходах консолидированного бюджета области по итогам 2004 года 4,3%, что привело к соответствующим потерям бюджета;
- компенсацией выпадающих доходов в 2005 году послужило очередное увеличение регионального норматива отчислений от налога на прибыль организаций. В совокупности со значительным улучшением финансового состояния предприятий и организаций такое перераспределение привело к росту поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет области по состоянию на 01.01.2005 в 2,0 раза по сравнению с поступлениями на 01.01.2005, а его доля в налоговых доходах бюджета области по результатам 2005 года увеличилась на 11,3 п.п., достигнув 32,2%;
- корректировка механизма взимания акцизов на нефтепродукты, способствующая более равномерному распределению акцизов между регионами, а также передача акцизов на алкогольную продукцию в полном размере на региональный уровень привели к росту акцизов в доходах консолидированного бюджета области: за 2005 год поступление акцизов в бюджет области увеличилось в 1,9 раза по сравнению с 2004 годом.
Наряду с увеличением поступлений в бюджет области налога на прибыль организаций, в 2005 году наблюдался рост таких налогов, как налоги на совокупный доход - в 2,3 раза, налог на имущество физических лиц -в 1,6 раза, налог на доходы физических лиц - в 1,2 раза, налог на игорный бизнес - в 5,1 раза, что подтверждает эффективность проводимых в предыдущие годы реформ налоговой сферы и их позитивное влияние на развитие экономики региона, в том числе на благосостояние населения.
В 2005 году впервые за годы налоговых реформ тенденция снижения темпов роста доходов консолидированного бюджета области, в том числе налоговых доходов сменилась на позитивную. Так, по результатам 2005 года темпы роста доходов по сравнению с 2004 годом составили 131,6% и 130,8% соответственно.
1.1 Исчисление налогов с учетом особенностей связанных с наличием обособленных подразделений
Понятие обособленного подразделения
В гражданском законодательстве обособленными подразделениями признаются представительства и филиалы. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ). Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).
Основы правового положения представительств и филиалов закреплены в п.3 ст.55 ГК РФ. Названные обособленные подразделения наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9