скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: теория цвета у Гумилева

      Лёд обычно голубой, синий. У Гумилёва ─ серебряный: Застывают в серебряных льдах мастодонты…(Современность).

       Ветер. Если это вихрь, то в русском языке обычно получает цветовую характеристику чёрный, но у Гумилёва ─ рыжий. Лексема смерч используется редко: Где рыжий вихрь вздымает горы раха…(Паломник); Вот огненный смерч пред ним закрутился…(Сон Адама).

       Тучи в русском языке обычно описываются при создании картины плохой погоды. Это чёрные, сизые тучи: Слава, слава небу в тучах чёрных…(Дождь); Да тучи сизые да чёрные…(Старина); Но домчусь к родному краю С грозовою сизой тучею…(Возвращение Одиссея). Но золотые и розовые тучи ─ особенность поэзии Гумилёва: И о Данае, туче золотой…(Канцоны); Грозовой иль золотистою Будь же тучей среди туч…(Сказка о королях); Веер самых розовых тучек…(На берегу моря).

      Облака в русском языке чаще всего белые, редко ─ алые: И пляски белых облаков…(Старые усадьбы); В час, когда словно облак красный, Милый день уплывёт из глаз…(Смерть).

      Туман у Гумилёва описывается часто и имеет не обычные, традиционные в русском языке характеристики: кровавый ─ Очи окутал кровавый туман…(Возвращение Одиссея); Ты среди кровавого тумана К небесам прорезывала путь…(Смерть); розовый ─ Взоры в розовых туманах…(Носорог). Данные характеристики являются исключением и относятся к человеку или животному. Природные характеристики: Бегут белесоватые туманы…(Гиена); Белобрысые туманы…(Неаполь).

 

Цветовые характеристики тьмы, света, тени

   Цветовые характеристики тьмы, света, тени интересны и разнообразны: Лиловые тени скользят по лугам…(Сон Адама); Что надо ей от высоты И от воздушно-белой тени…(Осенняя песня); В зелёный сумрак входит Дамаянти…(Ислам); Сумрак комнат издевался, Бледно-серый и угрюмый…(Сказка о королях); Входила тихо, вся дрожа, Залита сумраком багряным…(Осенняя песня); Был странен серый полумрак…(Ужас); И голубая полумгла Вокруг, как бабочка, порхает…(Осенняя песня)4 И алый свет, и свет зимы Предстал как свет воздушно-белый…(Осенняя песня); Мне из рая, прохладного рая, Видны белые отсветы дня…(Отравленный); Рычит в огне багряных светов Явление природы…(Ода д Аннунцио).

    

1.4      Цветообозначение времени суток

      В целом цветовые характеристики вечера и ночи в поэзии Гумилёва вполне традиционны. Следует отметить, что особая картина создаётся сочетанием нескольких цветов: Запад был медно-красный, Вечер был голубой…(Однажды вечером); Объятья ночи голубой, Как розы робости мгновенны…(Осенняя песня); Я помню ночь, как чёрную наяду…(Пятистопные ямбы). Цветообозначения золотой и пурпурный при характеристике дня ─ особенность поэзии Гумилёва: Ярче золота вспыхнули дни…(В небесах); И речи дивные шептала О золотом, пурпурном дне…(Дева Солнца).

  

1.5      Цветообозначение элементов ландшафта

      Цветообозначение скал, утёсов, гор: Орёл Сафо у белого утёса…(Жестокая); Где седые, грозовые Скалы высятся венцом…(Неаполь); На белом пригорке, над полем чайным…(Возвращение Одиссея).

      Цветовая характеристика равнины при помощи цветообозначения золотой довольно традиционна для русского языка: Золотой, тосканской равнины…(Пиза).

        Цветообозначение морского берега (песок, камни): На жёлтые пески седых морей…(Больной); В нём золотой песок…(Сады души); Считать большие бурые каменья…(Больной).

      Горизонт в русском языке, как и у Гумилёва, часто бывает золотым: Снова полюбим влекущую даль мы И золотой от луны горизонт…(Возвращение Одиссея).

      Даль ─ отрезок территории, весьма удалённой от говорящего. Обычно голубая, розовая, что является яркой приметой романтизма: Всегда ожидает из розовой дали…(Сон Адама); Задумчиво смотря как сини дали…(Памяти Анненского).

Цветообозначение стран: Оно ─ колокольчик фарфоровый в Жёлтом Китае…(Я верил, я думал); Как в золотом Багдаде…(Паломник); И русский флаг над Белой Хивой…(Туркестанские генералы).

      

1.6      Цветообозначение минералов

     Цветообозначение минералов играет огромную роль в поэзии Гумилёва. Камни ─ целый мир, неотделимый от поэта. Они всегда волновали человека, оказывались в центре его внимания и интереса. Цвет минералов является их ключевой характеристикой: немало названий минералов образовалось от названий терминов цвета (лазурит), и наоборот, ряд названий минералов послужил базой для образования цветообозначений (сапфировый).

      Тема драгоценных камней в творчестве Гумилёва связана с его экзотическими путешествиями и во многом обеспечивает особенный колорит его поэзии: рубин ─ И одно золотое с рубином кольцо…(Сказка о королях); И рубины греховно-красны…(Русалка); Слишком яркие рубины…(Маргарита); гранаты ─ Гранатов алых для манжет…(Рондалла); коралл ─ На смуглой шее нить коралла…(Открытие Америки); янтарь, жемчуг Янтари и жемчуга…(Невеста льва); И янтарь всегда висел на шее…(Озеро Чад). Мы считаем правомерным учет драгоценных камней как таковых, так как они не просто имплицитно содержат цветовое значение, но и выявляют его в названии.

   Цветообозначение золота. Золото ─ благородный металл жёлтого цвета. Цветообозначения золота, золотого очень частотны в поэзии Гумилёва. Колорема золотой связана с экзотическим колоритом творчества поэта: Хранившие золото в тёмном порту…(Капитаны); Червонное золото… Так золото манит и радует взгляд…(Сон Адама); Но в золоте тайные силы таятся… Вокруг него сверкает злато…(Дева Солнца); Сыплется в узорное окно золото и пурпур повечерий…(Открытие Америки).

1.7      Цветообозначение растительного мира

 

Цветовые характеристики флористических объектов (цветов)

       Цветовая характеристика ─ непременный атрибут цветка, один из главных его признаков, имеющий огромную функционально-символическую нагрузку. Этот вопрос довольно сложен, он включает также понятие характеристик-модификаторов, что послужит темой отдельного параграфа. Здесь же мы просто перечислим случаи цветообозначений цветов, функционирующие в поэзии Гумилёва. Для обозначения цветов вообще поэт чаще всего использует оттенки красного и белый: Певцу подарил я кровавый цветок…(Песня о певце и короле);, Цветы пурпурные звенят…(Осенняя песня); Бледная царица уронила Для него алеющий цветок…(Заклинание); В твоём гербе ─ невинность лилий, В моём ─ багряные цветы…(Поединок); Но любовь разве цветик алый, Чтобы ей лишь мгновенье жить…(Я не прожил, я протомился); А она пришла, ступая над рубинами цветов…(Рыцарь с цепью); Когда сплетаешь, как виденье, Святые, белые цветы…(Credo); Она вперёд меня манила, роняла белые цветы…(Дева Солнца); За то, что он безмерно любит Безумно-белые цветы…(Дева Солнца); А завтра одену Из снежных цветов прихотливый наряд…(Осень).

      Из конкретных наименований цветов следует выделить: розы и лилии. Розы в поэзии Гумилёва чаще всего оттенков красного, а лилии ─ голубые (хотя имплицитно обычно белые). Это яркое свидетельство преемственности романтизма в раннем творчестве Гумилёва. Розы ─ Здесь розы краснее, чем пурпур царей…(Капитаны); И душные, красные клонятся розы…(Сон Адама); На пол, горячий от луча, Бросая  пурпурную розу…(Осенняя песня); Другая, пурпурная, рдеет, Огнём любви обожжена…(Две розы); На горном снеге алеют розы…(На молитвы Грига); Словно рыцарь с розой алой На чешуйчатой броне…(Старая дева); Но зато рисуется в ней резче Круглый куст кровавых роз…(Дождь); Одна так нежно розовеет, Как дева, милым смущена…(Две розы); Странная белая роза… Ты ─ лепесток иранских белых роз…(Беатриче); У меня же в темнице Куст фарфоровых роз…(Китайская девушка); лилии ─ Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую…(Я, конквистадор в панцире железном…); И, может быть, рукою мертвеца, Я лилию добуду голубую…(Сонет); сирень ─ Ушла…Завяли ветки Сирени голубой…(Почтовый чиновник).

       

1.8      Цветообозначение сообществ растений и их составных частей

      Ботанические сообщества ─ леса, сады, луга, поля, травы и т.д.

       Лес ─ обычно зелёный, чёрный, осенью ─ золотой. У Гумилёва лес голубой, лазоревый: Среди лазоревого леса…(Осенняя песня); В их голубых, весёлых чащах…(Осенняя песня).

       Деревья (тополь, ива). Цветовая характеристика тополя вполне традиционна: Только в редкие просветы Тёмно-бурых тополей…(Лесной пожар). Интересно цветообозначение ивы: И будят забытые, грустные чары Серебряно-белые ивы…(Озеро).

      Сад ─ чаще всего зелёный. У Гумилёва ─ золотой: И про золотой индийский сад…(Открытие Америки).

      Цветообозначения листьев, травы, плодов вполне традиционны: С деревьев падал лист сухой, То бледно-жёлтый, то багряный…(Осенняя песня); Как листья осенние, прелые, бурые листья…(Варвары); Когда горят в траве зелёной маки…(Фра Беато Анджелико); Нет голосов и нет травы эелёной…(Больной); Золотые, зрелые плоды (Солнце духа); Среди ветвей румянятся плоды…(Рай); Для девушек янтарные плоды…(Потомки Каина).

      Цветообозначение поля, нив также традиционно: К несуществующим, но золотым полям…(Пиза); Вечерний лес певуч и светел, Черны и радостны поля…(Маркиз де Карабас); И нив желтеющих простор…(Маркиз де Карабас).

      Традиционно и колоритно описание аллей: В червонном золоте аллей…(Памяти Анненского). Интересно присутствие описанных при помощи цветообозначений мха, плюща: Голубые, нежные мхи…(Семирамида); Под окном в золотом плюще…(Маргарита). Описание

куста необычно и является особенностью поэзии Гумилёва: Сквозь тёмно-красные кусты…(Ослепительное); Как красный куст, горит и говорит…(Жестокой).

1.9      Цветообозначение  анималистических объектов

   Очевидно, что объекты живой природы наше цветовидение способно наделять цветом.

    Особенности цветообозначения животных.

    Конь. Внутри вида лошадей имеется значительная цветовая дифференциация, но у Гумилёва цветовая характеристика лошадей с этим не связана. Конь в поэзии Гумилёва белый или чёрный, что связано с символикой этих цветов: Но теперь, словно белые кони от битвы…(Беатриче); Самой белой лошади негуса…(Абиссинские песни); Белоснежные кони ринут В ослепительную высоту…(Смерть); Мой конь, удача из удач, И белоснежный, величавый…(Дон Жуан в Египте); Мрачный всадник примчался на чёрном коне…(Сказка о трёх королях); Что за бледный и красивый рыцарь Проскакал на вороном коне…(Влюблённая в дьявола). Цветовая характеристика коня при помощи цветообозначения золотой ─ особенность поэзии Гумилёва: Как конь золотистый у башен, Играя, вставал на дыбы…(Ты помнишь дворец великанов…).

       Кошки ─ чаще всего белые: И, как беленькие кошки, Как играющие дети…(Сада-Якко); И лапкой белой и точёной…(Маркиз де Карабас). Пантера. Разновидность пантер с чёрной шерстью живёт в Индии. Пантера относится к числу экзотических животных, описываемых в произведениях Гумилёва: У ног её две чёрные пантеры С отливом металлическим на шкуре…(Сады души).

     Змей, крокодил ─ экзотические животные, имеют зафиксированную в нашем сознании зелёную окраску. У Гумилёва она реализуется при помощи цветообозначения изумрудный: Там, где дремлет, с Нила привезённый, Тёмно-изумрудный крокодил…(Каракалла); Крокодил сверкал у судна чешуёю изумрудной…(Мореплаватель Павзаний); И погасли изумруды змея И павлина веерное диво…(Рассвет).

     Единорог ─ мифическое животное белой окраски: И белые, как снег, единороги…(Потомки Каина).

    Цветообозначение рыб.

     Рыбы ─ обычно серебряные (золотые). Употребление цветообозначения для характеристики дельфина ─ особенность поэзии Гумилёва: Влекут его чёлн голубые дельфины…(Сон Адама); В бассейне серебряных рыб…(Ты помнишь…); К золотым сбегали рыбкам…(Маэстро).

   Цветообозначение птиц.

   Интересно и символично описание птиц: И вьётся траурная птица Над венценосной головой… Металлической птицы блещет золотом хвост… Как воды утром, розовеют птицы…(Сады души). Описание голубя, лебедя, чайки традиционно, в природе, как и в поэзии, эти птицы часто имеют белую окраску: На ковре она трепещет, Словно белая голубка…(Самоубийство); Моей любви, голубки белой…(Анакреонтическая песенка); И был лебедем нежным и белым…(Мечты); Чайки белей и невинней зарницы… Описание орла интересно и индивидуально: Но орёл, чьи перья ─ красный пламень…(Орёл Синдбада); И лоснились коричневые перья…(Орёл). Присутствие лексемы павлин ─ особенность поэзии Гумилёва: Но павлин и строг и непонятен, Золотистый хвост его украшен Тысячею многоцветных пятен…(Рассвет).

      Цветообозначение насекомых.

    Бабочки. Дневные бабочки разноцветны, ночные ─ белые, серебряные: Бабочки оранжевой окраски…(Пещера сна); В них ночные бабочки, как тени, С крыльями жемчужной белизны…(Каракалла). Описание жука и пчел носит метафорический характер: И жуками золотыми Нам сияло ваше имя…(Сада-Якко); Там, где огни на лагуне ─ Тысячи огненных пчёл…(Венеция).

     

2.   Социолингвистическое измерение цвета

2.1 Антропологические цветообозначения

     Цветовая картина мира глубоко антропоцентрична. Предметы окружающей действительности наделяются цветом именно в сознании человека. Нередко цветообозначения переходят в разряд эстетической категории.

Цветообозначение внешности, портрета человека.

    Цветообозначение неотделимо от описания внешности человека и протекающих в его сознании психических процессов. В лирике Гумилёва довольно часто цветовую характеристику получают организм человека, части тела, лица, одежда и т.д.

     Цветообозначение лица, частей тела.

    Глаза. Наиболее важной частью лица являются глаза. В сознании человека именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами, душой. Цвет глаз может метонимически переходить на взгляд и окрашивать его. Обычно прямые цветообозначения глаз сосуществуют с метафорическими, закрепившимися в сознании людей.

      Наиболее часто Гумилёв описывает глаза при помощи оттенков синего цвета (голубой, лазурный). Голубой цвет глаз ассоциируется в человеческом сознании с небом, цветами, водой и вызывает положительные эмоции: Лазурных глаз не потупляя, Она идёт, сомкнув уста…(Дева Солнца); Подъемлет к небу взор лазурный…(Пророки); В голубых глазах европейца…(Озеро Чад); Но такой голубоокой Мне не видеть вновь…(Оборванец). Серый, стальной цвет глаз часто ассоциируется с жестокостью, мужественностью. У Гумилева это цвет невинности, чистоты, холодности: Глаза, как отблеск чистой серой стали…(Сады души). Глаза, характеризующиеся при помощи красного и его оттенков, довольно редко употребляются в литературе. В этом случае возможно значение усталости, утомлённости глаз, воспаления: Бессонны твои покрасневшие вежды…(Видения). У Гумилёва существует характеристика взгляда при помощи цветообозначения кровавый. Данная колорема свойственна поэзии Гумилёва и приобретает символику злого рока: Надо мною взор кровавый Золотого жениха…(Невеста льва). Цветообозначение коричневый для характеристики глаз человека обычно не употребляется (карие глаза). У Гумилёва коричневыми являются глаза кенгуру: Чтоб его коричневые глазки Мигом озарило торжество…(Кенгуру). Прилагательное золотой может употребляться в метафорическом значении для характеристики глаз. Гумилёв употребляет его как часть сложносоставного прилагательного: Золотоглазой ночью Мы вместе читали Данта…(Какая странная нега…).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.