скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Современный русский язык

Предлоги делятся на: 1) непроизводные (или первообраз­ные): в, без, к, на, при и др.; 2) производные (или непервообразные), образованные от других частей речи: навстречу, посредством, несмотря ни, согласно, благодаря пли же путем сложения двух первообразных предлогов: из-за, по-над и др.

Союз

Союз - это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные, а по своему строению - на простые и составные.

Сочинительными называют союзы, которые служат для связи однородных членов и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложносочиненного предложения, например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (А. Пушкин); Внутри ходы были покрыты слоем твердой извести, а снаружи на сваях ничего не было видно (К. Паустовский).

По значению сочинительные союзы делятся на три группы:

·     соединительные союзы, например: и, да (в значении «и»), тоже, также, ни...ни, не только...но и. Данные союзы имеют значение соединения: Ночью ветер злится, да стучит в окно (А. Фет);

·     противительные союзы, например: но, а, да (в значении «но»), зато, однако. Данные союзы имеют значение противопоставления: Он попробовал отстраниться, но тело его точно влипло в снег (Б. Полевой);

·     разделительные союзы, например: или, либо, то...то, не то...не то. Данные союзы имеют значение разделения: Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет (К. Паустовский).

Подчинительными называют союзы, которые служат для связи простых предложений в сложноподчиненном предложении, например: Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь (Н. Гоголь).

По значению подчинительные союзы делятся на следующие группы:

·     временные (когда, пока, только, лишь только, едва, после того как, перед тем как и др.), например: Пока можно было оставаться на палубе, мы часто подымались на бак и смотрели на море (К. Паустовский);

·     причинные (потому что, так как, ибо, оттого что, вследствие того что, в связи с тем что и др.), например: Лиственница может переносить сухие, суровые зимы, так как она сбрасывает хвою на зиму (К. Паустовский);

·     целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.), например: Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать (Д. Шостакович);

·     условные (если, раз, хотя, ли, если бы и др.), например: Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен или что-нибудь случилось со мной (А. Чехов);

·     уступительные (несмотря на то что, хотя, пускай и др.), например: Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (В. Короленко);

·     сравнительные (как, как будто, словно и др.), например: Было так тихо, будто город вымер (К. Паустовский);

·     следственные (так что), например: В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча (А. Чехов);

·     изъяснительные (что, как, чтобы, будто и др.), например: В сотый раз я пожалел, что не родился художником (К. Паустовский).

Частицы

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол.

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

·     отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

·     вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

·     указательные: вот, вон, это;

·     уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

·     ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

·     восклицательные: что за, ну и, как;

·     усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

·     со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Предмет и задачи синтаксиса

Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения и раздела науки о языке.

Синтаксис языка – это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука – это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса.

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Фундаментальные понятия синтаксиса – понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения. Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.( А.Толстой ). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

 Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

 Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксической единице, то есть служит для выражения синтаксических отношений между словами, во-вторых, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания, в-третьих, создает условия для реализации лексического значения слова.

Основные виды (типы) синтаксической связи – сочинение и подчинение. Сочинение и подчинение являются структурными, собственно языковыми отношениями, призванными структурно оформлять объективные отношения.

Подчинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, второе – как зависимое.

Сочинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по отношению друг к другу.

Словосочетание. Предложение.

Словосочетание - низшая единица синтаксиса; это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, например: наклоненная голова, быстро бежать, красный шарф. Из словосочетаний формируются предложения. Как и слово, словосочетание называет предметы, признаки, действия, но только делает это более конкретно, поскольку зависимое слово уточняет смысл главного.

Словосочетание имеет следующие признаки: 1) наличие не менее двух самостоятельных слов; 2) их смысловое единст­во; 3) их грамматическая связь: чудное мгновенье, явилась передо мной и пр. Наиболее цельными по значению являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (майский полдень, бегущий олень, девичьи лица, дорога в лесу и пр.).

Минимальное словосочетание, включающее два самостоя­тельных (знаменательных) слова, называется простым (встреча друзей, встреча с друзьями, дружеская встреча, встретил друзей). Сложные словосочетания образуются при распространении простых (встреча старых друзей, встретил брата и друга, написал письмо брату). Сложное словосочетание может быть разделено на простые (встреча друзей, старых друзей; встретил брата, встретил друга; написал брату, написал письмо).

Подчинительная связь на уровне словосочетания всегда носит «субординативный» характер. Субординация – связь прямая и односторонне направленная от подчиняющего к подчиняемому. Рассмотрим три основных способа связи слов в словосочетании.

Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: красный сарай, этот сарай, опустевший сарай. В данных словосочетаниях зависимые слова красный, этот, опустевший стоят в тех формах - единственное число, мужской род, именительный падеж, что и главное слово сарай.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого, например: красным сараем, к опустевшему сараю, этими сараями.

Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определенном падеже, например: увидеть учителя (В. п.), посеять пшеницу (В. п.), освоение глубин (Р. п.).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменяется, например: увидел учителя, увидевший учителя, увидев учителя, увидели учителя.

Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) связывается с главным только по смыслу, например: настойчиво интересоваться, пришел поговорить, спал улыбаясь, очень бояться.

Словосочетания не употребляются в ре­чи сами по себе, а только в составе предложения.

Предложение - это основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьбу). Предложение представляет собой отдельное высказывание, т.е. обладает смысловой законченностью.

Предложение, в отличие от словосочетания, имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего или сказуемого) или одного из них. В грамматической основе заключается грамматическое значение предложения, которое связано с наклонением глагола-сказуемого, например: предложение Скоро стемнеет содержит сообщение о том, что действие будет иметь место в будущем, а предложение Сварила бы ты суп содержит побуждение. Также предложение характеризуется интонационной законченностью, которая выражается большой паузой в конце предложения.

Основными признаками предложения являются:

1.    грамматическая форма в виде предикативной основы – главных членов;

2.    предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;

3.    интонация, имеющая завершенное строение;

4.    свободное лексическое наполнение.

Предложения в русском языке строятся с помощью син­таксических средств: это формы слова, служебные слова, порядок слов, интонация. Формы слова - глав­ное средство: они связывают члены предложения, выражают отношения между ними, а также могут непосредственно пере давать грамматические значения. Например: Редела тень. Восток алел (П. п.) спрягаемые глагольные формы с помощью окончаний числа и рода осуществляют согласование с подле­жащим, а посредством суффикса -л- выражают значения ре­альной модальности (изъявительное наклонение) и прошедше­го времени.

Служебные слова являются вспомогательным сред­ством. Одни из них (предлоги, союзы) участвуют в грамма­тической связи словоформ: От непривычки к плачу и к сле­зам у него у самого зачесались глаза. (Ч.); другие выража­ют оттенки грамматического значения словоформ, членов предложения (частицы) или общие грамматические значе­ния предложения (связки): Мир все еще не был подписан (А. Т.).

Порядок слов также помогает оформить граммати­ческую связь или выразить значение члена предложения; например, в предложениях Мой брат - учитель и Учи­тель - мой брат с помощью порядка слов различаются под­лежащее и сказуемое: подлежащее располагается перед ска­зуемым.

Интонация оформляет предложение в целом, выража­ет его завершенность, передает эмоциональную окрашенность. Благодаря изменениям высоты тона, силы голоса, темпа, бла­годаря паузам интонация помогает передать грамматическое и смысловое членение предложения, выделить, подчеркнуть отдельные части. С помощью интонации передаются такие общие значения предложения, как повествование, вопрос, по­буждение; ср.: Утро. – Утро?(вопрос); Тишина. - Тишина! (приказ).

Виды высказываний в предложении оформляются с помощью соответствующих типов предложений – повествовательных, вопросительных, побудительных.

Повествовательными называют предложения, которые заключают в себе сообщение о каком-либо факте, явлении или событии или их описание, например: Балтийское море глубоко вдается в материк Европы (Н. Михайлов). Повествовательные предложения встречаются в русском языке гораздо чаще других предложений (побудительных или вопросительных). Для предложений подобного рода характерна определенная интонация: тон повышается на том члене предложения, который содержит наиболее важную мысль, и понижается к концу предложения.

Побудительными называют предложения, которые выражают побуждение к действию (приказ, просьбу, совет, пожелание, призыв), например: А ну, трогай рысью! (М. Шолохов) Грамматическим средством оформления побуждения прежде всего является побудительная интонация: такие предложения произносятся высоким тоном, с большей силой напряженности. Побудительные предложения обычно имеют один главный член - сказуемое, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения, например: Отец, пойдем! (А. Чехов) Наличие местоимения-подлежащего смягчает побуждение, например: Ты мне дай совет (Л. Толстой). Значение побуждения может быть выражено междометными предложениями и частицами пусть, давай (давайте), да, например: -Ш-ш-ш! - говорит Семен. - Тише, всех перебудишь (Виноградова); Да погоди, куда ты летишь? (М. Шолохов) Часто в побудительных предложениях мы можем найти обращение, указывающее лицо или предмет, к которому обращено побуждение, которого побуждают к действию, например: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.