Реферат: Изучение имени прилагательного в младших классах
Изучение темы «имя прилагательное» в третьем классе имеет следующие задачи:
1) развитие умения распознавать имя прилагательное в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное;
2) развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи;
3) расширение знаний школьников об окружающей действительности; развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов;
4) формирование грамматического понятия «имя прилагательное»: выделение показателей, характерных для имени прилагательного как части речи (обозначение признака предмета, ответа на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и поясняет имя существительное);
5) углубление представлений учащихся об имени прилагательного, близких и противоположных по смыслу; ознакомление с синонимическим рядом слов, их ролью в речи;
6) ознакомление с особенностями текста – описание и формирование умения составлять такой текст;
7) ознакомление с изменением имени прилагательного по родам и формирование навыков правописания родительных окончаний имени прилагательного;
8) развитие умения определять число имени прилагательного;
9) формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных.
Все эти задачи решаются в единстве. При определение методики изучения имён прилагательных учитывается прежде всего их следующая особенность: и по лексическому значению, и по грамматическим признакам имени прилагательного связаны с именем существительным. Поэтому важно подвести учащихся к пониманию этой связи.
Сущность зависимости имени прилагательного от имени существительного учащиеся познают постепенно. Вначале усваивают смысловую зависимость: имя прилагательное обозначает признак предмета (не признак как нечто самостоятельное, а признак определяемого предмета; этим имя прилагательное отличается от существительных, которые обозначают качество безотносительно к предмету – смелость, доброта).
Понимание грамматической зависимости имени прилагательного от существительного требует внимания к окончанию, поскольку окончание является грамматическим средством выражения связи слов. Учащиеся наблюдают за изменением рода и числа имени прилагательного в зависимости от рода и числа имени существительного.
Условием, способствующим эффективности усвоения знаний об имени прилагательном, является обогащение речи школьников синонимами, антонимами, ознакомление с употреблением прилагательных в прямом и переносном значении.
В связи с этим целесообразно проведение лексико-стилистических упражнений, воспитывающих внимательное отношение к слову, точному употреблению его в речи.
Нельзя не отметить стремление автора учебника воспитать у школьников интерес к урокам с помощью игровых моментов (например, Почемучка, задающий вопросы, отвечая на которые, дети самостоятельно делают необходимые выводы о сущности того или иного языкового явления. Так, на стр. 176 Почемучка спрашивает: «С какой целью употребляют в речи имена прилагательные?»).
№ |
задание |
№ упр. |
количество |
1 | распознать имена прилагательные в тексте | № 469-471, 473 | 4 |
2 | сравнить имена прилагательные, противоположные по смыслу | № 477-481 | 5 |
3 | закреплить знания об именах прилагательных, близких по смыслу | № 482-485 | 4 |
4 | ознакомить учеников с особенностями текста-описания | № 486-489 | 9 |
5 | закрепить навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных формируются и закрепляются | № 490-503 | 13 |
6 | Определить род имён прилагательных | № 492-493 | 2 |
7 | Изменить имена прилагательные по родам | № 494 | 1 |
8 | Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные | № 497 | 1 |
9 | Образовать имя прилагательное от имени существительного, дописать родовые окончания | № 499 | 1 |
10 | Ответить письменно на вопросы | № 503, 505 | 2 |
11 | Распознавать число имени прилагательного и правильно писать окончания | № 506-510, 512, 517 | 7 |
12 | Развивать связную речь | № 515, 518 |
Уроки русского языка в 4 классе содержат материал, направленный на развитие у учащихся внимания к смысловой стороне слова и его употреблению в предложении.
Сравнение слов-синонимов и выяснение, почему в тексте употреблено взятое автором слово, - одно из условий развития у школьников умения осознанно употреблять слова в речи.
В 4 классе продолжаются наблюдения над употреблением сов в прямом и переносном значении. Обращается внимание учащихся на то, что употребление слов в переносном значении способствует более выразительной и яркой передаче мысли.
В каждой теме представлен ряд уроков, специально предназначенных для работы над развитием у учащихся навыков связной речи. Они занимают определённое место и включают свободные диктаты, изложения разных видов (полные и сжатые, зрительные и слуховые, по фильму и книге), а также сочинение по картине, наблюдениям, и др.
Все части речи изучаются на синтаксической основе. При работе с 4-классниками следует ориентироваться на такие задачи и цели, как:
1) усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи (обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных);
2) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
3) формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе;
4) усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных;
5) развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.
При изучении падежей имён прилагательных ведущей является опора на словосочетание.
Новым для учащихся 4 класса является склонение имени прилагательного и правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных составляют следующие знания и умения:
- умение установить связь слов в предложении и найти существительное, от которого зависит имя прилагательное (выделить словосочетание),
- знание о том, что имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное,
- знание падежных окончаний,
- умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе.
Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определённой последовательности:
1. Найти существительное, от которого зависит прилагательное и задать вопрос.
2. Определить род, число, падеж имени существительного.
3. Определить род, число, падеж имени прилагательного.
4. Написать окончание имени прилагательного в данной форме.
В начале изучения темы ход рассуждений записывается в скобках перед именем прилагательным, позднее это не делается (каким? тв. пад., ср. р., Ранним утром мы вышли в поход.)
Порядок изучения падежей определяется целесообразностью сопоставления и противопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные в мужском и среднем роде склоняются иначе, чем прилагательные в женском роде, они рассматриваются отдельно. При изучении имени прилагательного в мужском и среднем роде именительный падеж сопоставляется с винительным. Особое место отводится родительному падежу, и, наконец, творительному, сопоставляются с предложным.
У прилагательных в женском роде сравнивают родительный, дательный, творительный и предложный падежи; кроме того, винительный падеж сопоставляют с творительным
Учитывая трудности учащихся при написании безударных окончаний имён прилагательных и характер ошибок, прилагательные в женском роде, имеющие окончание –ой сопоставляются с прилагательными в мужском роде, отвечающими на вопрос какой?
В связи с этим проводятся наблюдения над прилагательными-синонимами и прилагательными-антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле. Составляющей частью большинства уроков является творческая работа.
Помимо того, что материал большинства упражнений представлен связными текстами, являющимися примерами употребления имён прилагательных в художественной речи, раздел «Имя прилагательное» содержит ряд упражнений, специально ориентированных на развитие связной речи учащихся.(2, 9, 10, 11, 12, 13, 14 пункты в таблице)
№ |
задание |
№ упр. |
Кол-во |
1 | распознать имена прилагательные в тексте и определить их роль в речи | № 268-269 | 2 |
2 | распространить текст подходящими по смыслу прилагательными | № 270, 327, 334 | 3 |
3 | определить род | № 271, 273-276 | 5 |
4 | просклонять имена прилагательные | № 279, 284, 313, 335, 342, 350, 362 | 7 |
5 | определить падеж употреблённых в тексте имён прилагательных | № 280-281, 283, 285, 287, 289-290, 292, 301, 314, 316, 318, 320-321, 329, 333, 336-337, 340, 344, 336-346 | 32 |
6 | выписать сочетания имён существительных с именами прилагательными в определённом падеже из текста или из ряда других словосочетаний | № 295, 306, 343, 351 | 4 |
7 | Дописать пропущенные в тексте окончания имён прилагательных | № 298, 300, 303, 308-309, 322, 324, 330, 357, 361, 363-364 | 12 |
8 | Поставить данные сочетания имён прилагательных с именами существительными в нужный падеж | № 302, 315, 338, 354 | 4 |
9 | Наблюдение над употреблением имён прилагательных писателями и поэтами | № 268, 274, 297, 317, 355 | 5 |
10 | Подобрать подходящие по смыслу имена существительные к именам прилагательным | № 275, 360 | 2 |
11 | Составить рассказ по сюжетным картинкам или по личным наблюдениям и впечатлениям | № 282, 326, 288, 312, 319, 349, 352, 356-357 | 9 |
12 | Составить предложения из данных слов | № 286, 302, 315, 325, 328 | 5 |
13 | Ответить устно и письменно на вопросы | № 290, 301, 311, 319, 330, 341, 346, 348, 369 | 9 |
14 | Написать изложение по данному тексту | № 317, 339, 345 | 3 |
2.2. Выяснение умений и навыков практического употребления в речи
учащихся 3-4 классов имени прилагательного
Для диагностики ЗУН учащихся 3-4 классов имени прилагательного служат упражнения и задания, направленные на выполнение следующих операций.
I. Разграничение частей речи, нахождение имени прилагательного в тексте (указать известные части речи, подчеркнуть):
1.
а) Голубенький, чистый (прилаг.+ прилаг)
Подснежник-цветок: (сущ.+ сущ.)
А подле сквозистый,(нар.+ сущ.)
Последний снежок.(прил.+ сущ.)
/А. Майков/
б) Пригреты тёплым солнышком (гл.+прил.+сущ.)
Шумят повеселелые (гл.+прил.)
Сосновые леса (прил.+сущ.)
/Н. Некрасов/
2. Веселье - весёлый, крик - крикливый, боль-больной, красота – красивый, зелень – зелёный, ночь – ночная, звон – звонкий. (сущ+прилаг)
II. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного.
1. а) Картофельный (м.р.). Картофель вкусный (м.р.).
б) Гороховый (м.р.) Горох зелёный (м.р.)
2. Жёлтый цвет, жёлтая краска, жёлтое платье.
К празднику мама купила себе жёлтое платье.
III. Выбор гласной в падежных окончаниях прилагательного.
1. Ночуют зимою
В лесу куропатки
В сугробе высоком,
Как в белом платке /Е. Фейерабенд/
2. Маленькое дело лучше большого безделья.
Не жалей сил для полезного дела.
От хорошего дерева хороший плод. (русские пословицы)
IV. Употребление имени прилагательного в речи.
1. Вставить подходящее по смыслу имя прилагательное
Весной разольются (глубокие) реки. Прилетят (весёлые) скворцы.
2. Описать предмет (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь
(Пенал). Это существительное, которое обозначает предмет. Он предназначен для ручек, карандашей, ластиков. Бывают самые разные. Это очень удобная школьная принадлежность. Чтобы ручки и карандаши не рассыпались и не затерялись, для этого он и существует.