скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Реферат: Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Реферат по курсу литературы за 10 – 11 класс ученицы 11 класса «в» Егоровой Натальи

«Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших  достижений русского искусства». Пожалуй, это единственное произведение, где во  всей своей полноте уместилась вся Россия александровской эпохи с ее  предрассудками и в то же время с той истинно русской красотой, которую не мог не  воспевать поэт. Но почему же все-таки так глубоко затрагивает роман наши души?  Что же заставляет нас перечитывать роман вновь и вновь, почему нас волнует  проблема, даже, пожалуй, трагедия целого поколения? Виссарион Григорьевич  Белинский сказал, что до Пушкина «поэзии, которая прежде всего была бы поэзией,  – такой поэзии еще не было!». «Пушкин был призван быть живым откровением ее  тайны на Руси».

Но кто же стал этим откровением поэзии в романе «Евгений Онегин»? Кто стал  ключом к пониманию романа? Автор наделяет «святой исполненной мечтой, поэзией  живой и ясной» лишь одну героиню, несомненно ставшую самой прекрасной Музой во  всей русской литературе, – Татьяну. Татьяна становится Музой всего  повествования, она Муза самого автора, светлая мечта Пушкина, его идеал. Смело  можно сказать, что главная героиня романа именно Татьяна. Именно потому, быть  может, Достоевский сказал так: «Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою  поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы». И  правда, раскрываешь роман и начинаешь понимать, что Татьяна, словно небесное  светило, проливает на роман радостно играющий луч поэзии, наполненный дивной  красотою живой игры. В своем черновике в Михайловском Пушкин писал: «Поэзия, как  ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой». В этом ангеле-утешителе сейчас  же узнаем мы Татьяну, которая, словно путеводная звезда, всегда находится рядом  с поэтом на протяжении всего романа.

Татьяне суждено было стать истинной хозяйкой романа, завладеть сердцами  читателей. Ей Пушкин предназначил быть символом России, своего народа, Музой и  сливающейся с ней поэзией, ибо для поэта они неделимы. Именно Татьяне посвящен  роман, именно в ней Пушкин заключил все самое доброе, нежное и чистое. Татьяна –  «это лирическая поэзия, обнимающая собою мир ощущений и чувств, с особенною  силою кипящих в молодой груди». И читатель чувствует эту поэзии так же, как и  саму Татьяну. Татьяна для Пушкина не просто любимая героиня, она героиня-мечта,  которой поэт бесконечно предан, в которую безумно влюблен.

Роль Татьяны в романе очень велика, образ ее, будто незримый лучик солнца,  проходит через весь роман, присутствует в каждой главе. Чистый образ Татьяны  лишь еще ярче выявляет трагедию Онегина, всего общества, но все же основная  миссия «милой Тани», именно миссия, – быть Музой Пушкина, самой поэзией,  олицетворением жизни в «Евгении Онегине», символом русского народа, России,  родной земли, ведь Муза Пушкина обязательно должна быть крепко связана со своим  народом, родиной, именно в этом ее апофеоза. Безусловно, только такая цельная  натура могла быть Музой Пушкина. Татьяна выражает чувства и мысли автора,  раскрывает нам его душу.

Поистине гениально противопоставляет Пушкин свою Музу пошлости света, заставляя  читателей еще яснее осознавать трагедию всего поколения, и в частности Онегина.  Автор обращается к античности, к природе, будто отрывает Татьяну от всего  земного, пытаясь сказать, что девочка эта – «совершеннейший эфир», но  одновременно, символизируя собой поэзию, Татьяна полна жизни, а ее близость к  народу, к старине лишь подтверждает: Татьяна твердо стоит на своей почве. В  Татьяне сразу чувствуется «улыбка жизни, светлый взгляд, играющий переливами  быстро сменяющихся ощущений».

Обратим внимание на то, как рисует нам свою героиню Пушкин. В романе почти  полностью отсутствует портрет Татьяны, что в свою очередь выделяет ее из всех  барышень того времени, например, портрет Ольги дан автором очень подробно. В  этом смысле важно, что Пушкин вводит в роман тонкие сопоставления своей героини  с античными богами природы. Таким образом, портрет Татьяны отсутствует, словно  автор пытается донести до читателя, что красота внешняя часто лишена жизни, если  отсутствует прекрасная и чистая душа, а значит, лишена и поэзии. Но  несправедливо было бы утверждать, что Пушкин не наделил свою героиню красотой  внешней так же, как и красотой души. И здесь обращением к античным богам Пушкин  дает нам возможность представить себе прекрасный облик Татьяны. И в то же время  сама античность, которая является неотъемлемой особенностью романа, лишь вновь  доказывает, что внешняя красота Татьяны неразрывно связана с ее богатым духовным  миром. Тут надо отметить и то, что связь Татьяны с античностью в романе является  и композиционной особенностью, так как позволяет Пушкину везде и всюду вести за  собой свою героиню, воплощая ее в образах античных богов. Так, например, одним  из самых частых спутников Татьяны является образ вечно юной, вечно девственной  богини-охотницы Дианы. Сам выбор Пушкиным именно этой античной богини для своей  Тани уже показывает ее вечно юную душу, ее неопытность, наивность, ее незнание  пошлости света. С Дианой мы встречаемся уже в первой главе:

…вод веселое стекло не отражает лик Дианы.

Эта строка будто предвещает появление героини, которая станет Музой всего  повествования. И, конечно, нельзя не согласиться с тем, что Пушкин, как  настоящий художник, рисует не лицо, а лик своей Музы, что поистине делает  Татьяну неземным созданием. Далее мы еще встретимся с Дианой, неизменной  спутницей тринадцатилетней Татьяны. Стоит лишь сказать, что созвучны даже имена  «Татьяна» и «Диана», что делает их связь более тесной. И тут Татьяна заключает в  себе основную художественную особенность «Евгения Онегина» – это  непосредственная связь прошлого, античности с настоящим. Греки даже говорили,  что Пушкин похитил пояс Афродиты. Древние греки по их религиозному  миросозерцанию, исполненному поэзии и жизни, считали, что богиня красоты  обладала таинственным поясом:

…все обаяния в нем заключались;

В нем и любовь и желания…

Пушкин первый из русских поэтов овладел поясом Киприды. Татьяна лишь  подтверждение тому. В композиции, как было сказано ранее, этот «пояс Киприды»  также играет большую роль. Рассмотрим эпиграф к третьей главе романа. Вообще,  эпиграфы у Пушкина несут огромную смысловую нагрузку, в чем мы еще не раз  убедимся. Итак, эпиграфом к третьей главе взяты слова французского поэта  Мальфилатра:

Elle йtait fille, elle йtait amoureuse. – «Она была девушка, она была влюблена».

Эпиграф взят из поэмы «Нарцисс, или остров Венеры». Пушкин привел стих из  отрывка о нимфе Эхо. И, если учесть, что в главе говорится о вспыхнувшем чувстве  Татьяны к Онегину, то возникает параллель между ней и влюбленной в Нарцисса (в  романе это Онегин) Эхо. Далее в поэме шло:

Я ее извиняю – любовь сделала ее виновной. О, если бы судьба ее извинила также.

Эту цитату можно сопоставить со словами Пушкина, в которых в полной мере  отразилось чувство автора к своей героине-мечте:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная влеченью чувства

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?

Ужели не простите ей

Вы легкомыслия страстей?

Важно отметить, хотя нельзя отрицать очевидное сопоставление Татьяны с античными  богами, она истинно русская душа, и в этом, без сомнения, убеждаешься, читая  роман. С момента ее первого появления в «Евгении Онегине» во второй главе  Татьяна становится как бы символом России, русского народа. Эпиграфом ко второй  главе, где автор «впервые освятил именем таким страницы нежные романа», являются  слова Горация:

«О, rus! Hor…» («О Русь! О Деревня!»)

Этот особый эпиграф посвящен именно Татьяне. Пушкин, для которого так важна  близость любимой героини к родной земле, к своему народу, к своей культуре,  делает Татьяну «народной героиней». В эпиграфе слово «Русь» заключает в себе и  связь героини со своим народом, и с Россией, и со стариной, с традициями, с  культурой Руси. Для автора с самим именем «Татьяна» «неразлучно воспоминанье  старины». Сама вторая глава является одной из самых важных глав романа с точки  зрения композиции: здесь читатель впервые знакомится с Татьяной, начиная с этой  главы, ее образ, символизирующий Россию, русский народ, будет теперь  присутствовать во всех пейзажах романа. Заметим, что Татьяна- – тип крепкий,  твердо стоящий на своей почве, что и показывает нам истинную трагедию Онегиных,  порожденных лицемерным и пошлым светом, - отдаленность от своего же народа и  традиций.  Уже в первых описаниях Татьяны замечаешь ее близость к природе, но не просто к  природе, а именно к русской природе, к России, ну, а впоследствии воспринимаешь  ее как единое целое с природой, с родной землей.  В эпитетах «дика, печальна, молчалива» угадывается еще один образ, везде и всюду  сопровождающий Татьяну и связывающий ее с природой, – луна:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод…

…при отуманенной луне…

Благодаря этому лунному сиянию, которое будто источает сама Татьяна, и звездному  небу, портрет Татьяны написан «движеньем света». В романе Татьяна озарена «лучом  Дианы». Теперь античная богиня олицетворяет собой луну.

«Движение луны есть одновременно движение сюжетной линии романа», - пишет  Кедров. При «вдохновительной луне» Таня пишет свое бесконечно искреннее послание  Онегину и заканчивает письмо, только когда «лунного луча сиянье гаснет».  Бесконечное звездное небо и бег луны отражаются в зеркале Татьяны в час гадания:

Морозна ночь, все небо ясно;

Светил небесных дивный хор

Течет так тихо, так согласно…

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна…

Неуловимый трепет души Татьяны, даже биение ее пульса и дрожание руки передаются  вселенной, и «в темном зеркале одна дрожит печальная луна». «Дивный хор светил»  останавливается в маленьком зеркальце, а путь Татьяны вместе с луной, с природой  продолжается. Можно лишь добавить, что душа Татьяны подобна чистой луне,  источающей свой дивный, печальный свет. Луна в романе абсолютно чиста, на ней  нет ни пятнышка. Так и душа Татьяны чиста и непорочна, ее мысли, стремления так  же высоки и далеки от всего пошлого и приземленного, как и луна. «Дикость» и  «печальность» Татьяны не отталкивают нас, а, наоборот, заставляют почувствовать,  что, как и одинокая луна в небе, она недосягаема в своей душевной красоте. Надо  сказать, что луна у Пушкина – это еще и повелительница небесных светил,  затмевающая своим чистым сиянием все вокруг. А теперь перенесемся на мгновенье в  последние главы романа. И вот мы видим Татьяну в Москве:

Красавиц много на Москве.

Но ярче всех подруг небесных

Луна в воздушной синеве.

Но та, которую не смею

Тревожить лирою моею,

Как величавая луна,

Средь жен и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

Вновь в образе луны видим мы нашу Татьяну. И что же? Не только своим величаво  прекрасным обликом затмила она «причудниц большого света», но той беспредельной  искренностью и чистотой души.

И снова «милая Таня» в родной деревне:

Был вечер. Небо меркло. Воды

Струились тихо. Жук жужжал.

Уж расходились хороводы;

Уж за рекой, дымясь, пылал

Огонь рыбачий. В поле чистом,

В свои мечты погружена,

Татьяна долго шла одна.

Портрет Татьяны становится неотделим от общей картины мира и природы в романе.  Ведь не просто природа, а вся Россия, даже вся вселенная с величественной сменой  дня и ночи, с мерцанием звездного неба, с непрерывным выстраиванием «небесных  светил» органически входит в повествование. «Глазами Татьяны и автора создается  космический фон поэмы. В непрерывном возгорании света, в постоянном космическом  огня кроется глубокий смысл: на этом фоне душа человеческая, душа Татьяны ищет  любви, заблуждается и прозревает».

В «Евгении Онегине» природа выступает как положительное начало в человеческой  жизни. Образ природы неотделим от образа Татьяны, так как для Пушкина природа  есть наивысшая гармония души человеческой, и в романе эта гармония души присуща  лишь Татьяне:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

Очевидно, что так же, как в раскрытии образа Онегина, Пушкин близок к Байрону с  его «Чайлд-Гарольдом», так и в раскрытии характера Татьяны, ее природного  начала, ее души он близок к Шекспиру, который сконцентрировал положительное  природное начало в Офелии. Татьяна и Офелия помогают еще глубже увидеть разлад с  собой главных героев, Гамлета и Онегина, являя собой идеал гармонии человека с  природой. И даже более того, Татьяна всей своей натурой доказывает невозможность  мира и покоя в душе Онегина без полного единения с природой.

«У Пушкина природа полна не одних только органических сил – она полна и поэзии,  которая наиболее свидетельствует о ее жизни». Вот почему мы и находим Татьяну с  ее безгранично искренней душой, с ее непоколебимой верой, с ее наивно влюбленным  сердцем на лоне природы, в ее вечном движении, в колыхании ее лесом, в трепете  серебристого листа, на котором любовно играет луч солнца, в ропоте ручья, в  веянии ветра:

Теперь она в поля спешит…

Теперь то холмик, то ручей

Остановляют поневоле

Татьяну прелестью своей.

Словно лишь природе Татьяна может поведать природе свои горести, мучения души,  страдания сердца. В то же время Татьяна делится с природой и цельностью своей  натуры, возвышенностью помыслов и стремлений, добротой и любовью,  самоотверженностью. Только в единении с природой находит Татьяна гармонию духа,  лишь в этом видит она возможность счастья для человека. Да и где еще искать ей  понимания, сочувствия, утешения, к кому еще обратиться, как не к природе, ведь  она «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Как она сама напишет Онегину  в письме, «ее никто не понимает». У природы находит Татьяна успокоение,  утешение. Итак, у Пушкина проводятся параллели между стихиями природы и  человеческими чувствами. При таком понимании природы граница между ней и  человеком всегда подвижна. В романе природа раскрывается через Татьяну, а  Татьяна – через природу. Например, весна – это зарождение любви Татьяны, а  любовь в свою очередь – весна:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю павшее зерно

Весны огнем оживлено.

Татьяна, которая полна поэзии и жизни, для которой так естественно чувствовать  природу, влюбляется именно весной, когда душа ее открывается для перемен в  природе, расцветает в своей надежде на счастье, как расцветают первые цветы  весной, когда природа пробуждается ото сна. Татьяна передает весеннему ветерку,  шелестящим листьям, журчащим ручьям трепет своего сердца, томление души.  Символично само объяснение Татьяны и Онегина, которое происходит в саду, а когда  «тоска любви Татьяну гонит», то «в сад идет она грустить». Татьяна входит в  «келью модную» Онегина, и вдруг становится «темно в долине», и «луна сокрылась  за горою», словно предупреждая об ужасном открытии Татьяны, которое суждено было  ей сделать («Уж не пародия ли он?»). Перед тем, как уехать в Москву, Татьяна  прощается с родным краем, с природой, словно предчувствуя, что уже не вернется  обратно:

Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Меняю милый, тихий свет

На шум блистательных сует…

Прости ж и ты, моя свобода!

Куда, зачем стремлюся я?

Что мне сулит судьба моя?

В этом проникновенном обращении Пушкин ясно показывает, что Татьяну нельзя  отделять от природы. И ведь Татьяна должна покинуть родной дом, именно когда  наступает ее любимое время года – русская зима:

Татьяне страшен зимний путь.

Бесспорно, что одна из главных целей, для которой в роман вводится образ  Татьяны, заключается в противопоставлении ее Онегину, лицемерию и несовершенству  света. Наиболее полно это противопоставление отражено в единении Татьяны с  природой, в ее близости к своему народу. Татьяна – живой пример неразрывной  связи человека со своей страной, с ее культурой, с ее прошлым, с народом.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.