скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского

Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «...Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет бывшая в ттолном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. — что она хоть и некрасива, но многим нравится — «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.

Лужин Петр Петрович тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано...

Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел... тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая мною несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л. надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова — с целью «на всякий случай забежать вперед» и «замокать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны. Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже. Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.

Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штагов» и с того момента стал пить.

Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах — что пьет и пропил веши жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство. «Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов...» Дважды Раскольников сопровождает ею домой: в первый раз пьяного, во второй раз раздавленною лошадьми, j Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.

Марфа Петровна — помещица, супруга Свидригайлова. О ней читатель узнает из письма матери Раскольникову и из рассказа Свидригайлова, которого она спасла из долговой тюрьмы, заплатив за него крупную сумму. Когда Свидригайлов начал ухаживать за Дуней Раскольниковой, служившей у нее гувернанткой, она выгнала ее, но узнав про ее невиновность, раскаялась и назначила ей в завещании три тысячи. После смерти, виновником которой (отравление), возможно, был Свидригайлов, является тому, по его признанию, как привидение, Настасья — кухарка и служанка квартирной хозяйки Раскольникова. Из деревенских баб, очень болтливая и смешливая. Прислуживает Раскольникову. В иные минуты болезни, отшельничества и «думанья» героя становится единственным связующим звеном его с миром, отвлекая от навязчивой идеи.

Николай (Миколка) — красильщик, ремонтировавший квартиру в подъезде старухи-процентщицы. «...Очень молод, одет как простолюдин, роста среднего, худощавый, с волосами, обстриженными в кружок, с тонкими, как бы сухими чертами лица». Из раскольников. Был у старца под духовным началом, в пустыню хотел бежать. Наивен и прост сердцем. Вместе с напарником Митрием подозревается в убийстве старухи. Врывается во время допроса Раскольникова Порфирием Петровичем и заявляет, что он «убивец». Берет на себя преступление, потому что хочет принять страдание.

Порфирий Петрович — пристав следственных дел правовед. «...Лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придави ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого раза можно было от нее ожидать.

 Первая встреча Раскольникова с П. П. происходит у того на квартире, куда Раскольников приходит вместе с Разумихиным якобы справиться о своих закладах. Хороший актер, следователь постоянно провоцирует Раскольникова. задавая каверзные и как будто нелепые вопросы. П. П. умышленно искажает идею раскольниковской статьи о преступлении, о публикации которой Раскольников узнает именно от него. Между П. П. и Раскольниковым происходит своего рода поединок. Умный и гонкий психолог, следователь действительно интересуется Раскольниковым. Он не имеет фактических доказательств против Раскольникова. однако жестко и целенаправленно подводит его к признанию, и только в последний момент все срывается из-за неожиданного появления красильщика Миколки. берущего на себя убийство старухи. П. П. вынужден отпустить Раскольникова, но вскоре приходит к нему и, уже не сомневаясь, говорит о его виновности. П. предлагает Раскольникову самому явиться с признанием, что облегчит наказание, а он со своей стороны сделает вид, что ничего не знал. Отношение П. П. к Раскольникову двойственно: с одной стороны, тот дня него убийца преступник, с другой — он испытывает к нему уважение как к личности, способной заглянуть «за край», на себе испытать идею.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич — бывший студент, дворянин, товарищ Раскольникова по университет. Временно вышел из него из-за отсутствия средств. «Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача... Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог;

 и совсем не проказить. Р. был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства,

 казалось, не могли придавить его».

 Раскольникова явно тянет к нему как к человеку живой жизни, простому, цельному, энергичному и, главное, добросердечному. К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его муку. Хороший и преданный товарищ, Р. ухаживает за больным Рас-кольниковым, приводит к нему доктора Зосимова. Он же знакомит Раскольникова и со своим дальним родственником, следователем Порфирием Петровичем. Зная о подозрениях против Раскольникова, всячески пытается выгородить его, простодушно объясняя все его поступки болезнью. Берет он под свою опеку и приехавших в Петербург мать и сестру Раскольникова, влюбляется в Дуню и впоследствии женится на ней.

Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) — сестра Раскольникова. Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и. между прочим, как будто надменность».

Несмотря на то что, по мнению Раскольникова, «...скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает...». Д. собирается замуж за Лужина, хотя не любит' его, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата Родиона. Раскольников не хочет такой жертвы и всячески противится этому браку, пытаясь раскрыть глаза Д. на Лужина, но она не соглашается с ним, пока во время очередного объяснения с женихом в присутствии Раскольникова не убеждается в его правоте. Преследующий ее Свидригайлов под предлогом важного известия заманивает Д. к себе на квартиру, сообщает, что ее брат - убийца, и, домогаясь ее благосклонности, предлагает спасти его. Пытаясь вырваться, Д. стреляет в него из револьвера, но промахивается. Услышав, что она его не любит и не полюбит никогда. Свидригайлов после мучительного колебания неожиданно отпускает ее. Впоследствии Д. выходит замуж за Разумихина.

Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй, самая большая мука. От П. А. скрывают, что ее сын — убийца, а сам он, перед тем как идти признаваться, говорит ей, что должен на время уехать. Достоевский показывает драму матери, не знающей о преступлении сына, но чувствующей, что с ним произошло что-то очень серьезное, и глубоко страдающей от этого.


Сюжетная линия романа

В этом произведении широкий круг философских и нравственных проблем поставлен на современном, жизненном материале. Центральная тема романа — жизнь и духовный облик русской молодёжи в 1860-х гг. Главная проблема произведения — религиозно-философский смысл нигилизма, распространившегося в это время. В центре романа фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, который поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Раскольников — человек мыслящий, критически относящийся к жизни и морали «большинства». Отрицая традиционные нравственные законы, он испытывает потребность в вере, новой морали. Поэтому он и создаёт теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Истоки теории Раскольникова — в его особом взгляде на мир, историю, человека. Он убеждён, что человечество делится на две категории: одни — «право имеют», а другие — «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории Раскольников пришёл в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено всё, а большинству — ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к кому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху-процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.

Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых и занимает герой. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает страшное одиночество человека в этой толпе, одиночество прежде всего духовное, жизненную неприкаянность героя. Но Раскольников убил не «из-за куска хлеба», а чтобы себя проверить.

Действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и последующее его духовное выздоровление. Прежде всего в противоречие с теорией героя вступает живая и гуманная натура героя. Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Но сила идеи не менее велика, чем сила страсти, и она может точно так же порабощать душу человека, как и самая сильная и губительная страсть. Неподконтрольными сознанию, порабощенному идеей, являются и сны Раскольникова. Однажды во сне героя всплывает картина, виденная в детстве и глубоко запавшая в душу ребёнка. Он видит, как пьяные мужики истязают лошадь и забивают её насмерть. Увиденное во сне потрясает не меньше, чем пережитое наяву, и Раскольников решает отказаться от страшного замысла. Но Достоевский мог бы повторить вслед за М.Ю. Лермонтовым, что «идеи — создания органические... их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие...». Действия Раскольникова, совершённые под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чём не повинная Лизавета. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого отчуждения. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Философский смысл преступления в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Он не относится к разряду «избранных», он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. Пользу людям за счёт украденного у старухи он тоже не принёс, даже не воспользовался взятыми вещами и деньгами.

Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж — Сонечка Мармеладова.

 Раскольников открывается ей, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила «вечный» нравственный закон и загубила душу, свою душу. Но этим различием Раскольников пренебрегает. Он жаждет найти в Соне союзника, но встречает сурового судью, который в то же время становится и сострадающим человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе «кровь по совести». Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не «тварь дрожащую», как вообразил он вначале, приняв её самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, «униженных и оскорблённых», помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в душевной истории Раскольникова, началом его исцеления, которое завершится только на каторге, после тяжёлой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Новая жизнь, по Достоевскому, состоит в возвращении к вечным ценностям. В конце романа Раскольников берёт в руки Евангелие — это символизирует духовный перелом героя.


Заключение.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» не похож на другие произведения художественной литературы. Он, как писал Страхов, «написан объективною манерою, при которой, автор не говорит в отвлеченных выражениях об уме, характере своих героев, а прямо заставляет их действовать, мыслить и чувствовать».

Главный герой романа совершает двойное убийство, но за это автор не делает его сумасшедшим, а наоборот Раскольников везде является с задатками ясного ума и благородного сердца. Таков он во всех других поступках, кроме своего преступления.

Так почему же Раскольников совершает это преступление? Ответ на этот вопрос можно найти в романе. Вот как характеризует поступок Раскольникова следователь Порфирий: "Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое: когда цитируется фраза, что кровь "освежает"; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода — решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел. Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес". "Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит"

Теперь становится ясно, почему Раскольников совершил свое преступление. Виной всему его теория о «тварях дрожащих» и о «право имеющих». Раскольников хотел понять к кому он относится и поэтому он решается на этот страшный эксперимент.

Действия Раскольникова, совершённые под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чём не повинная Лизавета. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого отчуждения. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Философский смысл преступления в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Он не относится к разряду «избранных», он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. Пользу людям за счёт украденного у старухи он тоже не принёс, даже не воспользовался взятыми вещами и деньгами.

Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж — Сонечка Мармеладова.

Раскольников открывается ей, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила «вечный» нравственный закон и загубила душу, свою душу. Но этим различием Раскольников пренебрегает. Он жаждет найти в Соне союзника, но встречает сурового судью, который в то же время становится и сострадающим человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе «кровь по совести». Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не «тварь дрожащую», как вообразил он вначале, приняв её самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, «униженных и оскорблённых», помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в душевной истории Раскольникова, началом его исцеления, которое завершится только на каторге, после тяжёлой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Новая жизнь, по Достоевскому, состоит в возвращении к вечным ценностям. В конце романа Раскольников берёт в руки Евангелие — это символизирует духовный перелом героя. Таким образом, можно утверждать, что роман «Преступление и наказание» построен на опровержении теории Раскольникова и последующее его духовное выздоровление.

«Вот самая суть преступления. Это убийство принципа. Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям вот общая тема, на которую написан роман г. Достоевского» - писал Страхов в своей первой статье, посвященной роману «Преступление и наказание».


Литература.

Страхов Н.Н. статья «Преступление и наказание».

«Большая школьная энциклопедия» С. Исмаилова.

Литература 10 класс I часть В.Г. Маранцман.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.